Утренний сбор, как способ взаимодействия с детьми
презентация к уроку (средняя группа) на тему
Утренний сбор
как форма взаимодействия педагога с детьми.
Чем позитивнее утро,
тем продуктивнее пройдет день.
В программе «Развитие» взаимодействие педагога с детьми определяется «наличием у взрослого определенных способов взаимодействия. Такие способы могут быть описаны как способности коммуникации с людьми вообще и регуляции своего собственного поведения».
Известны разные способы взаимодействия с детьми: фронтальное, индивидуальное, подгрупповое. Утренний сбор даёт возможность такого взаимодействия взрослого и детей, которое включает в себя и индивидуальное и фронтальное взаимодействие, поскольку само расположение детей в форме круга позволяет видеть всех детей одновременно.
Основная идея технологии утреннего сбора в том, что ребёнок активно включается в деятельность. В том числе обеспечивается возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми. Утренний сбор создаёт условия для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.
Технология утреннего сбора описана в работах: Гришаевой Н. П. Современные технологии эффективной социализации. Технология «Ежедневный рефлексивный круг»; Пазюковой М. А. Технология группового сбора и возможности ее реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения; Образовательная программа «Сообщество».
Размещение детей в круге гарантирует защищённость, общность. Это ещё и возможность собраться вместе. Утренний круг предполагает равноправное и равнозначное участие детей и взрослых в выборе содержания и планировании деятельности.
Педагогические задачи формулируются исходя из общего смысла утреннего сбора:
· создать положительный эмоциональный настрой на весь день –
«задать тон»;
· обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового
общения детей и взрослых;
· активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности;
· выбрать совместно с детьми тему нового проекта;
· разработать план реализации нового проекта;
· подвести итоги проекта;
· развивать эмпатию;
· прививать навыки культуры общения (приветствия, комплименты и т. п.);
· учить:
– формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;
– выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;
– внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниям других;
– объяснять словами своё эмоциональное состояние и корректировать его;
– делать выбор;
– планировать собственную деятельность;
· поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.
При подготовке к утреннему сбору выбирается место проведения и удобное размещение детей, выбирается сигнал, который будет возвещать о начале утреннего сбора. Мы используем звук колокольчика. Вариантами сигнала могут быть: песенка, ритмичные хлопки, звук металлофона.
В качестве информационного поля мы используем календарь с вкладками, обозначающими события в группе, дни рождения детей, праздники, особые случаи. Вопросы для общения я придумываю заранее, они отражают наблюдения за сезонными изменениями в природе по дороге в детский сад, события, о которых дети рассказали утром при встрече, принесённая интересная книга, игрушка. То есть то, что близко детям здесь и сейчас. Размещение детей так же меняю: по именам, по цвету одежды, по принадлежности к полу, по росту.
Этапы УС:
· Приветствие 1-3 мин.
· Игра 2-3 мин.
· Новости 2-5 мин.
· Планирование 5-10 мин.
Общая длительность УС составляет от 10-20 мин. Жёстких рамок нет. И длительность этапов зависит от цели, иногда приветствие очень короткое, игры нет совсем, а планирование и выбор деятельности занимают основное время.
Первый этап: Приветствие. Цель - создание комфортной эмоциональной атмосферы для всех детей, создание единой общности детей, в которой каждый ребенок чувствует себя принятым и понятым. Приветствие передаётся по кругу и начинается с воспитателя и заканчивается на воспитателе, поскольку он моделирует приветствие, показывает, как это делается. Вариантами приветствия могут быть:
• приветствия с действиями,
• приветствия с передачей предмета,
• с именными карточками,
• стихотворные приветствия,
• песенные приветствия,
• приветствия на разных языках, разных народов,
• пожелания,
• эпитеты, комплименты,
• подарки.
Важно, на этом этапе установить дружескую, теплую атмосферу, использовать улыбку, спокойный, искренний тон, открытые жесты.
Второй этап: Игра. Её основа – это весёлая (забавная, смешная) и вместе с тем полезная деятельность, в результате чего приобретается навык совместного нескучного времяпрепровождения. Этот этап не занимает много времени, игры не требуют большой подвижности, проводятся легко без соревновательного эффекта. Я так же принимаю участие в игре, возможно в паре с другим ребёнком, как вариант, в игре может принять участие вошедший родитель, другой сотрудник детского сада.
Третий этап: обмен новостями – часть утреннего сбора, пожалуй, наиболее насыщена содержанием. Вся наша жизнь – обмен информацией о чувствах, представлениях, желаниях, планах. Это время высказывания всего, что переполняет душу и просится на язык. На этом этапе формируются коммуникативные навыки, то, без чего нельзя успешно общаться и учиться: умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, аргументировать своё суждение. Обмен новостями даёт возможность:
• рассказать о том, что ребёнка заинтересовало,
• рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает»,
• похвастаться интересными событиями,
• научиться внимательно слушать собеседника, правильно и вежливо задавать вопросы, выстраивать диалог,
• новости не регламентируются, принимаются как факт,
• взрослый так же делится своими новостями.
На этом этапе происходит обращение к правилам группы: установление очерёдности при высказывании, выслушивании новостей других детей, право первоочерёдности определяется из значимости новости (наличие отличительного знака на одежде ребёнка).
Четвёртый этап: Планирование совместной деятельности. Утренний сбор это место и время выбора всего, что определит события, составит план образовательной работы педагогов и детей на текущий день и на много дней вперёд, позволит научить детей выбирать, согласовывать ожидания, планировать, организовывать свою деятельность и деятельность сверстников ежедневно и эффективно. Совместное планирование обеспечивает приобретение опыта взаимодействия, помогающего понять необходимость социального приспособления людей друг к другу. В ходе этого этапа сообщается информация: о плане деятельности на текущий день (проводится презентация центров, сообщается детям, какие интересные материалы их ожидают, предлагается подумать и решить в какой центр они пойдут и чем они будут заниматься; информация об особых событиях: день рождения, посещение гостей, достижения детей. Выбор деятельности в центрах активности определяется детьми с помощью «Доски выбора».
