Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3—5 лет
картотека (младшая группа)
Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3—5 лет
Комплекс наглядно-дидактических материалов для индивидуальных занятий
Развивающие игры и упражнения, предлагаемые вашему вниманию, адресованы детям 3—5-и лет (а также для детей с задержкой психического развития) и могут с одинаковым успехом использоваться как для занятий с ребенком дома, так и при групповых занятиях в дошкольных учреждениях.
Подборка игр и упражнений сделана по материалам программы "Развитие" и может служить пособием для педагогов, работающих по данной программе, а также по любой из программ, рекомендованных для дошкольных образовательных учреждений. Это обусловлено тем, что в пособии представлено описание игр и упражнений, направленных на развитие сенсорных способностей младших дошкольников.
Возраст 3—4-х лет наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования его органов чувств, что, с одной стороны, обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем мире, с другой — составляет фундамент общего умственного развития — развития мышления, памяти, воображения,
Одним из важнейших условий приобретения чувственного опыта является освоение ребенком принятых в нашей культуре образцов внешних свойств предметов: цвета (семь цветов спектра); формы (пять геометрических фигур — круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник); величины (три градации — большой, средний, маленький).
Занимаясь с детьми, взрослому нужно четко представлять себе этапность развития восприятия младших дошкольников. Вначале ребенок знакомится с цветами спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); геометрическими фигурами, градациями величины. Затем развиваются представления о разновидностях каждого свойства (оттенках цвета по светлоте, вариантах геометрических фигур, сериационных рядах из предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин). Одновременно дети овладевают способами обследования предметов: последовательного осмотра и описания их формы, группировки объектов по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, сравнения предметов по величине, выполнения все более сложных глазомерных действий.
В итоге, к концу младшего дошкольного возраста, у детей развивается аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетании цветов, расчленять сложную форму предметов, выделять отдельные параметры величины,
Предлагаемые вашему вниманию задания расположены в порядке усложнения действий детей по освоению эталонов (общепринятых образцов) цвета, формы, величины. В пособии содержатся краткое описание игр и игровых упражнений, рекомендации к их проведению, а также иллюстрированный материал в виде цветных таблиц к каждому занятию. Рекомендации составлены с учетом особенностей детей этого возраста в различных видах развивающих заданий и открывают широкий спектр возможностей использования этих заданий (от индивидуальных до групповых)*.
Для успешного проведения занятий взрослому важно стать для ребенка заинтересованным партнером по игре, поддерживать инициативу малыша, не ругать его за ошибки, не превращать игры в скучный урок. В этом случае предлагаемый материал позволит провести игру так, что малыш будет учиться (осваивать и использовать эталоны, способы обследования предметов) незаметно для себя. При таком подходе у детей постепенно будет появляться познавательный интерес, который приходит на смену игровому.
Рекомендации составлены так, чтобы взрослый мог учитывать индивидуальные особенности при проведении данных игр и упражнений.
Надеемся, что предлагаемые игры и игровые упражнения понравятся и детям, и взрослым!
-При проведении групповых занятий количество материла должно соответствовать числу детей. Некоторые игры, наиболее сложные для изготовления, содержат материал на подгруппу детей (игры: "Разноцветные комнаты", лото "Цвет", "Геометрическое лото", лото "Цвет и форма").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_i_uprazhneniy_3-5_let.docx | 29.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3—5 лет
Комплекс наглядно-дидактических материалов для индивидуальных занятий
Составители Л.Н. Павлова, И.В. Маврина, Л.А.Малышева ООО «Издательство ГНОМ и Д»
Развивающие игры и упражнения, предлагаемые вашему вниманию, адресованы детям 3—5-и лет (а также для детей с задержкой психического развития) и могут с одинаковым успехом использоваться как для занятий с ребенком дома, так и при групповых занятиях в дошкольных учреждениях.
Подборка игр и упражнений сделана по материалам программы "Развитие" и может служить пособием для педагогов, работающих по данной программе, а также по любой из программ, рекомендованных для дошкольных образовательных учреждений. Это обусловлено тем, что в пособии представлено описание игр и упражнений, направленных на развитие сенсорных способностей младших дошкольников.
