Консультация для педагогов ДОУ по теме: «Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования»
консультация по теме
Краснодарский край город Армавир
Консультация для педагогов ДОУ
по теме: «Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования»
Подготовила:
музыкальный руководитель МБДОУ №21
Макарова Людмила Сергеевна
2015 год
Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие (Всемирная организация здравоохранения).
Известные древнегреческий мыслитель Сократ считал, что люди, которые познают себя, делают много доброго и получают численные положительные результаты. Жители Древнего Рима часто поздравляли друг друга словом «Вале!» - «Будь здоровым!».
Валеология как наука возникла не так давно. «Отцом» современной валеологии называют русского ученого И.И. Брехмана, который в 1982 году научно обосновал необходимость здравоохранения практически здоровых людей. В дошкольном учреждении валеология является интегрированной системой знаний: «Окружающий мир» (или «Мир человека»), «Природа», «Физкультура и здоровье», «Музыка и здоровье», «Изобразительное искусство и здоровье», «Математика и здоровье».
Одной из составляющих единого здоровье сберегающего пространства ДОУ может быть система музыкально-валеологической работы, которая включает в себя не только вопросы физического, но и духовного здоровья.
В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» доктор педагогический наук Н. А. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогает активизировать умственную деятельность. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей. О лечебных силах музыки свидетельствуют самые древние источники. Выдающийся врач всех времен и народов Авицена еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. Музыкотерапия широко применялась в Древнем Китае в соответствии с правилами традиционной китайской медицины.
С XIX века началось распространение музыкотерапии в Европе. В наши дни врачи все чаще обращаются к «приятному» лекарству, через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом.
Музыка влияет на сенсорные и когнитивные процессы: память, внимание, восприятие. Это доказано в работах Л. П. Новицкой, А. Я. Дормана, Г. А. Березиной.
Таким образом, оздоровительная функция музыки очень важна в работе с дошкольниками, так как позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные и творческие возможности ребенка, повышает самооценку на основе само актуализации, способствует открытому выражению эмоций, развивает эстетические чувства.
Музыкально-валеологическое воспитание в ДОУ.
Цели: организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, обеспечивающей каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья; выявление и развитие музыкальных и творческих способностей; формирование привычек к здоровому образу жизни.
Образовательные задачи:
- Формировать начала музыкальной культуры.
- Развивать звуковую культуру речи воспитанников, связную речь и ее грамматический строй.
- Совершенствовать практическое употребление речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
- Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
Воспитательные задачи:
- Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
- Развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов.
- Воспитывать и развивать детей с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной деятельности в ДОУ и учреждениях культуры города.
- Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, родного города; создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.
Оздоровительные задачи:
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
- Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
- Повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
- Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
Доступность – система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.
Результативность – снижение показателей заболевания верхних дыхательных путей у детей; повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы у детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений.
Музыкально-валеологическое воспитание дошкольников основано на следующих принципах:
- Принцип научности: опора только на научно обоснованные методики.
- Принцип реалистичности и доступности.
- Принцип занимательности: все интересно, всем весело. Системный подход – то есть воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребенка.
- Принцип «Не навреди» - использование в музыкально-валеологической работе только безопасных приемов оздоровления, по рекомендации и под наблюдение врача-педиатра и с согласия родителей. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и нравственностью.
- Принцип гуманизма. В музыкально-валеологическом воспитании признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
- Принцип альтруизма. Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями музыкально0валеологической культуры: «Научился сам – научи друга».
- Принцип меры: для здоровья хорошо то, что в меру.
Музыкально-валеологическая работа осуществляется в нескольких направлениях:
- В образовательном процессе дошкольного учреждения – непосредственно образовательная деятельность, музыкально-физкультурные досуги и развлечения.
- В процессе взаимодействия ДОУ с семьей (совместные оздоровительные мероприятия; консультации; семинары-практикумы).
- В процессе взаимодействия ДОУ со школой (совместные тематические праздники и досуги).
Содержание музыкально-валеологической работы в ДОУ.
Основой музыкально-валеологической работы в ДОУ является формирование у дошкольников культуры здоровья, компонентами которой являются: эмоциональный, личностный, интеллектуальный, коммуникативный, физический (Т. С. Казакова). Музыкально-валеологическая работа направленна на формирование здравотворческой деятельности, которая предполагает: наличие мотива к здравотворчеству и системы ценностей, потребность быть здоровым, знания и убеждения; умение оценивать и контролировать состояние здоровья и использовать средства оздоровления.
