Консультация "Значение развития мелкой моторики у дошкольников"
консультация
Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:
- внимание;
- мышление;
- координация;
- воображение;
- наблюдательность;
- зрительная и двигательная память;
- речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №16 «Медвежонок»
Консультация для воспитателей
Значение развития мелкой моторики рук у
детей дошкольного возраста
Подготовила: Штельнюк Алена Николаевна
Химки 2019
Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:
- внимание;
- мышление;
- координация;
- воображение;
- наблюдательность;
- зрительная и двигательная память;
- речь.
Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.
Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:
- «Сорока-сорока...»,
- «Ладушки-ладушки...»,
- «Идет коза рогатая...»,
- «Пальчик-мальчик, где ты был?...»,
- «Этот пальчик дедушка... «и другие.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой.
Упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, важных для умственного и психического развития. Важной частью являются «пальчиковые игры» и игры «Расскажи стихи руками». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры», игры «Расскажи стихи руками» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка. Так же эти игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.
Какова же методика проведения этих игр?
Сначала взрослый читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом взрослый еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами.
Например, стихотворение «Машина».
Би-би-би - постукивать кулачком о кулачок
Гудит машина.
Тук-тук-тук - хлопки руками
Мотор стучит.
Едем, едем, едем, едем - топать ногами
Он так быстро говорит.
Шины трутся о дорогу - потереть ладошки
Шу-шу-шу - они шуршат.
Быстро крутятся колеса - «вертушка» руками
Та-та-та - вперед спешат.
Стихотворение «Зайка».
Заинька - зайка - прыжки на месте, поджав руки
Маленький зайка - садятся на корточки
Длинные ушки - ладошки к голове
Быстрые ножки - бег на месте
Деток боишься - обхватить себя руками,
Зайка-трусишка. - изображая страх.
Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения - это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелким конструктором и другими мелкими предметами.
В этом случае очень хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность:
- застегивание и расстегивание пуговиц;
- всевозможные шнуровки;
- нанизывание колец на тесьму;
- игры с мозаикой;
- игры с конструктором;
- сортировка круп, зёрен (гречка - горох, фасоль бобы).
Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки:
- Игрушки-шнуровки - дают возможность придумать множество игр;
- Деревянная пирамидка - помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета; изготовленная из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплое на ощупь;
- Кубики - развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;
- Конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;
- Рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;
- Фигурки на магнитах - развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления;
- Пазлы - развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;
- Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.
Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.
Вывод: умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Методическая литература:
- А. Е. Белая, В. И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольника»
- В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика»
- Е. А. Алябьева «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения»
- Е. Черенкова «Развивающие игры с пальчиками»
- И. Агапова, М. Давыдова «Игры с пальчиками для развития речи»
- Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника»
- Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»
Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у дошкольников. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка. Проектом предусмотрено проведение комплекса меропр...
Оригами как средство развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР
Презентация. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Оригами, как вид конструирования из бумаги, позволяет развить моторику рук, заставляя работать ...
Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму
При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/27/picture-472910-1409111322.jpg)
статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи
статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/23/picture-1000553-1516712671.jpg)
Консультация для родителей дошкольников на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»
Консультация для родителей дошкольников на тему:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...
Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"
Статья на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/29/picture-128433-1717005742.jpg)
Презентация из опыта работы "Интеграция экологического воспитания с ОО "Познавательное развитие" (ФЭМП) по средствам развития мелкой моторики младших дошкольников"
Данная презентация из опыта моей работы о применении интеграции с целью улудшения качества образовательного процесса....