Возраст 3—4-х лет наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования его органов чувств, что, с одной стороны, обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем мире, с другой — составляет фундамент общего умственного развития — развития мышления, памяти, воображения,
Одним из важнейших условий приобретения чувственного опыта является освоение ребенком принятых в нашей культуре образцов внешних свойств предметов: цвета (семь цветов спектра); формы (пять геометрических фигур — круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник); величины (три градации — большой, средний, маленький).
Занимаясь с детьми, взрослому нужно четко представлять себе этапность развития восприятия младших дошкольников. Вначале ребенок знакомится с цветами спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); геометрическими фигурами, градациями величины. Затем развиваются представления о разновидностях каждого свойства (оттенках цвета по светлоте, вариантах геометрических фигур, сериационных рядах из предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин). Одновременно дети овладевают способами обследования предметов: последовательного осмотра и описания их формы, группировки объектов по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, сравнения предметов по величине, выполнения все более сложных глазомерных действий.
В итоге, к концу младшего дошкольного возраста, у детей развивается аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетании цветов, расчленять сложную форму предметов, выделять отдельные параметры величины,
Предлагаемые вашему вниманию задания расположены в порядке усложнения действий детей по освоению эталонов (общепринятых образцов) цвета, формы, величины. В пособии содержатся краткое описание игр и игровых упражнений, рекомендации к их проведению, а также иллюстрированный материал в виде цветных таблиц к каждому занятию. Рекомендации составлены с учетом особенностей детей этого возраста в различных видах развивающих заданий и открывают широкий спектр возможностей использования этих заданий (от индивидуальных до групповых)*.
Для успешного проведения занятий взрослому важно стать для ребенка заинтересованным партнером по игре, поддерживать инициативу малыша, не ругать его за ошибки, не превращать игры в скучный урок. В этом случае предлагаемый материал позволит провести игру так, что малыш будет учиться (осваивать и использовать эталоны, способы обследования предметов) незаметно для себя. При таком подходе у детей постепенно будет появляться познавательный интерес, который приходит на смену игровому.
Рекомендации составлены так, чтобы взрослый мог учитывать индивидуальные особенности при проведении данных игр и упражнений.
Надеемся, что предлагаемые игры и игровые упражнения понравятся и детям, и взрослым!
-При проведении групповых занятий количество материла должно соответствовать числу детей. Некоторые игры, наиболее сложные для изготовления, содержат материал на подгруппу детей (игры: "Разноцветные комнаты", лото "Цвет", "Геометрическое лото", лото "Цвет и форма").
СПРЯЧЬ МЫШКУ
Цель.Закрепление знаний шести цветов спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, синий, фиолетовый и их названий.
Материал.
Листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов — дверцы, мягкая игрушка — кошка.
Рекомендации к проведению.
Взрослый предлагает ребенку поиграть в игру «Спрячь мышку». Сначала он знакомит ребенка с правилами игры, затем они играют вместе. Взрослый раскладывает на столе три домика, рядом кладет квадраты-дверцы шести цветов. Для того, чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей-квадратиком того же цвета, что и домик. Если дверца-квадратик будет другого цвета, отличного от цвета домика, придёт кошка и съест мышку.
Когда все дверцы закрыты, приходит кошка — «ловить мышей». Не найдя ни одной не правильно закрытой дверцы кошка уходит.
Затем ребенку даются три «мышкиных домика» и шесть квадратов всех цветов, предлагается спрятать мышек, пока кошка спит. Ребенок выбирает квадраты-дверцы тех же цветов, что и «мышкины домики», лежащие перед ним, и закрывает их. (Если ребенок ошибается, взрослый вместе с ним ищет нужную дверцу, чтобы надежно спрятать мышку от кошки.) Затем количество домиков можно увеличить.
Примечание: Количество домиков у ребенка варьируется от 3 до 6. Игру можно повторять несколько раз.
В СТРАНЕ ФИГУРОК «ЧЕЛОВЕЧКОВ»
Цель.Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями.
Материал.
Картонные квадрат, круг, треугольник с нарисованными лицами — фигурки-«человечки»; у ребенка - одноцветные круги, квадраты, треугольники такого же размера.
Рекомендации к проведению.
