Система работы с молодыми педагогами
консультация на тему

Марина Александровна Щеглова

Главная задача  прежде всего, помочь молодым педагогам адаптироваться в коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 «Рябинка»

Автор разработки:

старший воспитатель

Щеглова М. А.

Таштагол

2013

В современных условиях реформирования системы образования особое значение приобретает факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. От сюда следует, что система наставничества, в данной ситуации, заслуживает самого пристального внимания, так как в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

Молодые специалисты, в свою очередь, часто испытывают потребность в общении, более глубоком знании дошкольного воспитания, освоении новых педагогических технологий.

Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога в такой ситуации, а просто “отпустить в свободное плавание”, то после первых недель душевного подъёма и эйфории начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности, как в профессиональной, так и в личностной.

Исходя из этого, главная моя задача, как старшего воспитателя, прежде всего, помочь молодым педагогам адаптироваться в коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.

                 Хочется отметить, что особенностью трудовой деятельности молодых специалистов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

В нашем дошкольном образовательном учреждении большинство педагогов с большим стажем педагогической работы, средний возраст педагогического коллектива составляет 40 лет, но, хочется отметить, что молодые специалисты, пришедшие в детский сад, за последние 3 – 4 года, проявили себя в качестве педагогов инициативных, целеустремленных,  мотивированных на достижение результатов и среди воспитуемых, и в собственной педагогической деятельности.

Целью своей методической работы считаю: создание инновационной системы психолого-педагогического сопровождения молодых специалистов, способствующей обеспечению личностно-ориентированного подхода к каждому  молодому специалисту в его  профессиональном  становлении.

Достижению данной цели способствует решение мною следующих задач с учётом трех аспектов деятельности:

"Старший воспитатель –

молодой специалист" 

"Молодой специалист –

ребенок и его родитель"

"Молодой специалист –

коллега"

создание условий для

легкой адаптации

молодого специалиста

в работе, обеспечение его

необходимыми знаниями,

умениями, навыками

формирование авторитета

педагога, уважения,

интереса к нему у детей и

их родителей

оказание всемерной

поддержки со стороны

коллег

- определить уровень  подготовленности молодых специалистов в профессиональной деятельности;

- определить этапы профессионального роста молодых специалистов;

- организовать работу педагогов-наставников с молодыми специалистами через систему открытых занятий, мероприятий, консультаций;

- формировать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании;

- совершенствовать  методическую культуру воспитателя (сформировать умения: мотивационные, организационные,  проектировочные,  коммуникативные,  контрольно-аналитические, адаптационные);

- создавать условия для профессиональной адаптации молодого  педагога в коллективе;

- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружать  начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике;

- обеспечить мониторинг профессиональной деятельности молодого  специалиста.

Содержание своей работы выстраиваю в три этапа.

I этап – адаптационно-диагностический (1 год)

II этап - коррекционно-развивающий (2 года)

III этап – аналитический (2 года)

На каждом этапе определяю основные направления:

  • организационно-методическая поддержка – организация непрерывного  развития молодого специалиста, включающая различные формы методической работы;
  • диагностическая поддержка – сбор и анализ информации о состоянии образовательного процесса и профессионального развития педагога;
  • информационная поддержка – создание условий в методическом кабинете для самообразовательной деятельности.

I этап – адаптационно-диагностический. 2009 – 2010 уч.г.

Направление деятельности

Мероприятия

Ответственный

1.Организационно-методическая

поддержка

1. Стажировка молодого специалиста.

2. Изучение нормативно-правовой

 базы. Ведение документации.

3. Консультирование по

вопросам  профессиональной

деятельности:

- ознакомление с

Основной общеобразовательной

программой ДОУ;

- индивидуальное консультирование.

4. Определение педагога-наставника

 для каждого молодого специалиста.

5. Участие в работе Школы

молодого специалиста.

6. Посещение педагогических

советов, семинаров-практикумов.

7. Посещение занятий педагога-

наставника.

8. Определение темы

самообразования и

написание перспективного плана.

9. Участие в конкурсах,  

фестивалях,  выставках на уровне

детского сада

Старший

воспитатель

Методическая

служба

Педагог –

наставник

Старший

воспитатель

Педагог –

наставник

Старший

воспитатель

Старший воспитатель

II.Диагностическая поддержка

  1. Сбор и анализ

информации о профессиональном

развитии  педагога:

- изучение и выявление

профессиональных навыков и

умений (анкетирование);

- изучение профессиональных

затруднений и интересов педагогов

(карта профессиональных

затруднений).

