Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей.
консультация по логопедии на тему
Для полноценного развития ребенка необходима соответствующая среда. В дошкольных учреждениях этим вопросом уделяется особое внимание. Так, организованная образовательная деятельность, направленная на речевое развитие, призвана обогащать речь дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей.
Карманникова Е.С.
воспитатель
НС(К)НШ-ДС V вида
Для полноценного развития ребенка необходима соответствующая среда. В дошкольных учреждениях этим вопросом уделяется особое внимание. Так, организованная образовательная деятельность, направленная на речевое развитие, призвана обогащать речь дошкольников. Педагоги проводят работу по расширению словарного запаса детей, развитие звуковой культуры и связности речи, грамматического строя и т.д.
Особое значение для формирования речевых навыков имеет свободное общение. Общаясь со взрослыми, ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. Однако усвоенные слова могут остаться у дошкольника в пассиве. Чтобы пассивные потенциальные знания стали активными, нужна жизненная потребность, которая возникает у ребенка, когда он общается со сверстниками.
Разговаривая со взрослым, дошкольник не перекладывает особых усилий для, того чтобы его поняли. Взрослые всегда постараются найти с ним общий язык. Другое дело – сверстники. Они не будут пытаться угадывать желания и настроение друг друга. Детям очень хочется общаться. Поэтому они стараются связно и четко выражать свои намерения, мысли и желания. Именно потребность быть услышанным делает речь дошкольников более понятной.
В ходе организации режима пребывания детей в группе дошкольного учреждения, педагог использует разнообразные методы и формы, включая всех детей в совместную деятельность. Прежде всего это касается создания условий и способов организации режимных моментов, сюжетно-ролевой игры, театрализованной деятельности, продуктивных видов деятельности, которые являются прекрасным средством освоения дошкольниками образовательной области «Коммуникация».
Одной из форм организации образовательного процесса в совместной деятельности с детьми, где ребенок может проявить свою речевую активность, является общение в ходе утреннего сбора как важного режимного момента.
Цели и задачи утреннего сбора:
-Создать эмоциональный настрой на весь день - “задать тон”.
Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
Развивать навыки (общения, планирования собственной деятельности и т.п.).
Учить объяснять словами свое эмоциональное состояние.
Развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты и т. п.).
Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.
Выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
Учить делать выбор, а также планировать собственную деятельность.
Групповой сбор или утренний круг это время, когда мы собираемся вместе.
Утренний сбор для дошкольников - это прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.
Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых к профессиональному мастерству педагога – это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность.
Основные этапы утреннего сбора:
- приветствие;
- обмен информацией;
- групповая деятельность;
- ежедневные новости.
Утренний сбор начинается с приветствия. Используются самые разнообразные их формы:
Обратив внимание на стенд "Здравствуйте, я пришел", "Уголок именинника, "Звезда дня», "Мое настроение".
Также стихотворные, песенные приветствия; здороваемся ладошками, плечиками, дарим разнообразные пожелания, комплименты, в общем, игры которые создают эмоционально - положительный настрой на весь день. В группе имеется картотека с играми - приветствиями например «Давай поздороваемся», «Опиши друга», «Настроение» и др.
Обмен информацией – второй этап утреннего сбора, основной темой является «Добрые дела». Дети стремятся поделиться всем, что переполняет их душу, что, просится на язык – домашними событиями, удачами и неудачами, детскими обидами и достижениями. Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Так, например, один из воспитанников сообщил, какое они доброе дело они с папой сделали для птиц зимой: смастерили кормушки и развесили их в парке. Затем педагог организует обсуждение. Дети принимают в нем участие, т.е. задают вопросы и комментируют услышанное. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть. Новости принимаются как факт. А если время ограничено, используем некоторые хитрости, например: сегодня новостями делятся только мальчики, или, те, у кого имена начинаются с гласных звуков. И, конечно предлагаем детям самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях.
Следующий этап утреннего сбора – групповая деятельность. На этом этапе проводятся игры:
- пальчиковые игры («Домик», «Кошка и мышка», «Гроза»);
- словесные игры («Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Найди рифму», «Закончи предложение»);
- игры-фантазии («Творческая ошибка», «Оживление предметов», «Конструирование загадки»);
- игры-цепочки и т.д. При этом из рук в руки передается мягкая игрушка, и каждый ребенок имеет возможность принять участие в игре. Всё то, что помогает детям почувствовать себя комфортно, легко и весело.
Ежедневные новости – четвертый этап утреннего сбора – настраивает детей на активное общение между собой, как вербальное, так и невербальное. В ходе этого этапа педагог сообщает воспитанникам информацию:
- о календарных событиях ( времени года, дате, дне недели, изменениях погоды;