Взрослый приглашает ребенка в страну фигурок-«человечков», рассказывает о ее необычных жителях: достает из коробки круг, квадрат, треугольник (фигурок-«человечков»), обводя контуры фигур пальцем и называя их: «Эту фигурку зовут круг, эту квадрат» и т. д. Затем предлагает ребенку обвести контур каждой фигурки пальцем. Далее проводится игра «Найди такую же». Взрослый поочередно показывает круг, квадрат, треугольник; ребенок выбирает среди фигур, лежащих перед ним на столе, точно такую же, проверяет себя, совмещая выбранную им фигуру с образцом.
Примечание. Для групповых занятий в более сильной подгруппе у детей по две фигуры каждой формы, в более слабой — по одной фигуре каждой формы.
АППЛИКАЦИЯ «САЛФЕТОЧКИ ДЛЯ ФИГУРОК-«ЧЕЛОВЕЧКОВ»
Цель.Ознакомление детей с овалом и прямоугольником.
Материал.
Картонный овал и прямоугольник с нарисованными лицами — фигурки-«человечки»;
у ребенка - 2 прямоугольных листа бумаги для аппликации (один с контурным изображением овала, другой — с контурным изображением прямоугольника), по одному овалу и прямоугольнику, клей, кисточка, салфетка, клеенка.
Рекомендации к проведению.
Взрослый напоминает ребенку о стране фигурок-«человечков» и предлагает познакомиться с новыми «жителями» этой страны. Ребенок вместе со взрослым рассматривает овал и прямоугольник; взрослый называет их, просит ребенка сказать, на какую из знакомых ему фигурок похож овал и на какую — прямоугольник. (Овал похож на круг, только немного вытянут; прямоугольник похож на квадрат, но тоже вытянутый.) Далее ребенок выполняет аппликацию салфеток для фигурок-«человечков», наклеивая на лист бумаги с контурным изображением овал или прямоугольник; дарит салфетки той фигурке, для которой она сделана.
КТО ГДЕ СПИТ Цель. Развитие представлений об эталонах формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
Материал.
Большие фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник (фигурки-человечки);
у ребенка - те же фигуры меньших размеров с «лицами» — один набор; карточки с контурным изображением тех же фигур, той же величины.
Рекомендации к проведению.
Ребенок вспоминает названия знакомых фигурок-«человечков». Взрослый поочередно показывает большие фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя пальцем фигуру, взрослый выясняет, помнит ли ребенок «имя» (название) фигурки-«человечка». Затем взрослый предлагает поиграть с маленькими фи-гурками-«человечками»: уставших «человечков» надо уложить спать в подходящие для них «кроватки», т. е. разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными.
Примечание. Для групповых занятий: в более сильной подгруппе размер фигур может быть меньше, чем контуры на карточке.
РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОМНАТЫ
Цель. Развитие представлений об основных цветах спектра: красном, оранжевом, желтом, зеленом, синем, фиолетовом.
Материал.
Карточка, разделенная на 6 клеток, карточки шести цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового), набор мелких картонных силуэтов игрушек тех же цветов.
Рекомендации к проведению.
Взрослый дает ребенку большую карточку, разделенную на 6 цветных квадратов, предлагая представить, что это цветные комнаты, в которых живут различные разноцветные игрушки. Ребенок вместе со взрослым рассматривает разноцветные комнаты, называет, какого они цвета. Далее взрослый дает ребенку коробку с силуэтами игрушек шести цветов спектра, просит рассмотреть их, обращает внимание на то, что одни и те же игрушки могут быть разного цвета (машинка зеленая и машинка желтая) и что разные игрушки могут быть одного цвета (красная чашка, красная рыбка, красный флажок). Затем проводится игра: ребенок раскладывает силуэты игрушек но « комнатам», подбирая их по цвету к каждой комнате (в красную комнату — все красные игрушки, в синюю — все синие и т. д.).
Если задание выполнено правильно, на столе появляется многоцветный флажок. При появлении белого флажка ребенок ищет, какие игрушки попали не в свою «комнату».
Примечание. Количество игрушек в коробках может меняться в зависимости от степени подготовленности ребенка. Цвет игрушек должен точно совпадать с цветом «комнат».
