Консультация для педагогов ДОУ по теме: «Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования»
консультация по теме

Макарова Людмила Сергеевна

Краснодарский край город Армавир

 

 

 

Консультация для педагогов ДОУ

по теме: «Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования»

 

 

 

 

 

    Подготовила:

музыкальный руководитель МБДОУ №21

                                Макарова Людмила Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 год

Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие (Всемирная организация здравоохранения).

Известные древнегреческий мыслитель Сократ считал, что люди, которые познают себя, делают много доброго и получают численные положительные результаты. Жители Древнего  Рима часто поздравляли друг друга словом «Вале!» - «Будь здоровым!».

Валеология как наука возникла не так давно. «Отцом» современной валеологии называют русского ученого И.И. Брехмана, который в 1982 году научно обосновал необходимость здравоохранения практически здоровых людей. В дошкольном учреждении валеология является интегрированной системой знаний: «Окружающий мир» (или «Мир человека»), «Природа», «Физкультура и здоровье», «Музыка и здоровье», «Изобразительное искусство и здоровье», «Математика и здоровье».

Одной из составляющих единого здоровье сберегающего пространства ДОУ может быть система музыкально-валеологической работы, которая включает в себя не только вопросы физического, но и духовного здоровья.

В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» доктор педагогический наук Н. А. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогает активизировать умственную деятельность. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.  О лечебных силах музыки свидетельствуют самые древние источники. Выдающийся врач всех времен и народов Авицена еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. Музыкотерапия широко применялась в Древнем Китае в соответствии с правилами традиционной китайской медицины.

С XIX века началось распространение музыкотерапии в Европе.  В наши дни врачи все чаще обращаются к «приятному» лекарству, через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом.

Музыка влияет на сенсорные и когнитивные процессы: память, внимание, восприятие. Это доказано в работах Л. П. Новицкой,  А. Я. Дормана, Г. А. Березиной.

Таким образом, оздоровительная функция музыки очень важна в работе с дошкольниками, так как позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные и творческие возможности ребенка, повышает самооценку на основе само актуализации, способствует открытому выражению эмоций, развивает эстетические чувства.

Музыкально-валеологическое воспитание в ДОУ.

Цели: организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, обеспечивающей каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья; выявление и развитие музыкальных и творческих способностей; формирование привычек к здоровому образу жизни.

 

Образовательные задачи:

  • Формировать начала музыкальной культуры.
  • Развивать звуковую культуру речи воспитанников, связную речь и ее грамматический строй.
  • Совершенствовать практическое употребление речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
  • Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.

Воспитательные задачи:

  • Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
  • Развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов.
  • Воспитывать и развивать детей с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной деятельности в ДОУ и учреждениях культуры города.
  • Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, родного города; создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.

Оздоровительные задачи:

  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
  • Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
  • Повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
  • Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Доступность – система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Результативность – снижение показателей заболевания верхних дыхательных путей у детей; повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы у детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений.

Музыкально-валеологическое воспитание дошкольников основано на следующих принципах:

  • Принцип научности: опора только на научно обоснованные методики.
  • Принцип реалистичности и доступности.
  • Принцип занимательности: все интересно, всем весело. Системный подход – то есть воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребенка.
  • Принцип «Не навреди» - использование в музыкально-валеологической работе только безопасных приемов оздоровления, по рекомендации и под наблюдение врача-педиатра и с согласия родителей. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и нравственностью.
  • Принцип гуманизма. В музыкально-валеологическом воспитании признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
  • Принцип альтруизма. Предусматривает потребность делиться  освоенными ценностями музыкально0валеологической культуры: «Научился сам – научи друга».
  • Принцип меры: для здоровья хорошо то, что в меру.

Музыкально-валеологическая работа осуществляется в нескольких направлениях:

  • В образовательном процессе дошкольного учреждения – непосредственно образовательная деятельность, музыкально-физкультурные досуги и развлечения.
  • В процессе взаимодействия ДОУ с семьей (совместные оздоровительные мероприятия; консультации; семинары-практикумы).
  • В процессе взаимодействия ДОУ со школой (совместные тематические праздники и досуги).

 

Содержание музыкально-валеологической работы в ДОУ.

Основой  музыкально-валеологической работы в ДОУ является формирование у дошкольников культуры здоровья, компонентами которой являются: эмоциональный, личностный, интеллектуальный, коммуникативный, физический (Т. С. Казакова). Музыкально-валеологическая работа направленна на формирование здравотворческой деятельности, которая предполагает: наличие мотива к здравотворчеству и системы ценностей, потребность быть здоровым, знания и убеждения; умение оценивать и контролировать состояние здоровья и использовать средства оздоровления.