  1. Выявление проблем и

перспектив в

профессиональной деятельности

педагогов.

  1. Заполнение карты

профессионального становления и

развития

Старший

воспитатель

Педагог –

наставник

III.Информационная поддержка

1.Информирование о

программно-методическом

обеспечении программы ДОУ:

- обеспечение методической

литературой, перспективными

планами, рекомендациями по

работе с детьми,  родителями

Старший

воспитатель

Педагог –

наставник

II этап – коррекционно-развивающий. 2010-2012уч.гг.

Направление деятельности

Мероприятия

Ответственный

1.Организационно-методическая

поддержка

1. Ведение документации.

2. Собеседование по программе

ДОУ.

3. Групповые и

индивидуальные консультации

  по запросам педагога.

  1. Участие в педагогических

семинарах-пратикумах, с целью

изучения новых

педагогических технологий,

передового опыта,

овладение современными

эффективными методами,

методическими средствами

 и организационными

формами взаимодействия

педагогов с детьми

родителями  и

педагогическим коллективом.

  1. Подготовка аналитических

материалов по

результатам педагогической

диагностики.

  1. Выступление на педагогическом

 совете с результатами

педагогической диагностики.

  1. Активное участие в Школе

молодого специалиста: творческий

 отчет, методическая

выставка достижений педагога.

  1. Подготовка и проведение

занятия для молодых педагогов  

в рамках Школы молодого

специалиста

  1. Посещение занятий

педагогов-новаторов.

10. Работа по самообразованию:

 - изучение литературы;

-  разработка перспективного плана образовательной работы с

детьми по выбранной

 теме самообразования;

- создание предметно-развивающей

 среды.

  1. Посещение, анализ и

самоанализ  занятий молодого

педагога педагогом-

наставником, методической

службой.

  1. Участие в смотрах-

конкурсах, педагогических

фестивалях.

Старший

воспитатель

Методическая

служба

Педагог-наставник

Старший

воспитатель

Педагог –

наставник

Педагоги-

наставники

Старший

воспитатель

II.Диагностическая поддержка

Сбор и анализ информации о

состоянии образовательного

процесса и профессионального

развития педагогов для

определения индивидуального

маршрута каждого педагога:

- мониторинг организации

педагогического процесса

(контроль за  организацией

образовательного процесса);

- изучение личностного роста

педагога (анкетирование, наблюдение)

Старший

воспитатель

Педагог –

наставник

III.Информационная поддержка

1.Создание условий в

методическом кабинете для самообразовательной деятельности:

- методическая психолого-

педагогическая литература;

- периодические издания;

- методическое обеспечение

 для реализации программы;

- материалы из опыта работы

педагогов ДОУ;

- методические рекомендации по

разделам программы;

- информационно –

консультативные  материалы по

основным направлениям

образовательной деятельности.

2. Выставки методической

информации

Старший

воспитатель

III этап – аналитический 2012-2014уч.гг.

Направление деятельности

Мероприятия

Ответственный

1.Организационно-методическая

поддержка

  1. Подготовка необходимых

документов и материалов

 для прохождения аттестации.

  1. Подготовка конспекта

НОД и основного

дидактического материала для

проведения занятия

 на квалификационную категорию.

  1. Выступление по теме

самообразования на занятии

Школы молодого специалиста.

  1. Разработка методической

продукции по теме

самообразования:  дидактические

игры,  развивающие пособия,

конспекты НОД с детьми,  

мероприятия с родителями.

  1. Подготовка творческого

отчета по материалам

самообразования и

выступление на педагогическом

совете.

  1. Участие в конкурсе

«Педагогическая радуга»:

- заявка на участие;

- материалы личного опыта по

заявленной проблеме.

Старший

воспитатель

Педагог –

наставник

Старший

воспитатель

Педагог –

наставник

Старший

воспитатель

II.Диагностическая поддержка

Определение успешности

педагогической деятельности:

  1. Сбор и анализ информации о

состоянии образовательного

процесса, результатах развития

 детей, достижения воспитанников.

  1. Определение  рейтинга

молодого воспитателя среди

родителей, их

удовлетворенность его

профессиональной  

деятельностью, отношение к

нему воспитанников, насколько

педагоги сами удовлетворены

своей работой, отношениями с

детьми, родителями, коллективом

(опрос).