Музыкально-валеологические мероприятия носят интегрированный характер и решают вопросы как музыкального, так и валеологического развития дошкольников. В структуре музыкально-валеологического мероприятия предполагаются:
- Валеологическая песенка-распевка.
- Проблемная ситуация.
- Актуализация знаний и опыта детей и приобретение новых знаний, необходимых для решения проблемной ситуации.
- Закрепление нового материала в практической деятельности.
Организация тесного сотрудничества ДОУ с семьей в воспитании здорового ребенка – одно из направлений музыкально-валеологической работы. Взаимодействие с семьей по воспитанию здорового ребенка проходит в несколько этапов (Е. А. Терпугова):
- Знакомство с семьей, ее изучение (вид семьи, социальное благополучие, психологический климат), составление карты социального статуса семьи.
- Определение направлений взаимодействия с родителями, составление социального паспорта семей.
- Круглогодичное оказание непосредственной помощи и поддержки семьям.
Приемы, способствующие формирования навыков здорового образа жизни.
- Валеологические песенки-распевки поднимают настроение, задают позитивный фон, подготавливают голосовой аппарат к пению (авторы М.Л.Лазарева, М.Ю.Картушина).
- Дыхательная гимнастика способствует развитию дыхательной системы и певческих способностей детей (Б.Толкачев, А.Стрельникова).
- Артикуляционная гимнастика направлена на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произношению фонем (Е.Косинова, Т.Куликовская, В.Цвынтарнов).
- Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением педиатра для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей (В.Емельянов, М.Картушина).
- Игровой массаж повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегето-сосудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез (А.Уманская, М.Картушина, А.Галанов).
- Пальчиковые игры позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы (Е.Железнова, В.Коноваленко, О.Узорова).
- Речевые игры позволяют детям с раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки, развивает эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность (Т.Боровик, Т.Тютюнникова).
- Ритмодекларация – это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки.
- Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.
Таким образом, успех воспитания здорового ребенка в детском саду обеспечивается следующими обязательными условиями:
- Готовность ДОУ и педагогов к осуществлению музыкально-валеологического образования дошкольников.
- Личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения основ здорового образа жизни.
- Наличием материальной базы для успешной музыкально-валеологической работы, в том числе и соответствующих гигиеническим требованиям помещений.
- Активным участием родителей в воспитательном процессе.
- Заинтересованность начальной школы в сохранении здоровья будущих первоклассников.
Ребенок как музыкальный инструмент: он может замечательно исполнять шедевры музыкальной культуры. Нужно только помочь ему настроиться, раскрыть его способности, зажечь в нем искорку творчества.
Все это возможно лишь при одном условии: если ребенок хорошо себя чувствует. Ведь духовное здоровье детей, их эмоциональное состояние неотделимо от здоровья физического. Еще в Древнем Риме были известны слова «В здоровом теле – здоровый дух». Здоровый малыш – это радость, благополучие не только семьи, но и всего общества.
Литература
1. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим – М.: ТЦ «Сфера», 2004
2. Картушина М.Ю. Зеленый городок здоровья: программа оздоровления дошкольников – М.: ТЦ «Сфера», 2007
3. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: методическое пособие – М.: ТЦ «Сфера», 2004
4. Равчеева И.П. Настольная книга музыкального руководителя. – Волгоград: Учитель, 2013
5. Никанорова Т.С. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников – Воронеж: ЧП Лакоцепин С.С., 2007
6. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа (теоретические основы) – Дошкольное воспитание, 2000. - №5
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 25.26 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Краснодарский край город Армавир
Консультация для педагогов ДОУ
по теме: «Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования»
Подготовила:
музыкальный руководитель МБДОУ №21
Макарова Людмила Сергеевна
2015 год
Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие (Всемирная организация здравоохранения).
Известные древнегреческий мыслитель Сократ считал, что люди, которые познают себя, делают много доброго и получают численные положительные результаты. Жители Древнего Рима часто поздравляли друг друга словом «Вале!» - «Будь здоровым!».
