План самообразования "Проблемы адаптации детей к ДОУ"
материал на тему
Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают ему чувство психологической защищенности; доверие к миру; эмоциональное благополучие; формирование базиса личностной культуры; развитие его индивидуальности. Нужно обеспечить ребёнку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира – как можно шире и разнообразнее.[4.3-4]
Общеизвестно, что для многих родителей проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. По мнению Е.В.Жердевой, поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребёнка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент выхода ребёнка в детский сад, насколько серьёзные, хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др.
Н.Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.
Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.
Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводиться воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.
Актуальность исследования. На сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению очень актуальна. В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение в раннем возрасте. Проблема усугубляется тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки комплексного проектирования взаимодействия детского сада и семьи.
Объектом исследования является адаптация детей раннего возраста к условиям системы дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования – взаимодействие специалистов ДОУ и семей детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.
Целью работы является изучение особенностей систем взаимодействия воспитателей и родителей детей раннего возраста в адаптационный период к условиям дошкольного учреждения.
Гипотеза моего исследования заключается в том, что если создать комплексную систему сопровождения адаптации детей раннего возраста к ДОУ, включающую в себя психологическое просвещение родителей, развивающие занятия по формированию адаптационных механизмов, и систему наблюдения педагогов за протеканием адаптации детей к ДОУ, то адаптация детей раннего возраста будет происходить безболезненно.
Задачи:
- изучить литературу по проблеме адаптации детей к ДОУ;
- изучить особенности адаптации к ДОУ детей раннего возраста;
- изучить взаимодействие ДОУ и семей в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ;
- выявить наиболее оптимальные рекомендации педагогам ДОУ по взаимодействию с семьей в период адаптации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ учебных планов, учебников и учебных программ; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогическое наблюдение.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в конкретизации теоретического и практического материала по проблеме взаимодействия воспитателей и родителей детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы адаптации детей к ДОУ | |
1.1. Адаптация к ДОУ как проблема научных исследований | |
1.2. Особенности адаптации к ДОУ детей раннего возраста | |
ГЛАВА II. Системы взаимодействия специалистов ДОУ и семьи в период адаптации | |
2.1. Взаимодействие ДОУ и семей в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ | |
2.2. Рекомендации педагогам ДОУ по взаимодействию с семьей в период адаптации | |
Заключение | |
Список использованных источников | |
Приложения |
Введение
Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают ему чувство психологической защищенности; доверие к миру; эмоциональное благополучие; формирование базиса личностной культуры; развитие его индивидуальности. Нужно обеспечить ребёнку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира – как можно шире и разнообразнее.[4.3-4]
Общеизвестно, что для многих родителей проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. По мнению Е.В.Жердевой, поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребёнка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент выхода ребёнка в детский сад, насколько серьёзные, хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др.
Н.Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.
Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.
Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводиться воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.
Актуальность исследования. На сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению очень актуальна. В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение в раннем возрасте. Проблема усугубляется тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки комплексного проектирования взаимодействия детского сада и семьи.
Объектом исследования является адаптация детей раннего возраста к условиям системы дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования – взаимодействие специалистов ДОУ и семей детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.
Целью работы является изучение особенностей систем взаимодействия воспитателей и родителей детей раннего возраста в адаптационный период к условиям дошкольного учреждения.
Гипотеза моего исследования заключается в том, что если создать комплексную систему сопровождения адаптации детей раннего возраста к ДОУ, включающую в себя психологическое просвещение родителей, развивающие занятия по формированию адаптационных механизмов, и систему наблюдения педагогов за протеканием адаптации детей к ДОУ, то адаптация детей раннего возраста будет происходить безболезненно.
Задачи:
- изучить литературу по проблеме адаптации детей к ДОУ;
- изучить особенности адаптации к ДОУ детей раннего возраста;
- изучить взаимодействие ДОУ и семей в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ;
- выявить наиболее оптимальные рекомендации педагогам ДОУ по взаимодействию с семьей в период адаптации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ учебных планов, учебников и учебных программ; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогическое наблюдение.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в конкретизации теоретического и практического материала по проблеме взаимодействия воспитателей и родителей детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ.
