Перспективный план по познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников
материал (подготовительная группа) по теме

Уварова Галина Васильевна

Исследовательское обучение наиболее полно находит выражение в опытно-экспериментальной деятельности, отвечающей потребностям активной детской натуры, которая, наряду с игрой, является ведущей на протяжении всего периода дошкольного детства. Изучив имеющуюся методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности,  решила адаптировать практический материал к условиям  детского сада и разработала перспективный план.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Описание: D:\Галя\Приказы ДОУ\Рыбка золотая\Рыбка.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное   образовательное учреждение                                                                      

«Детский сад «Золотая рыбка»

д. 6 «а»,  2-й  микрорайон,  г. Уварово  Тамбовской области, 393460.

тел. (07558) 4-16-89, 4-03-98

Перспективный план

 по  познавательно-исследовательской деятельности

детей   старшего дошкольного возраста

                                                                                                                                                     

воспитатель: Г.В. Уварова

г. Уварово

2014 год

месяц

Тема

Цель

Оборудование

Примечания

Работа с родителями

сентябрь

Воздушный океан

1.Встреча с воздушным шариком.

2.Свойства воздуха (опыты).

3.Чистый и грязный воздух.

4. Ветер.

Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе.

Дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения.

Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека.

Познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека.

Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования.

полиэтиленовый пакет

резиновая груша

воздушный шарик

парашютик

карточки с изображением ветра, бури

камешек

стакан с водой

весы

Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляют силуэты деревьев. Результаты опытов заносятся в таблицу.

Беседа на тему: « Опытно – экспериментальная деятельность в жизни  старших дошкольников».

Цель: Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников.

В уголок « ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ» поместить статью на тему: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Цель: предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности.

октябрь

Песок. Глина. Почва

  1. Песок, его свойства. Песочные часы.
  2. Глина, ее структура и цвет.
  3. Почва. Разновидности почвы.

Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить с песочными часами.

Познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины.

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений

стакан с песком, с глиной, водой

лист бумаги ложечки

 лупы

песочные часы.

образцы почвы в железной баночке

стакан с водой палочка

влажные бумажные салфетки

почва

Лепка из глины

Рисование картин песком

Посадка растений в почву

Консультация на тему: «Игра и

экспериментирование».

Цель: Рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра, является ведущим видом деятельности дошкольников

ноябрь

Царица-Водица

  1. Путешествие по глобусу.
  2. Свойства воды.
  3. О различных агрегатных состояниях воды.
  4. Круговорот воды в природе.

Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмах; о различных состояниях воды.

Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях. Развивать речь, мышление, любознательность, экологическую культуру.

Глобус

Схема с изображением круговорота воды в природе

Иллюстрации, изображающие использование воды человеком

Оборудование для проведения опытов

Результаты эксперимента по плавучести предметов в воде заносятся в таблицу при помощи знаков  «+» и «-»

Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской  активности детей.

декабрь

Царица-Водица (продолжение)

  1. Почему идет снег?
  2. Выявление механизма образования облаков
  3. Выявление механизма образования инея

Дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Упражнять детей в установлении различий между инеем и снегом.

Образцы снежинок

Пульверизатор

Термос с горячей водой

репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей с разными природными явлениями

Рассматривание репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей с разными природными явлениями

Беседа на тему: «Значение детского экспериментирования для психического развития».

январь

Магнит

  1. Магнит и его свойства.
  2. Магнитные свойства Земли.
  3. Компас.

Познакомить детей с магнитом, некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках.

Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. Познакомить детей с тем, что Земля – большой магнит, у которого есть северный и южный полюс; сформировать представления о компасе.

Развитие способности понимать знаково-символические обозначения карты Земли. Формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта; познакомить с современными картами, условными обозначениями на них.

магниты различных размеров, предметы из железа, меди, алюминия, дерева, кусочки ткани, бумаги, стеклянная баночка.

Глобус, энциклопедия

 « Мир вокруг», фотографии с изображениями Земли из космоса.

компас, различные предметы.

Карта полушарий, большой атлас Земли, схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта.

Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов заносятся в таблицу.

Домашнее задание: Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса.

Консультация на тему:

«Значение опытно – экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка»

февраль

Волшебница соль

  1. Физические и химические свойства.
  2. Выращивание кристаллов соли
  3. Способы добычи соли.
  4. Применение соли

Уточнить знания детей о свойствах соли.  Познакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение). Развивать навыки экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.

Слайдовая презентация на тему: «Где и как добывают соль», увеличительные стекла по количеству детей, разные виды соли (каменная, поваренная, морская, крупного и мелкого помола), стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей),  стакан с насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца.

Выращивание кристалликов соли

Консультация на тему: «Соблюдение правил безопасности в процессе организации  экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников».

март

Наш мини огород

  1. Способы размножения растений.
  2. Посадка лука.
  3. Посев семян помидоров для выращивания рассады.
  4. Черенкование комнатных растений.

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию растений, учить создавать ситуацию опыта, развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями в которых они находятся; учить связывать причину следствия, правильно строить суждения и делать выводы, закреплять умения правильно отражать наблюдения в рисунке.

Луковицы

Семена помидор

Миски с увлажненной просеянной землей

Лейка

Палочки

Наблюдение за ростом лука и рассады с последующей зарисовкой

Фоторепортаж «Как мы ухаживаем за растениями! »

апрель

Космос. Вселенная. Звезды.

  1. Планета Земля – наш общий дом.
  2. Солнце – источник тепла и света.
  3. Полет на Луну

Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли.

Узнать почему в космосе темно.

Вызвать познавательный интерес к Космосу.

Макет Солнечной системы

Иллюстрации с изображением Вселенной, планет, звезд

Фотографии космонавтов

Цветная бумага, ножницы, клей

Чтение книг Ю. А. Гагарина «Вижу Землю» и «Кто на нас с небес смотрит» Н. Кургузовой

Совместная работа родителей и детей  по изготовлению макета Солнечной системы, космических кораблей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ГРУППЕ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

Данный материал поможет педагогам спланировать и организовать экспериментальную деятельность...

Перспективный план по познавательно-исследовательской деятельности детей 6-7 лет

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и потребности, жизненный опыт, и был разработан данный перспективный план.В соответствии с процессом развития деятельности...

Перспективный план по познавательно - исследовательской деятельности.

Перспективный план занятий, используемая литература, опыты....