Программа кружковой работы с детьми дошкольного возраста (средняя группа) «Почемучки» (экологическое воспитание)
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему
Цель работы кружка:
Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу. Закреплять и углублять знания детей, полученные на занятиях и в повседневной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_kruzhok_2014-2015_g.docx | 48.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №3»
ШАТУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
«_____________________»
______________ (________)
«_____» ______________ 2014.
Программа кружковой работы
с детьми дошкольного возраста
(средняя группа)
«Почемучки»
(экологическое воспитание)
Рассмотрено на районном методическом
объединении воспитателей
Протокол № ___ от «___» ____________
Руководитель ФМО _________________
Воспитатель:
_____________________
г. Шатура
2014г.
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.
Актуальность:
Кружок «Почемучки» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети закрепляют и обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Целесообразность реализации кружка:
- Развитие целевых ориентиров: любознательный, активный, отзывчивый;
- Развитие эстетического восприятия окружающего;
- Развитие нравственности;
- Развитие продуктивной деятельности.
Цель работы кружка:
Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу. Закреплять и углублять знания детей, полученные на занятиях и в повседневной деятельности.
Работа кружка призвана решать следующие задачи:
• Формировать понятие о том, что каждый объект природы — это единая система.
• Дать представления о различных природных объектах.
• Научить устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
• Развивать память, мышление, внимание.
• Обогащать словарный запас.
• Развивать связную речь.
• Воспитывать осознанно доброе и чуткое отношение к природе.
• Учить детей моделировать и конструировать из природного материала.
Этапы реализации кружка:
- Подготовительный (сентябрь):
- создание развивающей среды;
- дидактические игры;
- наглядный материал;
- подбор художественной литературы;
- картотека пальчиковых игр;
- материалы пальчиковых и подвижных игр;
- материалы для экспериментирования.
- Практический (октябрь - май):
- организация деятельности детей.
- Заключительный (май):
- определение результата практической деятельности с детьми.
Формы работы:
Срок реализации программы 1 год. Основные занятия проводятся 1 раз в две недели во второй половине дня, продолжительностью 12-15 минут. Количество занятий 18. Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам.
- Природное окружение.
- Изобразительная деятельность.
- Ознакомление с художественной литературой.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, показ наглядного материала, презентация, наблюдения, так и практические – лепка и рисование.
Ожидаемые результаты
К концу года дети:
- имеют представление об осенних изменениях в живой и неживой природе;
- самостоятельно выделяют и называют зимние явления в неживой природе;
- имеют представление о том, что жизнь зимой продолжается, о способах приспособления растений и животных к зиме;
- самостоятельно выделяют первые признаки весны в живой и неживой природе.
Учебно-тематический план.
месяц | № п/п | Дата проведения кружка | Название | Количество мероприятий | Затраченное время |
Сентябрь | 1 | 16.09.2014г. | «Осень в гости к нам пришла. Что она нам принесла?» (О.А. Воронкевич стр.93; М.П. Костюченко стр. 13) | 1 | 15 – 20 мин. |
2 | 30.09.2014г. | «Беседа о насекомых» (О.А. Воронкевич стр.94) | 1 | 15 – 20 мин. | |
Октябрь | 3 | 14.10.2014г. | «Рыбка, рыбка, где ты спишь?» (О.А. Воронкевич стр.97) | 1 | 15 – 20 мин. |
