План работы познавательно-исследовательского кружка "Волшебный мир"
опыты и эксперименты (старшая группа) по теме
Цели и задачи, перспективный план работы познавательно-исследовательского кружка "Волшебный мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_kruzhka_raspechatat.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО
КРУЖКА
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР»
РУКОВОДИТЕЛЬ КРУЖКА:
ВАСИЛЬКОВА АННА ЮРЬЕВНА
ВРАЧОВО-ГОРКИ 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработан план кружка «Почемучка» для детей подготовительной к школе группе. Ведущая идея кружка заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественно-научных представлений дошкольников.
Освоение программного материала кружка «ВОЛШЕБНЫЙ МИР» рассчитано на один учебный год.
Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется один раз в неделю, продолжительностью 30 минут.
Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.
В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира, способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
ЗАДАЧИ:
- Продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
- Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
- Развивать познавательные умения (анализировать наблюдаемое, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);
- Расширять представления о физических свойствах окружающего мира: развивать представления об основных физических явлениях (магнитное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.);
- Учить фиксировать результаты исследований;
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ:
- в поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;
- в создании специально организованной предметно-развивающей среды.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ
Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность. Следовательно, родители и педагоги должны объединить свои усилия для решения следующих задач:
- Побуждать старших дошкольников наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначения предметов;
- Поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;
- Направлять поисковую деятельность старших дошкольников;
- Способствовать использованию в самостоятельной игровой деятельности знания, умения, переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации;
- Приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками;
- Поощрять возникновение проблемных вопросов.
Для решения вышеперечисленных задач родители должны иметь представление о значении экспериментирования в развитии ребенка – дошкольника, о содержании работы по формированию навыков экспериментальной деятельности на каждом возрастном этапе.
Основные направления работы, формы и способы их реализации.
№ | Основные направления работы | Способы и формы их реализации |
1. | Создание предметно-развивающей среды |
|
2. | Формирование у старших дошкольников навыков экспериментальной деятельности |
|
3. | Взаимодействие с семьей |
|
Ожидаемые результаты
- Использование старшими дошкольниками усвоенных способов экспериментальных действий в различных видах деятельности.
- Изменения качества умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация активности и самостоятельности).
- Повышение уровня познавательных способностей детей.
- Улучшение качества подготовленности детей к школьному обучению.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МАГНИТ | |||
Задачи: объяснить, какие материалы притягиваются к магниту, помочь выявить особенности действия магнитных сил. | |||
Чтение литературы: 1. Л.Л. Сидорук «Физика для малышей» изд. Педагогика, 1983. «Про магниты», «Волшебный гвоздик». 2. «Познавательные опыты» М., «РОСМЭН», 2002, с. 40-42. | |||
тема | оборудование | проведение опыта | вывод |
«Волшебные магниты» | 1. Магнит. 2. Лист бумаги. 3. Ластик. 4.Металлические предметы: скрепки, гвозди, монетки и др. 5. Деревянная ложка. 6.Пластмассовая игрушка. | Предложить детям определить какие предметы притягиваются к магниту, а какие не испытывают его притяжения. Результат зафиксировать в карточках наблюдения. | Магниты — это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы, но магнит притягивает только некоторые металлы, например железо, сталь и никель. Другие металлы, например алюминий, магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит. |
«Волшебная скрепка» | 1. Магнит. 2. Стакан с водой. 3. Скрепка. | Ребенку дается стакан с водой, на дне которого лежит металлический предмет - гвоздик. Рядом на столе лежат другие предметы – магнитик, карандаш, лист бумаги, ластик. Перед ребенком ставится задача: достать гвоздь, не вылив воду и не замочив рук. | Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду. |
«Магнитные куклы» | 1. Магнит. 2. Картинки с изображением людей. 3. Скрепки. 4. Пустая коробка. 5. Скотч. | Вырежьте из журналов картинки с изображением людей и приклейте на картон. Согните нижний край и прикрепите к нему скрепку. Установите таких куколок на коробку. Скотчем прикрепите магнит к карандашу. Поводите магнитом под коробкой и куклы будут двигаться. | Сила магнита действует через картон и бумагу. |
«Летающие бабочки» | 1.Силуэты бабочек. 2. Скрепки. 3. Нить 10 см. 4. Магнит. | Вырежьте из ткани бабочек и прикрепите к силуэту скрепку. К скрепке привяжите один конец нитки, другой конец нитки закрепите к краю стола или стула. Попробуйте заставить бабочку летать, не касаясь магнитом скрепки. | Сила магнита действует через ткань. |
«Рыболовы» | 1. Магнит. 2. Нитка. 3. Силуэты рыбок. 4. Скрепки.
