Психолого-педагогические аспекты компетенции педагога ДОУ в условиях реализации ФГОС
статья на тему

Кононенко Юлия Александровна

Последние изменения в дошкольном образовании касаются практически всех функций образовательных процессов и соответствующих образовательных учреждений. И в первую очередь профессиональной деятельности педагога. Впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога, нацеленный на повышение качества образования.  В документе указаны профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кононенко Юлия Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 36 «Колокольчик» города Губкина Белгородской области

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ДОУ В УСЛОВИХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Последние изменения в дошкольном образовании касаются практически всех функций образовательных процессов и соответствующих образовательных учреждений. И в первую очередь профессиональной деятельности педагога. Впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога, нацеленный на повышение качества образования.  В документе указаны профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

В части пятой среди профессиональных компетенций педагога дошкольного образования указана необходимость применения психологических знаний в работе с детьми и их родителями (п.п. 7, 8, 9, 10). Кроме  реализации рекомендаций психолога и создания психологически комфортной и безопасной образовательной среды, педагог должен владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, а также методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

В концепции профессионального стандарта педагога указано, что его введение должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов подготовки и переподготовки педагогов.  Существенные изменения должны произойти в части усиления психолого-педагогических, этических и др. аспектов в системе повышения квалификации и подготовки педагогов.

Прежде, чем говорить о подготовке педагогов, следует обратить внимание на проблему психологической готовности будущих педагогов.

В настоящее время большинство выпускников школ при выборе будущей специальности руководствуются не собственным интересом, устремлением или призванием, а тем,  куда могут пройти по результатам аттестации, или следуя советам родителей и друзей и т.п. Поэтому при приеме в ВУЗ или профессиональное образовательное учреждение необходимо изучение мотивации абитуриента, а также его психологической устойчивости. Последнее связано со спецификой педагогической деятельности. Известно, что деятельность педагога непрерывно связана с общением, нервно-психическим напряжением и подвержена симптомам постепенного эмоционального утомления и выгорания, и поэтому проблема сохранения психологического здоровья педагога становится особенно острой.

Наряду с этим необходимо отметить, что профессиональная успешность педагога во многом зависит от совокупности его психологических и психофизиологических особенностей и уровня эмоциональной устойчивости.

 Особое значение в свете новых задач приобретают требования к подготовке воспитателя ДОУ, уровню его профессионализма и компетенции.

Понятие профессионализма включает не только характеристику высококвалифицированного труда, но и  владение педагогом психологической структурой профессиональной деятельности, и его способность систематически, надежно и эффективно выполнять свои обязанности в самых разнообразных условиях.

Профессиональная компетенция является необходимой составляющей профессионализма. К основным составляющим профессиональной компетентности относятся: интеллектуально-педагогическая компетентность;
коммуникативная компетентность; информационная компетентность;
рефлексивная компетентность, психологическая компетентность и др..

Из сказанного становится очевидным, что современному педагогу необходимо обладать определенными набором компетенций. 
Наиболее значимой составляющей профессионализма педагога является  психологическая компетентность.

Психологическая компетентность является внутренним личностным инструментарием специалиста, способствующим более эффективному выполнению его профессиональной деятельности.

Следуя идеям И. С. Якиманской, под психологической компетентностью  следует понимать совокупность знаний, умений и навыков из области психологии; осознание ведущей роли психологии в профессиональной деятельности педагога; умение применять психологические знания в деятельности; умение обнаружить за поведением ребёнка его состояние, уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, черт характера, способность ориентироваться; оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребёнком и коллективом детей и избирать рациональный способ общения.

Лазаренко Л. А. в своих исследованиях отмечает, что психологическая компетентность должна включать в себя способности педагога принимать психологическую информацию, осознавать её, выстраивать на её основе систему отношений, принимать грамотные взвешенные психологические решения.

Таким образом, «психологическая компетентность» намного шире понятия психологической грамотности и должна включать профессионально-действенный компонент, личностные установки на восприятие и использование психологической информации [2].

Таким образом, психологическую компетентность педагога можно определить как комплекс навыков, свойств человека, его психологической грамотности, способствующих эффективному выполнению его профессиональной деятельности, разрешению сложностей и проблем, возникающих в деятельности.

Лукьянова М.И. под психолого-педагогической компетентностью педагога понимает совокупность определённых качеств (свойств) личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе.

Психолого-педагогическая компетентность - это совокупность знаний, умений и навыков по психологии; чёткость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности педагога; умение использовать психологические знания в работе; умение видеть за поведением ребёнка его состояние, уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, черт характера, способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребёнком и коллективом детей и избирать рациональный способ общения.

