Мастер – класс на тему: «Использование приемов арттерапии по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
материал по логопедии (подготовительная группа) на тему
представление опыта работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в речи средствами арттерапевтических приемов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному направлению
развития детей»
Мастер – класс на тему:
«Использование приемов арттерапии по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
Учитель-логопед МБДОУ № 3 «Чебурашка:
Машина Светлана Васильевна
г. Шарыпово, 2015г
Цель мастер – класса: представление опыта работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в речи средствами арттерапевтических приемов.
Задачи:
- познакомить участников мастер – класса с играми, по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, основанных на приемах арттерапии.
- повысить уровень профессиональной компетентности участников мастер – класса по формированию пространственных представлений у дошкольников средствами арттерапии;
- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование игр с приемами арттерапии в образовательном процессе.
Ход мастер – класса
- Уважаемые коллеги я, Машина Светлана Васильевна учитель-логопед детского сада «Чебурашка». Перед тем как начать мастер-класс хочу ознакомить вас с памяткой участника мастер-класса.
Памятка участника мастер – класса:
- Получи удовольствие.
- Позволь себе быть свободным
- Будь доброжелателен к себе другим.
- Постарайся быть внимательным.
- Избегай оценок и суждений
- Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях
И ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!!!
Тема моего мастер-класса «Использование приемов арттерапии по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
Цель мастер – класса: представление опыта работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами арттерапевтических приемов.
Задачи:
- познакомить участников мастер – класса с играми, по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, основанных на приемах арттерапии.
- повысить уровень профессиональной компетентности участников мастер – класса по формированию пространственных представлений у дошкольников средствами арттерапии;
- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование игр с приемами арттерапии в образовательном процессе.
- Педагоги, работающие с детьми, иногда задают себе такие вопросы:
- как сделать так, чтобы ребенок наконец-то запомнил, где у него правая, а где левая рука?
- почему ребенок пишет буквы и цифры зеркально?
- почему при письме заезжает за поля?
- почему никак не может понять условие задачи?
- обуваясь, не может отличить правый ботинок от левого.
Одной из причин подобных трудностей может являться недостаточная сформированность у ребенка пространственных представлений. Особенно остро стоит эта проблема у детей с нарушениями в речи.
Проблемы пространства и времени привлекали внимание философов и ученых с давних времен. Это неудивительно, потому что все, что существует в мире, имеет отношение к пространству и времени, а человек живет и действует в упорядоченном мире предметов, распложенных относительно друг друга.
Процессы развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста рассматривались в работах многих ученых Н.Ф. Талызиной, Е.А. Стребелевой, Б.Г. Ананьева, А.А Люблинской, Т.А. Мусейибовой, В.А.Богородской, А.Н.Гвоздева, М.М. Семаго и Н.Я. Семаго.
А.Н.Гвоздев в работе «Вопросы изучения детской речи» отмечал, что:
к 3-4 годам дети должны употреблять в самостоятельной речи все простые предлоги - у, в, на, под, с, за, по;
к 6- 7 годам добавляются более сложные предлоги - над, около, между, через, из-под, из-за.
Психолого-педагогические исследования показали, что «Ориентировка в пространстве» считается сложной проблемой, а помогают её решить интересно и привлекательно игры, основанные на приемах арттерапии.
Слово арттерапия означает исцеление искусством.
Какие виды искусства мы знаем (начать самой): литература, поэзия, архитектура, живопись, танцы, театр, народно-прикладное искусство. А в дошкольном возрасте это рисование, лепка, конструирование, танцы, пение.
- Как вы считаете, через что ребенок получает информацию?
Через органы чувств: зрение, слух, прикосновения, вкус, запах.
Игры, основанные на приемах арттерапии, оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние и интеллектуальное развитие ребенка.
Свою работу по формированию пространственных представлений у детей выстраиваю поэтапно. Этапы представлены на слайде.
1. Пространство собственного тела. Сюда входят представления о собственном теле ребенка, частях тела и их взаимном расположении
2. Представления о расположении объектов в пространстве по отношению к собственному телу ребенка.
3. Представления о взаимоотношении между внешними объектам.
