Организация работы с молодыми педагогами ДОУ «Школа молодого педагога»
статья
Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же функции и несут ту же ответственность, что и опытные педагоги, а администрация, родители, воспитатели ожидают от них безупречного профессионализма.
Это достаточно сложный период, и если не оказать молодому специалисту своевременную помощь, то адаптация может привести к стрессу и даже к увольнению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchennyy_opyt_raboty_shmp.docx | 51.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы с молодыми педагогами ДОУ «Школа молодого педагога»
Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же функции и несут ту же ответственность, что и опытные педагоги, а администрация, родители, воспитатели ожидают от них безупречного профессионализма.
Это достаточно сложный период, и если не оказать молодому специалисту своевременную помощь, то адаптация может привести к стрессу и даже к увольнению.
Несколько лет назад осуществлялся традиционный подход в адаптации молодых педагогов в ДУ:
К каждому молодому воспитателю прикрепляли официального наставника.
Сегодня ситуация изменилась. Большинство молодых воспитателей нуждается не столько в наставничестве, сколько в возможности получить методическую, психолого-педагогическую помощь, помощь в раскрытии творческого потенциала.
При определении уровня профессиональной компетентности молодых специалистов по трем компонентам: профессионально-ценностные ориентации, психолого-педагогические знания, методические умения выявлено следующее:
- во-первых, молодые специалисты имеют недостаточно полные представления в области дошкольной педагогики и психологии, методик дошкольного образования, не уверены в их содержательности;
- во-вторых, стремятся к созданию условий для эффективной организации педагогического процесса и разнообразных форм взаимодействия с его участниками, но не всегда достигают оптимальных результатов и не могут определить причины успехов и неудач своей деятельности
- в-третьих, молодые педагоги не относятся к своей профессиональной деятельности как к призванию и не достаточно осознают полной ответственности за результаты своей педагогической деятельности. Не в полной мере осознают своей профессиональной некомпетентности и недостаточно проявляют потребность в профессиональном совершенствовании и развитии.
Таким образом, после выявления этих проблем возникла необходимость создания ШМП.
Поэтому наша цель создания ШМП:
Создание в ДО условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога
Планируемые результаты работы ШМП:
- подготовка молодого специалиста, в будущем состоявшегося воспитателя, ощутившего свое призвание и желание работать в дошкольном образовательном учреждении. Воспитателя - творческого, инициативного, самостоятельно мыслящего человека и профессионала;
- совершенствование инновационной системы методической работы учреждения;
- повышение качества образовательной деятельности в ДО.
Намечены следующие задачи:
- изучить уровень подготовленности молодых специалистов в профессиональной деятельности;
- определить этапы профессионального роста молодых специалистов;
- организовать работу педагогов-наставников с молодыми специалистами через систему открытых занятий, мероприятий, консультаций;
- формировать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании;
- совершенствовать методическую культуру воспитателя (сформировать умения: мотивационные, организационные, проектировочные, коммуникативные, контрольно-аналитические, адаптационные);
- создавать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе;
- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружать начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике;
- обеспечить мониторинг профессиональной деятельности молодого специалиста.
Профессиональноестановлениепедагогов проходит в несколько этапов:
1 этап- 1 год работы Адаптация молодого педагога в коллективе
2 этап – 2 год работы Процесс развития профессиональных умений. Поиск лучших методов и форм работы с детьми, формирование своего стиля работы.
3 этап – 3 год работы.Складывается система работыПроисходит самосовершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
На данный момент в ДОУ работают 6 молодых педагогов находящихся на разном уровне профессионального становления.
1 этап | 2 этап | 3 этап |
1 педагог | 1 педагога | 4 педагога |
В «Школе молодого педагога» мы ориентируем молодых педагогов на применение современных методов и приёмов в работе с детьми, на постоянное пополнение своих знаний, постижение секретов воспитания.
Вся работа «ШМП» регламентируется Положением, проводится по учебному плану
Свою работу с молодыми специалистами строим
с учетом трех аспектов их деятельности:
«Молодой специалист - коллега» | "Молодой специалист – ребенок " обеспечение молодого специалиста знаниями, умениями, навыками необходимыми для выстраивания личностно-ориентированного взаимодействия с детьми; разработка организационно-методических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса, условий обучений и воспитания детей дошкольного возраста. Формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей. | "Молодой специалист – родители" обеспечение молодого специалиста знаниями, умениями, навыками; необходимыми для выстраивания конструктивного и бесконфликтного взаимодействия с родителями; |
- создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе; - обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками; обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами. |
Формы работы
Процесс повышения профессионализма молодых специалистов строим с учётом следующих факторов:
- уровень базового образования, теоретическая подготовленность;
- индивидуальных особенностей.