3. Практическая

экспертиза педагогической

деятельности воспитателя

 при прохождении аттестации

Старший

воспитатель

Педагог –

наставник

III.Информационная поддержка

1.Создание условий в

методическом кабинете для самостоятельной работы

молодых  педагогов с

методической литературой и

оргтехникой при подготовке к

занятиям с детьми,

мероприятиям с

родителями, педагогическим

советам  и др.

2.Выставка методических

материалов в помощь молодым

педагогам для прохождения

аттестации.

  1. Выставка материалов из опыта

работы педагогов с первой и

высшей квалификационной

категорией

Старший

воспитатель

Определить стратегию и тактику моей деятельности по отношению к работе молодого специалиста помогает специальная анкета (Приложение 1) и карта профессиональных затруднений молодого специалиста (Приложение 2), где педагог указывает удовлетворённость своей профессиональной подготовкой, трудности, проблемы, профессиональные планы на будущее. Параллельно предлагаю молодому педагогу заполнить диагностическую карту профессионального мастерства для выявления уровня его профессиональной компетентности на начало учебного года (Приложение 3).

Анализ данного материала позволяет мне увидеть общую картину потребностей педагога, определить уровень педагогической компетентности (в данном случае профессиональные знания и педагогические умения одного из молодых воспитателей нашего ДОУ на начало учебного года склонны к критическому уровню, составили 52 балла) оказать ему своевременную методическую помощь и спланировать систему индивидуальной работы его профессионального становления и развития.

Учитывая, что в своем профессиональном становлении молодой педагог проходит несколько этапов:

І этап – 1-й год работы: самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег;

ІІ этап – 2–3-й годы работы: процесс развития его профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Молодой педагог изучает опыт работы коллег как в своём учреждении, так и в других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая районные открытые мероприятия: методические объединения воспитателей, семинары, творческие отчеты и т. д., фиксирует все интересные идеи, методы и приемы, активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада. На этом этапе совместно определяется методическая тема, над которой молодой педагог будет работать более углубленно;

ІІІ этап – 4–5-й годы работы: складывается определённая система работы молодого воспитателя, имеются собственные разработки. Он внедряет в свою работу новые технологии;

ІV этап – 6-й год работы: совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы;

Так, в первый год своей работы, в период адаптации, молодой воспитатель несколько дней под моим руководством проходит стажировку у более опытного коллеги - наставника. За это время он знакомится с воспитанниками, родителями, младшим воспитателем, изучает режим дня группы, документацию и т. д. это что позволяет ему быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.   Все возникшие вопросы обсуждаются совместно непосредственно  в группе, либо в методическом кабинете ДОУ.

Следующим методическим шагом является организация работы педагога – наставника с молодым специалистом. Совместно с ним определяем основные задачи его работы:

 - обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодого педагога в коллективе, в процессе адаптации поддержать эмоционально, укрепить веру педагога в себя;

- использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства педагога, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями;

- совместно планировать работу с молодым педагогом.

Чтобы взаимодействие педагога - наставника с молодым педагогом было конструктивным, предлагаю памятку (Приложение 4) и некоторые методические рекомендации для организации его работы:

- необходимо помнить, что педагога - наставника не может и не должен постоянно поучать молодого и неопытного коллегу или только демонстрировать свой собственный опыт;

- наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, необходимо быть терпеливым и целеустремленным;

- в своей работе с молодым педагогом применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах", анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать.

Далее составляется план совместной работы педагога – наставника с молодым специалистом, который утверждается на педагогическом совете. (Приложение 5). 

Реализация плана характеризует наличие совместно разработанных с молодым специалистом индивидуальных планов его профессионального становления, т. е. наличие индивидуального образовательного маршрута молодого педагога на год (Приложение 6), который отражает три основных направления деятельности:

1. Самообразование педагога.

2. Деятельность педагога в профессиональном сообществе.

3. Участие педагога в методической работе ДОУ.

Результативность реализации индивидуального образовательного маршрута педагога – это основа раздела "Достижения" личного портфолио педагога. 

Инновационной формой работы с молодым педагогом в нашем ДОУ считаю деятельность «Школы молодого воспитателя» (Приложение 7), где раскрываются теоретические и практические вопросы, показ отдельных приемов и способов работы педагогов - наставников, активно используются открытые занятия с взаимопосещениями и последующим обсуждением. Занятия  проходят 2 раза в месяц. В течение года рассматривается одно из направлений образовательной деятельности.