| К силуэтам рыбок прикрепите скрепки, опустите их в коробку, к каждому магниту привяжите нитку. Суть игры – соревнования заключается в том, чтобы игроки поймали как можно больше рыбок. | Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом, их можно легко достать, не замочив рук. |
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО. СТАТИЧЕСКОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО. | |||
Задачи: познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток». Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством; подвести к пониманию того, как проявляется статическое электричество. | |||
Чтение литературы: 1. Л.Л. Сидорук «Физика для малышей» изд. Педагогика, 1983. «Как добыть немного электричества», «Лампочки на елке». 2. «Познавательные опыты» М., «РОСМЭН», 2002, с. 44-46. 3. «Большая детская энциклопедия» М., «РОСМЭН», 2003, с. 226. | |||
тема | оборудование | проведение опыта | вывод |
«Волшебный шарик» | 1. Воздушный шарик. 2. Шерстяной свитер. | Надуйте шарик. Хорошо потрите его о свой свитер или волосы. Приставьте его на некоторое время к свитеру или волосам. Упадет ли шарик? | Во время трения шарик и свитер заряжаются электричеством. Шарик заряжается отрицательным зарядом, а свитер – положительным. |
«Шарики поссорились» | 1. Два воздушных шарика. 2. Две нейлоновые нитки одинаковой длины. 3. Скотч. 4. Кусок шерстяной ткани. | Возьмите две нейлоновые нитки и прикрепите их к дверному косяку на расстоянии 2,5 см одну от другой. К обеим ниткам привяжи по шарику так, чтобы они оказались на одном уровне. Они должны касаться друг друга. Шерстяной тряпочкой потри сначала один шарик, а потом другой, чтобы они зарядились электричеством. Отпусти их. Шарики оттолкнутся друг от друга, и не будут соприкасаться. | Вещи, сделанные из одного и того же материала, всегда приобретают одинаковые заряды, поэтому шарики разойдутся на некоторое расстояние. |
«Миниатюрная молния» | 1.Большой противень. 2. Пластилин. 3. Большой полиэтиленовый пакет. 4. Монетка. | На середину противня положи большой кусок пластилина. Прижми его посильней, чтобы он хорошо прилип. Взяв противень за пластилиновую «ручку», потри его о полиэтиленовый пакет примерно с полминуты. Держась только за «ручку», подними противень. Возьми монетку и поднеси к краю противня. С противня в крышку ударит искра. Если этот опыт проделать в затемненной комнате, он будет выглядеть очень эффективно. | Противень, потертый о полиэтилен, приобрел отрицательный заряд. При соприкосновении заряд перескакивает с противня на монетку и в воздухе видна вспышка. |
«Зажги лампу» | 1. Батарейка на 4,5 В. 2. Изолированный провод. 3. Небольшая лампочка с патроном. 4. Скотч. 5. Предметы для испытания: фольга, стакан, скрепка, монета, упаковочная резинка, карандаш. | Собери цепь из батарейки, лампочки и трех проводов. Свободные концы проводов прикладывай по очереди к каждому из испытуемых предметов. | Лампочка загорается только тогда, когда ты включаешь в цепь какой-нибудь проводник. Хорошим проводником является металл. Пластик, стекло и резина – изоляторы, поэтому, когда ты присоединяешь к ним провода, лампочка не загорается. |
«Волшебный лимон» | 1. Лимон. 2. Два кусочка медной изолированной проволоки примерно 0,2 – 0,5 толщиной и примерно 10 см длиной. 3. Скрепка. 4. Лампочка от карманного фонарика. | Вставь в лимон скрепку, прикрути к ней конец одной из проволочек. Воткни в лимон в 1-1,5 см. от скрепки конец второй проволочки. Для этого сначала проткни лимон в этом месте иголкой. Возьми два свободных конца проволочек и приложи к контактам лампочки. | |
«Магнит для конфетти» | Пластиковая палочка или трубочка, конфетти, кусок шерстяной ткани | Насыпь на стол немного конфетти. Если у тебя нет конфетти, можешь нарезать салфетку на мелкие кусочки или опорожнить дырокол. Энергично натри пластиковую палочку шерстяной тряпочкой или шалью. Теперь поднеси палочку к конфетти. Как по волшебству, конфетти начнут подпрыгивать и прилипать к палочке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников
Исследовательское обучение наиболее полно находит выражение в опытно-экспериментальной деятельности, отвечающей потребностям активной детской натуры, которая, наряду с игрой, является ведущей на протя...
План-конспект познавательно-исследовательской деятельности "Жидкости и газы"
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе...
План коспект познавательно-исследовательской деятельности "Книжные мастера"
План-конспект занятия в средней группепо познавательно-исследовательской деятельности«Книжные мастера» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное...
«План-конспект познавательно-исследовательской деятельности «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА» с детьми среднего дошкольного возраста по методике О.В. Дыбина
Задачи:1) формирование представлений о паре – превращение пара в воду при охлаждении пара; расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навы...
«План-конспект познавательно-исследовательской деятельности «РАЗНОЦВЕТНЫЙ САД – НАЧАЛСЯ ЛИСТОПАД» с детьми старшего дошкольного возраста
«План-конспект познавательно-исследовательской деятельности«Разноцветный сад – начался листопад»с детьми старшего дошкольного возрастапо методике Н.А. Коротковой...
План работы познавательно-исследовательской деятельности встаршей группе
Тема моего самообразования"Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.Над данной темой работаю второй год....
НОД Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром с детьми младшей группы Форма работы – познавательно - исследовательская Тема. «Деревянный брусочек»
НОД Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром с детьми младшей группыФорма работы – познавательно - исследовательскаяТема. «Деревянный брусочек»...