Валеология как наука возникла не так давно. «Отцом» современной валеологии называют русского ученого И.И. Брехмана, который в 1982 году научно обосновал необходимость здравоохранения практически здоровых людей. В дошкольном учреждении валеология является интегрированной системой знаний: «Окружающий мир» (или «Мир человека»), «Природа», «Физкультура и здоровье», «Музыка и здоровье», «Изобразительное искусство и здоровье», «Математика и здоровье».
Одной из составляющих единого здоровье сберегающего пространства ДОУ может быть система музыкально-валеологической работы, которая включает в себя не только вопросы физического, но и духовного здоровья.
В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» доктор педагогический наук Н. А. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку реенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогает активизировать умствнную деятельность. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей. О лечебных силах музыки свидетельствуют самые древние источники. Выдающийся врач всех времен инародов Авицена еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервгыми и психическими заболеваниями. Музыкотерапия широко применялась в Древнем Китае в соответствии с правилами традиционной китайской медицины.
С XIX века началось распространение музыкотерапии в Европе. В наши дни врачи все чаще обращаются к «приятному» лекарству, через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом.
Музыка влияет на сенсорные и когнетивные процессы: память, внимание, восприятие. Это доказанно в работах Л. П. Новицкой, А. Я. Дормана, Г. А. Березиной.
Таким образом, оздоровительная функция музыки очень важна в работе с дошкольниками, так как позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные и творческие возможности ребенка, повышает самооценку на основе самоактуализации, способствует открытому выражению эмоций, развивает эстетические чувства.
Музыкально-валеологическое воспитание в ДОУ.
Цели: организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, обеспечивающей каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья; выявление и развитие музыкальных и творческих способностей; формирование привычек к здоровому образу жизни.
Образовательные задачи:
- Формировать начала музыкальной культуры.
- Развивать звуковую культуру речи воспитанников, связную речь и ее грамматический строй.
- Совершенствовать практическое употребление речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
- Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
Воспитательные задачи:
- Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
- Развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов.
- Воспитывать и развивать детей с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной деятельности в ДОУ и учреждениях культуры города.
- Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, родного города; содавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.
Оздоровительные задачи:
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
- Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
- Повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
- Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
Доступность – система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.
Результативность – снижение показателей заболевания верхних дыхательных путей у детей; повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы у детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений.
Музыкально-валеологическое воспитание дошкольников основано на следующих принципах:
- Принцип научности: опора только на научно обоснованные методики.
- Принцип реалистичности и доступности.
- Принцип занимательности: все интересно, всем весело. Системный подход – то есть воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребенка.
- Принцип «Не навреди» - использование в музыкально-валеологической работе только безопасных приемов оздоровления, по рекомендации и под наблюдение врача-педиатра и с согласия родителей. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и нравственностью.
- Принцип гуманизма. В музыкально-валеологическом воспитании признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
- Принцип альтруизма. Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями музыкально0валеологической культуры: «Научился сам – научи друга».
- Принцип меры: для здоровья хорошо то, что в меру.
Музыкально-валеологическая работа осуществляется в нескольких направлениях:
- В образовательном процессе дошкольного учреждения – непосредственно образовательная деятельность, музыкально-физкультурные досуги и развлечения.
- В процессе взаимодействия ДОУ с семьей (совместные оздоровительные мероприятия; консультации; семинары-практикумы).
- В процессе взаимодействия ДОУ со школой (совместные тематические праздники и досуги).
Содержание музыкально-валеологической работы в ДОУ.
Основой музыкально-валеологической работы в ДОУ является формирование у дошкольников культуры здоровья, компонентами которой являются: эмоциональный, личностный, интеллектуальный, коммуникативный, физический (Т. С. Казакова). Музыкально-валеологическая работа направленна на формирование здравотворческой деятельности, которая предполагает: наличие мотива к здравотворчеству и системы ценностей, потребность быть здоровым, знания и убеждения; умение оценивать и контролировать состояние здоровья и использовать средства оздоровления.
Музыкально-валеологические мероприятия носят интегрированный харрактер и решают вопросы как музыкального, так и валеологического развития дошкольников. В структуре музыкально-валеологического мероприятия предполагаются:
- Валеологическая песенка-распевка.
- Проблемная ситуация.
- Актуализация знаний и опыта детей и приобретение новых знаний, необходимых для решения проблемной ситуации.
