ТРИЗ - Занятие "Плывут по небу облака"
занимательные факты (подготовительная группа) на тему
Триз-занятие "Плывут по небу облака" включает в себя блоки ТРИЗ-педагогики: встреча с чудом, рассуждения, эксперимент, развитие творческого воображения, диалектического мышления, методы фантазирования и создание собственного проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_plyvut_po_nebu_oblaka_vvv.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий «ПО НЕБУ ПЛЫВУТ ОБЛАКА»
Пошаговый алгоритм | Сценарий | Пояснение для педагога |
Эмоциональный контакт | Игра «Имена» Игра «Шеренга» Игра «Почта» Игра-настройка на работу | Каждый произносит свое имя, знакомится с другими, запоминает имена |
Удивление, восхищение | Загадка: белоснежное, но не сметана, воздушное, но не шарик, мокрое, но не речка, меняющее форму, но не пластилин Обращаете ли вы внимание на облака? Что удивительного есть в облаках? Давайте посмотрим на слайды и может быть, вы заметите еще что-то (показ презентации) | Каждый сможет отметить свои наблюдения |
Вопросы, обсуждение Диалектическое мышление | Как удивительно, на синем небе появляются белые воздушные комочки. - Как вы думаете, что в облаках хорошего, а что плохого? -Из чего же состоят облака? Давайте посмотрим | Ответы могут быть разными, если даже ребенок говорит что-то неправильное, не делать замечаний, а наталкивать на размышления |
Опыт | Опыт с чайником Мы возьмем чайник полный воды, поставим его кипятиться и посмотрим, что будет происходить дальше ( идет пар) - Что у нас было в чайнике? (вода) - Где на Земле встречается вода? (реки, озера, моря, лужи..) - что произошло с водой, когда мы включили чайник? (нагрелась, превратилась в пар) - Как в природе нагревается вода? (нагревает солнце) И что с ней происходит? – превращается в пар - Затем что мы взяли? (холодное блюдце) -И что произошло? – на блюдце появились капельки, пар коснулся блюдца - Что же происходит в природе? Пар поднимается, а чем выше он от Земли, тем становится холоднее. И значит на высоте от земли пар превращается в капли. - А если капельки поднимались еще выше, где очень холодно, во что они превращались? – в ледышки, в кристаллики льда - Из чего же состоят облака? (из капелек, из кристаллов льда) | |
Вопросы, обсуждение | Скажите, в чем отличие облаков и тумана? (туман находится низко над землей, облака – высоко) Как облака различаются по цвету? (бывают розовыми, белыми, серыми, черными) Отличаются ли облака по форме? (похожи на разные предметы). Я вам покажу 3 картинки, на что похожи облака на них? Картинка «перистые облака» - похожи на перья. Самые высокие облака, состоящие из кристалликов льда. Картинка «кучевые облака» - кучки и т.д. Картинка «слоистые облака» - (ответы). | |
Домашнее задание | Давно по облакам люди могли говорить о погоде, вы тоже сможете делать прогнозы погоды: дома найдете информацию о том, какие облака указывают на дождь, какие на солнечный день. Одна из примет: чем выше облака, тем лучше будет погода. | |
Вопросы, обсуждение | Мы сейчас посмотрели на разные облака, а почему из одних облаков идет дождь, а из других нет? Давайте посмотрим. | |
Игра - эксперимент | Игра «Капельки и тучка» Несколько детей встает в круг, один- солнышко с лучиками. Капельки начинают лететь в тучку. Когда капелек в тучке немного, солнышко легко может проходить сквозь капельки ( комментарий: тучка у нас радостная, белоснежная, солнышко ее радует). Когда капелек в тучке становится много и не хватает места, солнышку уже не проникнуть сквозь капельки и тучка сердится. Капелькам мало места, и они проливаются на землю | Участвуют в игре все дети |
Диалектическое мышление | Ребята, вот капельки пролились на землю. Что же мы с вами будем делать? Как и с помощью чего будем спасаться от дождя? | |
Метод РТВ (личная аналогия) | Скажите, вы видели живые облака? Мы сейчас с вами их и пооживляем. У меня есть картинки разных облаков, вы смотрите на картинку и показываете предмет, на который похоже облачко (игра «Крокодил») | Если время позволяет, то все смотрят на каждого ребенка, угадывая предмет. Если нет, то все показывают одновременно – педагог сам угадывает |
Удивление, восхищение | Знаете ли вы, что некоторые люди-изобретатели придумали много замечательных вещей, связанных с облаками. Просмотр презентации | Показываем слайды, рассказываем о каждом |
Фантазирование (МФО) | Мы с вами тоже побудем изобретателями и создадим сейчас уникальные сумки. Какие они бывают? Связаны наши сумки будут с облаками. Давайте вспомним, какие бывают облака, что они делают, из чего состоят? Сейчас каждый из вас выберет любое слово, относящееся к облаку и соединит его с вашей сумкой. Как, например, сумка может стать воздушной? Свои варианты нарисуйте на бумаге | Каждый ребенок рассказывает о своей сумке, о выбранном признаке и как он отражается в сумке |
Рисунок, поделки | Свои варианты нарисуйте на бумаге, а затем создайте сумку в объеме. Все материалы лежат на столе, выбирайте и фантазируйте | Каждый ребенок рассказывает о своей сумке, о качестве облака, которое он взял. |
Итог | Что понравилось на занятии, что нового узнали | Спрашиваем каждого ребенка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект НОД "ОО художественное творчество" "Облака в небе"
План НОД №18 «.Осень. Перелетные птицы» «Облака в небе» (гуашь) Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация...
"Вы по небу прокатите нас облака" музыкально -театральное занятие для детей старшей группы
Данное занятие преднозначено для детей старшего возраста. В занятии использованы фольклорный материал, речевые игры. игры с инструментами, театральные этюды....
Конспект проведения прогулки с детьми младшего дошкольного возраста «Наблюдаем за небом и облаками».
Конспект проведения прогулки с детьми младшего дошкольного возраста «Наблюдаем за небом и облаками»....
Облака в весеннем небе. НОД по художественному творчеству.
Задача педагога - знакомить детей с явлениями в природе. Их красотой и неповторимостью. Учить использовать нетрадиционные материалы в рисовании....
Конспект прогулки в младшей группе «Наблюдаем за небом и облаками»
Укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма; продолжать знакомить с сезонным...
НОД "А на небе облака"
НОД по методике А.И.Савенкова "А небе облака"...
Конспект ИОС по познавательному развитию с использованием ТРИЗ – технологии: « С неба падают зимой и кружатся надо мной…»
Развивать умение детей подбирать объекты по общим и различным признакам, учить анализировать, сравнивать и обобщать. Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи. Учить выстраи...