Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ
материал (подготовительная группа) на тему

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметно – развивающая среда»  — это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка .

 Групповая комната  в детском саду представлена тремя основными  зонами –

1. рабочая зона,

2. активная зона,

3. спокойная зона

При построении развивающей среды в группе я учитывала  принципы построения развивающей среды:

-принцип открытости и доступности;

-гибкого зонирования;

-стабильности–динамичности развивающей среды;

-полифункциональности

Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок.

 Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок (создание “своего” личного пространства).

Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Вместе с взрослыми дети пересаживают и поливают цветы.

Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

СОДЕРЖАНИЕ  ДЕТСКИХ ИГРОВЫХ УГОЛКОВ:

Развивающий центр «Здоровячок»

Задачи: Продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки. Поддерживать интерес к разным видам спорта. Развивать двигательную активность детей.

- картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта;- картотеки игр: подвижных, малой подвижности, на развитие дыхания; - картотеки гимнастики- спортивный инвентарь.

Центр конструирования «Строим сами»

Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу, по собственному замыслу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).

-модели, схемы, чертежи, картинки различных построек, иллюстрации городов, мостов, улиц и т.п, картонные дома .

- наборы конструкторов: крупногабаритный (переносной), напольный, конструктор типа «лего», мелкий, средний;- мозаики крупные, средние, мелкие;- пазлы;- строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины- игрушки для обыгрывания построек.

Рядом находится  «гараж», в котором дети могут найти большие машины, маленькие, специальный транспорт. Здесь же стоит макет города с разметкой, дорожными знаками, светофором, чтобы закреплять знания по ПДД.

Центр  сюжетной игры «Мы играем»

Задачи: развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

Здесь находятся атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Почта», «Магазин»      

« Больница», «Парикмахерская», «Семья».  

Центр книги «В гостях у книжки»

Задачи: Освоение родного языка; воспитание духовной культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой.

- детские книги по теме недели;

- любимые книги детей (книги по интересам);

- сезонная литература;

- тематические альбомы;

- портреты детских писателей

- книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки

-стульчик;

-магнитофон с детскими песнями, дисками с записью литературных произведений (сказок)

Центр экологического воспитания

Задачи: стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.

- дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира;

- альбомы, фотографии, иллюстрации, картины,

 - календарь погоды;

- комнатные растения;

- макет аквариума;

 - инвентарь для посадки семян и рассады;

- «огород на окне»;

- стол времен года, на котором присутствуют атрибуты текущего сезона .

В этом уголке соседствуют и Центр воды и Уголок экспериментальной деятельности

- книги познавательного характера, атласы;

- тематические альбомы;

- материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ;

- природный материал: камни, ракушки, листья деревьев, мох, семена и др.;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;

- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

- сито, воронки

- половинки мыльниц, формы для льда

-приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

- клеенчатые фартуки, тряпки

Музыкально-театральный центр, в котором подобраны соответствующие пособия с использованием масок сказочных персонажей,

пальчикового театра, кукол бибабо , музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты

 Центр патриотического воспитания. В нем находятся: символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы области, страны; литература по патриотическому воспитанию.

Центр  творчества «Умелые руки»

Задачи: Развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.

- схемы последовательного рисования предмета;

- пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию образа из бумаги и других материалов;

- книжки-раскраски с образцами;

-картотека тематических книжек-раскрасок;

- альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись» и др;

- картон, ткани, нитки, ленты;

- акварельные краски, мелки, гуашь, восковые мелки, фломастеры разной толщины, цветные карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки;

 - пластилин, наборы для детского творчества;

-инструменты: кисти различные, ножницы, доски для лепки, печатки, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам; магнитная доска;

- клеенчатые салфетки, банки, подставки

Центр настольно – печатных игр

Задачи: развивать логическое мышление, внимание, память, смекалку, конструктивные навыки, умение работать по схеме.

Таким образом, предметно-развивающая среда в нашей группе, я считаю, создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие.

- дидактические игры по математике и развитию речи;

- разрезная азбука;

- набор цифр;

- прописи;

-задания на логику;

        В раздевалке имеется информативный центр для родителей:

-работы детей «Мы творим»;

-режим дня;

- расписание деятельности;

- рекомендации специалистов;

-уголок именинника.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....