4 | 28.10.2014г. | «Как поливать растение» (О.А. Воронкевич стр.99; М.П. Костюченко стр. 49) | 1 | 15 – 20 мин. | |
Ноябрь | 5 | 11.11.2014г. | «Что такое воздух?» (М.П. Костюченко стр. 53) | 1 | 15 – 20 мин. |
6 | 25.11.2014г. | «Как зимуют дикие звери?» (О.А. Воронкевич стр.100; М.П. Костюченко стр. 24) | 1 | 15 – 20 мин. | |
Декабрь | 7 | 02.12.2014г. | Итоговое мероприятие. Развлекательное представление по опытно-эксперементальной деятельности «Где живёт вода?» | 1 | 15 – 20 мин. |
8 | 16.12.2014г. | «Как живут растения зимой» (О.А. Воронкевич стр. 106; М.П. Костюченко стр. 60) | 1 | 15 – 20 мин. | |
Январь | 9 | 13.01.2014г. | «Рассматривание и сравнение воробья и вороны» (О.А. Воронкевич стр. 108) | 1 | 15 – 20 мин. |
10 | 27.01.2015г. | «Прогулка в зимний лес» (О.А. Воронкевич стр. 110; М.П. Костюченко стр. 20) | 1 | 15 – 20 мин. | |
Февраль | 11 | 10.02.2015г. | «Деревья зимой» (О.А. Воронкевич стр. 112; М.П. Костюченко стр. 124) | 1 | 15 – 20 мин. |
12 | 24.02.2015г. | Итоговая работа. Развлечение «В зимнем лесу» | 1 | 15 – 20 мин. | |
Март | 13 | 10.03.2015г. | «Посадка гороха в уголке природы» (О.А. Воронкевич стр. 114) | 1 | 15 – 20 мин. |
14 | 24.03.2015г. | «Путешествие в весенний лес» (О.А. Воронкевич стр. 120; М.П. Костюченко стр. 82) | 1 | 15 – 20 мин. | |
Апрель | 15 | 07.04.2015г. | «Жизнь диких зверей весной» (О.А. Воронкевич стр. 116) | 1 | 15 – 20 мин. |
16 | 21.04.2015г. | «Птицы» (О.А. Воронкевич стр. 119; М.П. Костюченко стр. 72) | 1 | 15 – 20 мин. | |
Май | 17 | 05.05.2015г. | «Сравнение одуванчика с тюльпаном» (О.А. Воронкевич стр. 46) | 1 | 15 – 20 мин. |
18 | 19.05.2015г. | Итоговая работа. КВН «Знатоки природы» | 1 | 15 – 20 мин. |
Содержание программы.
месяц | № п/п | Дата проведения кружка | Название | Программное содержание |
Сентябрь | 1 | 16.09.2014г. | «Осень в гости к нам пришла. Что она нам принесла?» | Формировать умение детей составлять описательные рассказы об овощах (фруктах), определять последовательность изложения. Уточнить и закрепить представления детей об овощах и фруктах, отличающихся друг от друга по внешнему виду и способу произрастания. Воспитывать умение слушать друг друга. |
2 | 30.09.2014г. | «Беседа о насекомых» | Обогащать знания детей представление детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики), формировать знания детей о том, как насекомые защищаются от врагов. Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых. Воспитывать любознательность. | |
Октябрь | 3 | 14.10.2014г. | «Рыбка, рыбка, где ты спишь?» | Обогащать знания детей о рыбке и условиях ее жизни. Развивать логическое мышление. Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас. Активизация словаря: тело овальной формы, на спине, на животе и хвосте – плавники, хвостовой плавник, чешуя, перышки, золотистая, блестящая, туловище двигается, плавает вверх, вниз, быстро, медленно, сухой корм, мотыль, вода чистая, прозрачная. |
4 | 28.10.2014г. | «Как поливать растение» | Продолжать формировать знание структуры трудового процесса. Обучать детей практическим навыкам поливки. Воспитывать отношение к растениям как к живым существам. | |
Ноябрь | 5 | 11.11.2014г. | «Что такое воздух?» | Знакомство детей с понятиями воздух, воздушное пространство, со свойствами воздуха, влиянием на здоровье человека; развивать исследовательские способности, любознательность, наблюдательность. |
6 | 25.11.2014г. | «Как зимуют дикие звери?» | Формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий. Дать представление о том, что у каждого времени года свои особенности и как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях. | |