Музыкально-валеологические мероприятия носят интегрированный характер и решают вопросы как музыкального, так и валеологического развития дошкольников. В структуре музыкально-валеологического мероприятия предполагаются:

  • Валеологическая песенка-распевка.
  • Проблемная ситуация.
  • Актуализация знаний и опыта детей и приобретение новых знаний, необходимых для решения проблемной ситуации.
  • Закрепление нового материала в практической деятельности.

Организация тесного сотрудничества ДОУ с семьей в воспитании здорового ребенка – одно из направлений музыкально-валеологической работы. Взаимодействие с семьей по воспитанию здорового ребенка проходит в несколько этапов (Е. А. Терпугова):

  1. Знакомство с семьей, ее изучение (вид семьи, социальное благополучие, психологический климат), составление карты социального статуса семьи.
  2. Определение направлений взаимодействия с родителями, составление социального паспорта семей.
  3. Круглогодичное оказание непосредственной помощи и поддержки семьям.

Приемы, способствующие формирования навыков здорового образа жизни.

  • Валеологические песенки-распевки  поднимают настроение, задают позитивный фон, подготавливают голосовой аппарат к пению (авторы М.Л.Лазарева, М.Ю.Картушина).
  • Дыхательная гимнастика способствует развитию дыхательной системы и певческих способностей детей (Б.Толкачев, А.Стрельникова).
  • Артикуляционная гимнастика  направлена на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произношению фонем (Е.Косинова, Т.Куликовская, В.Цвынтарнов).
  • Оздоровительные и фонопедические  упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением педиатра для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей (В.Емельянов, М.Картушина).
  • Игровой массаж  повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегето-сосудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез (А.Уманская, М.Картушина, А.Галанов).
  • Пальчиковые игры позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы  (Е.Железнова, В.Коноваленко, О.Узорова).
  • Речевые игры позволяют детям с раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки, развивает эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность  (Т.Боровик, Т.Тютюнникова).
  • Ритмодекларация – это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки.
  • Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей  в процессе их жизнедеятельности.

Таким образом, успех воспитания здорового ребенка в детском саду обеспечивается следующими обязательными условиями:

  • Готовность ДОУ и педагогов к осуществлению музыкально-валеологического образования дошкольников.
  • Личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения основ здорового образа жизни.
  • Наличием материальной базы для успешной музыкально-валеологической работы, в том числе и соответствующих гигиеническим требованиям помещений.
  • Активным участием родителей в воспитательном процессе.
  • Заинтересованность  начальной школы в сохранении здоровья будущих первоклассников.

Ребенок как музыкальный инструмент: он может замечательно исполнять шедевры музыкальной культуры. Нужно только помочь ему настроиться, раскрыть его способности, зажечь в нем искорку творчества.

Все это возможно лишь при одном условии: если ребенок хорошо себя чувствует. Ведь духовное здоровье детей, их эмоциональное состояние неотделимо от здоровья физического. Еще в Древнем Риме были известны слова «В здоровом теле – здоровый дух». Здоровый малыш – это радость, благополучие не только семьи, но и всего общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Картушина М.Ю.  Быть здоровыми хотим – М.: ТЦ «Сфера», 2004

2. Картушина М.Ю.  Зеленый городок здоровья: программа оздоровления дошкольников – М.: ТЦ «Сфера», 2007

3. Картушина М.Ю.  Логоритмические занятия в детском саду: методическое пособие – М.: ТЦ «Сфера», 2004

4. Равчеева И.П.  Настольная книга музыкального руководителя. – Волгоград: Учитель, 2013

5. Никанорова Т.С. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников – Воронеж: ЧП Лакоцепин С.С., 2007

6. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа (теоретические основы) – Дошкольное воспитание, 2000. - №5

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx25.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Краснодарский край город Армавир

Консультация для педагогов ДОУ

по теме: «Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования»

    Подготовила:

музыкальный руководитель МБДОУ №21

                                Макарова Людмила Сергеевна

2015 год

Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие (Всемирная организация здравоохранения).

Известные древнегреческий мыслитель Сократ считал, что люди, которые познают себя, делают много доброго и получают численные положительные результаты. Жители Древнего  Рима часто поздравляли друг друга словом «Вале!» - «Будь здоровым!».