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы адаптации детей к ДОУ
1.1. Адаптация к ДОУ как проблема научных исследований
За последние годы значительно возрос научный и практический интерес к развитию социальной адаптации в раннем детстве. Возникло много вопросов – каково нормальное течение периода адаптации, степень проявления возникших трудностей этого периода, индивидуальные различия в реакции детей и причины этого различия. Возникающие в период адаптации заболевания, нарушения поведения и снижения темпа развития у ряда детей определили необходимость разработать практические мероприятия по предупреждению и своевременному преодолению таких нарушений в состоянии здоровья и развитии детей.
В современных условиях происходит все большее возрастание теоретического и практического значения проблемы социальной адаптации детей. Это связано, с одной стороны, с все расширяющейся сетью детских дошкольных учреждений. С другой стороны, актуальность проблемы адаптации объясняется существующей еще высокой заболеваемостью детей, впервые поступающих в детские дошкольные учреждения и адаптирующихся к новым условиям окружающей среды.
Для всех воспитанников дошкольных учреждений, проблема социальной адаптации при приеме детей в детские учреждения значима для все большего числа детей. Повышение приспособительных возможностей ребенка, обогащение его социальных контактов очень существенны для формирования личности ребенка. Предотвращение тяжелых нарушений и особенно заболеваний в периоде адаптации очень важная задача медико-педагогических исследований и практики. На важность этой проблемы первой указала Н.М. Аксарина [1], отметив определенные нарушения в поведении детей и разработав комплекс педагогических мероприятий для вновь поступающих детей.
С приходом в детский сад изменяется и социальное положение, ребенка. В семье он был в центре внимания, общался с ограниченным кругом людей, чаще всего с членами семьи. В дошкольном учреждении он становится членом детского коллектива, равным среди других детей. В связи с этим ребенку необходимо психологически перестроиться, изменить свое поведение, вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Всё это приводит к нарушениям сложившихся стереотипов в деятельности и поведении ребенка, требует биологической и социальной адаптации к новым условиям.
Под биологической адаптацией в узком смысле понимается перестройка физиологических систем организма, обеспечивающая целесообразное приспособление к новым условиям жизни. Эта перестройка осуществляется на основе врожденных механизмов. Уже новорожденный ребенок быстро приспосабливается к условиям жизни, которые специально создаются в семье после его рождения.
Биологическая перестройка происходит и в период первоначального пребывания ребенка в детском учреждении. Он должен привыкнуть к новому воздушному и световому режиму, установленному распорядку дня, к изменению в питании.
Наряду с биологической, осуществляется и социальная адаптация, т.е. способность изменить своё поведение в зависимости от новых социальных условий.
Исследователями /Н.М. Аксарина, А.В. Запорожец, М.И. Лисицина, Н.Д. Ватутина и др./ [1,3] установлено, что характер и особенности процесса адаптации ребенка к дошкольному учреждению тесно связаны с предшествующими условиями воспитания. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенка в детском саду пытаются вовлечь в общение, содержание и формы которого, не отвечают его опыту и потребностям. Таким образом, под социальной адаптацией понимать способность человека заранее предусматривать изменение поведения при установке на новые неожиданные общественные требования, например, вхождение в новую микросоциальную группу. Социальной адаптации ребенок учится на основании собственного опыта в процессе воспитания и обучения.
Тренировка способностей к социальной адаптации расширяет возможности приспособления, т.е. активной перестройки к новым требованиям и выработки соответствующих форм поведения. Большая податливость и пластичность нервной системы ребенка увеличивает эти возможности. При этом проявляются возрастные особенности и критические периоды в приспособительных возможностях ребенка, которые взаимосвязаны с этапами развития коммуникативных отношений с другими людьми и переработанной информацией в мозге ребенка, а, следовательно, с его способностью субъективного отражения окружающей среды и существующих связей.