Декабрь | 7 | 02.12.2014г. | Итоговое мероприятие. Развлекательное представление по опытно-эксперементальной деятельности «Где живёт вода?» | Выявление свойств воды: она прозрачная, без запаха, льётся, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес. Выяснить, что у воды нет вкуса и запаха. Развивать исследовательские способности, любознательность, наблюдательность. |
8 | 16.12.2014г. | «Как живут растения зимой» | Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям (зимой мало света, холодно, растения прекращают свой рост, отдыхают). Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. | |
Январь | 9 | 13.01.2014г. | «Рассматривание и сравнение воробья и вороны» | Расширить знания детей о жизни птиц зимой: об их внешнем виде, о питании. Развивать умение распознавать птиц (воробей, ворона) по способам передвижения, издаваемым звукам. Словарная работа: зимующие, нахохлились, чирикают, щебечут, покрылось пухом, зимовать, корм. Воспитывать заботливое отношение, интерес. |
10 | 27.01.2015г. | «Прогулка в зимний лес» | Обобщить знания о том, как проводят зиму звери, чем питаются. Закрепить знания с использованием моделей. Развивать доказательную речь. Воспитывать интерес к повадкам зверей. | |
Февраль | 11 | 10.02.2015г. | «Деревья зимой» | Обобщать представления о типичной морфологии растений. Закрепить умение различать и называть части растения. Формировать представления о потребностях растений (тепло, свет, влага, земля). |
12 | 24.02.2015г. | Итоговая работа. Развлечение «В зимнем лесу» | Закрепить знания детей об основных повадках, внешних признаках, образе жизни диких животных Развивать сноровку, ловкость, быстроту движений, память, речь. Воспитывать уважение к природе родного края. | |
Март | 13 | 10.03.2015г. | «Посадка гороха в уголке природы» | Систематизировать знания о процессе посадки, учить принимать цель, определять предмет труда, отбирать инструменты и материалы для работы, определять последовательность трудовых действий. Формировать практические навыки посадки растений. Воспитывать дружеское отношение детей друг к другу в процессе труда. |
14 | 24.03.2015г. | «Путешествие в весенний лес» | Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе (прибавление светового дня, количество солнечных дней; цвет неба; повышение температуры воздуха; таяние снега, сосульки, капель; проталины; конец спячки у зверей, линька, забота о потомстве; появление насекомых; прилет птиц, строительство гнезд; весеннее состояние деревьев, появление травы, цветущих растений). Развивать умение сравнивать различные периоды весны. Продолжать развивать связную речь детей. | |
Апрель | 15 | 07.04.2015г. | «Жизнь диких зверей весной» | Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни диких животных. (Весной - линька, конец спячки, забота о потомстве). Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать интерес к жизни животных. |
16 | 21.04.2015г. | «Птицы» | Обобщать у детей представление о «птицах»: у всех птиц есть клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две ноги, птенцы появляются из яйца. Формировать умение детей соотносить изменения в природе с жизнью птиц в лесу весной. | |
Май | 17 | 05.05.2015г. | «Сравнение одуванчика с тюльпаном» | Развивать умение детей различать и называть первоцветы (мать-и-мачиха, подснежник, одуванчик, тюльпан). Развивать умственную операцию сравнения: находить общие признаки у одуванчика и тюльпана, пользуясь моделями. Закреплять умение правильно называть основные части растений. Совершенствовать навыки обследовательских действий. Вызывать радость от красоты растений, воспитывать бережное отношение к ним. |
18 | 19.05.2015г. | Итоговая работа. КВН «Знатоки природы» |
Методическое обеспечение программы.
