Значение развития мелкой моторики рук для развития речи дошкольников
статья по развитию речи (младшая группа) по теме
Зазвитие мелкой моторики рук оказывает большое влияние на развитие речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие мелкой моторики рук оказывает большое влияние на развитие речи детей. | 17.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:
- внимание;
- мышление;
- координация;
- воображение;
- наблюдательность;
- зрительная и двигательная память;
- речь.
Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.
Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:
- «Сорока-сорока...»,
- «Ладушки-ладушки...»,
- «Идет коза рогатая...»,
- «Пальчик-мальчик, где ты был?...»,
- «Этот пальчик дедушка... «и другие.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой.
Упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, важных для умственного и психического развития. Важной частью являются «пальчиковые игры» и игры «Расскажи стихи руками». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры», игры «Расскажи стихи руками» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка. Так же эти игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.
Какова же методика проведения этих игр?
Сначала взрослый читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом взрослый еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами.
Например, стихотворение «Машина».
Би-би-би - постукивать кулачком о кулачок
Гудит машина.
Тук-тук-тук - хлопки руками
Мотор стучит.
Едем, едем, едем, едем - топать ногами
Он так быстро говорит.
Шины трутся о дорогу - потереть ладошки
Шу-шу-шу - они шуршат.
Быстро крутятся колеса - «вертушка» руками
Та-та-та - вперед спешат.
Стихотворение «Зайка».
Заинька - зайка - прыжки на месте, поджав руки
Маленький зайка - садятся на корточки
Длинные ушки - ладошки к голове
Быстрые ножки - бег на месте
Деток боишься - обхватить себя руками,
Зайка-трусишка. - изображая страх.
Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения - это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелким конструктором и другими мелкими предметами.
В этом случае очень хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность:
- застегивание и расстегивание пуговиц;
- всевозможные шнуровки;
- нанизывание колец на тесьму;
- игры с мозаикой;
- игры с конструктором;
- сортировка круп, зёрен (гречка - горох, фасоль бобы).
Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки:
- Игрушки-шнуровки - дают возможность придумать множество игр;
- Деревянная пирамидка - помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета; изготовленная из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплое на ощупь;
- Кубики - развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;
- Конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;
- Рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;
- Фигурки на магнитах - развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления;
- Пазлы - развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;
- Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.
Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.
Вывод: умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики, как средство развития речи дошкольников.
В материале приведены факты, как развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, помещены простейшие тесты определения ведущей руки и уровня сформированности графомоторных навыков у дошкольни...
Статья. Тема: «Значение развития мелкой моторики рук для развития мышления и речи ребёнка».
Статья.Тема: «Значение развития мелкой моторики рук для развития мышления и речи ребёнка»....
Значение развития мелкой моторики рук для развития речи
Многие ученый заметили эту взаимосвязь и исследовали её. В ходе исследования было выяснено, что центры речевого развития головного мозга находятся рядом с центрами мелкой моторики. Из-за нарушений в ц...
Значение работы по развитию мелкой моторики рук для развития речи дошкольников с ОНР.
Развитие движений пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие для детей с нарушениями речи. В статье подчеркивается взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи, значимость рабо...
«Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи дошкольников с ОВЗ»
консуьтация для родителей...
Консультация "Значение развития мелкой моторики рук для развития речи"
Консультация "Значение развития мелкой моторики рук для развития речи"...
Консультация: "Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи дошкольника".
Развитие речи- это самое актуальное, очень важное место в работе с детьми. Ведь развивая речь, мы учим ребенка осмысленно говорить, обогащаем его речь, прививаем любовь к чтению, книге, даем...