РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья (младшая, средняя группа)

Данный опыт работы поможет воспитателям при адаптации детей , при работе с застенчивыми детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ

КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ  ДОШКОЛЬНИКОВ

 СРЕДСТВАМИ  ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обогрелова Н.В.,

МБДОУ Центр развития ребёнка – детский сад № 115,

 воспитатель высшей  квалификационной категории

          Один из первых педагогов, К.Д. Ушинский обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства; речь, мимика, движения ребенка в театрализованной игре намного выразительнее, чем в повседневной жизни.  Он указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей.    На первое место ставил он русские народные сказки, пословицы, прибаутки и загадки.  Исследования показали, что дети 3-7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком. Дети в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению. 
 Нельзя привлекать  детей к общению, не включив их, во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.). Ребёнку  надо дать возможность, не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.

  Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решать многие актуальные проблемы связанные: с нравственным воспитанием, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии и речи; созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру. К. Д. Ушинский утверждал: «Приучать дитя вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать, - значит дать ребенку всю умственную возможность быть всегда справедливым».

  В  результате    организации театрализованной деятельности в детском саду   происходит  формирование   художественно-эстетического восприятия и культуры, а также представлений, понятий, суждений, интересов,  эмоций, чувств,   и творческих способностей детей. Поэтому с раннего   дошкольного возраста  мы включаем театрализованную деятельность     во все режимные и образовательные  моменты.  

   Задачи

  • Развивать творческие способности и воображение в процессе театрализованной игры. 
  • Совершенствовать навык  ведения   диалога с окружающими по собственной инициативе, умения прогнозировать «ход общения» 
  • Развивать сферу чувств, сочувствия, сопереживания. 
  • Развивать умение пользоваться разнообразными жестами, мимикой. 
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. 

Театрализованная деятельность  помогает решать проблемы  адаптационного периода  детей.  Когда утром ребенка встречает не только воспитатель, но и знакомый ему герой сказки, то у ребенка сразу меняется настроение.  Надев на руку куклу «котенка», «собачку», «петрушку»,  читая потешку, шутку, попевку, вызываем у ребенка положительную эмоциональную реакцию. Такие игрушки отвлекают детей, помогают расслабиться, снять напряжение. На следующий день он уже с большим интересом  идет в детский сад, чтобы увидеть, кто его будет встречать с утра.

  Герои кукольного театра   вместе с детьми запоминали, как правильно мыть руки, спускаться по лестнице, осваивали алгоритм одевания и раздевания.  Во время обеда  приходит мальчик – с пальчик из    театра «Живая рука» и показывает, как правильно держать ложку,  аккуратно кушать,  а в спальной комнате малышей ждет  мягкая игрушка  «Кот Баюн»

Не секрет, что маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами (картинками, игрушками).

       Знакомя с литературными произведениями, сказками  используем   настольный   театр; параллельно знакомим детей с жестами, мимикой (изобразить удивление, показать сердитого волка,  веселого        зайчика) движениями (например: погрозить, потопать, похлопать, напугать)

    Знакомя   с     песенками, потешками, закличками используем сказочные персонажи из театра – кукол би-ба-бо «Бабушку -Забавушку

     В процессе  индивидуальной работы учим малышей действовать с одним предметом персонажем, выполнять несколько действий и переносить знакомые действия с одного объекта на другой.

По возможности используем яркие и красочные персонажи, вызывающие эмоциональный отклик, развивающие эстетический вкус у детей.

Все важные моменты проходили в виде игры, с помощью театрализованной деятельности. Интонационно повторяя фразы потешек и попевок, ребёнок оттачивал своё умение в речевой деятельности.

   После прочтения народных сказок,  дети с удовольствием инсценируют  по ролям  нехитрые сюжеты. Необходимость в театральных атрибутах обеспечивает  уголок ряженья,  большая и маленькая ширмы, куклы и игрушки для различных видов театра (пальчиковый, театр масок,  настольный, плоскостной,  кукольный, теневой)

    Коммуникативные действия через куклу оказывают  непрямое и незаменимое всестороннее терапевтическое, воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым.  В данном случае, кукла помогает застенчивому ребёнку, переключить  излишнее внимание от своей персоны, не стесняясь несовершенства речи.                                                                                 В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется диалогическая речь.  В помощь детям предложены мнемотаблицы для составления рассказов и кружки-заместители. Дети могут самостоятельно выбирать,  понравившейся им вид театра  и разыгрывать уже знакомые сказки.

Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр – драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты,  внимания, способствует формированию эмоционального положительного отношения малышей к окружающему миру.

Причем целью театрализованной деятельности с детьми становиться не только эмоциональное, творческое развитие, но и формирование индивидуальности ребенка, его «Я». Нам удалось пронаблюдать, что дети, которые прошлый год были менее активны,  малообщительны, в этом году стали более уверенными, у них появились новые друзья.  

В дальнейшем мы продолжим работу по театрализованной деятельности. С целью развития  фонематической, произносительной, лексико-грамматической стороной  речи, планируется расширить  речевой центр наглядными пособиями, дидактическим материалом. Пополнить библиотечный фонд книгами, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры. В этом году,  объявленном годом культуры, организовать  выставки  русских  авторов и их произведений  в иллюстрациях разных художников. Продолжить идею выставок  детских поделок (книжки – малышки, книжки – игрушки).

Систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через театрализованную деятельность способствует развитию речи, оптимизирует процесс познания родного языка и повышает  социальный статус  ребенка. От того, как сформированы  навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".

Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»

1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...

Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»

образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...