Результатом всей работы является разработанный под руководством педагога – наставника некий продукт педагогической деятельности молодого воспитателя: конспекты НОД по сенсорному воспитанию с младшими дошкольниками, план по самообразованию по теме: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»,  пакет методических рекомендаций, написание эссе, участие в районном методическом объединении воспитателей групп младшего дошкольного возраста, участие во всероссийском конкурсе «Педагогическая радуга – 2012»

Так, конец адаптационного периода для молодого педагога характеризуется сбором и анализом информации о профессиональном его становлении.  В конце учебного года предлагается снова заполнить диагностическую карту. Данные показали 91 балл, что свидетельствует о достаточном уровне педагогических умений молодого педагога, необходимо продолжать работу под руководством педагога – наставника по самосовершенствованию и саморазвитию.

Увидеть динамику в профессиональном становлении молодого педагога в процессе наставнической деятельности возможно на сайте нашего ДОУ в папке достижений педагога, куда вносятся педагогические находки, достижения, отзывы на проведенные занятия, мероприятия. Также опыт наставничества представлен мной на районном методическом объединении старших воспитателей ДОУ и рекомендован к внедрению в их методической работе.

Хочу подчеркнуть, в своей профессиональной деятельности я всегда опираюсь на положительные качества воспитателя в сочетании с высокой требовательностью к нему, будь то молодой педагог, иль педагог со стажем, в результате зарождаются хорошие традиции, дух ответственности, взаимопомощи, творческой инициативы. Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой.

"Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог...  И каждый из педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, — зависит от собственного напора"'.

А.С. Макаренко

Заведующая МБДОУ

детский сад КВ №8 «Рябинка» _______________________/ Варёнова В. Г. /

Приложение 1

Анкета молодого специалиста

Ф. И. О.__________________________________________________________

  1. Почему Вы выбрали профессию педагога? Чем она для Вас привлекательна?

____________________________________________________________________
2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?

___________________________________________________________________
3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?

____________________________________________________________________
4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?

____________________________________________________________________
5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?

____________________________________________________________________
6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?

____________________________________________________________________
7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы педагогом?

____________________________________________________________________
8. Что Вас привлекает в работе коллектива:

  • новизна деятельности;
  • условия работы;
  • возможность экспериментирования;
  • пример и влияние коллег и руководителя;
  • организация труда;
  • доверие;
  • возможность профессионального роста.

Приложение 2

Карта профессиональных затруднений педагога.

Ф. И. О.__________________________________________________________

1.Удовлетворены ли Вы своей профессиональной подготовкой? (нужное подчеркнуть)

• да

• нет

• не совсем

2.По каким направлениям профессиональной подготовки Вы хотели бы усовершенствовать свои знания? (подчеркните)

• научно-теоретическая

• методическая

• психолого-педагогическая

• другие (укажите какие)____________________________________________

 3. По каким вопросам Вы считаете необходимым углубить свои профессиональные знания? ____________________________________________________________________

4.Какими своими профессиональными умениями Вы не удовлетворены?

• организаторскими

• конструктивными

• коммуникативными

• др. (укажите какие)____________________________________________

5.Каким формам повышения квалификации Вы отдаете предпочтение?

• самообразование

• семинар – практикум

• РМО

• мастер – класс

• ИПК

• др. (кажите какие)________________________________________________

 6. По каким вопросам Вы хотели бы посетить  районные методические объединения воспитателей?________________________________________

 7. По какому вопросу и в какой форме Вы хотели получить методическую помощь в ДОУ? ________________________________________________

Приложение 3

Диагностическая карта профессионального мастерства педагога  ДОУ

Ф.И.О. педагога ______________________________________________________________

УВАЖАЕМЫЙ КОЛЛЕГА!

Прошу Вас заполнить диагностическую карту. Оцените Ваш уровень профессиональной компетентности по 4 -балльной шкале:

3 балла – показатель присутствует в полной мере;

2 балла – показатель присутствует не в полной мере;

1 балла – присутствует в деятельности в меньшей мере;

0 баллов – показатель отсутствует.