Валеология как наука возникла не так давно. «Отцом» современной валеологии называют русского ученого И.И. Брехмана, который в 1982 году научно обосновал необходимость здравоохранения практически здоровых людей. В дошкольном учреждении валеология является интегрированной системой знаний: «Окружающий мир» (или «Мир человека»), «Природа», «Физкультура и здоровье», «Музыка и здоровье», «Изобразительное искусство и здоровье», «Математика и здоровье».

Одной из составляющих единого здоровье сберегающего пространства ДОУ может быть система музыкально-валеологической работы, которая включает в себя не только вопросы физического, но и духовного здоровья.

В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» доктор педагогический наук Н. А. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку реенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогает активизировать умствнную деятельность. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.  О лечебных силах музыки свидетельствуют самые древние источники. Выдающийся врач всех времен инародов Авицена еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервгыми и психическими заболеваниями. Музыкотерапия широко применялась в Древнем Китае в соответствии с правилами традиционной китайской медицины.

С XIX века началось распространение музыкотерапии в Европе.  В наши дни врачи все чаще обращаются к «приятному» лекарству, через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом.

Музыка влияет на сенсорные и когнетивные процессы: память, внимание, восприятие. Это доказанно в работах Л. П. Новицкой,  А. Я. Дормана, Г. А. Березиной.

Таким образом, оздоровительная функция музыки очень важна в работе с дошкольниками, так как позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные и творческие возможности ребенка, повышает самооценку на основе самоактуализации, способствует открытому выражению эмоций, развивает эстетические чувства.

Музыкально-валеологическое воспитание в ДОУ.

Цели: организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, обеспечивающей каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья; выявление и развитие музыкальных и творческих способностей; формирование привычек к здоровому образу жизни.

Образовательные задачи:

  • Формировать начала музыкальной культуры.
  • Развивать звуковую культуру речи воспитанников, связную речь и ее грамматический строй.
  • Совершенствовать практическое употребление речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
  • Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.

Воспитательные задачи:

  • Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
  • Развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов.
  • Воспитывать и развивать детей с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной деятельности в ДОУ и учреждениях культуры города.
  • Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, родного города; содавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.

Оздоровительные задачи:

  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
  • Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
  • Повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
  • Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Доступность – система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Результативность – снижение показателей заболевания верхних дыхательных путей у детей; повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы у детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений.

Музыкально-валеологическое воспитание дошкольников основано на следующих принципах:

  • Принцип научности: опора только на научно обоснованные методики.
  • Принцип реалистичности и доступности.
  • Принцип занимательности: все интересно, всем весело. Системный подход – то есть воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребенка.
  • Принцип «Не навреди» - использование в музыкально-валеологической работе только безопасных приемов оздоровления, по рекомендации и под наблюдение врача-педиатра и с согласия родителей. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и нравственностью.
  • Принцип гуманизма. В музыкально-валеологическом воспитании признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
  • Принцип альтруизма. Предусматривает потребность делиться  освоенными ценностями музыкально0валеологической культуры: «Научился сам – научи друга».
  • Принцип меры: для здоровья хорошо то, что в меру.

Музыкально-валеологическая работа осуществляется в нескольких направлениях:

  • В образовательном процессе дошкольного учреждения – непосредственно образовательная деятельность, музыкально-физкультурные досуги и развлечения.
  • В процессе взаимодействия ДОУ с семьей (совместные оздоровительные мероприятия; консультации; семинары-практикумы).
  • В процессе взаимодействия ДОУ со школой (совместные тематические праздники и досуги).

Содержание музыкально-валеологической работы в ДОУ.

Основой  музыкально-валеологической работы в ДОУ является формирование у дошкольников культуры здоровья, компонентами которой являются: эмоциональный, личностный, интеллектуальный, коммуникативный, физический (Т. С. Казакова). Музыкально-валеологическая работа направленна на формирование здравотворческой деятельности, которая предполагает: наличие мотива к здравотворчеству и системы ценностей, потребность быть здоровым, знания и убеждения; умение оценивать и контролировать состояние здоровья и использовать средства оздоровления.

Музыкально-валеологические мероприятия носят интегрированный харрактер и решают вопросы как музыкального, так и валеологического развития дошкольников. В структуре музыкально-валеологического мероприятия предполагаются:

  • Валеологическая песенка-распевка.
  • Проблемная ситуация.
  • Актуализация знаний и опыта детей и приобретение новых знаний, необходимых для решения проблемной ситуации.
  • Закрепление нового материала в практической деятельности.

