Программа дополнительного образования
материал (средняя группа) на тему
Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности детей среднего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 3 «Ласточка»
Программа
дополнительного образования дошкольников
«Любознайка»
Развитие познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством Монтессори – материалов.
г. Мегион
Автор программы: Гарипова Лилия Илгизовна
педагог дополнительного образования
МБДОУ ДС КВ №3 «Ласточка»
г. Мегион, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Содержание
- Целевой раздел стр. 3 – 8
- Пояснительная записка стр. 3- 6
- Особенности развития познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста стр. 7 - 8
- Принципы реализации программы стр. 9
- Содержательный раздел стр. 10 - 13
- Организационный раздел стр. 14
Литература стр. 15
Приложения стр. 17- 36
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Любознайка» направлена на развитие познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста.
Данная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», согласно Федеральному государственному образовательному стандарту к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрированным в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30 384.
На современном этапе развития общества предъявлены новые требования к качеству дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Познавательная деятельность рассматривается нами как сознательный, активный процесс приобретения и использования знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его позицией как субъекта данной деятельности, которая заключается в способности видеть и ставить познавательные задачи, намечать план действий, отбирать способы решения поставленных задач и добиваться результата, а также способности анализировать полученный результат.
Актуальность программы развития познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста «Любознайка» заключается в том, что на протяжении всего дошкольного детства, а особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте, наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества поиск знаний. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и удивляться им.
Познавательная деятельность захватывает дошкольников тогда, когда она имеет занимательный характер. Кроме того, интенсивное развитие познавательной деятельности дошкольников невозможно без проведения с детьми специальных занятий. Но это не должны быть неинтересные и скучные занятия, которые не принесут никакой пользы ребенку, а, скорее, наоборот, полностью лишат его всяческого желания что-либо познавать. В качестве главного занятия дошкольников должен выступать важнейший вид деятельности ребенка дошкольного возраста – игра. Концепция дошкольного воспитания определяет игру как самоценную деятельность, дающая дошкольнику свободу выбора, возможность реализовать себя, достичь состояния эмоционального комфорта, причастности к детскому обществу, получить опыт взаимодействия. В игре в полной мере проявляются особенности мышления и восприятия ребенка, реализуется потребность в общении, способность к воображению, эмоциональная активность. Игра влияет на развитие всех сторон личности ребенка, в том числе развивает интеллектуальную деятельность. Именно поэтому занятия по данной программе организуются в игровой форме, в их основе лежат развивающие игры, объединенные общим сюжетом или темой. Перечисленным особенностям таких занятий соответствует игровая деятельность с Монтессори-материалами, которые могут эффективно развивать познавательную деятельность ребенка. Особенностью данных материалов является наличие двух целей: прямой и косвенной, что позволяет параллельно решать несколько задач. Через обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Монтессори-материалы отвечают спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие. Монтессори-материалы дают возможность контроля над ошибками. Ребенок должен уметь сам находить свои ошибки и исправлять их. Если ошибка возникла, он устраняет ее, и нарушенный порядок восстанавливается. Действие с различными материалами дает возможность вызвать у детей интерес к познанию, желание действовать и уточнять свои знания. И что очень важно, данные материалы формируют у детей потребность в умственной работе, интеллектуальную и творческую активность.
Цель программы: развитие познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством Монтессори – материалов.
Задачи программы:
Образовательные:
- Расширять у детей кругозор, активный словарь
- Формировать сенсорные, математические представления
- Обогащать личный опыт взаимодействия с различными предметами
Развивающие:
- Развивать моторику рук и пальцев
- Развивать органы чувств: осязание, обоняние, слух, зрение
- Развивать «интуитивное чтение»
- Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать
- Развивать графические навыки.
Воспитательные:
- Формировать мотивации к деятельности
- Воспитывать коммуникативные навыки и умения
- Воспитывать исследовательский интерес, чувство радости от удавшейся работы.
- Особенности развития познавательной деятельности детей 4-5 лет
В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень - более высокую и качественно отличную от предыдущей. Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Формируется произвольность психических процессов, т.е. умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижение. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова.
Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщённых свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. В связи с этим познавательная деятельность приобретает новую форму: ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечёт за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного.