- уровень профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться)
- имеют ли практический опыт с детьми;
В ходе работы «ШМП» используются практические и теоретические формы и методы организации работы.
Формы и методы работы с начинающими педагогами:
1 этап становления педагога
Первый этап работы ШМП - это проведение анкетирования среди начинающих педагогов.По итогам которого был сформирован круг проблем, с которыми столкнулись молодые педагоги, был выявлен профессиональный статус начинающих педагогов для дальнейшего развития профессиональных перспектив, что и составило основу плана работы на год.
Вопросы анкеты | Ответы педагогов |
В какой деятельности Вы испытываете трудности | - нормативные документы - психофизические особенности развития детей - планирование деятельности - методики проведения специально организованной деятельности |
Причины этих трудностей | - недостаток педагогического опыта - отсутствие единых требований к ребенку со стороны воспитателя и родителей |
Испытываете ли Вы затруднения в общении с: родителями, детьми, руководством? | - иногда - нет - нет |
В какой методической помощи вы нуждаетесь? | -в просмотре открытых занятий у опытных воспитателей -в методических консультациях по отдельным разделам - в знакомстве с передовым педагогическим опытом |
На первом этапе применялись такие формы работы как: семинары, консультации, просмотры открытых мероприятий у опытных педагогов, домашние задания.
В течение года действовал постоянно действующий семинар «Изучение ООП ДО МБДОУ детский сад 1». Прошло 4 заседания:
- «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста» (где мы познакомили молодых педагогов с возрастной периодизацией ребенка дошкольного возраста)
Задание: Составить «портрет» своей возрастной группы по предложенному плану.
- «Планирование и организация образовательного процесса»
Задание: Оформление и приведение документации группы соответственно нормативным документам.
- «Организация предметно - развивающей среды»
Задание: Приведение предметно-развивающей среды в соответствие с принципами и требованиями к созданию предметно-развивающей среды.
Организация взаимодействия с родителями воспитанников»
Задание: Составление перспективного плана работы с родителями на год.
Также были проведены консультации по организации работы по 4 направлениям развития с детьми:
- социально-личностное, физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое.
Так же в план работы ШМП были включены посещения молодыми специалистами режимных моментов и образовательной деятельности у опытных педагогов.
Каждый молодой специалист был прикреплен к опытному педагогу.
2 Этап профессионального становления педагога.
Во время второго этапа идет процесс развития профессиональных умений. Поиск лучших методов и форм работы с детьми и родителями. Формирование своего стиля работы.
На втором этапе применялись формы работы: семинары-практикумы, консультации, мастер-классы, взаимопосещения, конкурсы.
Семинары - практикумы проведенные по плану ШМП:
- «Методы и приемы при организации НОД с детьми»
Задание: Разработать конспект НОД с описанием применяемых методик.
- «Организация предметно-развивающей среды в группе с позиции здоровьесбережения»
Задание: Взаимопосещения. Организация НОД с нестандартным физкультурным оборудованием.
- «Современные технологии в системе дошкольного образования»
Задание: Проанализировать применение современных технологий в системе дошкольного образования»
Мастер-классы
мастер-классы, в ходе которых опытные педагоги демонстрируют возможности и конкретные примеры, обсуждают теоретические и методические подходы к педагогической деятельности.
Охрименко Т.В. воспитатель 1 кв. категории провела 2 мастер – класса:
- Организация проектного метода с детьми старшего дошкольного возраста. Представление проекта «Мы против мусора»
- Изготовление самодельной бумаги «Старая – новая бумага»
Голубева И.Ю. учитель-логопед:
- Использование в работе пальчиковых, артикуляционных, дыхательных гимнастик в работе с детьми дошкольного возраста.
Михайлова Л.Ф. воспитатель:
- Формы организации работы с родителями
В этом году в ходе работы ШМП Л.Ф. подготовила и провела совместное мероприятие с детьми и родителями воспитанников подготовительной группы. Представила форму работы КВН «Дорогами сказок» (Предлагаю вашему вниманию небольшой отрывок данного мероприятия)
Русанова Л.Л. старший воспитатель:
- Мультимедийная презентация как одна из форм работы использования ИКТ в ДОУ.
