Программа кружковой работы с детьми дошкольного возраста (средняя группа) «Почемучки» (экологическое воспитание)
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему

Ларина Наталья Сергеевна

Цель работы кружка:

Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу. Закреплять и углублять знания детей, полученные на занятиях и в повседневной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_kruzhok_2014-2015_g.docx48.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №3»

ШАТУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Утверждаю

Заведующий МБДОУ  

«_____________________»

______________ (________)

«_____» ______________ 2014.

Программа кружковой работы

с детьми дошкольного возраста

(средняя группа)

«Почемучки»

(экологическое воспитание)

Рассмотрено на районном методическом

объединении воспитателей

Протокол № ___ от «___» ____________

Руководитель ФМО  _________________

Воспитатель:

 _____________________

г. Шатура

2014г.

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский.

Актуальность:

Кружок «Почемучки» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети закрепляют и обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Целесообразность реализации кружка:

  • Развитие целевых ориентиров: любознательный, активный, отзывчивый;
  • Развитие эстетического восприятия окружающего;
  • Развитие нравственности;
  • Развитие продуктивной деятельности.

Цель работы кружка:

Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу. Закреплять и углублять знания детей, полученные на занятиях и в повседневной деятельности.

Работа кружка призвана решать следующие задачи:

• Формировать понятие о том, что каждый объект природы — это единая система.

• Дать представления о различных природных объектах.

• Научить устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

• Развивать память, мышление, внимание.

• Обогащать словарный запас.

• Развивать связную речь.

• Воспитывать осознанно доброе и чуткое отношение к природе.

• Учить детей моделировать и конструировать из природного материала.

Этапы реализации кружка:

  1. Подготовительный (сентябрь):
  • создание развивающей среды;
  • дидактические игры;
  • наглядный материал;
  • подбор художественной литературы;
  • картотека пальчиковых игр;
  • материалы пальчиковых и подвижных игр;
  • материалы для экспериментирования.
  1. Практический (октябрь - май):
  • организация деятельности детей.
  1. Заключительный  (май):
  • определение результата практической деятельности с детьми.

Формы работы:

        Срок реализации программы 1 год. Основные занятия проводятся 1 раз в две недели во второй половине дня, продолжительностью 12-15 минут. Количество занятий 18. Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам.

  1. Природное окружение.
  2. Изобразительная деятельность.
  3. Ознакомление с художественной литературой.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, показ наглядного материала, презентация, наблюдения, так и практические – лепка и рисование.

Ожидаемые результаты

К концу года дети:

  • имеют представление об осенних изменениях в живой и неживой природе;
  • самостоятельно выделяют и называют зимние явления в неживой природе;
  • имеют представление о том, что жизнь зимой продолжается, о способах приспособления растений и животных к зиме;
  • самостоятельно выделяют первые признаки весны в живой и неживой природе.

Учебно-тематический план.

месяц

№ п/п

Дата проведения кружка

Название

Количество мероприятий

Затраченное время

Сентябрь

1

16.09.2014г.

«Осень в гости к нам пришла. Что она нам принесла?»

(О.А. Воронкевич стр.93;  М.П. Костюченко стр. 13)

1

15 – 20 мин.

2

30.09.2014г.

«Беседа о насекомых»

(О.А. Воронкевич стр.94)

1

15 – 20 мин.

Октябрь

3

14.10.2014г.

«Рыбка, рыбка, где ты спишь?»

(О.А. Воронкевич стр.97) 

1

15 – 20 мин.

4

28.10.2014г.

«Как поливать растение»

(О.А. Воронкевич стр.99;  М.П. Костюченко стр. 49)

1

15 – 20 мин.

Ноябрь

5

11.11.2014г.

«Что такое воздух?»

(М.П. Костюченко стр. 53)

1

15 – 20 мин.

6

25.11.2014г.

«Как зимуют дикие звери?»

(О.А. Воронкевич стр.100;  М.П. Костюченко стр. 24)

1

15 – 20 мин.

Декабрь

7

02.12.2014г.

Итоговое мероприятие. Развлекательное представление по опытно-эксперементальной деятельности «Где живёт вода?»

1

15 – 20 мин.

8

16.12.2014г.

«Как живут растения зимой»

(О.А. Воронкевич стр. 106;  М.П. Костюченко стр. 60)

1

15 – 20 мин.

Январь

9

13.01.2014г.

«Рассматривание и сравнение воробья и вороны»

(О.А. Воронкевич стр. 108)

1

15 – 20 мин.

10

27.01.2015г.

«Прогулка в зимний лес»

(О.А. Воронкевич стр. 110;  М.П. Костюченко стр. 20)

1

15 – 20 мин.

Февраль

11

10.02.2015г.

«Деревья зимой»

(О.А. Воронкевич стр. 112;  М.П. Костюченко стр. 124)

1

15 – 20 мин.