Таким образом, в этом возрасте выделяются 4 основные направления познавательного развития:
- знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;
- установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;
- удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую работу, занятия по интересам);
- формирование положительного отношения к окружающему миру.
Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создаёт новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение системы разнообразных «обследовательских» действий, приёмов простейшего анализа, сравнения. Ребенок может анализировать и сравнивать предметы по цвету, форме, запаху, размеру, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство.
Дети данного возраста верят в себя, не боятся ошибиться, так как у них только начинают формироваться представления о своих возможностях и критическое отношение к себе. Ребенок готов к любому творчеству и содружеству, он свободно проявляет себя в любой деятельности.
1.3. Принципы реализации программы
Программа составлена с учетом следующих принципов:
- принцип субъектности: предполагает обеспечение развития способности ребенка становиться субъектом познавательной деятельности. Субъектность в познавательной деятельности ребенка является сложной интегративной характеристикой, выражающей активное, инициативное, преобразовательное, творческое отношение к процессу познания. Реализация данного принципа позволяет сместить акценты с формирования знаний, умений, навыков на выработку психологических качеств, необходимых для самовыражения ребенка в деятельности, и заложить фундамент для проявления возможностей проектирования индивидуальной стратегии саморегуляции личности в будущем.
- принцип деятельности: ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. Действия (игра) – способ познания, переживания, сопричастности, как со стороны ребенка, так и со стороны педагога;
- принцип "от простого к сложному»: при организации занятий используются материалы различной степени сложности. Каждый отдельный материал рассчитан на определенную степень сложности, но все вместе материалы связаны между собой и образуют единое целое;
- принцип индивидуального подход к каждому ребенку в соответствии с его физическими и психическими особенностями и темпом развития.
- принцип учета возрастных особенностей детей. Задания построены в зависимости от степени развития ребенка в соответствии с его возрастом.
Предполагаемый результат:
- при систематическом, целенаправленном проведении занятий с применением Монтессори – материалов у детей повысится желание заниматься познавательной деятельностью
- дети научаться задавать вопросы познавательного характера
- у детей будет проявляться познавательный интерес к окружающему миру, чувство удовольствия и радости от процесса познания
- дети научатся проявлять познавательную активность.
II. Содержательный раздел
Решение образовательных задач в рамках данной модели осуществляется в виде непосредственно образовательной деятельности (далее занятия). Занятия реализуются через организацию познавательной деятельности с интеграцией игровой, двигательной, исследовательской, коммуникативной, с использованием Монтессори – материалов, а также разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется в зависимости от решения образовательных задач, контингента детей и их индивидуального развития.
Длительность занятий составляет 20 минут в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Программа развития познавательной деятельности с использованием Монтессори – материалов «Любознайка» разработана с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста.
Для эффективной реализации программы и осуществления педагогического процесса в кабинете создана развивающая среда в соответствии с рядом требований:
- Наличие разнообразных материалов, оборудования и инвентаря, обеспечивающее познавательную, исследовательскую и творческую активность детей
- Соответствие возможностям ребёнка для перехода к следующему этапу развития
- Предметная среда включает не только уже известные ребёнку объекты, но и те, которые побуждают к деятельности.
- Проектирование предметной среды вытекает из исходной инициативы детей, их стремления на деле применять свои знания и умения.
Содержание деятельности по реализации программы
Познавательная деятельность на занятиях организуется с включением в детскую познавательную деятельность различных развивающих Монтессори – материалов. Большое внимание уделяется использованию игр на развитие мелкой моторики рук и графо-моторных навыков, развитию тактильного, слухового, зрительного восприятия, математическому развитию, знакомство с окружающим миром, развитию навыков письма и чтения, а также развитию восприятия цвета, формы и величины. Каждое занятие организуются в игровой форме, в основе лежат развивающие игры, объединенные общим сюжетом или темой.
Занятия имеют определенную структуру:
- создание проблемной ситуации
- поиски способов решения проблемы
- решение проблемы, знакомство с материалом, выполнение действий с материалом
- анализ результатов
- подведение итога.
Методы и приемы, используемые на занятиях:
- Решение проблемной ситуации
- Эвристические
- Игра
Реализация программы происходит по блокам:
- Развитие мелкой моторики рук и графо-моторных навыков
- Развитие тактильных, зрительных, слуховых чувств; восприятия цвета, формы и величины
- Математическое развитие
- Подготовка к «интуитивному чтению».