Однако такое определение не учитывает способности педагога принимать психологическую информацию, осмысливать её, включать в мотивационно - личностный план, строить на её основе систему отношений, принимать адекватные психологические решения.

Таким образом, можно сказать, что термин «психологическая компетентность» выходит за рамки психологической грамотности и должна включать профессионально-действенный компонент, личностные установки на восприятие и использование психологической информации.

Профессиональный педагог должен располагать обширным запасом знаний из области психологии управления, конфликтологии, психологии общения и других областей психологического знания.

Л.С. Выготский утверждал: «В будущем всякий учитель должен будет строить свою работу на психологии, и научная педагогика сделается точной наукой, основанной на психологии». 

Современные условия жизни населения нашей страны вносят значительные коррективы во все направления деятельности педагогов.

Работа педагога с семьей воспитанников также становится более сложной как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.  

Современные педагоги достаточно грамотны, имеют доступ к психолого-педагогической информации, но их знания носят случайный, бессистемный характер. Но, в то же время, их отличает повышенное самомнение и амбициозность.  С другой стороны, сокращение свободного времени у педагогов, перегрузки на работе, чрезмерная занятость экономическими, бытовыми и личными проблемами приводит к утомляемости, повышенной раздражительности, стрессам.

Поэтому администрация ДОУ для установления и развития контактов с педагогами и родителями  должна владеть набором определенных знаний и умений: умение различать настроение, особенности их характера и поведения, умение кратко и точно, выразительно и доходчиво передать свою мысль.  Каждому руководителю  необходимо знать о причинах возникновения и способах решения конфликтов.

Анализ современной ситуации показывает, что педагоги ДОУ нередко в силу разных объективных и субъективных причин (отсутствие достаточного объема психолого-педагогических знаний) испытывают значительные трудности в организации работы с ребенком на оптимальном уровне, проблемы во взаимодействии с родителями и сотрудниками.

Вышеизложенное позволяет говорить о том, что сегодня наиболее остро ощущается потребность в повышении и эффективности подготовки педагогических кадров. В современных программах акцент смещен в сторону подготовки повышения общепедагогической и методической подготовки педагога, формирования педагогического мастерства и формирования педагогической культуры педагога.

В то же время психолого-педагогическим аспектам деятельности педагога, на наш взгляд, уделяется недостаточно внимания.  Практика показывает, что необходимо расширить психолого-педагогическую подготовку специалиста ДОУ. Педагог должен уметь творчески сотрудничать, как с детьми, так и с родителями, и с коллегами по работе; грамотно решать конфликтные ситуации. А для этого необходимо усвоить определенный уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях. Разработать необходимые рекомендации по упреждению и разрешению конфликтных ситуаций,  по формированию благоприятного морально-психологического климата.  

Литература:

1. Горная, Т.И. Профессиональная деятельность современного педагога дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Т.И. Горная // Психология труда и профессиональное развитие педагога: актуальное состояние, проблемы и перспективы. Материалы II Международной научно-практической конференции (9 октября 2013 года, Екатеринбург-Бирск) / Под ред. д-ра пед. н., профессора Л.В. Моисеевой, к. психол. н., доцента О.С. Батуриной. – М.: Научные технологии, 2013. – 217 с. С. 17-19.

2. Лазаренко Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации. // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 1 – С. 67-68 

3. Левитская, А.А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: приоритетные задачи службы практической психологии образования / А.А. Левитская //Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Москва, 14–16 декабря 2010 года): Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», ГОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университет, 2013. – 266 с. – С. 22–30.

4. Черникова, Т.В. Антропологические основания практики образовательной подготовки специалистов «помогающих» профессий / Т.В.Черникова // «Психология образования: проблемы и перспективы» (Москва, 16–18 декабря 2004 г.): Материалы Первой международной научно-практической конференции. – М.: Смысл, 2014. – С. 71-72.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС. Тема. Книжкина неделя

План психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста  в рамках реализации ФГОС...

Конкурсная программа районного Фестиваля образовательных инноваций «Психолого-педагогическое сопровождение социального проекта «Дорогою добра» в условиях реализации районной целевой программы «Старшее поколение»»

Конкурсная программа районного Фестиваля образовательных инноваций «Психолого-педагогическое сопровождение социального проекта «Дорогою добра» в условиях реализации районной целевой программ...

Профессиональные компетенции учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО

quot;Для того,чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним"       Л.Н.ТолстойПроцесс обучения детей с ОВЗ - эт...

Психолого-педагогическое сопровождение семей детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

В статье представлены формы взаимодействия педагогов и родителей детей с ОВЗ...

Тренинг «Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Цель: способствовать повышению уровня психолого-педагогической компетенции педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС и в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог».За...