Конкурсы
Участие молодых педагогов в конкурсах позволяет им реально использовать и применять знания и практические умения, которые они получили в ходе обучающих семинаров, консультаций, мастер-классов.
То есть конкурс – это один из путей выявления потенциала педагога и создание возможностей для его самореализации.
Подготовка к конкурсу проходит а три этапа:
- Организационно – подготовительный (знакомство с Положением о конкурсе)
- Практический (оказание консультативной помощи педагогам)
- Заключительный – аналитический
На втором этапе работы ШМП были проведены конкурсы:
- Оформление информационных уголков для родителей.
- Организация предметно-развивающей среды в группе. (Представление своих работ было на педагогическом совете.Форма представления – мультимедийная презентация)
- Разработка конспектов НОД.
- Портфолио группы
Одной из важных составляющих профессионального становления педагога является
- повышение квалификации на курсах повышения квалификации.
- Самообразование педагогов.
Все молодые педагоги на втором этапе выбрали методические темы, по которым активно работают. Составили перспективные планы, осуществили подборку литературы, оформили предметно-развивающую среду соответствующую выбранным темам
Методические темы молодых педагогов
Тема | Ф.И.О. педагога |
«Эстетическое развитие младших дошкольников средствами «сказочного творчества» | Разина Т.В. |
«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего и среднего дошкольного возраста через обогащение опыта познавательно- исследовательской деятельности». | Шипарева Н.И. |
«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через использование метода проектов» | Бреева С.В. |
«Использование разных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста» | Карпеева Н.В. |
Использование пальчиковой гимнастики для развития речи у детей раннего возраста. | Бритвина О.С. |
3 Этап профессионального становления педагога.
На третьем этапе происходит самосовершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта.
Так же как на 1 и 2 этапах вначале учебного года провели анкетирование по выявлению проблем, соответственно был составлен план работы на этот год.
Большая часть работы будет проходить в виде консультативной помощи по запросам педагогов.
По выявленным запросам будет организовано два семинара:
- «Методы активации детей в ходе НОД»
Задание: Взаимопосещения. Организация НОД с применением различных методов активизации детей в ходе НОД.
- Организация НОД по художественно-эстетическому развитию детей.
Итогом работы ШМП педагоги представят творческие отчеты о проведенной работе в ШМП.
Определенным итогом можно считать, что 2 из 4 педагогов завершающих учебу в ШМП в этом году аттестуются на 1 квалификационную категорию.
Все педагоги ШМП активно участвовали в мероприятиях различного уровня:
В городских семинарах
В областных семинарах
Во всероссийских конкурсах, как сами, так и со своими воспитанниками.
Выводы
Сегодня уже можно говорить о результатах нашей работы.
- В ДОУ создана система работы с молодыми специалистами, которая объединяет деятельность молодых педагогов, опытных наставников, специалистов, администрации;
- в ДОУ применяются эффективные формы и методы работы с молодыми специалистами, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста;
- молодые педагоги ведут работу по самообразованию, что позволяет им пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;
- у молодых педагогов сформирована потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс;
- закрепление за молодым педагогом педагога-наставника обеспечивает необходимую помощь и поддержку на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы родительского клуба «Год до школы»
Ребенок стоит на пороге школы. Безусловно, все родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. Готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детско...
Организация работы с одаренными детьми (теоретический семинар для педагогов)
Одаренные дети - особая и очень хрупкая часть нашего общества, один из его важнейших ресурсов. Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности ...
«Методика организации проведения логопедических занятий» (консультация в школе молодого учителя-логопеда)
Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми -логопатами можно, если изме...
Организация работы по подготовке ребенка к школе, используя технологии эффективной социализации
Подготовка детей к школе является одной из главных проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Современные исследования российских психологов показывают, что 60-70 %...
«Формы работы с родителями». Консультация для молодых педагогов ДОУ. «Школа молодого педагога».
Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Совместная...
Организация работы по профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОУ
В статье описывается работа , проведенная старшим воспитателем дошкольного образовательного учреждения МДОУ д/с № 73 г. Волжского по определению уровня профессионального выгорания педагогов ДОУ,...