12

24.02.2015г.

Итоговая работа. Развлечение «В зимнем лесу»

1

15 – 20 мин.

Март

13

10.03.2015г.

«Посадка гороха в уголке природы»

(О.А. Воронкевич стр. 114)

1

15 – 20 мин.

14

24.03.2015г.

«Путешествие в весенний лес»

(О.А. Воронкевич стр. 120;  М.П. Костюченко стр. 82) 

1

15 – 20 мин.

Апрель

15

07.04.2015г.

«Жизнь диких зверей весной»

(О.А. Воронкевич стр. 116)

1

15 – 20 мин.

16

21.04.2015г.

«Птицы»

(О.А. Воронкевич стр. 119;  М.П. Костюченко стр. 72)

1

15 – 20 мин.

Май

17

05.05.2015г.

«Сравнение одуванчика с тюльпаном»

(О.А. Воронкевич стр. 46)

1

15 – 20 мин.

18

19.05.2015г.

Итоговая работа. КВН «Знатоки природы»

1

15 – 20 мин.

Содержание программы.

месяц

№ п/п

Дата проведения кружка

Название

Программное содержание

Сентябрь

1

16.09.2014г.

«Осень в гости к нам пришла. Что она нам принесла?»

Формировать умение детей составлять описательные рассказы об овощах (фруктах), определять последовательность изложения. Уточнить и закрепить представления детей об овощах и фруктах, отличающихся друг от друга по внешнему виду и способу произрастания. Воспитывать умение слушать друг друга.

2

30.09.2014г.

«Беседа о насекомых»

Обогащать знания детей представление детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики), формировать знания детей о том, как насекомые защищаются от врагов. Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых. Воспитывать любознательность.

Октябрь

3

14.10.2014г.

«Рыбка, рыбка, где ты спишь?»

Обогащать знания детей о рыбке и условиях ее жизни. Развивать логическое мышление. Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас. Активизация словаря: тело овальной формы, на спине, на животе и хвосте – плавники, хвостовой плавник, чешуя, перышки, золотистая, блестящая, туловище двигается, плавает вверх, вниз, быстро, медленно, сухой корм, мотыль, вода чистая, прозрачная.

4

28.10.2014г.

«Как поливать растение»

Продолжать формировать знание структуры трудового процесса. Обучать детей практическим навыкам поливки. Воспитывать отношение к растениям как к живым существам.

Ноябрь

5

11.11.2014г.

«Что такое воздух?»

Знакомство детей с понятиями воздух, воздушное пространство, со свойствами воздуха, влиянием на здоровье человека; развивать исследовательские способности, любознательность, наблюдательность.

6

25.11.2014г.

«Как зимуют дикие звери?»

Формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий. Дать представление о том, что у каждого времени года свои особенности и как  дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях.

Декабрь

7

02.12.2014г.

Итоговое мероприятие. Развлекательное представление по опытно-эксперементальной деятельности «Где живёт вода?»

Выявление свойств воды: она прозрачная, без запаха, льётся, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес. Выяснить, что у воды нет вкуса и запаха.

Развивать исследовательские способности, любознательность, наблюдательность.

8

16.12.2014г.

«Как живут растения зимой»

Обобщить и систематизировать представления  детей о приспособлении растений к сезонным явлениям (зимой мало света, холодно, растения прекращают свой рост, отдыхают). Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

Январь

9

13.01.2014г.

«Рассматривание и сравнение воробья и вороны»

Расширить знания детей о жизни птиц зимой: об их внешнем виде, о питании. Развивать умение распознавать птиц (воробей, ворона) по способам передвижения, издаваемым звукам. Словарная работа: зимующие, нахохлились, чирикают, щебечут, покрылось пухом, зимовать, корм. Воспитывать заботливое отношение, интерес.

10

27.01.2015г.

«Прогулка в зимний лес»

Обобщить знания о том, как проводят зиму звери, чем питаются. Закрепить знания с использованием моделей. Развивать доказательную речь. Воспитывать интерес к повадкам зверей.

Февраль

11

10.02.2015г.

«Деревья зимой»

Обобщать представления о типичной морфологии растений. Закрепить умение различать и называть части растения. Формировать представления о потребностях растений (тепло, свет, влага, земля).

12

24.02.2015г.

Итоговая работа. Развлечение «В зимнем лесу»

Закрепить знания детей об основных повадках, внешних признаках, образе жизни диких животных Развивать сноровку, ловкость, быстроту движений, память, речь. Воспитывать уважение к природе родного края.

Март

13

10.03.2015г.

«Посадка гороха в уголке природы»

Систематизировать знания о процессе посадки, учить принимать цель, определять предмет труда, отбирать инструменты и материалы для работы, определять последовательность трудовых действий. Формировать практические навыки посадки растений. Воспитывать дружеское отношение детей друг к другу в процессе труда.