месяц | № п/п | Дата проведения кружка | Название | Методы и приёмы организации | Материал |
Сентябрь | 1 | 16.09.2014г. | «Осень в гости к нам пришла. Что она нам принесла?» |
| Презентация Дидактическая игра. Худ. литература Подвижная игра «Листопад» |
2 | 30.09.2014г. | «Беседа о насекомых» |
| Наглядный материал. Худ. литература Дидактическая игра Подвижная игра | |
Октябрь | 3 | 14.10.2014г. | «Рыбка, рыбка, где ты спишь?» |
| Видео материал. Игра «поймай рыбку» Наглядный материал. Подвижная игра |
4 | 28.10.2014г. | «Как поливать растение» |
| Наглядный и дидактический материал. Цветы. Подвижная игра. | |
Ноябрь | 5 | 11.11.2014г. | «Что такое воздух?» |
| Наглядный материал. Игровой материал. Материал для проведения исследования Подвижная игра |
6 | 25.11.2014г. | «Как зимуют дикие звери?» |
| Наглядный материал. Игровой материал. Подвижная игра | |
Декабрь | 7 | 02.12.2014г. | Итоговое мероприятие. Развлекательное представление по опытно-эксперементальной деятельности «Где живёт вода?» |
| Наглядный материал. Музыка. |
8 | 16.12.2014г. | «Как живут растения зимой» |
| Презентация Дидактическая игра. Подвижная игра «Зайка беленький» | |
Январь | 9 | 13.01.2014г. | «Рассматривание и сравнение воробья и вороны» |
| Наглядный материал Дидактическая игра Подвижная игра. |
10 | 27.01.2015г. | «Прогулка в зимний лес» |
| Наглядный материал. Дидактическая игра. Подвижная игра «Снег кружится» | |
Февраль | 11 | 10.02.2015г. | «Деревья зимой» |
| Наглядный материал. Подвижная игра «Снег кружится» Материал для выполнения рисунка. |
12 | 24.02.2015г. | Итоговая работа. Развлечение «В зимнем лесу» |
| Музыка. Наглядный материал. | |
Март | 13 | 10.03.2015г. | «Посадка гороха в уголке природы» |
| Наглядный материал. Дидактическая игра. Подвижная игра «Весёлый воробей» |
14 | 24.03.2015г. | «Путешествие в весенний лес» |
| Демонстрационный материал. Дидактическая игра. Подвижная игра | |
Апрель | 15 | 07.04.2015г. | «Жизнь диких зверей весной» |
| Презентация. Дидактическая игра. Подвижная игра. Наглядный материал. |
16 | 21.04.2015г. | «Птицы» |
| Наглядный материал. Дидактическая игра. Подвижная игра | |
Май | 17 | 05.05.2015г. | «Сравнение одуванчика с тюльпаном» |
| Лист ватмана. Гуашь Подвижная игра «Солнышко и дождик» |
18 | 19.05.2015г. | Итоговая работа. КВН «Знатоки природы» | 1. Организационный момент. 2. Приветствие команд. 3. Задания для команда «Вопрос – ответ» (с опорой на картинки) 4. Физкультминутка. 5. Конкурс для капитанов. 6. Подведение итогов. | Атрибуты для проведения праздника. |
Литература
1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»
2. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду»
3. Костюченко М.П. «Окружающий мир»
4. Кислинская Т. А. «Гениальность на кончиках пальцев»
5. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»
6. Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»
7. Николаева С.Н. «Юный эколог»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Развитие познавательных способностей в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром, экологического воспитания"
В течении многих лет мною ведется работа по экологическому воспитанию. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стор...
Конспект совместной деятельности с детьми дошкольного возраста средней группы на тему «Маленькие пешеходы».
Конспект совместной деятельности с детьми дошкольного возраста средней группы на тему «Маленькие пешеходы»....
"Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста средней группы (4-5 лет) №1 на 2019 - 2020 уч. год"
Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста средней группы (4-5 лет)...
Конспект. Доминантное музыкальное занятие по пению с детьми дошкольного возраста. (средняя группа)
Формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования....
Конспект организованной образовательной деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста средней группы на тему: "Путешествие в страну времен года".
Конспект организованной образовательной деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста средней группы на тему: "Путешествие в страну времен г...
Конспект итогового занятия по познавательному развитию(экологическому воспитанию) в средней группе. Тема: "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края"..
Цель: "Формирование у детей экологического ответственного отношения к природе по средствам ознакомления с природой Нижегородской области"....
Перспективный план работы по реализации Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста».(средняя группа)
Перспективный план работыпо реализации Программы«Основы безопасности детей дошкольного возраста» (средняя группа)...