- На 1 этапе дети учатся ориентироваться на «себе»: определять различные части тела впереди, сзади, вверху, внизу, справа и слева.
Сейчас я продемонстрирую некоторые из них:
- Закрой глаза и скажи, с какой стороны я позвоню колокольчиком?
-Поверни ладошки вверх. Закрой глаза. Ответь, на какой ладони я нарисовала? Догадайся, что я нарисовала? Чем я нарисовала?
-Скажи, к какой щеке я прикоснулась! Тебе было приятно? Почему? А как ты думаешь, что это было? Покатай шарик.
- Поверни ладошки вниз. Закрой глаза. Скажи, к какой руке я прикоснулась? Тебе было приятно? Скажи, что ты почувствовала? Понюхай руку. Запах чего ты почувствовала?
Вызываю участника и предлагаю поиграть в игру.
- Разложите овощи и фрукты по двум тарелкам. Правой рукой фрукты, левой овощи.
Так же можно разложить обувь и головные уборы, диких и домашних животных, цветы и деревья, мебель и посуду и т.д.
(Легко ли вам было выполнить задание?)
- Попрошу вас встать, и поиграем в игру «Веселая зарядка». Примите ту позу, которая будет на карточке. (музыка)
- Умение ориентироваться «на себе» служит основой для перехода на второй этап - умение ориентироваться в окружающем пространстве «от себя».
На ваших столах лежат пособия. С помощью этих пособий дети осваивают пространство плоскости, ориентируясь от себя (показать образец на нитках).
На основе образца, используя пособие и материал, предложите свой вариант игры. (на все одна минута).
Спасибо, замечательно. С вашего позволения усложню (вызывает участника) ваш вариант игры.
И вот мы с вами перешли на следующий этап - освоение ориентировки пространства между объектами, когда дети активно используют в речи предлоги.
(участники уносят пособия и берут другое).
- Применяя пособия «Незаконченная картина», «Дополни картину», «Времена года» вы должны придумать небольшой рассказ из пяти- шести предложений активно используя предлоги и наречия. (на это вам 2 минуты). Участники представляют свои истории.
- Спасибо. Истории получились интересные, разнообразные, необычные.
- Мы сегодня с вами хорошо потрудились? Как пчелки!!! Пчелка очень трудолюбива и летает не просто так. Если мы будем следить за её полетом и вместе с ней собирать с цветов буквы, то узнаем, какое слово у нас получится. Мне поможет «пчелка», которая сидит между (называет имена участников). Пчелка собрала все буквы, составьте из этих букв слово.
Получилось слово - «Классно», (музыка).
- Возьмите правой рукой один лепесток и встаньте в круг. Давайте соберем цветок для пчелки, делясь своими впечатлениями о мастер – классе. Начнет тот, кто стоит слева от меня.
- Мне понравились ваша доброжелательность, активность, творческое отношение к выполнению заданий. Мне было легко и приятно с вами общаться и работать. Я очень надеюсь, что представленный сегодня материал вы будете использовать в своей практике. Большое всем спасибо.
Теперь я предлагаю вам сесть и готова ответить на ваши вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема формирования гендерных представлений у детей среднего дошкольного возраста с нарушением речи
Формирование основных качеств личности начинается планомерно и целенаправленно с первых лет жизни. В настоящее время проблема маскулинизации женщин и феминизации мужчин становится всё более остр...
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Картотека игр и упражнений направленных на формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста....
Конспект НОД по ФЭМП "В гостях у Кроша" по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Образовательная область: Познавательное развитие.Вид НОД: Формирование элементарных математических представлений.Старший дошкольный возраст СКГ VII вида МБДОУ №30 г. Кызыла.Тема: «Весел...
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено на развитие у детей умения обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности. В этом возрасте у детей закрепляю...
Картотека игр на формирование пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
Картотека игр на формирование пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха...
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование грамматического строя речи имеет особое значение в речевом развитии, так как обеспечивает использование других языковых средств - лексических и фонетических. Пространственное восприятие я...
Консультация для воспитателей ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Пространственная ориентировка – оценка расстояния, размера, формы предметов, взаиморасположение предметов и их положение относительно человека.Дошкольный возраст – период интенсивного разв...