Значение развития мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кисти и пальцев рук
консультация (старшая группа)
Значение развития мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кисти и пальцев рук
|
Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, мелкой моторики.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированное™ тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Важное значение для развития мелкой моторики детей имеет пальчиковая гимнастика и самомассаж кисти и пальцев рук. Специалисты пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?
В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трехмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.
Начинать можно с ежедневного массажа (по 2-3 минуты) кисти рук и пальцев. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусины, пуговицы и т д.) одной рукой или двумя одновременно.
С полутора - двух лет детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Очень хорошую тренировку для пальцев дают народные игры - потешки.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 3-5 минут ежедневно. Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому упражнения выполняются медленно, затем темы и количество повторений постепенно увеличиваются. Ребенку 4-5 лет достаточно 4 позиций пальцев, 6-летнему -5-6 позиций.
Самомассаж кисти и пальцев рук
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения -разминание, растирание, надавливание и т. д.
- «Помоем руки под струей воды»
Выполнять движения, как при мытье рук.
- «Согреем руки»
Растирать кисти рук друг о друга.
- «Гуси щиплют траву»
Пальцами правой руки пощипывать кисть левой. Затем наоборот.
- «Надеваем перчатки»
Большим и указательным пальцем правой руки растирать каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растирать ладонь. То же для другой руки.
- «Пила»
Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитировать пиление по всей поверхности левой в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.
- «Каток»
Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой, разминая ее. То же для другой руки.
- «Краб»
Левая рука лежит на столе ладонью вверх, пальцы расставлены. Согнуть указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипывать пальцы левой. То же с другой рукой.
- «Спиральки»
Каждый палец левой руки поочередно, начиная с мизинца, кладется на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке.
- «Пунктиры»
Подушечки четырех пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперед («пунктирами») смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же на другой руке.
- «Буравчик»
Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх, фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производить движения по типу «буравчика» на левой ладони. То же на другой руке.
- «Утюжок»
Правой рукой поглаживать, растирать, разминать левую. То же с другой рукой.
- Самомассаж внешней стороны кисти руки
Положить на стол карандаш горизонтально. Накрыть его ладонью с выпрямленными пальцами. Ладонью другой руки выполнять поглаживающие движения от кончиков пальцев до запястья, вдоль всей поверхности кисти руки, накрывающей карандаш.
•Самомассаж кончиков пальцев
Взять карандаш подушечками большого и указательного пальцев. Карандаш находится в вертикальном положении. Перетирающими движениями кончикам пальцев перекатывать карандаш вперед - назад, слегка нажимая на него. Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого пальца и мизинца.
Для более эффективного самомассажа используются грецкий орех, каштан, массажный мячик, желудь, шестигранный карандаш т. д.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Значение развития мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кисти и пальцев рук
Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, мелкой моторики.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированное™ тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Важное значение для развития мелкой моторики детей имеет пальчиковая гимнастика и самомассаж кисти и пальцев рук. Специалисты пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?
В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трехмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.
Начинать можно с ежедневного массажа (по 2-3 минуты) кисти рук и пальцев. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусины, пуговицы и т д.) одной рукой или двумя одновременно.
С полутора - двух лет детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Очень хорошую тренировку для пальцев дают народные игры - потешки.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 3-5 минут ежедневно. Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому упражнения выполняются медленно, затем темы и количество повторений постепенно увеличиваются. Ребенку 4-5 лет достаточно 4 позиций пальцев, 6-летнему -5-6 позиций.
Самомассаж кисти и пальцев рук
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения -разминание, растирание, надавливание и т. д.
- «Помоем руки под струей воды»
Выполнять движения, как при мытье рук.
- «Согреем руки»
Растирать кисти рук друг о друга.
- «Гуси щиплют траву»
Пальцами правой руки пощипывать кисть левой. Затем наоборот.
- «Надеваем перчатки»
Большим и указательным пальцем правой руки растирать каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растирать ладонь. То же для другой руки.
- «Пила»
Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитировать пиление по всей поверхности левой в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.
- «Каток»
Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой, разминая ее. То же для другой руки.
- «Краб»
Левая рука лежит на столе ладонью вверх, пальцы расставлены. Согнуть указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипывать пальцы левой. То же с другой рукой.
- «Спиральки»
Каждый палец левой руки поочередно, начиная с мизинца, кладется на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке.
- «Пунктиры»
Подушечки четырех пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперед («пунктирами») смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же на другой руке.
- «Буравчик»
Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх, фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производить движения по типу «буравчика» на левой ладони. То же на другой руке.
- «Утюжок»
Правой рукой поглаживать, растирать, разминать левую. То же с другой рукой.
- Самомассаж внешней стороны кисти руки
Положить на стол карандаш горизонтально. Накрыть его ладонью с выпрямленными пальцами. Ладонью другой руки выполнять поглаживающие движения от кончиков пальцев до запястья, вдоль всей поверхности кисти руки, накрывающей карандаш.
•Самомассаж кончиков пальцев
Взять карандаш подушечками большого и указательного пальцев. Карандаш находится в вертикальном положении. Перетирающими движениями кончикам пальцев перекатывать карандаш вперед - назад, слегка нажимая на него. Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого пальца и мизинца.
Для более эффективного самомассажа используются грецкий орех, каштан, массажный мячик, желудь, шестигранный карандаш т. д.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Значение развития мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кисти и пальцев рук
Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, мелкой моторики.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированное™ тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Важное значение для развития мелкой моторики детей имеет пальчиковая гимнастика и самомассаж кисти и пальцев рук. Специалисты пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?
В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трехмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.
Начинать можно с ежедневного массажа (по 2-3 минуты) кисти рук и пальцев. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусины, пуговицы и т д.) одной рукой или двумя одновременно.