Первые социальные формы поведения ребенок приобретает под непосредственным влиянием окружающей микросоциальной среды, главным образом семейной, во взаимоотношениях с взрослыми, организующими всю жизнь ребенка /Н.М. Аксарина, Р.В. Тонкова-Ямпольская/ [1,4]. В первую очередь у ребенка закрепляются простые стереотипы, а затем реакции на часто используемые предметы и знакомых ребенку людей.
Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. При приеме в дошкольное учреждение перед ребенком впервые встает необходимость изменить сформировавшийся поведенческий стереотип из-за изменения привычных условий жизни и устанавливать новые социальные связи.
Е.К. Кричевская указывала, что наблюдаются особенности поведения ребенка при переходе из домашних в условия воспитания в коллективе. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми взрослыми, большим числом сверстников и в несовпадении домашних приемов обращения и воспитания с ясельными.
Характерной особенностью поведения детей раннего возраста является высокая эмоциональность. Отношение ребенка к окружающему миру в значительной степени эмоционально обусловлено. Эмоциональное состояние, как субъективный ответ организма на его связи с окружающим, основано на изменениях в этом окружающем и зависит от уровня развития и его воспитания.
Изменения окружающей среды и обычного образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство различной степени выраженности или заторможенность. Трудности приспособления, возникающие вследствие конфликта между требованиями новой среды и возрастными и индивидуальными возможностями ребенка для изменения его поведения, вызывает отрицательные эмоции. Чем глубже и внезапнее изменения в окружающей среде, тем глубже и длительнее изменения эмоционального состояния ребенка. Решающее значение в адаптационном процессе принадлежит эмоциям. Ребенок быстро и непосредственно эмоционально реагирует на все воздействия внешней среды. От положительных или отрицательных эмоциональных отношений, которые возникают между ребенком и новой средой, зависит скорость и легкость его приспособления.
Необходимость резкого изменения привычного поведения является трудной, а для некоторых детей раннего возраста и непосильной задачей и может привести к срыву в системе высшей нервной деятельности по типу «психического стресса», а также к заболеванию вновь поступившего ребенка.
Поэтому необходимо, ставить ребенка в разные условия, тренировать его механизмы социальной адаптации. Ребенок не только должен учиться вырабатывать разносторонние социальные связи, но различать позитивные и негативные действия, например, по отношению к другим детям.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы подтверждает, что ребенка не надо охранять от социальной адаптации. Напротив, следует с раннего детства тренировать систему адаптационных механизмов, увеличивать её возможности, без которых человеку нельзя адекватно вести себя в разных социальных ситуациях.
1.2. Особенности адаптации к ДОУ детей раннего возраста
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребёнка из семьи в дошкольное учреждение.
Врачи и психологи различают три степени адаптации ребёнка к детскому саду: лёгкую; среднюю; тяжёлую.
При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1 – 2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребёнка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует с взрослыми, детьми. Окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).
Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. При поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.
Тяжёлая адаптация приводит к длительным и тяжёлым заболеваниям. У ребёнка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость).
Среди причин тяжёлой адаптации к ДОУ Лобанова Г.А.. Никшене Е.Б., Ткачева Е.Н. называют:
- отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада
- наличие у ребёнка своеобразных привычек
- неумение занять себя игрушкой
- несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков
- отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
Рассматривая процесс адаптации, важно обратить внимание на факторы, способствующие успешной адаптации или, напротив, препятствующие ей. Под факторами понимают условия, влияющие на значение показателей адаптации. Так, И.А. Георгиева предлагает следующие внутренние и внешние факторы:
-социально-демографические характеристики участников исследования (пол, возраст, семейное положение, наличие детей и пр.);
- ценностные ориентации личности;
- ряд психологических свойств личности;
- специфические характеристики деятельности и связанные с ними особенности социальной организации коллектива.
Поступление ребенка в дошкольное учреждение является кардинальным изменением его условий жизни, социального окружения, изменение отношений к ребенку. Эти изменения у любого ребенка вызывают стресс и напряжение. Однако одни дети достаточно легко приспосабливаются к новым условиям, другие испытывают более длительное стрессовое напряжение.
