Значение развития мелких мышц рук дошкольников.
консультация на тему

           Значение развития мелких мышц рук дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Значение развития мелких мышц рук дошкольников.

     Среди разнообразных двигательно-оздоровительных моментов, организуемых во время непосредственно-образовательной деятельности, особое место принадлежит тем из них, которые связаны с развитием мелкой моторики руки. Оно имеет большое значение для общего физического и психического развитии ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Это неоднократно подчеркивалось психологами, педагогами, физиологами и медиками. В частности, уровень сформированности мелкой моторики определяет успешность усвоения изобразительных, конструктивных и трудовых умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.

     По словам великого немецкого мыслителя И. Канта, рука является как бы вышедшим наружу головным мозгом. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать, что мелкие мышцы руки подобны высшим отделам коры мозга, обеспечивающим работу мысли и функций речи.

     Известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если она соответствует возрасту, то речевое развитие детей находится в пределах нормы. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и, что немаловажно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом.

Важность развития мелкой моторики заключается еще в том, что вся будущая жизнь ребенка также будет требовать точных координированных движений пальцев и кистей, которые необходимы, чтобы рисовать, писать, одеваться, выполнять множество разных действий.

Доказано также, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Это значит, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев - это мощное средство для повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика - основа развития всех психических процессов (память, внимание, речь, восприятие, мышление).

     Система занятий по развитию мелкой моторики разнообразна: все ее компоненты должны сочетаться между собой, продолжать друг друга, дополнять один другой. Говоря о развитии руки, необходимо подчеркнуть: мелкая моторика – важный компонент готовности к школе.

     В дошкольном возрасте (4-7 лет) особое значение имеет целенаправленная работа, проводимая в двух направлениях: - тренировка мышечно-связочного аппарата; - развитие координации движений.

     Наряду с пальчиковыми играми и упражнениями на координацию движений пальцев руки необходимо использовать в работе с дошкольниками занятия со счетными палочками. Сетные палочки способствуют развитию мелкой моторики рук, упражнения со сетными палочками развивают подвижность кисти руки, внимание, воображение, ловкость, координацию, мышление и сообразительность. Позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, овладеть конструктивными навыками, знакомят ребёнка с понятием «симметрия».

           Упражнения для средней группы.

     Мытье рук. Имитируем процедуру мытья рук под струей воды с разным напором.

     Рисование в воздухе кистями и палицами рук.  Можно предлагать детям «рисовать» целые картины, выполнять под музыкальное сопровождение.

     Радужные брызги. Встряхивание расслабленными кистями в различном ритме, имитирующее разбрызгивание капель воды.

     Опознание знакомого предмета на ощупь с завязанными глазами. Можно предлагать для обследования сходные по форме и размерам, но качественно разные предметы (апельсин и мяч, кубик и пирамидка, игрушечные рыбки и зайчата, кусочки бархатной бумаги и ткани).

     Пальчики здороваются. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается остальных пальцев.

     Слоненок. Средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный и безымянный – ноги. Слоненок идет по столу.

     Корни дерева. Кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

     

     Упражнения для старшей и подготовительной группы.

     Встреча друзей. Поочередно прикасаться пальцами одной руки к пальцам другой, делая вращательные движения по часовой стрелке.

     Подарок. Ребенку предлагается жестами показать, какой подарок он дарит своему товарищу.

     Клавиши и струны. Имитация игры на клавишных и щипковых музыкальных инструментах под музыкальное сопровождение.

    Ласковушка. Целью данной игры является развитие эмоционального воображения, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания в общении ребят друг с другом.

     Дети делятся на две подгруппы: 1-ая – «дети», 2-ая – «взрослые». «Дети» садятся на стульчики, поставленные по кругу. «Взрослые» встают за спиной сидящих. По сигналу воспитателя «взрослые» начинают поглаживать плечи, руки ребенка. Через 1-2 секунды по сигналу «взрослые» меняют своих подопечных. Через две-три таких смены подопечных «дети» определяют: а) какой «взрослый» самый ласковый и нежный, б) с чьими руками можно сравнить руки «взрослого» - с руками мамы, папы, бабушки… затем «взрослые» и «дети» меняются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение развития мелкой моторики у дошкольников"

Проект мероприятия с родителями  - Собрание-практикум - Значение развития мелкой моторики у дошкольников - Средняя группа...

Значение развития мелкой моторики рук для развития речи дошкольников

Зазвитие мелкой моторики рук оказывает большое влияние на развитие речи детей....

Консультация "Значение развития мелкой моторики у дошкольников"

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...

Игры для детей на развитие мелких мышц кисти

Для развития моторики кисти у ребёнка родителям предлагается использовать различные  подручные материалы, такие как: пуговицы,карандаши,щётки,резиночки,различные ёмкости с крупами....

Значение развития мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кисти и пальцев рук

Значение развития мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кисти и пальцев рук        Доказано, что одним из показа­телей нормального физического и нервно-псих...

Консультация для воспитателей Значение развития мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кисти и пальцев рук

    Доказано, что одним из показа­телей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, мелкой моторики.У детей при ряде ...