Утренний сбор, как способ взаимодействия с детьми
презентация к уроку (средняя группа) на тему
Утренний сбор
как форма взаимодействия педагога с детьми.
Чем позитивнее утро,
тем продуктивнее пройдет день.
В программе «Развитие» взаимодействие педагога с детьми определяется «наличием у взрослого определенных способов взаимодействия. Такие способы могут быть описаны как способности коммуникации с людьми вообще и регуляции своего собственного поведения».
Известны разные способы взаимодействия с детьми: фронтальное, индивидуальное, подгрупповое. Утренний сбор даёт возможность такого взаимодействия взрослого и детей, которое включает в себя и индивидуальное и фронтальное взаимодействие, поскольку само расположение детей в форме круга позволяет видеть всех детей одновременно.
Основная идея технологии утреннего сбора в том, что ребёнок активно включается в деятельность. В том числе обеспечивается возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми. Утренний сбор создаёт условия для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.
Технология утреннего сбора описана в работах: Гришаевой Н. П. Современные технологии эффективной социализации. Технология «Ежедневный рефлексивный круг»; Пазюковой М. А. Технология группового сбора и возможности ее реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения; Образовательная программа «Сообщество».
Размещение детей в круге гарантирует защищённость, общность. Это ещё и возможность собраться вместе. Утренний круг предполагает равноправное и равнозначное участие детей и взрослых в выборе содержания и планировании деятельности.
Педагогические задачи формулируются исходя из общего смысла утреннего сбора:
· создать положительный эмоциональный настрой на весь день –
«задать тон»;
· обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового
общения детей и взрослых;
· активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности;
· выбрать совместно с детьми тему нового проекта;
· разработать план реализации нового проекта;
· подвести итоги проекта;
· развивать эмпатию;
· прививать навыки культуры общения (приветствия, комплименты и т. п.);
· учить:
– формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;
– выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;
– внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниям других;
– объяснять словами своё эмоциональное состояние и корректировать его;
– делать выбор;
– планировать собственную деятельность;
· поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.
При подготовке к утреннему сбору выбирается место проведения и удобное размещение детей, выбирается сигнал, который будет возвещать о начале утреннего сбора. Мы используем звук колокольчика. Вариантами сигнала могут быть: песенка, ритмичные хлопки, звук металлофона.
В качестве информационного поля мы используем календарь с вкладками, обозначающими события в группе, дни рождения детей, праздники, особые случаи. Вопросы для общения я придумываю заранее, они отражают наблюдения за сезонными изменениями в природе по дороге в детский сад, события, о которых дети рассказали утром при встрече, принесённая интересная книга, игрушка. То есть то, что близко детям здесь и сейчас. Размещение детей так же меняю: по именам, по цвету одежды, по принадлежности к полу, по росту.
Этапы УС:
· Приветствие 1-3 мин.
· Игра 2-3 мин.
· Новости 2-5 мин.
· Планирование 5-10 мин.
Общая длительность УС составляет от 10-20 мин. Жёстких рамок нет. И длительность этапов зависит от цели, иногда приветствие очень короткое, игры нет совсем, а планирование и выбор деятельности занимают основное время.
Первый этап: Приветствие. Цель - создание комфортной эмоциональной атмосферы для всех детей, создание единой общности детей, в которой каждый ребенок чувствует себя принятым и понятым. Приветствие передаётся по кругу и начинается с воспитателя и заканчивается на воспитателе, поскольку он моделирует приветствие, показывает, как это делается. Вариантами приветствия могут быть:
• приветствия с действиями,
• приветствия с передачей предмета,
• с именными карточками,
• стихотворные приветствия,
• песенные приветствия,
• приветствия на разных языках, разных народов,
• пожелания,
• эпитеты, комплименты,
• подарки.
Важно, на этом этапе установить дружескую, теплую атмосферу, использовать улыбку, спокойный, искренний тон, открытые жесты.
Второй этап: Игра. Её основа – это весёлая (забавная, смешная) и вместе с тем полезная деятельность, в результате чего приобретается навык совместного нескучного времяпрепровождения. Этот этап не занимает много времени, игры не требуют большой подвижности, проводятся легко без соревновательного эффекта. Я так же принимаю участие в игре, возможно в паре с другим ребёнком, как вариант, в игре может принять участие вошедший родитель, другой сотрудник детского сада.
Третий этап: обмен новостями – часть утреннего сбора, пожалуй, наиболее насыщена содержанием. Вся наша жизнь – обмен информацией о чувствах, представлениях, желаниях, планах. Это время высказывания всего, что переполняет душу и просится на язык. На этом этапе формируются коммуникативные навыки, то, без чего нельзя успешно общаться и учиться: умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, аргументировать своё суждение. Обмен новостями даёт возможность:
• рассказать о том, что ребёнка заинтересовало,
• рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает»,
• похвастаться интересными событиями,
• научиться внимательно слушать собеседника, правильно и вежливо задавать вопросы, выстраивать диалог,
• новости не регламентируются, принимаются как факт,
• взрослый так же делится своими новостями.
На этом этапе происходит обращение к правилам группы: установление очерёдности при высказывании, выслушивании новостей других детей, право первоочерёдности определяется из значимости новости (наличие отличительного знака на одежде ребёнка).
Четвёртый этап: Планирование совместной деятельности. Утренний сбор это место и время выбора всего, что определит события, составит план образовательной работы педагогов и детей на текущий день и на много дней вперёд, позволит научить детей выбирать, согласовывать ожидания, планировать, организовывать свою деятельность и деятельность сверстников ежедневно и эффективно. Совместное планирование обеспечивает приобретение опыта взаимодействия, помогающего понять необходимость социального приспособления людей друг к другу. В ходе этого этапа сообщается информация: о плане деятельности на текущий день (проводится презентация центров, сообщается детям, какие интересные материалы их ожидают, предлагается подумать и решить в какой центр они пойдут и чем они будут заниматься; информация об особых событиях: день рождения, посещение гостей, достижения детей. Выбор деятельности в центрах активности определяется детьми с помощью «Доски выбора».