С полутора - двух лет детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Очень хорошую тренировку для пальцев дают народные игры - потешки.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 3-5 минут ежедневно. Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому упражнения выполняются медленно, затем темы и количество повторений постепенно увеличиваются. Ребенку 4-5 лет достаточно 4 позиций пальцев, 6-летнему -5-6 позиций.
Самомассаж кисти и пальцев рук
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения -разминание, растирание, надавливание и т. д.
- «Помоем руки под струей воды»
Выполнять движения, как при мытье рук.
- «Согреем руки»
Растирать кисти рук друг о друга.
- «Гуси щиплют траву»
Пальцами правой руки пощипывать кисть левой. Затем наоборот.
- «Надеваем перчатки»
Большим и указательным пальцем правой руки растирать каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растирать ладонь. То же для другой руки.
- «Пила»
Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитировать пиление по всей поверхности левой в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.
- «Каток»
Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой, разминая ее. То же для другой руки.
- «Краб»
Левая рука лежит на столе ладонью вверх, пальцы расставлены. Согнуть указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипывать пальцы левой. То же с другой рукой.
- «Спиральки»
Каждый палец левой руки поочередно, начиная с мизинца, кладется на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке.
- «Пунктиры»
Подушечки четырех пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперед («пунктирами») смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же на другой руке.
- «Буравчик»
Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх, фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производить движения по типу «буравчика» на левой ладони. То же на другой руке.
- «Утюжок»
Правой рукой поглаживать, растирать, разминать левую. То же с другой рукой.
- Самомассаж внешней стороны кисти руки
Положить на стол карандаш горизонтально. Накрыть его ладонью с выпрямленными пальцами. Ладонью другой руки выполнять поглаживающие движения от кончиков пальцев до запястья, вдоль всей поверхности кисти руки, накрывающей карандаш.
•Самомассаж кончиков пальцев
Взять карандаш подушечками большого и указательного пальцев. Карандаш находится в вертикальном положении. Перетирающими движениями кончикам пальцев перекатывать карандаш вперед - назад, слегка нажимая на него. Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого пальца и мизинца.
Для более эффективного самомассажа используются грецкий орех, каштан, массажный мячик, желудь, шестигранный карандаш т. д.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Значение развития мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кисти и пальцев рук
Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, мелкой моторики.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированное™ тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Важное значение для развития мелкой моторики детей имеет пальчиковая гимнастика и самомассаж кисти и пальцев рук. Специалисты пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?
В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трехмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.
Начинать можно с ежедневного массажа (по 2-3 минуты) кисти рук и пальцев. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусины, пуговицы и т д.) одной рукой или двумя одновременно.
С полутора - двух лет детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Очень хорошую тренировку для пальцев дают народные игры - потешки.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 3-5 минут ежедневно. Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому упражнения выполняются медленно, затем темы и количество повторений постепенно увеличиваются. Ребенку 4-5 лет достаточно 4 позиций пальцев, 6-летнему -5-6 позиций.
Самомассаж кисти и пальцев рук
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения -разминание, растирание, надавливание и т. д.
- «Помоем руки под струей воды»
Выполнять движения, как при мытье рук.
- «Согреем руки»
Растирать кисти рук друг о друга.
- «Гуси щиплют траву»
Пальцами правой руки пощипывать кисть левой. Затем наоборот.
- «Надеваем перчатки»
Большим и указательным пальцем правой руки растирать каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растирать ладонь. То же для другой руки.
- «Пила»
Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитировать пиление по всей поверхности левой в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.
- «Каток»
Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой, разминая ее. То же для другой руки.
- «Краб»
Левая рука лежит на столе ладонью вверх, пальцы расставлены. Согнуть указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипывать пальцы левой. То же с другой рукой.
- «Спиральки»
Каждый палец левой руки поочередно, начиная с мизинца, кладется на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке.
- «Пунктиры»
Подушечки четырех пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперед («пунктирами») смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же на другой руке.
- «Буравчик»
Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх, фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производить движения по типу «буравчика» на левой ладони. То же на другой руке.
- «Утюжок»
Правой рукой поглаживать, растирать, разминать левую. То же с другой рукой.
- Самомассаж внешней стороны кисти руки
Положить на стол карандаш горизонтально. Накрыть его ладонью с выпрямленными пальцами. Ладонью другой руки выполнять поглаживающие движения от кончиков пальцев до запястья, вдоль всей поверхности кисти руки, накрывающей карандаш.
•Самомассаж кончиков пальцев
Взять карандаш подушечками большого и указательного пальцев. Карандаш находится в вертикальном положении. Перетирающими движениями кончикам пальцев перекатывать карандаш вперед - назад, слегка нажимая на него. Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого пальца и мизинца.
Для более эффективного самомассажа используются грецкий орех, каштан, массажный мячик, желудь, шестигранный карандаш т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение развития мелкой моторики пальцев рук
Значение развития мелкой моторики пальцев рук для коррекции речиНормальное разв...
Консультация для родителей Значение развития мелкой моторики пальцев рук для коррекции речи.
Консультация для родителейЗначение развития мелкой моторики пальцев рук для коррекции речи.Нормальное развитие речи ребенка связано с развитием движений пальцев рук т.к. моторная речевая зона в головн...
"Значение развития мелкой моторики у дошкольников"
Проект мероприятия с родителями - Собрание-практикум - Значение развития мелкой моторики у дошкольников - Средняя группа...
Значение развития мелкой моторики пальцев рук в формировании речи детей
Мелкая моторика и речь...
Консультация "Значение развития мелкой моторики у дошкольников"
Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...
Консультация для воспитателей Значение развития мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кисти и пальцев рук
Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, мелкой моторики.У детей при ряде ...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у дошкольников: самомассаж кисти и пальцев рук"
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развит...