ПОСТРОИМ БАШНЮ
Цель. Ознакомление со способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), определение величины предмета по отношению к другим: "большой", "средний", "маленький".
Материал.
Картинки с изображением зверей: медведя, лисы, мышки; 3 квадрата постепенно убывающей величины (большой, поменьше, самый маленький);
у ребенка - по три квадрата (большой, поменьше, самый маленький).
Рекомендации к проведению.
Взрослый вместе с ребенком рассматривает изображенных на отдельных картинках зверей, располагая их по порядку: самый большой (медведь), поменьше (лиса), самый маленький (мышка).
Далее ребенок и взрослый строят башню для зверей из квадратов: внизу — самый большой квадрат, затем — поменьше, затем — самый маленький. Ребенок определяет величину квадратов, накладывая их друг на друга. Ребенок и взрослый обсуждают, где удобнее будет жить медведю (внизу), где — лисе (чуть повыше), а где — мышке (на самом верху).
После этого ребенок самостоятельно строит такую же башню из квадратов (дом для зверей) используя способ наложения.
Примечание. Упражнение может проводиться повторно с большим количеством зверей и квадратов.
ЛОТО «ЦВЕТ»
Предлагаются два варианта игры, которые проводятся поэтапно.
I вариант.
Цель. Развитие представлений об основных цветах спектра, подбор предметов по заданному признаку (цвет) с отвлечением от других свойств предметов.
Материал. Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов шести цветов; маленькие карты с теми же изображениями.
Рекомендации к проведению.
В данной игре взрослый является и ведущим и играющим партнером. Он раздает карты лото (на первых порах ребенок может играть с меньшим количеством карт) и предлагает рассмотреть их. Затем проводится игра. Взрослый-ведущий достает из коробки по одной картинке и спрашивает: «У кого такая?» Если у ребенка есть такая же картинка, он отзывается, получает ее и закрывает картинку на карте. Взрослый действует аналогично, создавая в игре положительный эмоциональный настрой. Игра продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все картинки на картах у взрослого и у ребенка.
Примечание. Если ребенок усвоил и запомнил 6 основных цветов спектра, ему можно дать две и более карт лото.
II вариант.
Цель. Развитие представлений об основных цветах спектра, подбор предметов по словесному описанию.
Материал. Тот же.
Рекомендации к проведению.
Игра проводится аналогично I варианту, но взрослый не показывает карточку, а только называет предмет и его цвет. Например: «У кого зеленая машина?», «У кого синее ведро?» и т. д. Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на карте лото. Таким образом ребенок ориентируется на название цветов предметов.
Примечание. Игра проводится тогда, когда ребенок начнет свободно ориентироваться в 6 цветах спектра.
ГОСТИ
Цель.Ознакомление со способом группировки но форме геометрических фигур, различающихся по цвету и величине.
Материал.
Картонные круг и овал с нарисованными лицами — фигурки-«человечки»; большие листы бумаги с контурными изображениями круга и овала — «домики» фигурок- « человечков »;
у ребенка - круги и овалы разных цветов и размеров — по 3—4 шт.
Рекомендации к проведению.
Взрослый предлагает ребенку вспомнить про страну фигурок-«человечков» и поиграть с ними. Он достает из коробки большие круг и овал с нарисованными лицами и просит вспомнить их «имена»; сказать, чем отличаются круг и овал друг от друга (овал — вытянутый).
Далее проводится игра: ребенку предлагается помочь заблудившимся «младшим братцам» круга и овала (круги и овалы разного цвета и величины) найти свои «домики». Ребенок группирует все круги, раскладывая их на листе бумаги с контуром круга, все овалы — на листе с контуром овала.
Примечание. Игра проводится повторно с другими фигурами (треугольником, квадратом, прямоугольником).
АППЛИКАЦИЯ «ЕЛОЧКА»
Цель. Использование способа расположения предметов на листе бумаги в порядке убывания величины.
Материал.
Образец аппликации елочки;
у ребенка - по 4—5 треугольников постепенно убывающей величины, лист бумаги для аппликации, клей, кисточка, салфетка, клеенка.
Рекомендации к проведению.
