Примеры различных методов теоретического и эмпирического уровня познания
материал по теме
Примеры различных методов теоретического и эмпирического уровня познания из научной, публицистической и художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primery_razlichnyh_metodov_teoreticheskogo_i_empiricheskogo_urovnya_poznaniya.docx | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Примеры различных методов теоретического и эмпирического уровня познания из научной, публицистической и художественной литературы.
Название метода | Литературный источник | Цитата |
Методы эмпирического уровня познания | ||
Наблюдение | Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации: методическое пособие. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. – 46 с. | «В процессе первичного наблюдения, проводимого на двух – четырёх уроках и переменах между ними (иногда и после уроков), регистрируются все исключительные случаи, т.е. такое поведение ребёнка, которое так или иначе выделяет его из общей массы детей. Приведём примеры. 1. Все дети сидят тихо и внимательно слушают учителя, а кто-то начинает ёрзать, суетиться, вертеться, разговаривать, встаёт из-за парты. 2. Все дети активно включаются в работу, а кто-то скучает, смотрит в окно, рисует на парте, занимается другими посторонними делами и т.п. Фиксируются резко выраженные эмоциональные реакции, характерные ответы и ошибки, темп работы, активность на уроках, отношение к успехам неудачам и т.д. Путём наблюдения выделяются дети моторно-расторможенные, возбудимые, раздражительные, малоподвижные, дети эмоционально неустойчивые и с преобладанием определённого типа эмоций, социально смелые, легко вступающие в контакт, робкие, застенчивые и т.д.» |
Описание | А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий' - Ленинград: Просвещение, 1980 - с.415 | «Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила; Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан, Всё в Ольге…» |
Эксперимент | Мартин Д. Психологические эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. | «Применяя экспериментальный метод, ученый манипулирует, по крайней мере, одним из условий, и измеряет, по крайней мере, одну модель поведения. Например, допустим, мы хотим выяснить, легче ли запомнить слова, которые употребляются в английском языке чаще. Мы можем составить список часто употребляемых слов, таких как автомобиль, дерево, дом и рука, и другой список, состоящий из реже употребляемых слов, например, огурец, гамак, куранты и чепчик. Затем мы можем предложить эти списки людям и определить, сколько попыток им потребуется для того, чтобы заучить каждый из них. Таким образом, когда мы проведем свой эксперимент, мы с уверенностью сможем сформулировать утверждение о том, влияет ли как-то частота употребления слов на способность научения». |
Тестирование | Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – м.: владос-пресс, 2003. – 160 с: ил. | «Лист бумаги кладут перед обследуемым вертикально. Инструкция: «Нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете» […] Если обследуемый задает уточняющие вопросы («Мужчину или женщину?», «Мальчика или девочку?», «Можно нарисовать принцессу?», «А можно, чтобы он был в шляпе?» и т.п.), то ему говорят: «Рисуйте так, как вы хотите». Если же вопрос противоречит инструкции, то ее частично повторяют. Так, на вопрос: «А можно нарисовать только лицо?», – следует ответ: «Нет, нарисуйте всего человека, целиком». […] Если обследуемый, рисуя, нарушает инструкцию (например, изображает только лицо или робота вместо человека), но не задает при этом никаких вопросов, то проверяющий воздерживается от замечаний и не напоминает инструкцию до окончания рисунка. По окончании работы повторяют задание: «А теперь все-таки нарисуйте человека – всего, целиком. […] Бывает, что обследуемый отказывается выполнять задание, утверждая, что он не умеет рисовать. Тогда надо ободрить его, сказать, что вам (проверяющему) интересны любые рисунки, что не очень хороший рисунок лучше, чем никакого и т.п. […]» |
Методы эмпирического уровня познания | ||
Формализация | В.В. Кулямин, Н.В. Пакулин, О.Л. Петренко, А.А. Сортов, А.В. Хорошилов. Формализация требований на практике. Препринт РАН. 2006 г. 50 с. | «Ян Грэхем приводит следующий пример неадекватной формализации, выполненной в рамках реального проекта. Одно из требований к системе управления самолетом состояло в том, что при посадке тормозной двигатель малой тяги не должен включаться, пока самолет не коснется взлетно-посадочной полосы. При формализации было принято решение, что условие касания полосы эквивалентно вращению колес шасси самолета — ведь при этом колеса должны войти с ней в контакт. Все работало хорошо, пока однажды самолету не пришлось садиться на полосу после сильного ливня, покрытую водой, по которой колеса начали скользить. В результате тормозной двигатель не включился, и самолет выехал за пределы полосы.» |