Заводчикова О. Г. выделяет следующие факторы, от которых зависит процесс протекания адаптации ребенка к дошкольному учреждению:
- Состояние здоровья детей, уровень физического и нервно-психического развития. У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями. Тяжелее всего адаптация к условиям образовательного учреждения проходит у детей слабой группы здоровья. У данных детей наблюдаются частые обострения основного заболевания. Такие дети чаще болеют. Таким образом, состояние здоровья - один из основных факторов, влияющих на длительность и успешность процесса адаптации.
- Возраст ребенка. Самый лучший возраст, когда ребенка следует отдавать в садик 3 - 3,5 года. Трехлетние дети отличаются адаптационными возможностями от двух- и четырехлеток. Двухлетка сильно привязан к матери, ему трудно привыкнуть к новой обстановке. Четырехлеткам сложно привыкнуть к саду из-за того, что они привыкли к домашним условиям. Тем не менее, и у трехлеток и у четырехлеток есть общий положительный момент в адаптации к ДОУ, который качественно отличает их от двухлеток. Дети 3-4 лет способны слушать и слышать взрослых.
- Сформированность навыков общения. По уровню развития общения детей можно разделить на три группы:
1 группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении только с близкими взрослыми, они ожидают от них только внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем. Такие дети глубоко переживают расставание с близкими. Опыта общения с посторонними они не имеют, не готовы вступать с ними в контакт. У данных детей в поведении довольно долго сохраняются беспокойство и плаксивость.
2 группа – это дети, у которых сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, не являющимися членами семьи. Такие дети, пока воспитатель рядом спокойны, но детей такой ребенок, как правило, боится и держится от них на расстоянии детям данной группы в период привыкания свойственно неуравновешенное эмоциональное состояние.
3 группа – дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и общении с взрослыми. Для них характерно спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние. Они включаются в предметную самостоятельную деятельность или в сюжетно-ролевую игру, устанавливают положительные взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Играют часто самостоятельно.
При поступлении в детский сад больше трудностей испытывают дети, которых можно условно отнести к 1 группе (потребность в общении только с близкими людьми) Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее проходит процесс адаптации. Легче адаптируются дети, условно отнесенные к 3 группе.
- Тип нервной системы. Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены, отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью. Они любят как спокойные, так и подвижные игры, положительно воспринимают все режимные моменты, активно в них участвуют. Если содержание общения, возникшего в новых условиях, их удовлетворяет, они привыкают довольно легко и быстро. Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому. Они любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая, то один предмет, то другой. В первые дни у таких детей может возникнуть перевозбуждение нервной системы. В противоположность легковозбудимым есть дети, которые отличаются спокойным, несколько медлительным, даже инертным поведением. Они очень неактивно выражают свои чувства и кажутся внешне благополучно адаптирующимися, однако свойственная им заторможенность может усилиться. Медлительные дети часто отстают от своих сверстников в развитии координации движений, в освоении окружающего, в овладении умениями и навыками. При работе воспитателя с такими детьми важно проявить выдержку и терпение. В первые дни воспитателям не рекомендуется привлекать медлительных детей к общению со сверстниками, так как им требуется длительное время в освоении нового пространства. Нетерпеливый подход воспитателя к ребенку может привести к осложнениям, к затруднениям в адаптации.
Особого внимания требуют дети с ослабленным типом нервной системы. Они очень болезненно переносят перемены в условиях жизни и воспитания. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они не выражают. Все новое пугает их и дается с большим трудом. Они не уверены в движениях и действиях с предметами, медленнее, чем другие дети этого же возраста, приобретают необходимые навыки. Таких детей к детскому учреждению следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. При этом рекомендуется постоянно поощрять и подбадривать этих детей, помогать им в освоении нового.
Холерики и флегматики сложнее адаптируются к дошкольному учреждению, чем более уравновешенные и в меру медлительные сангвиники. Холерики, особенно мальчики, нелегко переносят недостаток активности и движения, но труднее всего приходится медлительным детям: они не успевают за общим темпом еды, сна, одевания.
