Значение развития мелких мышц рук дошкольников
консультация по логопедии на тему

Кувшинова Елена Евгеньевна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_razvitiya_melkih_myshts_ruk_doshkolnikov.docx15.12 КБ

Предварительный просмотр:

 Значение развития мелких мышц рук дошкольников.

     Среди разнообразных двигательно-оздоровительных моментов, организуемых во время непосредственно-образовательной деятельности, особое место принадлежит тем из них, которые связаны с развитием мелкой моторики руки. Оно имеет большое значение для общего физического и психического развитии ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Это неоднократно подчеркивалось психологами, педагогами, физиологами и медиками. В частности, уровень сформированности мелкой моторики определяет успешность усвоения изобразительных, конструктивных и трудовых умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.

     По словам великого немецкого мыслителя И. Канта, рука является как бы вышедшим наружу головным мозгом. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать, что мелкие мышцы руки подобны высшим отделам коры мозга, обеспечивающим работу мысли и функций речи.

     Известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если она соответствует возрасту, то речевое развитие детей находится в пределах нормы. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и, что немаловажно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом.

Важность развития мелкой моторики заключается еще в том, что вся будущая жизнь ребенка также будет требовать точных координированных движений пальцев и кистей, которые необходимы, чтобы рисовать, писать, одеваться, выполнять множество разных действий.

Доказано также, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Это значит, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев - это мощное средство для повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика - основа развития всех психических процессов (память, внимание, речь, восприятие, мышление).

     Система занятий по развитию мелкой моторики разнообразна: все ее компоненты должны сочетаться между собой, продолжать друг друга, дополнять один другой. Говоря о развитии руки, необходимо подчеркнуть: мелкая моторика – важный компонент готовности к школе.

     В дошкольном возрасте (4-7 лет) особое значение имеет целенаправленная работа, проводимая в двух направлениях: - тренировка мышечно-связочного аппарата; - развитие координации движений.

     Наряду с пальчиковыми играми и упражнениями на координацию движений пальцев руки необходимо использовать в работе с дошкольниками занятия со счетными палочками. Сетные палочки способствуют развитию мелкой моторики рук, упражнения со сетными палочками развивают подвижность кисти руки, внимание, воображение, ловкость, координацию, мышление и сообразительность. Позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, овладеть конструктивными навыками, знакомят ребёнка с понятием «симметрия».

           Упражнения для средней группы.

     Мытье рук. Имитируем процедуру мытья рук под струей воды с разным напором.

     Рисование в воздухе кистями и палицами рук.  Можно предлагать детям «рисовать» целые картины, выполнять под музыкальное сопровождение.

     Радужные брызги. Встряхивание расслабленными кистями в различном ритме, имитирующее разбрызгивание капель воды.

     Опознание знакомого предмета на ощупь с завязанными глазами. Можно предлагать для обследования сходные по форме и размерам, но качественно разные предметы (апельсин и мяч, кубик и пирамидка, игрушечные рыбки и зайчата, кусочки бархатной бумаги и ткани).

     Пальчики здороваются. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается остальных пальцев.

     Слоненок. Средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный и безымянный – ноги. Слоненок идет по столу.

     Корни дерева. Кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

     

     Упражнения для старшей и подготовительной группы.

     Встреча друзей. Поочередно прикасаться пальцами одной руки к пальцам другой, делая вращательные движения по часовой стрелке.

     Подарок. Ребенку предлагается жестами показать, какой подарок он дарит своему товарищу.

     Клавиши и струны. Имитация игры на клавишных и щипковых музыкальных инструментах под музыкальное сопровождение.

    Ласковушка. Целью данной игры является развитие эмоционального воображения, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания в общении ребят друг с другом.

     Дети делятся на две подгруппы: 1-ая – «дети», 2-ая – «взрослые». «Дети» садятся на стульчики, поставленные по кругу. «Взрослые» встают за спиной сидящих. По сигналу воспитателя «взрослые» начинают поглаживать плечи, руки ребенка. Через 1-2 секунды по сигналу «взрослые» меняют своих подопечных. Через две-три таких смены подопечных «дети» определяют: а) какой «взрослый» самый ласковый и нежный, б) с чьими руками можно сравнить руки «взрослого» - с руками мамы, папы, бабушки… затем «взрослые» и «дети» меняются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение развития мелкой моторики у дошкольников"

Проект мероприятия с родителями  - Собрание-практикум - Значение развития мелкой моторики у дошкольников - Средняя группа...

Значение развития мелкой моторики рук для развития речи дошкольников

Зазвитие мелкой моторики рук оказывает большое влияние на развитие речи детей....

Значение развития мелких мышц рук дошкольников.

         Значение развития мелких мышц рук дошкольников....

Консультация "Значение развития мелкой моторики у дошкольников"

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...

Игры для детей на развитие мелких мышц кисти

Для развития моторики кисти у ребёнка родителям предлагается использовать различные  подручные материалы, такие как: пуговицы,карандаши,щётки,резиночки,различные ёмкости с крупами....

Значение развития мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кисти и пальцев рук

Значение развития мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кисти и пальцев рук        Доказано, что одним из показа­телей нормального физического и нервно-псих...

Консультация для воспитателей Значение развития мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кисти и пальцев рук

    Доказано, что одним из показа­телей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, мелкой моторики.У детей при ряде ...