14

24.03.2015г.

«Путешествие в весенний лес»

Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе (прибавление светового дня, количество солнечных дней; цвет неба; повышение температуры воздуха; таяние снега, сосульки, капель; проталины; конец спячки у зверей, линька, забота о потомстве; появление насекомых; прилет птиц, строительство гнезд; весеннее состояние деревьев, появление травы, цветущих растений). Развивать умение сравнивать различные периоды весны. Продолжать развивать связную речь детей.

Апрель

15

07.04.2015г.

«Жизнь диких зверей весной»

Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни диких животных. (Весной -  линька, конец спячки, забота о потомстве). Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать интерес к жизни животных.

16

21.04.2015г.

«Птицы»

Обобщать у детей представление о «птицах»: у всех птиц есть клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две ноги, птенцы появляются из яйца. Формировать умение детей соотносить изменения в природе с жизнью птиц в лесу весной.

Май

17

05.05.2015г.

«Сравнение одуванчика с тюльпаном»

Развивать умение детей различать и называть первоцветы (мать-и-мачиха, подснежник, одуванчик, тюльпан). Развивать умственную операцию сравнения: находить общие признаки у одуванчика и тюльпана, пользуясь моделями. Закреплять умение правильно называть основные части растений. Совершенствовать навыки обследовательских действий. Вызывать радость от красоты растений, воспитывать бережное отношение  к ним.

18

19.05.2015г.

Итоговая работа. КВН «Знатоки природы»

Методическое обеспечение программы.

месяц

№ п/п

Дата проведения кружка

Название

Методы и приёмы организации

Материал

Сентябрь

1

16.09.2014г.

«Осень в гости к нам пришла. Что она нам принесла?»

  1. Организационный момент.
  2. Презентация «Что такое осень?»
  3. Рассматривание корзинки с дарами осени.
  4. Физкультминутка.
  5. Чтение М.И. Венсен «Падают листья»
  6. Д/и «Что в лесу, что в огороде»
  7. Подведение итогов.

Презентация

Дидактическая игра.

Худ. литература

Подвижная игра «Листопад»

2

30.09.2014г.

«Беседа о насекомых»

  1. Организационный момент.
  2. Рассматривание наглядного материала с изображением насекомых.
  3. Чтение отрывка К. Чуковский «Муха-цокотуха»
  4. Физкультминутка
  5. Д/и  «Найди насекомых»
  6. Подведение итогов.

Наглядный материал.

Худ. литература

Дидактическая игра

Подвижная игра

Октябрь

3

14.10.2014г.

«Рыбка, рыбка, где ты спишь?»

  1. Организационный момент.
  2. Просмотр видео ролика о жизни  рыб.
  3. Физкультминутка
  4. Игра  «Поймай рыбку»
  5. Подведение итогов.

Видео материал.

Игра «поймай рыбку»

Наглядный материал.

Подвижная игра

4

28.10.2014г.

«Как поливать растение»

  1. Организационный момент
  2. Рассматривание растений в группе.
  3. Беседа о способах ухода за растениями.
  4. Физкультминутка
  5. Игра «Собери растение из частей»
  6. Подведение итогов.

Наглядный и дидактический материал.

Цветы.

Подвижная игра.

Ноябрь

5

11.11.2014г.

«Что такое воздух?»

  1. Организационный момент.
  2. Беседа «Что такое воздух?»
  3. Исследования воздуха.
  4. Физкультминутка.
  5. Игры с воздухом (воздушный шар, мыльные пузыри, резиновые мячики)
  6. Подведение итогов.

Наглядный материал.

Игровой материал. Материал для проведения исследования

Подвижная игра

6

25.11.2014г.

«Как зимуют дикие звери?»

  1. Организационный момент
  2. Рассматривание наглядного материала «как зимуют дикие звери?»
  3. Физкультминутка
  4. Игровое упражнение «Найди домик для зверюшки».
  5. Подведение итогов.

Наглядный материал.

Игровой материал.

Подвижная игра

Декабрь

7

02.12.2014г.

Итоговое мероприятие. Развлекательное представление по опытно-эксперементальной деятельности «Где живёт вода?»

  1. Организационный момент
  2. Встреча гостей. Беседа с детьми о свойствах воды.
  3. Физкультминутка
  4. Исследование «Вот она какая»
  5. Подведение итогов

Наглядный материал.

Музыка.

8

16.12.2014г.

«Как живут растения зимой»

  1. Организационный момент
  2. Презентация «Путешествие в зимний лес»
  3. Физкультминутка
  4. Д/и «Кто спрятался в снегу»
  5. Подведение итогов.

Презентация

Дидактическая игра.

Подвижная игра «Зайка беленький»

Январь

9

13.01.2014г.

