«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
методическая разработка на тему
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Атяшева Вера Дмитриевна. Старший воспитатель.
Аннотация.
Челно-Вершинский район является многонациональным. В нем проживают люди разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва. Наша задача воспитывать в детях толерантное отношение к другим, уважение к традициям и обычаям народов, желание жить в дружбе и любви, что так необходимо в наше нестабильное время. Поэтому основная задача педагога – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_detey_v_sisteme_doshkolnogo_obrazovaniya_atyasheva_v.d.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Атяшева Вера Дмитриевна (atyasheva.vera@mail.ru)
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр имени В.Н.Татищева» с. Челно-Вершины муниципального района Челно-Вершинский Самарской области Структурное подразделение детский сад «Ромашка»
(ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины СП детский сад «Ромашка»)
Аннотация.
Челно-Вершинский район является многонациональным. В нем проживают люди разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва. Наша задача воспитывать в детях толерантное отношение к другим, уважение к традициям и обычаям народов, желание жить в дружбе и любви, что так необходимо в наше нестабильное время. Поэтому основная задача педагога – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
1.Цель
2.Задачи
3. Система работы
4. Работа по духовно-нравственному развитию детей дошкольного возраста включает
5.Ожидаемы результаты
6. Литература
Цель: формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Задачи:
1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам народной культуры на специально организованных занятиях.
2. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями.
3. Воспитывать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
Система работы нацелена на совершенствование воспитательной работы и включает основные направления развития.
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, игровые ситуации, театрализованные игры, викторина)
2. Воспитательно - оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).
3. Культурно - познавательное (встречи, развлечения, целевые прогулки, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Кроме познавательного материала предполагаем также практическое закрепление полученной информации через разные виды продуктивной детской деятельности - рисунок, аппликация, создание игрушек, коллективное панно и другие виды практической работы позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал. Просмотр диафильмов и слайдов на занятиях помогает педагогам в создании ярких художественных образов. Разработан тематический план, в котором прописан цикл занятий.
«Мир доброты», «Край, в котором ты живешь», «История к традициям культуры, традиционному укладу жизни, любви к родному краю», «Дела и поступки добра и доверия»,«Мама, папа и я - вместе дружная семья»,«Что такое Красота в жизни человека?»
Проводя цикл занятий с детьми, педагогами создан электронный сборник мультимедийных игр по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста. Компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинаем с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и направленности. Мы распределили игры по разделам: «Поступки», «Народные праздники»,
«Национальности» (быт, традиции, одежда), «Патриотизм». На сегодняшний день у нас разработано 14 игр:
«Мы живем в России» (подготовительная группа)
«Подбери головной убор» (подготовительная группа)
«Светлые денечки» (старшая группа)
«Путешествие в прошлое» (подготовительная группа)
«Сказка на новый лад» (средняя группа)
«Угадай сказку» (подготовительная группа)
«В гостях у сказки» (старшая группа)
«Что хорошо, что плохо» (старшая группа)
«В мире прекрасного» для детей 5-7 лет
«Мое село – Челно-Вершины» для детей 5-7 лет
«Народные промыслы» для детей 5-7 лет
«Наши любимые узоры» для детей 5-7 лет
«Красочный мир филимоновской игрушки» для детей 5-7 лет
«Веселый Городец» для детей 5-7 лет
Благодаря мультимедийному способу подачи информации:
- дети легче усваивают понятия;
- тренируется внимания и память;
- активно пополняется словарный запас;
- воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
- развивается воображение и творческие способности;
- развиваются элементы наглядно-образного и креативного мышления;
-повышение мотивации к занятиям.
Также подобрана картотека народных игр, где мы делаем упор на национальные традиции, быт, одежда и игры. В картотеке представлены популярные русские, мордовские, татарские и чувашские нации.
Работа по духовно-нравственному развитию детей дошкольного возраста включает:
1.Организационный этап. Включает в себя предварительную работу с родителями воспитанников – беседы, консультации, анкетирования, оформление информационного стенда «Доброе зернышко; введение детей в основы традиций народа (рассматривание картин, изготовление поделок, рисование по теме).
2. Основной этап. Подразумевает организацию досуговой деятельности детей, дополнительную работу, активное взаимодействие с родителями и педагогами и проекта «Волшебная дымка». Для повышения результативности работы по духовно-нравственному развитию детей происходит насыщение развивающей среды группы: чтение художественной литературы для чтения детям: «Детям о честности», «Детям о дружбе», «Детям о любви», «Детям о добре», «Чтение для души. Дружелюбие и взаимопомощь», «Верность своим близким», «Преданность людям», «Быть нужным человеку», «Сострадание к животным», «Благодарные животные».
3. Итоговый этап. На данном этапе происходит анализ работы по духовно-нравственному развитию детей. Проводится мониторинг по развитию детей.
Так же родителям воспитанников предлагается анкета по итогам работы.
Ожидаемые результаты
-пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
- формирование чувств национального достоинства;
- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
- дети получат положительные качества, повысятся стартовые возможности развития их способностей на ступени школьного обучения;
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
«Литература»
- Методическое пособие «Сердце на ладошке». Научный редактор: Баранов А.А.- кандидат философских наук, проектор по научно-исследовательской работе института повышения квалификации и переподготовки работников образования при Ульяновском государственном педагогическом университете имени И.Н.Ульянова.
- Микляева Н.В., Н.Ф. Лагутина «Музей в детском саду» СПБ.: Детство-Пресс, 2012.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
- Козлова А.В. Дешеулина Г.П. Работа ДОУ с семьёй: диагностика, планирование, консультации, мониторинг. – М.:ТЦ Сфера, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования»
Музыкально-валеологическое воспитание в ДОУ.Цели: организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, обеспечивающей каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья; выявление и развит...
Консультация для педагогов ДОУ по теме: «Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования»
Краснодарский край город Армавир Консультация для педагогов ДОУпо теме: «Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования»...
«Кукла зерновушка. Посиделки в светелке»План – конспект занятия по направлению художественно – эстетического развития воспитанников в интеграции с духовно-нравственным воспитанием детей в учреждениях дошкольного образования
На примере традиционной народной куклы происходит знакомство детей с историей России, историей родного края, формируется интерес к народным промыслам, дети знакомятся с народным фольклором, у детей ра...
Музыкально – валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования.
Музыкально – валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образо...
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Консультация для педагогов "Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования".
Музыкально- валеологическая работа....
«Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования» (статья)
Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезнᡃи и физических дефектов, нᡃо и полнᡃое физическое и социальнᡃое благополучие (Всемирᡃнᡃая орᡃганᡃизация здрᡃавоохрᡃанᡃенᡃия). Здорᡃовье детей, ...