Показатели

Баллы

1.Профес-сиональные

 знания

1. Знание законов развития ребёнка и технологии взаимодействия с ним

  1. Знание современных концепций воспитания и новых педагогических

технологий

3. Знание особенностей содержания ООП ДО

4.Знание психологических основ обучения и воспитания дошкольников

5. Знание основ преемственности между детским садом и школой

6. Знание частных методик развития детей

7. Знание содержания регионально образовательного компонента

8. Знание задач, содержания и методов работы с семьёй

  1. Педагоги-

ческие    

умения

Обучающая функция:

1. Учитываю поло-ролевые различия детей

2. Использую в практической работе развивающие программы нового

поколения

3.Отбираю формы, методы и приемы обучения и воспитания в

соответствии с задачами, содержанием, этапом освоения знаний и умений

  1. Строю педагогический процесс на основе диагностики освоения

программы

5. Самостоятельно проектирую процесс обучения

6.Создаю условия для самостоятельного познания детьми окружающего

мира

  1. Использую современные технологии обучения, направленные на

активацию познавательной деятельности (элементы проблемного обучения, моделирование и др.)        

8. Реализую индивидуальный подход в обучении и воспитании детей

9. Владею способами оценки детской деятельности

10.Владею методикой поиска информации,  умею её интерпретировать

Воспитывающая и развивающая функция:

  1. Отбираю содержание, формы и методы работы, обеспечивающие

развитие личности: самостоятельности, ответственности, активности,

самоорганизации и самоуправления

2. Обеспечиваю социальное взаимодействие между детьми и взрослыми

3. Строю педагогический процесс в соответствии с уровнем личностного

развития, чутко реагирую на особенности развития детей

Организационно-педагогическая функция:

1.Владею способами организации педагогического процесса в 3-х

основных блоках: организационного обучения, совместной с детьми и самостоятельной деятельности детей

2. Владею фронтальными, подгрупповыми и индивидуальными формами

организации детей        

Планово-прогностическая (планирующая) функция:

1.Умею соотносить и координировать собственное планирование с общими программами развития и планами ДОУ        

2. Умею точно сформулировать цели и систему задач воспитательно- образовательной работы

3. Умею отбирать формы, методы и приемы в соответствии с задачами и возрастными возможностями детей

4.Умею осуществлять внутри - и межпредметные связи в педагогическом

 процессе

5. Умею планировать воспитательно-образовательную работу с детьми

Коммуникативная функция:

1. Умею находить общий язык с детьми, коллегами, родителями

2. Умею находить индивидуальный подход к детям и другим людям

Диагностическая функция:

1. Владею методами педагогической диагностики

  1. Использую результаты комплексной диагностики (педагогической, психологической, медико-социальной) в определении задач, содержания различных форм работы с детьми

Исследовательская функция:

  1. Ориентируюсь в научно-педагогической литературе по вопросам воспитания, обучения и развития, оздоровления детей

2.Выделяю проблему, её актуальность, цели, задачи и гипотезу

исследования, методику экспериментальной работы и её результаты

3.  Разрабатываю (или отбираю из существующих) адекватную задачам исследования методику диагностики

4.  Анализирую результаты своей деятельности

5. Внедряю результаты научных исследований и передовой практики

Аналитическая функция:

  1. Умею определять степень достижения поставленных целей на основе

критериев оценки знаний, умений, навыков, отношения к окружающему

миру и поведения детей

2.Умею устанавливать причины слабости педагогических воздействий,

недостатки в своей деятельности

  1. Умею на основе анализа ставить новые цели и задачи собственной

деятельности

Корректирующая функция:

1. Умею строить педагогический процесс с учетом результатов системной диагностики

2.Умею разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут для

каждого ребенка

3. Умею управлять поведением и активностью детей

Гностическая функция:

  1. Умею строить программу своего профессионального совершенствования и самообразования

2. Умею анализировать, оценивать и корректировать свою деятельность

3. Умею сопоставлять свой опыт с достижениями других педагогов, науки

4. Умею предвидеть последствия своих действий

5. Умею прогнозировать развитие тех или иных качеств ребенка

Итого баллов        

Уровень:

97-144 балла - уровень педагогической компетентности оптимальный

49-96 балла - достаточный

48-20 балла - критический

менее 19 баллов – недопустимый.

Приложение 4

Памятка наставника

-Вместе с начинающим воспитателем проанализируйте программу воспитания его группы.

-Помогите составить календарный план, обратив внимание на подбор дидактического и иллюстративного материалов.

-Оказывайте помощь в подготовке к занятиям и к работе в первые дни.

-Посещайте занятия молодого воспитателя с последующим анализом, приглашайте его на свои занятия, совместно их обсуждайте.