Обобщение | В.Ф. Асмус «Античная философия», изд. «Высшая школа», - М., 2003 г. | «[…], например, при игре в шашки полезнее сноситься не с человеком справедливым, а с игроком, а при кладке плит и камней — опять-таки не со справедливым, а с зодчим или домостроителем. Возникает вопрос: в каких же сношениях справедливый будет лучше и полезнее, чем кифарист, подобно тому как кифарист лучше и полезнее, чем справедливый, при игре на кифаре? Полемарх находит, что справедливый будет лучше в денежных сношениях. Но Сократ указывает, что справедливый будет лучше не только в этих случаях; а с другой стороны, когда необходимо за деньги сообща купить или продать лошадь, полезнее снестись с конюхом, когда корабль — с кораблестроителем или кормчим…» |
Исторический метод | Теория и методология истории: учебник для вузов / Отв. ред. В.В. Алексеев, Н.Н. Крадин, А.В. Коротаев, Л.Е. Гри- нин. – Волгоград: Учитель, 2014. – 504 с. | «Историк всегда раб своих документов, и больше всего тот, кто посвятил себя аграрным исследованиям; из опасения не разобраться в непонятном прошлом ему чаще всего приходится читать историю в обратной последовательности… Обратный метод, разумно применяемый, вовсе не требует от близкой прошлой фотографии, которую затем достаточно проецировать в неизменном виде, чтобы получать застывшее изображение все более и более отдаленных веков. Он претендует только на то, чтобы, начав с последней части фильма, попытаться затем показать его в обратном порядке, примирившись с тем, что там будет много пробелов, но твердо решив не нарушать его движение» (Bloch 1978: xxviii–xxix)» |
Восхождение от абстрактного к конкретному | Андреев И.Д.. Диалектическая логика; Учеб. пособие. — М.; Высш. шк.,1985.— 367 с.. 1985 | «Кажется правильным, — писал К. Маркс,— начинать с реального и конкретного, с действительных предпосылок, следовательно, например в политической экономии, с населения, которое есть основа и субъект всего общественного процесса производства. Между тем при ближайшем рассмотрении это оказывается ошибочным. Население — это абстракция, если я оставлю в стороне, например, классы, из которых оно состоит. Эти классы опять-таки пустой звук; если я не знаю основ, на которых они покоятся, например, наемного труда, капитала и т. д. Эти последние предполагают обмен, разделение труда, цены и т. д. Капитал, например, — ничто без наемного труда, без стоимости, денег, цены и т. д. Таким образом, если бы я начал с населения, то это было бы хаотическое представление о целом, и только путем более близких определений я аналитически подходил бы ко все более и более простым понятиям: от конкретного, данного в представлении, ко все более и более тощим абстракциям, пока не пришел бы к простейшим определениям. Отсюда пришлось бы пуститься в обратный путь, пока я не пришел бы, наконец, снова к населению, но на этот раз не как к хаотическому представлению о целом, а как к богатой совокупности, с многочисленными определениями и отношениями». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста посредством различных методов и приемов
культурно-гигиенические навыки детей дошкольного возраста...
Познавательная деятельность с использованием различных методов активизации мышления.
Познавательная деятельность с использованием различных методов активизации мышления.Цель:развивать творческое познавательные способности в процессе разрешения специально моделируемых проблем. Зад...
Презентация на тему: "Различные методы и приёмы в развитии певческого голоса детей дошкольного возраста"
презентация с докладом...
Примеры использования методов управления в профессиональной деятельности.
Примеры использования методов управления в профессиональной деятельности....
Выступление на педсовете "Примеры различных форм дистанционной работы воспитателя"
Выступление на педсовете "Примеры различных форм дистанционной работы воспитателя"...
"Пример использования метода моделирования в ознакомлении детей с природой"
Моделирование-это метод используемый в совместной деятельности педагога и детей по построению и конструированию моделей для ознакомления с окружающим миром....
Примеры интерактивных методов организации родительских собраний
laquo;Большой круг»1 этап – родители рассаживаются большим кругом, педагог формулирует проблему. 2 этап – в течении определённого времени (10 мин) каждый участник индивид...