Содержание программы: Содержание и структура программы строится в соответствии с возрастными особенностями детей 4-5 лет, их интересами и возможностями. Материал выстроен в строгой системе: от простого к сложному.
Учебный план
Программный материал выстраивается по принципу постепенного усложнения с учетом возрастных и психических особенностей обучающихся, с использованием различных методов, форм и приемов организации занятий.
№ п/п | Блоки | Количество занятий |
1. | Развитие мелкой моторики рук и графо-моторных навыков.
| 14 |
2. | Развитие чувств Задачи: Совершенствовать и утончать у детей тактильное, зрительное, слуховое чувства. Развивать восприятие цвета, формы и величины. | 10 |
3. | Математическое развитие: Задачи: формировать понятия о числе и счете, учить обозначать полученное число цифрой. Познакомить с цифрами от 1 до 10. Показать взаимосвязь количеств и символов, формировать порядковые структуры. Расширить знания о геометрических фигурах и телах. | 20 |
4. | Интуитивное чтение: 1 этап. Подготовка руки и расширение словаря Задачи: Расширить представления об окружающем животном, растительном и предметном мире. Утончать мелкую моторику рук, подготовить к письму. 2 этап. Знакомство с шероховатыми буквами. Задачи: Продолжать работу по формированию фонетического слуха, знакомить с алфавитным обозначением букв. Учить конструировать буквы из разных материалов. Развивать образное восприятие языковой символики. 3 этап. Составление слов. Работа с подвижным алфавитом, чтение подписей под картинками . Задачи: Учить составлять из букв слова, читать слоги и слова с изученными буквами. Знакомить с алфавитом и элементами, из которых состоят буквы. Развивать навыки чтения. | 6 11 11 |
| Итого | 72 ч |
III. Организационный раздел
Программа может использоваться для развития познавательной деятельности детей 4-5 лет, посещающих дошкольное учреждение, так и для неорганизованных детей. Срок реализации программы – 1 год. Занятия по данной программе проводятся 2 раза в неделю, с сентября по май. Общее количество занятий в год – 72. Оптимальное количество детей в объединении для успешного освоения программы – 8-10 человек.
Для успешной реализации программы необходимо:
- Создание развивающей предметной среды
- Система работы, изложенная в программе.
Материальное обеспечение программы: Монтессори – материалы для сенсорного развития: цветные пластинки, ящики с кусочками ткани, шумовые материалы, блоки с цилиндрами - вкладышами, красные штанги, геометрический комод, передвижной алфавит
Литература:
- Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. - М.: Речь, 2005.
- Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. - М. Изд. ГНОМ и Д, 2004.
- Беляева, Л.А. Педагогические условия развития познавательной активности школьников в детских объединениях: автореф. дисс. … канд. пед. наук / Л.А. Беляева. - Томск, 2004.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Воскресенская А. И. Грамота в детском саду. – Издательство «Просвещение». Москва. 1965.
- Журова Л. Е. и др. Обучение дошкольников грамоте.. - М. : Школа- Пресс, 1998
- Занимательное азбуковедение. / Сост. В. В. Волина- М. Просвещение. 1991.
- Коноваленко С.В., Кремецкая М.И. Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2011.
- Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез. 2012.
- Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми / М.И. Лисина // Вопросы психологии. - 1982. - №4.
- Литвиненко, С.В. Развитие познавательной активности в преддошкольный период / С.В. Литвиненко // Журнал научно-педагогической информации [Электронный ресурс]. - 2010. - 4. - Режим доступа: http://www.paedagogia.ru/2010/41-04/208-litvinenko.
- Новопавловская, Ю.А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста / Ю.А. Новопавловская // Дошкольная педагогика. - 2009. - №8.
- Попова, Н.В. Педагогическая система стимулирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс. … канд. пед. наук / Н.В. Попова. - Барнаул, 2002.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. -Ярославль: Академия развития,1996
- Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Методическое обеспечение для реализации дополнительной программы ( мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера»)
Программа по дополнительному образованию, по направлению «Познавательное развитие» - «Легомастера»...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Развивайка. Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Представление программы дополнительного образования познавательной направленности "Развивайка" длядетей 3-5 лет...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...