-Помогайте в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.

-Делитесь опытом.

-Помогайте своевременно, терпеливо, настойчиво. Отмечайте положительное в работе. Подскажите! Направьте! Ободрите!

Приложение 5

ПЛАН   РАБОТЫ

Педагога - наставника __________________________________________________________________________________

с молодым  специалистом __________________________________________________________ на 2011-2012 учебный год

Время проведения

Тема

Вопросы для обсуждения

Форма проведения

Результат

Задание

сентябрь

Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации.

- Изучение “Закона об образовании”,  Составление

плана воспитательно-образовательной работы.

Выработка рекомендаций по планированию деятельности        

Изучить методические рекомендации об особенностях воспитательно - образовательной работы с детьми.

октябрь

Индивидуальный план профессионального становления молодого педагога

- Педагогическое самообразование

- Участие в  работе методического объединения воспитателей

- Занятия в «Школе молодого педагога»        

Консультация

Создание накопительной папки практических материалов по теме занятия

Подобрать литературу для самообразования,

изучить образовательные ресурсы Интернента

ноябрь

Помощь в составлении планов НОД Функция общения.

-Структура НОД

-Изучение задач и целей

Консультация

Выработка рекомендаций

Самостоятельное составление планов НОД

декабрь

Как провести эффективно мероприятие. Секреты мастерства

Общие вопросы методики проведения  досуговых мероприятий с воспитанниками

Обмен опытом

Выработка рекомендаций по разработке сценария мероприятия, анализ возникающих проблем, интересных решений

Разработка сценария мероприятия

февраль

Имидж педагога

Открытые мероприятия педагогической деятельности для молодого специалиста

- Педагогическая этика, культура поведения

- Занятия по познавательно – речевому развитию

Обмен опытом

Выработка рекомендаций

Изучить правила педагогической этики

Посещение занятий

март

Портфолио достижений педагога

Открытые мероприятия педагогической деятельности молодого специалиста

- Общие положения  портфолио педагога

- Структура содержания и порядок ведения портфолио

- Оценивание материалов портфолио        

Консультация

Показ занятия

Выработка рекомендаций

Самоанализ занятия

Изучить портфолио педагога-наставника

май

Самообразование воспитателя

- Выбор методической темы

Консультация

Выработка рекомендаций

Написание плана самообразования воспитателя на новый учебный год

Приложение 6        

Карта индивидуального образовательного маршрута воспитателя __________________________________________ по развитию профессиональной компетентности на 2010-2011 учебный год

Направления деятельности

(уровень методической работы ОУ)

Содержание деятельности

Результат как

педагогический

продукт

Субъективные

достижения

(отношение

к результату)

Формы

презентации

достижений

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Самообразование

(персональный уровень)

Изучение методической литературы по теме: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Поиск эффективных методов работы во время совместной деятельности взрослого и детей.

План по самообразованию

Самопрезентация

Демонстрация табличной формы написания плана на заседании методического совета ДОУ

Участие в методической работе ОУ

(организационный уровень)

Просмотр открытых мероприя-тий педагоги-ческой деятель-ности

 Участие в экспресс – консультации,Тема-тических выставках, смотрах- конкурсах

Просмотр открытых мероприятий педагогической деятельности

 Выступление на педагоги-ческом совете ДОУ

 Разработка конспектов НОД по сенсорному воспитанию с младшими дошкольниками

 Самоанализ деятельности

Показ НОД на РМО воспитателей групп младшего дошкольного возраста в 2012-2103 учебном году.

Работа в профессиональном сообществе

(командный уровень)

Участие в организованных методических мероприятиях на уровне детского сада и муниципальном уровне.

 Просмотр форм работы образовательной деятельности

экскурсии в МДОУ города (взаимопосещение)

 «Школа молодого воспитателя»

Районное методическое объединение воспитателей групп младшего дошкольного возраста

Заседание методического совета ДОУ

 Пакет методических рекомендаций

Эссе, выражающее индивидуальные впечатления

Дискуссия, попытка передать индивидуальные впечатления и соображения в рамках «Школы молодого воспитателя»

 Приложение 7

План работы «Школы молодого воспитателя» на 2011-2012 учебный год

Цель: Повышение профессионального мастерства молодого педагога по вопросу организации воспитательно-образовательной работы с детьми.

Задачи.

1.      Обеспечить наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя.