Лобанова Г.А., Никшене Е.Б., Ткачева Е.Н. предлагают ряд рекомендаций для педагогов (см. Приложение 1) и памятки для родителей, разработанные авторами (см. Приложение 2).
Таким образом, важной задачей ДОУ является организация специалистами адаптационного периода, создание системы занятий, сценариев, призванных облегчить адаптацию детей на первоначальном этапе. Важными целями такой работы являются:
- создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе,
- формирование чувства уверенности в окружающем.
Для успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения необходимо, прежде всего, создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием. Поэтому в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ важно учитывать и взаимодействие с родителями, сформировать систему успешного вовлечения родителей в адаптационный процесс ребенка.
ГЛАВА II. Системы взаимодействия специалистов ДОУ и семьи в период адаптации
2.1. Взаимодействие ДОУ и семей в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создавать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается, задолго до 1 сентября . [9,22]
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье, находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
Задачами этой работы являются следующие параметры:
1.Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.
2.Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.
3.Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
4.Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.[6,6] При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующими принципам:
-целенаправленность, систематичность, плановость;
-дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
-возрастной характер взаимодействия с родителями;
-доброжелательность, открытость.
Ожидаемые результаты работы с родителями – это явление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско– родительских отношений; повышение компетентности родителей в психолого- педагогических и правовых вопросах; увеличение количества обращений с вопросами к педагогу , на индивидуальные консультации к специалистам; возрастание интереса к мероприятиям , проводимых в ДОУ; увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях; рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.
Сотрудничество ДОУ с семьей – это взаимодействие педагогов с родителями, оно направленно на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий.
Л.В.Белкина предлагает использовать следующие формы работы детского сада с семьей:
-беседы;
-родительские собрания;
-анкетирование;
-посещение на дому;
-выставки;
-папки-передвижки;
-наглядные формы педагогической пропаганды;
-консультации;
-присутствие родителей во время адаптационного периода в группе;
-укороченное время пребывание ребёнка в группе во время адаптационного периода;
-алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», « Я умываюсь».
Также она предлагает использовать перспективный план по работе с родителями в адаптационный период, который был мною использован в работе, эта работа позволяет улучшить взаимоотношения между родителями воспитанников и сотрудниками детского сада, что в последствие облегчает и помогает в общение между родителями и ДОУ.
СЕНТЯБРЬ: | ОКТЯБРЬ | НОЯБРЬ | ||
-"Познай себя как родитель" -Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения -Как помочь родителям в период адаптации детей к детскому саду -Значение режима для воспитания -Гигиенические требования к одежде ребенка -Анкетирование -Тест "Я и мой ребенок" | -"Здоровый ребенок" -Профилактика простудных заболеваний -Система оздоровления -Закаливание в семье -Нетрадиционные формы оздоровления ;точечный массаж, чесночный настой, заваривание чая из лечебных трав -Питание - залог здоровья | -"Общение родителей и детей" -Игры и развлечения -Как организовать игровой уголок дома -Какие игрушки покупать малышу -Организация прогулок с детьми -Любовь к книге -Детская библиотека в семье |
После того как перспективный план работы с семьей на адаптационный период составлен необходимо четко регламентировать педагогическое взаимодействие специалистов с семьей в этот период.[9,103]
Заведующий: проведение экскурсий по ГДОУ, беседы с родителями, оформление родительских договоров.
Старший воспитатель: проведение социологических опросов (анкетирования), координация работы специалистов узкой специализации.
Педагог-психолог:диагностирование,психогимнастика,консультирование.
Учитель-логопед: диагностика, консультирование.
Старшая медсестра: консультирование, наблюдение за адаптацией, иммунопрофилактика.
Воспитатель по физкультуре: проведение занятий с детьми и родителями с использованием различных оздоровительных технологий досуг.
Воспитатели: организация и проведение совместных специальных игр-занятий с детьми и их родителями, консультирование.