В процессе планирования придерживаемся следующих правил:
• Деятельность значима для всех и каждого,
• Возможность выполнения в парах и малых группах,
• Одинаковая ценность всех составляющих плана (и взрослых и детских),
• Фиксация плана и размещение в удобном месте группы,
• Возвращение к плану и возможность его доработки.
Для создания плана совместной деятельности я использую способ ментальной карты, впервые предложенной Тони Бьюзеном. Ментальная карта это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Карта представляет собой некую конструкцию с радиальным размещением информации, ключевая тема располагается в центре. Эффективность такого способа в том, что понятия, можно размещать на ветках в виде символов, рисунков, ассоциаций, то есть того, что активизирует память.
Существуют некоторые правила при таком способе планирования:
· используется лист большого формата,
· в центре картинка, символ, знак, который обозначает тему, ключевое понятие,
· вместо линейной записи используется радиальная,
· применяются разные цвета для веток
Таким образом, в процессе совместного планирования, при последующем обращении детей к ментальной карте «Что мы будем делать весной?», определены весенние тематические недели:
• «Прилетайте, птицы!»
• «Весенняя капель»
• «Милая любимая, мамочка моя»
• «Пасхальная мозаика»
• «Салют, Победа!»
• «Мы сажаем огород»
• «Плыви, плыви, кораблик!»
• «Первоцветы – весны приветы»
Ссылка на презентацию: https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/09/21...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Утренний сбор, как способ взаимодействия с детьми | 765.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Способы взаимодействия круг фронтальное индивидуальное подгрупповое
Круг – это гарантия защищенности, Возможность всем детям собраться вместе, Равноправное и равнозначное участие детей и взрослых в выборе содержания и планировании деятельности, Круг – оптимальная форма взаимодействия педагога и детей. Утренний сбор
Технология утреннего сбора Гришаева Н. П Современные технологии эффективной социализации. Технология «Ежедневный рефлексивный круг»; Пазюкова М. А. Технология группового сбора и возможности ее реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения;
Задачи : создать положительный эмоциональный настрой; обеспечить условия для межличностного общения детей и взрослых; активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности; выбрать совместно с детьми тему нового проекта; разработать план реализации нового проекта; подвести итоги проекта; развивать эмпатию ; объяснять словами своё эмоциональное состояние; планировать собственную деятельность; поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности.
Подготовка к проведению утреннего сбора: Выбор места, Согласование сигнала, Информационное поле, Вопросы для общения, Размещение участников.
Этапы утреннего сбора Приветствие Игра Новости Планирование
Приветствие Цель этого этапа – создание комфортной эмоциональной атмосферы для всех детей, создание единой общности детей, в которой каждый ребенок чувствует себя принятым и понятым.
Варианты приветствия: типичные виды приветствий вербальное и невербальное. приветствия с действиями приветствия с передачей предмета с именными карточками стихотворные приветствия песенные приветствия приветствия на разных языках, разных народов пожелания эпитеты, комплименты подарки
Приветствие с передачей предмета:
Игры пальчиковые дидактические словесные игры-шутки игры-цепочки игры-фантазии пение загадки скороговорки
Игры на утреннем сборе
возможность рассказать о том, что ребёнка заинтересовало, возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», похвастаться интересными событиями, дети учатся внимательно слушать собеседника, учатся правильно и вежливо задавать вопросы, выстраивать диалог, новости не регламентируются, принимаются как факт, взрослый так же делится своими новостями. Новости
Работа с календарём
Планирование завершающий этап утреннего сбора; презентация педагогом деятельности в центрах активности; выбор детьми центра активности, в котором они будут заниматься; особые события.
Презентация центров активности:
Планирование Деятельность значима для всех и каждого, Возможность выполнения в парах и малых группах, Одинаковая ценность всех составляющих плана (и взрослых и детских), Фиксация плана и размещение в удобном месте группы, Возвращение к плану и возможность его доработки.
Ментальная карта удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи Тони Бьюзен ( Tony Buzan ), автор техники ментальных карт
Правила создания ментальной карты: лист большого формата, в центре картинка, символ, знак, который обозначает тему, ключевое понятие, вместо линейной записи используется радиальная, разные цвета для веток.
Тематические недели: «Прилетайте, птицы!» «Весенняя капель» «Милая любимая, мамочка моя» «Пасхальная мозаика» «Салют, Победа!» «Мы сажаем огород» «Плыви, плыви, кораблик!» «Первоцветы – весны приветы»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей.
Для полноценного развития ребенка необходима соответствующая среда. В дошкольных учреждениях этим вопросом уделяется особое внимание. Так, организованная образовательная деятельность, направленная ...
Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей.
Выступление на педсовете...
Утренний сбор, как способ организации детей
Мотивация педагогических кадров для работы по внедрению элемента организованной образовательной деятельности- «Утренний сбор»....
Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей.
В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в программе появились такие изменения и дополнения как культурные практики. Для полноценного ре...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Утренний сбор, как способ организации детей».
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Утренний сбор, как способ организации детей».Цель – мотивация педагогических кадров для работы по внедрению элемента организованной образовательной де...
Утренний сбор, как способ организации свободного речевого общения детей
Утренний сбор, как способ организации свободного речевого общения детейПодготовила: воспитатель Васильева Светлана Николаевна Одной из форм организации образовательного процесса с детьми, в этой ...