Современные компетенции учителя логопеда в условиях реализации ФГОС ДО
консультация по логопедии

Бочарова Виолетта Викторовна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bocharovoy.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Современные компетенции учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО.

Бочарова В.В.

Довольно часто в нашем мире молодые специалисты логопеды находятся в постоянном поиске новых форм и методов своего профессионального мастерства. Именно сейчас как никогда ранее, требуется от учителя и, конечно же от логопеда профессиональной компетентности, уровня его подготовки, а также постоянного совершенствования профессионального мастерства. Именно успех коррекционно-логопедической работы с детьми показывает высокий уровень профессионального мастерства логопеда.

Думаю, что из вас не раз задавал себе вопрос: «Зачем современному логопеду нужно быть компетентным?» И я постараюсь на него ответить!

Затруднения во многом связаны с тем, что логопеды не все имеют соответствующих навыков, как бы обидно это ни звучало, и плохо представляют себе предъявляемые к ним на современном этапе требования. Простая, на первый взгляд фраза «Профессиональная компетентность учителя-логопеда определяет качество образования сегодня» не говорит логопеду ровным счётом ничего. Два ключевых термина «компетентность» и «качество образования» имеют такое количество толкований, что фраза не может быть истолкована однозначно.

Так что же такое компетентность? В толковом словаре С.И. Ожегова компетентность определяется как характеристика знающего, осведомлённого, авторитетного. Там же это понятие определяется как круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён, или круг чьих-нибудь полномочий или прав.

Во многих педагогический трудах трактовка этих терминов множество. До недавнего времени профессиональное развитие связывалось с системой повышения квалификации.

Но как бы странно не звучало, я считаю, что при повышении квалификации учитель-логопед должен получить определённый набор знаний, умений и навыков, для того чтобы реализовать их в своей работе. Профессиональная компетентность логопеда предполагается наличием внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, присутствие профессиональных ценностей и отношения к своей профессии как ценности. Компетентный учитель-логопед способен выходить за рамки преподаваемого предмета, он должен обладать неким творческим потенциалом саморазвития.

Для некоторых логопедов компетентность в большей степени ассоциируется с образованностью. Это наиболее общее представление, с которым трудно спорить. Я могу привести пример, на вопрос, кого можно считать компетентным, родители детей ответили, равным количеством «знающего», «справедливого» и, конечно же «ответственного». На вопрос, что надо делать для того, чтобы стать компетентным учителем-логопедом, равным количеством голосов родителей высказали мнение «самосовершенствоваться», «любить своё дело» и «не отступать от намеченной цели». И с этим я полностью согласна!

Как показывает пример, в настоящее время качество образования во многом не удается изменить именно из-за знаниевой компетентности логопеда.

Я, предполагаю следующее: профессиональная компетентность логопеда это есть совокупность обобщённых знаний, умений и способностей, обеспечивающих результаты в коррекционно-логопедической работе обучающихся в условиях модернизации системы образования. Важным аспектом этого вопроса является то, что в соотношении названных компонентов не должно быть перевеса в сторону ни одного из компонентов компетентности. Именно эти три компонента будут составлять интегративную компетентность учителя-логопеда.

Анализируя свою работу,  могу сказать, что многие подходы к проблеме оценки профессиональной компетентности учителя-логопеда и идеи можно применить к оценке результативности и компетентности учителя-логопеда.

Качественным показателем логопедической деятельности, характеризующих у логопеда его квалификацию и компетентность, а также разнообразие навыков, умений, владение современными технологиями оптимального решения логопедических задач, является профессионализм логопеда.

У А.И. Жилина обосновывается, что понятие профессионализма «включает в себя и профессионализм деятельности, и профессионализм личности». Основываясь на аналогии, я считаю, что профессионализм логопедической деятельности включает в себя профессиональную компетентность, содержащую высокую педагогическую квалификацию, а также систему нравственных норм, личностных качеств, свидетельствующих о профессиональной и личностной готовности учителя-логопеда к эффективному и качественному выполнению коррекционно-логопедических задач.

Я могу сделать вывод, что уровень развития профессионализма характеризуется различными личностными и деятельностными показателями: эффективностью деятельности; уровнем квалификации и компетентности; оптимальной интенсивностью и напряженностью труда; точностью и надёжностью; организованностью; малой зависимостью от внешних факторов.