Музыкальный руководитель: проведение игр-занятий, постановки кукольного театра, консультирование.
Используя эти методы и приемы взаимодействия ДОУ с семьей в период адаптации, тогда сам процесс у воспитанника детского сада будет протекать не как приспособительский, когда ребенка побуждают усваивать имеющиеся стереотипы, а как конструирующая деятельность, предполагающая перестройку имеющихся форм поведения и образования новых[2,45]
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при проектировании системы взаимодействий ДОУ и семьи. Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики, особенно это важно в период, когда родители впервые приводят малыша в детское учреждение. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм образования.
Задача модернизации взаимодействия семейного воспитания и ДОУ – развитие отношений «Ребёнок - педагог – родитель».
Любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение связей и отношений ребенка со взрослыми.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями.
Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены: коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными.
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями.
Они построены по типу игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Особая роль при любой форме организации взаимодействия с родителями отводится социологическим вопросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей это в первую очередь- общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.
Познавательные формы организации общения педагогов и родителей способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Задачами наглядно-информационной формы является ознакомление родителей с ДОУ, с деятельностью педагогов и т.п.
Также, общение педагогов с родителями может быть не прямо, а через газеты, организацию выставок. Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носят ярко выраженный специфический характер сотрудничества, т.к. изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогам ДОУ.
Принцип взаимодействия с родителями носит целенаправленный, систематичный, плановый характер. К взаимодействию с родителями необходимо подходить дифференцировано с учетом многоаспектной специфики каждой семьи, необходимо учитывать и возрастной характер взаимодействия с родителями при этом соблюдая доброжелательность и открытость.
2.2. Рекомендации педагогам ДОУ по взаимодействию с семьей в период адаптации
Адаптационный период - серьезное испытание для малышей 2-3 года жизни. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние малыша. Поэтому мы рекомендуем:
- Привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок.
- Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда.
- Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок.
- Расширяйте "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.
- Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом.
- В первый день лучше прийти на прогулку, так как на прогулке (в игре) малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем. В детский сад можно брать с собой любимую игрушку.
- Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 3-4 часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день.
- Для предупреждения нервного истощения необходимо делать в середине недели "выходной день" для малыша.
- В период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку.
- Ребенок должен приходит в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины, смазывать ходы носа оксолиновой мазью. Если окажется, что у ребенка развита потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он владеет средствами предметного взаимодействия, любит и умеет играть стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он готов к поступлению в детский сад или ясли.
Заключение
Детский сад - серьёзный вызов в жизни ребёнка, большое испытание для малыша, а любое испытание – или ломает, или закаляет; делает сильнее ,продвигает вперед в развитии – или отбрасывает назад. Поэтому на сегодняшний день актуальна тема взаимодействие ГДОУ и семьи в период адаптация детей третьего года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Сопровождение адаптации дошкольников к детскому саду осуществляется в процессе взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения при поддержке родителей и включает следующие направления профессиональной деятельности: психологическую и педагогическую диагностику, консультирование, методическую и организационную работу.
В ходе курсовой работы, мною были рассмотренные аспекты, доказывающие, что существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка к дошкольному учреждению. По моему мнению, педагог – профессионал владеет арсеналом приемов, позволяющих затормаживать отрицательные эмоции малыша в период адаптации, педагог проектирует взаимодействие с родителями своих воспитанников, дает необходимые рекомендации родителям и сам придерживается определенных правил.
Для того чтобы прошла успешная адаптация детей раннего возраста, необходимо следовать следующим рекомендациям для воспитателей и родителей:
Рекомендации для воспитателей:
- любите детей и относитесь к ним как своим;
- помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка;
- приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам;
- необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение;
- проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку;
- проводите родительские собрания до поступления детей в детский сад.
В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания.