Взрослый показывает ребенку образец аппликации елки и предлагает ему сделать такую же. Внимание ребенка фиксируется на том, как расположить элементы аппликации, чтобы получилась красивая, стройная елочка (в порядке убывания величины).
Далее ребенок выполняет аппликацию: сначала раскладывает элементы аппликации в порядке убывания величины, затем наклеивает их.
НАКОРМИМ МИШЕК
Цель. Использование способа соотнесения предметов по величине при установлении соответствия между 2—3 предметными рядами.
Материал. Картинка с изображением 6—8 мишек, стоящих по росту, 6—8 мисочек постепенно убывающей величины; у ребенка - 6—8 мисочек убывающей величины.
Рекомендации к проведению.
Взрослый вместе с ребенком рассматривает мишек, изображенных на картинке, отмечает, что они стоят по росту. Ребенотс говорит, какой мишка самый большой, какой поменьше, еще меньше и т. д. Далее взрослый предлагает поиграть, представить, что мишки пришли из леса и хотят есть, каждому мишке надо дать ту мисочку, из которой он привык есть (самому большому мишке — самую большую миску, тому, кто поменьше — самую большую из оставшихся и т. д.). Взрослый сопровождает свой рассказ показом способа выбора мисочек. Затем ребенок самостоятельно раскладывает миски для мишек у себя на столе, подбирая их но величине от самой большой до самой маленькой, соблюдая принцип отбора, — выбирать самую большую из оставшихся.
Примечание. Игра может проводиться повторно с большим количеством медведей и мисочек, а также с добавлением ложек в соответствии с размером и количеством мисок.
ОКРАСКА ВОДЫ
Цель. Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «тёмный», «светлее», «темнее».
Материал. 2 большие банки с наклейками темно-красного и светло-красного цветов, красная гуашевая краска, кисть;
у ребенка - 2 маленькие баночки с водой, красная гуашевая краска, кисточка.
Рекомендации к проведению.
Взрослый предлагает ребенку поиграть: приготовить соки для кукол. Он показывает, как сделать «сок», — набирает на кисть немного краски и разводит ее в воде, вместе с ребенком рассматривает получившийся светло-красный «сок». Далее взрослый предлагает сделать другой «сок»: макая кисть в краску 2 раза, получает более темную воду.
Внимание ребенка обращается на разницу получившихся оттенков воды (« соков »). После этого ребенку предоставляется возможность самостоятельно сделать воду двух оттенков — светло-красную и темно-красную и вылить ее в банки с соответствующими цветными наклейками.
Примечание. Экспериментирование с окрашиванием воды может проводиться несколько раз с использованием красок разного цвета и получением большего количества оттенков.
ПОСТРОИМ ДОМИКИ ДЛЯ ФИГУР
Цель. Развитие представлений о геометрических фигурах с целью их самостоятельного воспроизведения.
Материал. Большие фигуры пяти форм: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; 13 палочек (можно неоточенные карандаши); тонкая проволока или толстая нитка (для круга - длина проволоки или нитки короче, чем для овала).
у ребенка - фигурки-«человечки» меньшего размера; 13 счетных палочек; тонкая проволока или толстая нитка.
Рекомендации к проведению.
Взрослый показывает ребенку геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник), просит вспомнить, как они называются, предлагает построить для них домики. Ребенок вместе со взрослым строит домики для фигур из палочек и «поселяет» туда большие фигуры.
Затем взрослый показывает ребенку круг и овал, ребенок называет их. Домики для круга и овала строятся из проволоки или ниток.
После этого ребенку предлагается самостоятельно построить домики для маленьких фигурок.
ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЛОТО
Цель. Ознакомление со способом соотнесения формы изображенного предмета с геометрической фигурой (эталоном).
Материал. Пять карт, разделенных на пять квадратов; пять геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), изображенных на маленьких карточках; 25 маленьких карт с изображением предметов разной формы (по пять разной формы):
круглой — часы, яблоко, футбольный мяч, воздушный шар, апельсин; квадратной — коврик, платок, оконная рама, телевизор, флаг; овальной — дыня, слива, лист, жук, яйцо;
прямоугольной — портфель, конверт, книга, домино, картина; треугольной — елка, пирамидка, косынка, треугольный кусочек сыра, морковка.