Кроме того, необходимо добавить такие показатели, как владение современным содержанием и оптимальными технологиями решения логопедических задач; стабильность высоких показателей деятельности; уровень развития личностно-деловых и профессионально важных качеств; уровень достижения профессиональных достижений; направленность на достижение положительно значимых целей; возможность развития субъекта в личностном плане (А.И. Жилина).

Готовность учителя-логопеда определяется также внутренней убеждённостью, осознанностью значения логопедической профессии, достаточностью знаний и представлений о делах и проблемах, которые необходимо будет решать в коррекционно-логопедической работе. Можно к перечисленным показателям добавить и сформированность профессиональной компетентности логопеда, в которую входят следующие составляющие: методологическая, коммуникационная, информационная, квалиметрическая, проектировочная, исследовательская, толерантная, аналитическая и другие компетенции.

Приведу основные компоненты готовности учителя-логопеда к своей логопедической деятельности:

Мотивационно-ценностный компонент, который характеризуется интересом к своей профессии, потребностью в её выборе, ведущими мотивами выбора, целеустремлённостью, ценностными ориентациями, направленностью личности и др.

Личностный – уровень сформированности профессиональных качеств, адекватность самооценки своей деятельности, стиль работы и др.

Волевой компонент – уровень соотношения эмоционально-волевых и профессионально значимых качеств, стремление к самопознанию, саморазвитию и др.

Технологический, данный компонент определяется знанием оптимальных логопедических технологий, умение их применять в необходимых ситуациях и условиях.

Операционный (процессуальный) – уровень сформированности знаний, умений и навыков о своей профессии, наличие и развитие собственных способностей и др.

Психологическийкомпонент, характеризующийся уровнем наличия механизмов регуляции деятельности и поведения, сформированности убеждений личности, самосознания, самоконтроля и самоанализа.

Когнитивныйкомпонент характеризует сформированность следующих познавательных процессов: ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания.

Профессиональная компетентность учителя-логопеда должна отражать его деловые, личностные и нравственные качества, а также знания, умения, опыт, мотивацию, способность и готовность к своей деятельности. Именно всё это является закономерным результатом взаимодействия личности, индивида и субъекта деятельности с окружающей профессионально-образовательной средой.

Учитель-логопед готов тогда к своей работе, когда его личность в логопедической деятельности отражается в мотивационном, когнитивном и процессуальном компонентах. Именно в мотивационном компоненте логопед должен отметить в себе такие качества, как уровень профессионального интереса, стремление к развитию профессиональной компетентности, установка личности на активность, тактика и стратегия поведения. В когнитивном компоненте учитель-логопед должен иметь высокий уровень познавательной активности, владеть степенью теоретико-методологическими, психолого- педагогическими, технолого-методическими и организационно-управленческими умениями. Процессуальный компонент учителя-логопеда это определяется в дидактических и организационными умениями, диагностико-аналитическими умениями осуществлять анализ, планировать, контролировать, организовывать деятельность детей и свою собственную.

Раньше (может даже и сейчас) вся наша система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По итогам результата коррекционно-логопедической работы, оценивалась работа учителя-логопеда. Изменения нашего общества обусловили изменения требований к обучающимся. Находясь внутри коррекционно-образовательного процесса, учитель-логопед занят каждодневным трудом, который он подчас добросовестно его выполняет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметно - развивающей среды в деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС

Материал для создания предметно -развивающей среды логопедического кабинета согласно ФГОС...

Активные методы и приёмы обучения в работе учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС НОО.

Наша действительность достаточно динамична и учителю-логопеду надо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать этим переменам....

Создание предметно - развивающей среды в деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС

Создание и организация предметно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда ДОУ в условиях реализации ФГОС...

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в образовательном процессе учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в образовательном  процессе учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС...

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Раздумья на тему "Роль учителя - логопеда в реализации стандартов нового поколения" - это повод взглянуть на профессию со стороны, попытаться осмыслить её важность.Учить ребёнка правильной, ...

Профессиональные компетенции учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО

quot;Для того,чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним"       Л.Н.ТолстойПроцесс обучения детей с ОВЗ - эт...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Современные игровые технологии представлены, в основном, в виде настольно-печатных игр с карточками. Практическая значимость обусловлена тем, что данный материал  при работе с детьми могут исполь...