Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей.
консультация по логопедии на тему
Для полноценного развития ребенка необходима соответствующая среда. В дошкольных учреждениях этим вопросом уделяется особое внимание. Так, организованная образовательная деятельность, направленная на речевое развитие, призвана обогащать речь дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей.
Карманникова Е.С.
воспитатель
НС(К)НШ-ДС V вида
Для полноценного развития ребенка необходима соответствующая среда. В дошкольных учреждениях этим вопросом уделяется особое внимание. Так, организованная образовательная деятельность, направленная на речевое развитие, призвана обогащать речь дошкольников. Педагоги проводят работу по расширению словарного запаса детей, развитие звуковой культуры и связности речи, грамматического строя и т.д.
Особое значение для формирования речевых навыков имеет свободное общение. Общаясь со взрослыми, ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. Однако усвоенные слова могут остаться у дошкольника в пассиве. Чтобы пассивные потенциальные знания стали активными, нужна жизненная потребность, которая возникает у ребенка, когда он общается со сверстниками.
Разговаривая со взрослым, дошкольник не перекладывает особых усилий для, того чтобы его поняли. Взрослые всегда постараются найти с ним общий язык. Другое дело – сверстники. Они не будут пытаться угадывать желания и настроение друг друга. Детям очень хочется общаться. Поэтому они стараются связно и четко выражать свои намерения, мысли и желания. Именно потребность быть услышанным делает речь дошкольников более понятной.
В ходе организации режима пребывания детей в группе дошкольного учреждения, педагог использует разнообразные методы и формы, включая всех детей в совместную деятельность. Прежде всего это касается создания условий и способов организации режимных моментов, сюжетно-ролевой игры, театрализованной деятельности, продуктивных видов деятельности, которые являются прекрасным средством освоения дошкольниками образовательной области «Коммуникация».
Одной из форм организации образовательного процесса в совместной деятельности с детьми, где ребенок может проявить свою речевую активность, является общение в ходе утреннего сбора как важного режимного момента.
Цели и задачи утреннего сбора:
-Создать эмоциональный настрой на весь день - “задать тон”.
Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
Развивать навыки (общения, планирования собственной деятельности и т.п.).
Учить объяснять словами свое эмоциональное состояние.
Развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты и т. п.).
Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.
Выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
Учить делать выбор, а также планировать собственную деятельность.
Групповой сбор или утренний круг это время, когда мы собираемся вместе.
Утренний сбор для дошкольников - это прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.
Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых к профессиональному мастерству педагога – это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность.
Основные этапы утреннего сбора:
- приветствие;
- обмен информацией;
- групповая деятельность;
- ежедневные новости.
Утренний сбор начинается с приветствия. Используются самые разнообразные их формы:
Обратив внимание на стенд "Здравствуйте, я пришел", "Уголок именинника, "Звезда дня», "Мое настроение".
Также стихотворные, песенные приветствия; здороваемся ладошками, плечиками, дарим разнообразные пожелания, комплименты, в общем, игры которые создают эмоционально - положительный настрой на весь день. В группе имеется картотека с играми - приветствиями например «Давай поздороваемся», «Опиши друга», «Настроение» и др.
Обмен информацией – второй этап утреннего сбора, основной темой является «Добрые дела». Дети стремятся поделиться всем, что переполняет их душу, что, просится на язык – домашними событиями, удачами и неудачами, детскими обидами и достижениями. Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Так, например, один из воспитанников сообщил, какое они доброе дело они с папой сделали для птиц зимой: смастерили кормушки и развесили их в парке. Затем педагог организует обсуждение. Дети принимают в нем участие, т.е. задают вопросы и комментируют услышанное. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть. Новости принимаются как факт. А если время ограничено, используем некоторые хитрости, например: сегодня новостями делятся только мальчики, или, те, у кого имена начинаются с гласных звуков. И, конечно предлагаем детям самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях.
Следующий этап утреннего сбора – групповая деятельность. На этом этапе проводятся игры:
- пальчиковые игры («Домик», «Кошка и мышка», «Гроза»);
- словесные игры («Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Найди рифму», «Закончи предложение»);
- игры-фантазии («Творческая ошибка», «Оживление предметов», «Конструирование загадки»);
- игры-цепочки и т.д. При этом из рук в руки передается мягкая игрушка, и каждый ребенок имеет возможность принять участие в игре. Всё то, что помогает детям почувствовать себя комфортно, легко и весело.