Организация тесного сотрудничества ДОУ с семьей в воспитании здорового ребенка – одно из направлений музыкально-валеологической работы. Взаимодействие с семьей по воспитанию здорового ребенка проходит в несколько этапов (Е. А. Терпугова):

  1. Знакомство с семьей, ее изучение (вид семьи, социальное благополучие, психологический климат), составление карты социального статуса семьи.
  2. Определение направлений взаимодействия с родителями, составление социального паспорта семей.
  3. Круглогодичное оказание непосредственной помощи и поддержки семьям.

Приемы, способствующие формирования навыков здорового образа жизни.

  • Валеологические песенки-распевки  поднимают настроение, задают позитивный фон, подгатавливают голосовой аппарат к пению (авторы М.Л.Лазарева, М.Ю.Картушина).
  • Дыхательная гимнастика способствует развитию дыхательной системы и певческих способностей детей (Б.Толкачев, А.Стрельникова).
  • Артикуляционная гимнастика  направлена на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произношению фонем (Е.Косинова, Т.Куликовская, В.Цвынтарнов).
  • Оздоровительные и фонопедические  упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением педиатра для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей (В.Емельянов, М.Картушина).
  • Игровой массаж  повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегето-сосудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез (А.Уманская, М.Картушина, А.Галанов).
  • Пальчиковые игры позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы  (Е.Железнова, В.Коноваленко, О.Узорова).
  • Речевые игры позволяют детям с раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки, развивает эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность  (Т.Боровик, Т.Тютюнникова).
  • Ритмодекларация – это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки.
  • Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей  в процессе их жизнедеятельности.

Таким образом, успех воспитания здорового ребенка в детском саду обеспечивается следующими обязательными условиями:

  • Готовность ДОУ и педагогов к осуществлению музыкально-валеологического образования дошкольников.
  • Личностно ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения основ здорового образа жизни.
  • Наличием материальной базы для успешной музыкально-валеологической работы, в том числе и соответствующих гигиеническим требованиям помещений.
  • Активным участиям родителей в воспитательном процессе.
  • Заинтересованность  начальной школы в сохранении здоровья будущих первоклассников.

Ребенок как музыкальный инструмент: он может замечательно исполнять шедевры музыкальной культуры. Нужно только помочь ему настроиться, раскрыть его способности, зажечь в нем искорку творчества.

Все это возможно лишь при одном условии: если ребенок хорошо себя чувствует. Ведь духовное здоровье детей, их эмоциональное состояние неотделимо от здоровья физического. Еще в Древнем Риме были известны слова «В здоровом теле – здоровый дух». Здоровый малыш – это радость, благополучие не только семьи, но и всего общества.

        

Литература

1. Картушина М.Ю.  Быть здоровыми хотим – М.: ТЦ «Сфера», 2004

2. Картушина М.Ю.  Зеленый городок здоровья: программа оздоровления дошкольников – М.: ТЦ «Сфера», 2007

3. Картушина М.Ю.  Логоритмические занятия в детском саду: методическое пособие – М.: ТЦ «Сфера», 2004

4. Равчеева И.П.  Настольная книга музыкального руководителя. – Волгоград: Учитель, 2013

5. Никанорова Т.С. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников – Воронеж: ЧП Лакоцепин С.С., 2007

6. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа (теоретические основы) – Дошкольное воспитание, 2000. - №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования»

Музыкально-валеологическое воспитание в ДОУ.Цели: организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, обеспечивающей каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья; выявление и развит...

Музыкально – валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования.

Музыкально – валеологическое  воспитание  детей                  в системе  дошкольного  образо...

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

laquo;ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Атяшева Вера Дмитриевна. Старший воспитатель.Аннотация....

Консультация для педагогов "Использование методов и техник, способствующих саморазвитию дошкольника в системе дополнительного образования"

Презентация знакомит педагогов с современными методами и техниками в системе дошкольног образования. ...

музыкально - валеологическое воспитание дошкольников в системе дошкольного образования.

Валеология является интегрированной системой знаний.Использование музыки решает оздоровительно - профилактические задачи, способствуют  созданию комфортных условий пребывания ребёнка в детском са...

«Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования» (статья)

Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезнᡃи и физических дефектов, нᡃо и полнᡃое физическое и социальнᡃое благополучие (Всемирᡃнᡃая орᡃганᡃизация здрᡃавоохрᡃанᡃенᡃия). Здорᡃовье детей, ...