- Закрепление нового материала в практической деятельности.
Организация тесного сотрудничества ДОУ с семьей в воспитании здорового ребенка – одно из направлений музыкально-валеологической работы. Взаимодействие с семьей по воспитанию здорового ребенка проходит в несколько этапов (Е. А. Терпугова):
- Знакомство с семьей, ее изучение (вид семьи, социальное благополучие, психологический климат), составление карты социального статуса семьи.
- Определение направлений взаимодействия с родителями, составление социального паспорта семей.
- Круглогодичное оказание непосредственной помощи и поддержки семьям.
Приемы, способствующие формирования навыков здорового образа жизни.
- Валеологические песенки-распевки поднимают настроение, задают позитивный фон, подгатавливают голосовой аппарат к пению (авторы М.Л.Лазарева, М.Ю.Картушина).
- Дыхательная гимнастика способствует развитию дыхательной системы и певческих способностей детей (Б.Толкачев, А.Стрельникова).
- Артикуляционная гимнастика направлена на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произношению фонем (Е.Косинова, Т.Куликовская, В.Цвынтарнов).
- Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением педиатра для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей (В.Емельянов, М.Картушина).
- Игровой массаж повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегето-сосудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез (А.Уманская, М.Картушина, А.Галанов).
- Пальчиковые игры позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы (Е.Железнова, В.Коноваленко, О.Узорова).
- Речевые игры позволяют детям с раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки, развивает эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность (Т.Боровик, Т.Тютюнникова).
- Ритмодекларация – это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки.
- Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.
Таким образом, успех воспитания здорового ребенка в детском саду обеспечивается следующими обязательными условиями:
- Готовность ДОУ и педагогов к осуществлению музыкально-валеологического образования дошкольников.
- Личностно ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения основ здорового образа жизни.
- Наличием материальной базы для успешной музыкально-валеологической работы, в том числе и соответствующих гигиеническим требованиям помещений.
- Активным участиям родителей в воспитательном процессе.
- Заинтересованность начальной школы в сохранении здоровья будущих первоклассников.
Ребенок как музыкальный инструмент: он может замечательно исполнять шедевры музыкальной культуры. Нужно только помочь ему настроиться, раскрыть его способности, зажечь в нем искорку творчества.
Все это возможно лишь при одном условии: если ребенок хорошо себя чувствует. Ведь духовное здоровье детей, их эмоциональное состояние неотделимо от здоровья физического. Еще в Древнем Риме были известны слова «В здоровом теле – здоровый дух». Здоровый малыш – это радость, благополучие не только семьи, но и всего общества.
Литература
1. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим – М.: ТЦ «Сфера», 2004
2. Картушина М.Ю. Зеленый городок здоровья: программа оздоровления дошкольников – М.: ТЦ «Сфера», 2007
3. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: методическое пособие – М.: ТЦ «Сфера», 2004
4. Равчеева И.П. Настольная книга музыкального руководителя. – Волгоград: Учитель, 2013
5. Никанорова Т.С. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников – Воронеж: ЧП Лакоцепин С.С., 2007
6. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа (теоретические основы) – Дошкольное воспитание, 2000. - №5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования»
Музыкально-валеологическое воспитание в ДОУ.Цели: организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, обеспечивающей каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья; выявление и развит...
Музыкально – валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования.
Музыкально – валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образо...
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
laquo;ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Атяшева Вера Дмитриевна. Старший воспитатель.Аннотация....
Консультация для педагогов "Использование методов и техник, способствующих саморазвитию дошкольника в системе дополнительного образования"
Презентация знакомит педагогов с современными методами и техниками в системе дошкольног образования. ...
Консультация для педагогов "Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования".
Музыкально- валеологическая работа....
музыкально - валеологическое воспитание дошкольников в системе дошкольного образования.
Валеология является интегрированной системой знаний.Использование музыки решает оздоровительно - профилактические задачи, способствуют созданию комфортных условий пребывания ребёнка в детском са...
«Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования» (статья)
Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезнᡃи и физических дефектов, нᡃо и полнᡃое физическое и социальнᡃое благополучие (Всемирᡃнᡃая орᡃганᡃизация здрᡃавоохрᡃанᡃенᡃия). Здорᡃовье детей, ...