Ежедневные новости – четвертый этап утреннего сбора – настраивает детей на активное общение между собой, как вербальное, так и невербальное. В ходе этого этапа педагог сообщает воспитанникам информацию:
- о календарных событиях ( времени года, дате, дне недели, изменениях погоды;
- особом событии – дне рождения одного ( или нескольких) из воспитанников.
- о плане деятельности на текущий день - выбор детьми центров активности. Проводится презентация центров, сообщается детям, какие интересные материалы их ожидают, предлагается подумать и решить, в какой центр они пойдут, и чем будут заниматься сегодня.
Иногда в процессе занятий в центрах активности возникают проблемы поведенческого характера, и тогда на утреннем сборе возникает необходимость привлечь детей к выработке определённых правил, в которых даётся способ их выполнения.
Участие детей в выработке правил позволяет им в дальнейшем осуществлять самоконтроль за своим поведением, а так же заставляет требовать выполнение правил другими детьми.
Таким образом, утренний сбор – один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется из словарный запас.
У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, толерантность, формируется нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей, формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно – образовательном процессе в целом.
Проводя утренний сбор, мы реализуем образовательные задачи области «коммуникация».
Использованные ресурсы
Справочник старшего воспитателя ДО, МЦФЭР ресурсы образования 2012г, №2
Статья «Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет». Автор: психолог Никонова Анна Михайловна http://www.b17.ru/article/index_of_emotions1/
Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1977.
Методическая разработка по теме: пальчиковые гимнастики.
Лейман Юлия Александровна http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/palchikovye-gimnastikigotovaya-kartoteka
Картотека игр по развитию творческого воображения
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи утреннего сбора: Установление комфортного социально- психологического климата в детском коллективе; Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых; Развивать навыки (общения, планирования собственной деятельности и т.п .); Учить объяснять словами свое эмоциональное состояние; Развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты и т. п .); Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения; Выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично; Учить делать выбор, а также планировать собственную деятельность.
О СНОВНЫЕ ЭТАПЫ УТРЕННЕГО СБОРА ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ. ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ; ПРИВЕТСТВИЕ ;
ПРИВЕТСТВИЕ И нформационные стенды
ПРИВЕТСТВИЕ И нформационные стенды
ПРИВЕТСТВИЕ Игра «Давай поздороваемся»
ПРИВЕТСТВИЕ Игра «Опиши друга »
ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ «Добрые дела»
ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ «Добрые дела»
ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ «Добрые дела»
«Добрые дела» ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Пальчиковая игра «Компот»
ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ловесная игра «Так бывает или нет?»
ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Игра-фантазия «Оживление насекомых»
ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Игра - цепочка « Кто что делает?»
ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ К алендарные события
ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ Ц ентры активности Ц ентр «Учимся строить» Центр математического развития
ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ Центр «Играем в театр» Физкультурный центр Ц ентры активности
Центр художественного творчества Музыкальный центр ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ Ц ентры активности
ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ Центры сюжетно-ролевых игр
Центр конструирования Центр «Наша библиотека» ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ Ц ентры активности
ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ Самостоятельные игры
ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ Самостоятельные игры
Самостоятельные игры ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ
ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ Самостоятельные игры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей.
Выступление на педсовете...
«Утренний сбор» как одно из средств организации свободного речевого общения воспитанников интегрированных групп Дошкольных образовательных учреждений".
«Утренний сбор» является одним из средств организации свободного общения детей с речевыми нарушениями в интегрированной группы в дошкольном образовательном учреждении, а значит и развития их реч...
"Групповой сбор как средство свободного речевого общения детей"
Консультация для педагогов по групповому сбору в группе....
Консультация "Организация свободного речевого общения детей в утренние часы"
Организация свободного речевого общения детей в утренние часы...
«Утренний и вечерний круг» - как способ организации свободного речевого общения
Цель организации: создать ситуацию свободного речевого общения и положительно настроить детей на весь деньЗадачи:- Создать условия для межличностного и познавательно - делового общения детей и взрослы...
Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей.
В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в программе появились такие изменения и дополнения как культурные практики. Для полноценного ре...
Утренний сбор, как способ организации свободного речевого общения детей
Утренний сбор, как способ организации свободного речевого общения детейПодготовила: воспитатель Васильева Светлана Николаевна Одной из форм организации образовательного процесса с детьми, в этой ...