В процессе планирования придерживаемся следующих правил:
• Деятельность значима для всех и каждого,
• Возможность выполнения в парах и малых группах,
• Одинаковая ценность всех составляющих плана (и взрослых и детских),
• Фиксация плана и размещение в удобном месте группы,
• Возвращение к плану и возможность его доработки.
Для создания плана совместной деятельности я использую способ ментальной карты, впервые предложенной Тони Бьюзеном. Ментальная карта это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Карта представляет собой некую конструкцию с радиальным размещением информации, ключевая тема располагается в центре. Эффективность такого способа в том, что понятия, можно размещать на ветках в виде символов, рисунков, ассоциаций, то есть того, что активизирует память.
Существуют некоторые правила при таком способе планирования:
· используется лист большого формата,
· в центре картинка, символ, знак, который обозначает тему, ключевое понятие,
· вместо линейной записи используется радиальная,
· применяются разные цвета для веток
Таким образом, в процессе совместного планирования, при последующем обращении детей к ментальной карте «Что мы будем делать весной?», определены весенние тематические недели:
• «Прилетайте, птицы!»
• «Весенняя капель»
• «Милая любимая, мамочка моя»
• «Пасхальная мозаика»
• «Салют, Победа!»
• «Мы сажаем огород»
• «Плыви, плыви, кораблик!»
• «Первоцветы – весны приветы»
Ссылка на презентацию: https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/09/21...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 765.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Способы взаимодействия круг фронтальное индивидуальное подгрупповое
Круг – это гарантия защищенности, Возможность всем детям собраться вместе, Равноправное и равнозначное участие детей и взрослых в выборе содержания и планировании деятельности, Круг – оптимальная форма взаимодействия педагога и детей. Утренний сбор
Технология утреннего сбора Гришаева Н. П Современные технологии эффективной социализации. Технология «Ежедневный рефлексивный круг»; Пазюкова М. А. Технология группового сбора и возможности ее реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения;
Задачи : создать положительный эмоциональный настрой; обеспечить условия для межличностного общения детей и взрослых; активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности; выбрать совместно с детьми тему нового проекта; разработать план реализации нового проекта; подвести итоги проекта; развивать эмпатию ; объяснять словами своё эмоциональное состояние; планировать собственную деятельность; поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности.
Подготовка к проведению утреннего сбора: Выбор места, Согласование сигнала, Информационное поле, Вопросы для общения, Размещение участников.
Этапы утреннего сбора Приветствие Игра Новости Планирование
Приветствие Цель этого этапа – создание комфортной эмоциональной атмосферы для всех детей, создание единой общности детей, в которой каждый ребенок чувствует себя принятым и понятым.
Варианты приветствия: типичные виды приветствий вербальное и невербальное. приветствия с действиями приветствия с передачей предмета с именными карточками стихотворные приветствия песенные приветствия приветствия на разных языках, разных народов пожелания эпитеты, комплименты подарки
Приветствие с передачей предмета:
Игры пальчиковые дидактические словесные игры-шутки игры-цепочки игры-фантазии пение загадки скороговорки
Игры на утреннем сборе
возможность рассказать о том, что ребёнка заинтересовало, возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», похвастаться интересными событиями, дети учатся внимательно слушать собеседника, учатся правильно и вежливо задавать вопросы, выстраивать диалог, новости не регламентируются, принимаются как факт, взрослый так же делится своими новостями. Новости
Работа с календарём
Планирование завершающий этап утреннего сбора; презентация педагогом деятельности в центрах активности; выбор детьми центра активности, в котором они будут заниматься; особые события.
Презентация центров активности:
Планирование Деятельность значима для всех и каждого, Возможность выполнения в парах и малых группах, Одинаковая ценность всех составляющих плана (и взрослых и детских), Фиксация плана и размещение в удобном месте группы, Возвращение к плану и возможность его доработки.
Ментальная карта удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи Тони Бьюзен ( Tony Buzan ), автор техники ментальных карт
Правила создания ментальной карты: лист большого формата, в центре картинка, символ, знак, который обозначает тему, ключевое понятие, вместо линейной записи используется радиальная, разные цвета для веток.
Тематические недели: «Прилетайте, птицы!» «Весенняя капель» «Милая любимая, мамочка моя» «Пасхальная мозаика» «Салют, Победа!» «Мы сажаем огород» «Плыви, плыви, кораблик!» «Первоцветы – весны приветы»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей.
Для полноценного развития ребенка необходима соответствующая среда. В дошкольных учреждениях этим вопросом уделяется особое внимание. Так, организованная образовательная деятельность, направленная ...

Утренний сбор, как способ организации детей
Мотивация педагогических кадров для работы по внедрению элемента организованной образовательной деятельности- «Утренний сбор»....

Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей.
В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в программе появились такие изменения и дополнения как культурные практики. Для полноценного ре...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Утренний сбор, как способ организации детей».
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Утренний сбор, как способ организации детей».Цель – мотивация педагогических кадров для работы по внедрению элемента организованной образовательной де...

Утренний сбор, как способ организации свободного речевого общения детей
Утренний сбор, как способ организации свободного речевого общения детейПодготовила: воспитатель Васильева Светлана Николаевна Одной из форм организации образовательного процесса с детьми, в этой ...