Рекомендации к проведению.
Взрослый вместе с ребенком рассматривает материал лото. Ребенок называет фигуры и предметы на маленьких карточках, отмечает, что предметы на маленьких карточках разной формы (круглой — мяч, яблоко, квадратной — коврик, платок и т. д.). Затем проводится игра, в которой взрослый является и ведущим и играющим партнером. Взрослый кладет маленькие карточки с геометрическими фигурами изображением вниз и предлагает ребенку выбрать наугад одну или несколько карточек.
Выбранная карточка помещается с вырез, имеющийся в большой карте. Далее взрослый по одной показывает картинки с предметами разной формы, спрашивая: «Кому нужен предмет такой формы?» Ребенок подбирает себе карточки с предметами, ориентируясь на фигуру в углу большой карты, и закрывает клетки на карте. Игра повторяется 2—3 раза с новыми фигурами.
СОСТАВНЫЕ КАРТИНКИ
Цель. Овладение умением анализировать изображение предмета сложной формы и воссоздавать ее из частей.
Материал. Образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: машина, елочка, домик, человечек и т. д.;
у ребенка - одноцветные круги, квадраты, прямоугольники, овалы, треугольники разной величины и пропорций.
Рекомендации к проведению.
Взрослый вместе с ребенком рассматривает образцы рисунков, анализирует их с точки зрения составных частей изображенных предметов: особенности величины, пропорций и форм, особенности расположения их в пространстве.
Затем ребенок составляет различные картинки из отдельных геометрических фигур самостоятельно.
Примечание. Игру можно повторить с другими образцами рисунков.
ЗАКРОЙ ДВЕРИ В ДОМИКАХ
Цель. Развитие представлений о величине предметов, соотнесение предметов по ширине.
Материал. У ребенка - по 2 вырезанных из картона домика, у которых разные по ширине, но одинаковые по высоте прорези для дверей; по 2 прямоугольника одинаковой высоты, но разной ширины — «двери» (соответственно прорезям в домиках); игрушка — лиса.
Рекомендации к проведению.
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть домики, лежащие перед ним, и поиграть в игру «Закрой двери в домиках». Он рассказывает, что в домиках живут зайчики, двери в домиках открыты. Когда на охоту выходит лиса, надо помочь зайчикам надежно спрятаться в домиках, закрыв двери: подобрать к каждому из домиков ту дверь, которая плотно закроет дверной проем в доме. Если ребенок узкий проем закроет широкой дверью, то оставшаяся дверь будет уже проема второго домика, и лиса сможет утащить зайца.
Игра может повторяться несколько раз. В конце игры ребенок сравнивает ширину дверей путем наложения.
Примечание. При повторном проведении игры можно дать ребенку три домика и три дверцы.
ТРИ ВОЗДУШНЫХ ШАРИКА
Цель. Развитие представлений о светлотных оттенках цветов; при использовании белил, составление ряда по светлоте.
Материал. Рисунок трех синих воздушных шариков различной светлоты; у ребенка - листы бумаги с контурами трех шариков, палитра, синяя и белая гуашь, вода, кисточка.
Рекомендации к проведению.
Взрослый показывает ребенку картинку с нарисованными на ней воздушными шарами, вместе с ребенком рассматривает ее: сначала нарисован самый светлый шарик, потом — потемнее, затем — самый темный. Затем взрослый показывает и объясняет, как получить разные оттенки синего цвета с помощью белил: на палитру положить достаточное количество белой гуаши; добавив в белила немного синей краски, можно сделать светло-синий цвет, добавив побольше синего — цвет потемнее.
Получив краску разных оттенков, взрослый раскрашивает шары: первый — светло-синий, второй — более темный, третий раскрашивается чисто синей гуашью.
Далее ребенок самостоятельно смешивает краски на палитре, получая два оттенка: один — светлого цвета, другой — потемнее. Он раскрашивает шарики так, чтобы получился светлотный ряд.
Примечание. Занятие можно провести повторно, предложив раскрасить 4 шарика, таким образом получить еще один оттенок (еще более светлый).
ИГРА С МЯЧОМ
Цель. Развитие представлений о высоте, развитие глазомера.