2.      Использовать  эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения ими профессиональными знаниями;

3.      Приобщать молодых специалистов к традициям ДОУ.

Прогнозируемые результаты.

По итогам данной работы воспитатели приобретут ряд профессиональных умений:

  • аналитические умения, позволяющие проводить анализ выполняемых в педагогическом взаимодействии с ребенком требований, оценивать данные требования;
  • умение применять психолого-педагогические знания в воспитательно-образовательной работе с ребенком;
  • умение планировать, подготавливать и осуществлять процесс воспитательно-образовательной работы с ребенком;
  • умение анализировать индивидуальные качества ребенка, осуществлять педагогическую диагностику;
  • прогностические умения, позволяющие учитывать специфику индивидуальности ребенка в воспитательно-образовательном процессе;
  • умение анализировать и создавать развивающую среду в ДОУ;
  • умение использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с ребенком и др.

занятия

Форма

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1

2

Анкетирование

Орг-диалог

Выявление потребностей молодых педагогов.

Задание. Написать краткое эссе «Воспитатель – это…»

Ознакомление педагогов со Школой молодого воспитателя, как одной из форм педагогических объединений.

Ознакомление с Положением о Школе молодого педагога.

Принятие плана работы на год.

сентябрь

Старший

воспитатель

3

4

Лекция

«Работа с нормативными документами».

Лекция - практикум.

Документы, регламентирующие деятельность ДОУ.

Задание. Оформить групповые папки и уголки в соответствии с нормативными документами.

Возрастные особенности развития детей. Ознакомление молодых педагогов с возрастной периодизацией ребёнка дошкольного возраста.

Задание. Составить «портрет» группы.

октябрь

Старший

воспитатель

Педагог - наставник

5

6

Лекция - практикум.

Работа с нормативными документами.

Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Классификация игр.

Задание. Распределить игры, имеющиеся в группе, в соответствии с классификацией.

Планирование воспитательно-образовательного процесса. Ознакомление с разными вариантами оформления календарного плана воспитательно-образовательной работы.

Задание. Разработать календарный план работы с детьми на месяц в соответствии с ФГТ.

ноябрь

Педагог - наставник

Старший

воспитатель

7

Лекция - практикум.

Организация предметно-развивающей среды в группе

Задание. Проанализировать предметно-развивающую среду группы

декабрь

Педагог - наставник

8

Лекция - практикум.

Методы и приёмы ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром

Задание. Составить конспект НОД (образовательная область «Познание»)

январь

Старший

воспитатель

9

10

Лекция - практикум.

Обучение детей рассказыванию

Задание. Составить конспект НОД (образовательная область «Коммуникация»)

Посещение педагогов-стажистов

февраль

Старший

воспитатель

11

12

Лекция - практикум.

Игры по развитию элементарных математических представлений

Задание. Составить конспект НОД (образовательная область «Познание» ФЭМП)

Посещение занятий педагогов-стажистов

март

Педагог - наставник

13

Лекция - практикум.

Диагностика овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям и формирования у детей интегративных качеств. Составление информационной справки.

Задание. Провести диагностику овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям и формирования у детей интегративных качеств

апрель

Старший

воспитатель

14

Анкетирование.

Подведение итогов работы Школы за год.

Определение перспектив на следующий учебный год.

май

Старший

воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с молодыми специалистами

Модель организации работы с молодыми педагогами Одной из первостепенных задач коллективов детских садов становится всемерная поддержка тех немногих молодых специалистов, которые выбирают нелегкий...

«Путь к вершинам мастерства» Система работы с молодыми педагогическими кадрами

Проблема:       уровень  методической подготовки молодого специалиста к работе в детском саду, его желанием работатьНЕ  СООТВЕТСТВУЕТ      ...

программа работы с молодыми педагогами на 2016-2017 учебный год "школа молодого воспитателя"

в программе представлен опыт работы с молодыим педагогами в ДОУ...

Система работы с молодыми педагогами

Презентация "Система работы с молодыми педагогами"...

Организация работы с молодыми педагогами ДОУ «Школа молодого педагога»

Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же функции и несут ту же ответственность, что и опытные педагоги, а администрация, родители, воспитатели ожидают...

Консультация для молодых педагогов "Использование КЕЙС-метода в работе с молодыми педагогами"

Консультация носит обучающий характер и нацелена на активное использование КЕЙС-метода в дошкольном образовании....

Система работы- Школа молодого педагога

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очеви...