«Рассматривание и сравнение воробья и вороны»

  1. Организационный момент
  2. Рассматривание наглядного материала с изображением воробья и вороны.
  3. Физкультминутка
  4. Д/и «Угадай чьи следы»
  5. Подведение итогов

Наглядный материал

Дидактическая игра

Подвижная игра.

10

27.01.2015г.

«Прогулка в зимний лес»

  1. Организационный момент
  2. Рассказ воспитателя и показ наглядного материала.
  3. Физкультминутка.
  4. Д/и «Что за растение?»
  5. Подведение итогов.

Наглядный материал.

Дидактическая игра.

Подвижная игра «Снег кружится»

Февраль

11

10.02.2015г.

«Деревья зимой»

  1. Организационный момент
  2. Объяснение воспитателя и показ приёмов рисования.
  3. Физкультминутка
  4. Самостоятельная работа детей. Помощь детям.
  5. Подведение итогов.

Наглядный материал.

Подвижная игра «Снег кружится»

Материал для выполнения рисунка.

12

24.02.2015г.

Итоговая работа. Развлечение «В зимнем лесу»

  1. Организационный момент
  2. Беседа «Кто живет в лесу»
  3. Физкультминутка
  4. Чтение стихов, исполнение песенок.
  5. Подведение итогов.

Музыка.

Наглядный материал.

Март

13

10.03.2015г.

«Посадка гороха в уголке природы»

  1. Организационный момент
  2. Рассказ воспитателя и показ наглядного материала.
  3. Слушание «Апрель» муз. П. И. Чайковского
  4. Физкультминутка
  5. Д/и «Найди и покажи»
  6. Подведение итогов.

Наглядный материал.

Дидактическая игра.

Подвижная игра «Весёлый воробей»

14

24.03.2015г.

«Путешествие в весенний лес»

  1. Организационный момент
  2. Рассказ воспитателя с демонстрацией наглядного материала.
  3. Физкультминутка
  4. Игровое упражнение «Весенние заботы»
  5. Подведение итогов.

Демонстрационный материал.

Дидактическая игра.

Подвижная игра

Апрель

15

07.04.2015г.

«Жизнь диких зверей весной»

  1. Организационный момент
  2. Рассматривание наглядного материала.
  3. Презентация «Лесные звери и их потомство»
  4. Физкультминутка
  5. Д/и «Чья мама, чей малыш?»
  6. Подведение итогов.

Презентация.

Дидактическая игра.

Подвижная игра.

Наглядный материал.

16

21.04.2015г.

«Птицы»

  1. Организационный момент
  2. Рассматривание птиц, особенностей их строения.
  3. Физкультминутка
  4. Д/и «Угадай, что за птица»
  5. Подведение итогов.

Наглядный материал.

Дидактическая игра.

Подвижная игра

Май

17

05.05.2015г.

«Сравнение одуванчика с тюльпаном»

  1. Организационный момент
  2. Объяснение воспитателя и показ приёмов рисования
  3. Физкультминутка
  4. Самостоятельная деятельность детей. Помощь детям.
  5. Подведение итогов.

Лист ватмана.

Гуашь

Подвижная игра

«Солнышко и дождик»

18

19.05.2015г.

Итоговая работа. КВН «Знатоки природы»

1. Организационный момент.

2. Приветствие команд.

3. Задания для команда «Вопрос – ответ» (с опорой на картинки)

4. Физкультминутка.

5. Конкурс для капитанов.

6. Подведение итогов.

Атрибуты для проведения праздника.

Литература

1. Воронкевич О.А.  «Добро пожаловать в экологию»

2. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду»

3. Костюченко М.П. «Окружающий мир»

4. Кислинская Т. А. «Гениальность на кончиках пальцев»

5. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»

6. Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»

7. Николаева С.Н. «Юный эколог»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие познавательных способностей в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром, экологического воспитания"

В течении многих лет мною ведется работа по экологическому воспитанию. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стор...

Конспект совместной деятельности с детьми дошкольного возраста средней группы на тему «Маленькие пешеходы».

Конспект  совместной деятельности с детьми дошкольного возраста средней группы на тему «Маленькие пешеходы»....

"Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста средней группы (4-5 лет) №1 на 2019 - 2020 уч. год"

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста средней группы (4-5 лет)...

Конспект. Доминантное музыкальное занятие по пению с детьми дошкольного возраста. (средняя группа)

Формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования....

Конспект организованной образовательной деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста средней группы на тему: "Путешествие в страну времен года".

Конспект организованной образовательной деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста средней группы на тему: "Путешествие в страну времен г...

Перспективный план работы по реализации Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста».(средняя группа)

Перспективный план работыпо реализации Программы«Основы безопасности детей дошкольного возраста» (средняя группа)...