Материал. Мяч, 5—6 картонных одноцветных кругов, разрезанных пополам, различающихся по величине последовательно на 1 см. Рекомендации к проведению.
Взрослый предлагает ребенку поиграть в мяч, перебрасывая его друг другу. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый прячет мяч. (Мяч прячется то высоко на шкаф — его не достать с пола, то низко — мяч легко достать.) Ребенок определяет положение мяча (высоко, низко), ищет способ, как достать мяч, если он лежит высоко.
Игра повторяется несколько раз.
В процессе игры создается еще одна игровая ситуация: при доставании мяча упали и разбились «тарелки» (половинки «тарелок» раскладываются на полу), а вторые половинки даются ребенку. Взрослый предлагает подобрать половинки «тарелок» так, чтобы потом их можно было «склеить». Ребенок подбирает и «склеивает» тарелки (складывает две подходящие половинки).
АППЛИКАЦИЯ «РАДУГА»
Цель. Ознакомление детей с системой цветов, включая голубой цвет.
Материал. Картинка с изображением радуги;
у ребенка - лист бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов для завершения радуги, клей, кисточка, салфетка, клеенка.
Рекомендации к проведению.
Ребенок вместе со взрослым рассматривает картинку с изображением радуги, слушает стихи и загадки о радуге.
СТИХИ О РАДУГЕ
ЗАГАДКИ О РАДУГЕ
Взрослый обращает внимание ребенка на последовательность цветов на картинке и говорит, что в таком порядке всегда располагаются цвета в радуге.
Далее взрослый дает ребенку лист с незавершенной аппликацией радуги и предлагает разложить, а затем и наклеить полоски в нужной последовательности, так чтобы получилась красивая радуга.
АППЛИКАЦИЯ «ОРНАМЕНТ»
Цель. Развитие пространственных представлений о расположении предметов с учетом их формы и цвета.
Материал. Образец орнамента: в центре — зеленый квадрат, по углам — красные круги;
у ребенка - лист бумаги меньшего, чем на образце, размера с контурным изображением того же орнамента: квадрат зеленого цвета, красные круги, клей, кисточка, салфетка, клеенка.
Рекомендации к проведению.
Взрослый вместе с ребенком анализирует образец аппликации: какая фигура и какого цвета наклеена посередине, какие — по углам. Взрослый предлагает ребенку выбрать из лежащих перед ним фигур необходимые и разложить их на листе, после этого сделать аппликацию.
Примечание. При повторном проведении занятия ребенку можно дать большее количество материала: 4 красных и 4 зеленых круга, 4 красных и 4 зеленых квадрата, чтобы у него была возможность выбора.
ЛОТО «ЦВЕТ И ФОРМА»
Цель. Развитие ориентировки на два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего (величины).
Материал. Шесть карт лото с расположенными в разном порядке пятью геометрическими фигурами, тридцать вырезанных фигур пяти форм, шести цветов большей величины.
Рекомендации к проведению.
В данной игре взрослый является и ведущим и играющим партнером. Взрослый достает из коробки но одной фигуре и спрашивает: "У кого такая?" Если ребенок отзывается, он получает ее и закрывает соответствующую фигуру на карте; если не отзывается — фигура откладывается в сторону. Игра продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все фигуры на картах.
Примечание. В начале ребенку даются 1 —2 карты лото, по мерс освоения игры количество карт у ребенка может увеличиваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Игры и упражнения для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»
«Игры и упражнения для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста» Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных ха...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙПредставленны разные игры....
Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...
Дидактические игры и упражнения по развитию сенсорных способностей
Игры и упражнения на развитие тактильных ощущений, для закрепления понятия формы, величины, цвета....
Упражнения и игры для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста
Игры и упражнения для развития сенсорных способностей у детей дошкольного возраста...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Представленные игрны способствуют , развитию интереса к общению в игре, выполнять точно инструкцию взрослого, обучают ориентировке на плоскости, умению подбирать цвета по подражанию педагогу или по сл...
Игры и упражнения для развития сенсорного восприятия детей
Картотека игр и упражнений для развития сенсорного восприятия детей младшего и среднего дошкольного возраста...