Рекомендации для родителей:
- любите своего ребенка таким, какой он есть;
- радуйтесь своему ребенку;
-разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном;
- слушайте ребенка, не перебивая его;
- установите четкие и определенные требования к ребенку;
- не устраивайте для ребенка множество правил;
- будьте терпеливы;
- каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное;
- в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними;
- поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;
- чаще хвалите ребенка;
- поощряйте игры с другими детьми;
- интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду;
- не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка;
- помните, что авторитет родителей основан на достойном образце поведения;
- прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к условиям ГДОУ;
- посещайте групповые собрания.
Фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.
Живя в семье, ребенок привыкает к определенным условиям. Когда он приходит в детский сад, многие условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня.
Поэтому первый этап подготовки детей в ДОУ необходимо начинать со сбора информации о потенциальных воспитанниках (эту информацию можно получить в детской поликлинике, на педиатрических участках), организация родительских собраний. На таких мероприятиях решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т.д.
Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду – знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада.
Главное на этом этапе – это привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.
Основные принципы работы по адаптации детей следующие:
1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу детей третьего года жизни.
2. Постепенное заполнение групп (прием 2–3 малышей в неделю).
3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2–3 часа, возможность пребывания с мамой).
4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).
5. Сохранение в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек.
6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Список использованных источников
- Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.,1977
- Афонькина Ю.А."Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста": Методическое пособие. - М.:АРКТИ,2010.-80 с.(Растем умными)
- Белкина Л.В. ’’Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие’’- Воронеж ''Учитель '',2006.-236 с.
- Гуркина А.П. ''Формирование личности ребёнка в детском саду ''.- Учебно – методическое пособие к курсовым работам и спецсеминарам для студентов – заочников факультетов дошкольного воспитания пединститутов- М.”Просвещение“,1980.-111 с.
- Горюнова Т.М. ''Развитие детей раннего возраста: Анализ программы дошкольного образования ''. –М.:ТЦ Сфера,2009.-128с.- (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
- Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог – родитель».- ПСб.: ООО «Детсво-Пресс»,2011.-196с.
- Лапина И.В. '' Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого – педагогическое сопровождение , комплексные занятия''. Волгоград: Учитель, 2010.- 127 с.
- Носова Е.А. , Швецова Т.Ю. '' Семья и детский сад: педагогическое образование родителей''.- СПб. : ООО '' ИЗДАТЕЛЬСТВО ''ДЕТСТВО - ПРЕСС '',2009. – 80 с.
- Печора К.Л.'' Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста . Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи '' .- М.:’’Издательство Скрипторий 2003’’,2006.- 96 с.
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.,2002.
- Соколовская Н.В. ''Адаптация ребёнка к условиям детского сада : управление процессом, диагностика, рекомендации ''.Волгоград : Учитель,2011.- 188 с.
- http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/psihologo-pedagogicheskie-osnovy-problemy-adaptacii-detey-rannego-vozrasta-k
- http://www.moi-detsad.ru/konsultac364.html
- http://vospitatel-enm.ru/material-dlya-kolleg/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ /структура и план работы/
Медики, педагоги и психологи отмечают, что период адаптации к детскому саду требует от ребёнка большого нервного напряжения. Во – первых, ломается привычный стереотип жизни, в котором ребё...
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ /структура и план работы/
Медики, педагоги и психологи отмечают, что период адаптации к детскому саду требует от ребёнка большого нервного напряжения. Во – первых, ломается привычный стереотип жизни, в котором ребё...
план работы по адаптации детей раннего возраста
План работы по адаптации детей (для воспитателей первой, второй, третий групп раннего возраста) в таблицах...
План адаптации детей к ДОУ
Проект программы «Адаптация к дошкольному учреждению»При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДБОУ) все дети переживают адаптационный стресс.Адаптационные возможности ребенка ран...
План адаптации детей к ДОУ
Проект программы «Адаптация к дошкольному учреждению»При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДБОУ) все дети переживают адаптационный стресс.Адаптационные возможности ребенка ран...
План работы по адаптации детей (для воспитателей группы раннего возраста)
План работы по адаптации детей(для воспитателей группы раннего возраста)...
План самообразования "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"
План самообразования воспитателя дошкольного образовательного учреждения...