РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья (младшая, средняя группа)
Данный опыт работы поможет воспитателям при адаптации детей , при работе с застенчивыми детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 24.77 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обогрелова Н.В.,
МБДОУ Центр развития ребёнка – детский сад № 115,
воспитатель высшей квалификационной категории
Один из первых педагогов, К.Д. Ушинский обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства; речь, мимика, движения ребенка в театрализованной игре намного выразительнее, чем в повседневной жизни. Он указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей. На первое место ставил он русские народные сказки, пословицы, прибаутки и загадки. Исследования показали, что дети 3-7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком. Дети в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению.
Нельзя привлекать детей к общению, не включив их, во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.). Ребёнку надо дать возможность, не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.
Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решать многие актуальные проблемы связанные: с нравственным воспитанием, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии и речи; созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру. К. Д. Ушинский утверждал: «Приучать дитя вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать, - значит дать ребенку всю умственную возможность быть всегда справедливым».
В результате организации театрализованной деятельности в детском саду происходит формирование художественно-эстетического восприятия и культуры, а также представлений, понятий, суждений, интересов, эмоций, чувств, и творческих способностей детей. Поэтому с раннего дошкольного возраста мы включаем театрализованную деятельность во все режимные и образовательные моменты.
Задачи
- Развивать творческие способности и воображение в процессе театрализованной игры.
- Совершенствовать навык ведения диалога с окружающими по собственной инициативе, умения прогнозировать «ход общения»
- Развивать сферу чувств, сочувствия, сопереживания.
- Развивать умение пользоваться разнообразными жестами, мимикой.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Театрализованная деятельность помогает решать проблемы адаптационного периода детей. Когда утром ребенка встречает не только воспитатель, но и знакомый ему герой сказки, то у ребенка сразу меняется настроение. Надев на руку куклу «котенка», «собачку», «петрушку», читая потешку, шутку, попевку, вызываем у ребенка положительную эмоциональную реакцию. Такие игрушки отвлекают детей, помогают расслабиться, снять напряжение. На следующий день он уже с большим интересом идет в детский сад, чтобы увидеть, кто его будет встречать с утра.
Герои кукольного театра вместе с детьми запоминали, как правильно мыть руки, спускаться по лестнице, осваивали алгоритм одевания и раздевания. Во время обеда приходит мальчик – с пальчик из театра «Живая рука» и показывает, как правильно держать ложку, аккуратно кушать, а в спальной комнате малышей ждет мягкая игрушка «Кот Баюн»
Не секрет, что маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами (картинками, игрушками).
Знакомя с литературными произведениями, сказками используем настольный театр; параллельно знакомим детей с жестами, мимикой (изобразить удивление, показать сердитого волка, веселого зайчика) движениями (например: погрозить, потопать, похлопать, напугать)
Знакомя с песенками, потешками, закличками используем сказочные персонажи из театра – кукол би-ба-бо «Бабушку -Забавушку
В процессе индивидуальной работы учим малышей действовать с одним предметом персонажем, выполнять несколько действий и переносить знакомые действия с одного объекта на другой.
По возможности используем яркие и красочные персонажи, вызывающие эмоциональный отклик, развивающие эстетический вкус у детей.
Все важные моменты проходили в виде игры, с помощью театрализованной деятельности. Интонационно повторяя фразы потешек и попевок, ребёнок оттачивал своё умение в речевой деятельности.
После прочтения народных сказок, дети с удовольствием инсценируют по ролям нехитрые сюжеты. Необходимость в театральных атрибутах обеспечивает уголок ряженья, большая и маленькая ширмы, куклы и игрушки для различных видов театра (пальчиковый, театр масок, настольный, плоскостной, кукольный, теневой)
Коммуникативные действия через куклу оказывают непрямое и незаменимое всестороннее терапевтическое, воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. В данном случае, кукла помогает застенчивому ребёнку, переключить излишнее внимание от своей персоны, не стесняясь несовершенства речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется диалогическая речь. В помощь детям предложены мнемотаблицы для составления рассказов и кружки-заместители. Дети могут самостоятельно выбирать, понравившейся им вид театра и разыгрывать уже знакомые сказки.
Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр – драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционального положительного отношения малышей к окружающему миру.
Причем целью театрализованной деятельности с детьми становиться не только эмоциональное, творческое развитие, но и формирование индивидуальности ребенка, его «Я». Нам удалось пронаблюдать, что дети, которые прошлый год были менее активны, малообщительны, в этом году стали более уверенными, у них появились новые друзья.
В дальнейшем мы продолжим работу по театрализованной деятельности. С целью развития фонематической, произносительной, лексико-грамматической стороной речи, планируется расширить речевой центр наглядными пособиями, дидактическим материалом. Пополнить библиотечный фонд книгами, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры. В этом году, объявленном годом культуры, организовать выставки русских авторов и их произведений в иллюстрациях разных художников. Продолжить идею выставок детских поделок (книжки – малышки, книжки – игрушки).
Систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через театрализованную деятельность способствует развитию речи, оптимизирует процесс познания родного языка и повышает социальный статус ребенка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос
Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....
Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".
Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...
Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет
В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...
«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»
1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...
Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»
образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...