- особом событии – дне рождения одного ( или нескольких) из воспитанников.
- о плане деятельности на текущий день - выбор детьми центров активности. Проводится презентация центров, сообщается детям, какие интересные материалы их ожидают, предлагается подумать и решить, в какой центр они пойдут, и чем будут заниматься сегодня.
Иногда в процессе занятий в центрах активности возникают проблемы поведенческого характера, и тогда на утреннем сборе возникает необходимость привлечь детей к выработке определённых правил, в которых даётся способ их выполнения.
Участие детей в выработке правил позволяет им в дальнейшем осуществлять самоконтроль за своим поведением, а так же заставляет требовать выполнение правил другими детьми.
Таким образом, утренний сбор – один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется из словарный запас.
У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, толерантность, формируется нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей, формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно – образовательном процессе в целом.
Проводя утренний сбор, мы реализуем образовательные задачи области «коммуникация».
Использованные ресурсы
Справочник старшего воспитателя ДО, МЦФЭР ресурсы образования 2012г, №2
Статья «Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет». Автор: психолог Никонова Анна Михайловна http://www.b17.ru/article/index_of_emotions1/
Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1977.
Методическая разработка по теме: пальчиковые гимнастики.
Лейман Юлия Александровна http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/palchikovye-gimnastikigotovaya-kartoteka
Картотека игр по развитию творческого воображения
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи утреннего сбора: Установление комфортного социально- психологического климата в детском коллективе; Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых; Развивать навыки (общения, планирования собственной деятельности и т.п .); Учить объяснять словами свое эмоциональное состояние; Развивать навыки культурного общения (приветствия, комплименты и т. п .); Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения; Выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично; Учить делать выбор, а также планировать собственную деятельность.
О СНОВНЫЕ ЭТАПЫ УТРЕННЕГО СБОРА ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ. ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ; ПРИВЕТСТВИЕ ;
ПРИВЕТСТВИЕ И нформационные стенды
ПРИВЕТСТВИЕ И нформационные стенды
ПРИВЕТСТВИЕ Игра «Давай поздороваемся»
ПРИВЕТСТВИЕ Игра «Опиши друга »
ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ «Добрые дела»
ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ «Добрые дела»
ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ «Добрые дела»
«Добрые дела» ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Пальчиковая игра «Компот»
ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ловесная игра «Так бывает или нет?»
ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Игра-фантазия «Оживление насекомых»
ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Игра - цепочка « Кто что делает?»
ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ К алендарные события
ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ Ц ентры активности Ц ентр «Учимся строить» Центр математического развития
ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ Центр «Играем в театр» Физкультурный центр Ц ентры активности
Центр художественного творчества Музыкальный центр ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ Ц ентры активности
ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ Центры сюжетно-ролевых игр
Центр конструирования Центр «Наша библиотека» ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ Ц ентры активности
ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ Самостоятельные игры
ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ Самостоятельные игры
Самостоятельные игры ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ
ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ Самостоятельные игры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Утренний сбор» как одно из средств организации свободного речевого общения воспитанников интегрированных групп Дошкольных образовательных учреждений".
«Утренний сбор» является одним из средств организации свободного общения детей с речевыми нарушениями в интегрированной группы в дошкольном образовательном учреждении, а значит и развития их реч...
"Групповой сбор как средство свободного речевого общения детей"
Консультация для педагогов по групповому сбору в группе....

Консультация "Организация свободного речевого общения детей в утренние часы"
Организация свободного речевого общения детей в утренние часы...

«Утренний и вечерний круг» - как способ организации свободного речевого общения
Цель организации: создать ситуацию свободного речевого общения и положительно настроить детей на весь деньЗадачи:- Создать условия для межличностного и познавательно - делового общения детей и взрослы...

Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей.
В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в программе появились такие изменения и дополнения как культурные практики. Для полноценного ре...

Утренний сбор, как способ организации свободного речевого общения детей
Утренний сбор, как способ организации свободного речевого общения детейПодготовила: воспитатель Васильева Светлана Николаевна Одной из форм организации образовательного процесса с детьми, в этой ...