Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей.
методическая разработка по развитию речи
В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в программе появились такие изменения и дополнения как культурные практики. Для полноценного речевого развития ребенка необходима соответствующая речевая среда. В дошкольных учреждениях этим вопросам уделяется особое внимание. Так, организационная образовательная деятельность, направленная на речевое развитие, призвана обогащать речь дошкольников. Педагоги проводят работу по расширению словарного запаса детей, развитию звуковой культуры и связности речи, грамматического строя и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_utrenniy_sbor.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Утренний сбор как способ организации
свободного речевого общения детей.
В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в программе появились такие изменения и дополнения как культурные практики.
Для полноценного речевого развития ребенка необходима соответствующая речевая среда. В дошкольных учреждениях этим вопросам уделяется особое внимание. Так, организационная образовательная деятельность, направленная на речевое развитие, призвана обогащать речь дошкольников. Педагоги проводят работу по расширению словарного запаса детей, развитию звуковой культуры и связности речи, грамматического строя и т. д.
Особое значение для формирования речевых навыков имеет свободное общение. Общаясь с взрослыми, ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. Однако, усвоенные слова могут остаться у дошкольника в пассиве. Чтобы пассивные потенциальные знания стали активными, нужна жизненная потребность, которая возникает у ребенка, когда он общается со сверстниками. Разговаривая со сверстниками, дошкольник не прикладывает особых усилий для того, чтобы его поняли. Взрослые всегда постараются найти с ним общий язык. Другое дело – сверстники. Они не будут пытаться угадывать желания и настроение друг друга. Детям очень хочется общаться, поэтому они стараются связно и четко выражать свои намерения, мысли и желания. Именно потребность быть услышанным делает речь дошкольников более понятной.
В ходе организации режима пребывания детей в дошкольном учреждении педагог должен использовать разнообразные методы и формы включения всех детей в совместную деятельность. Прежде всего, это касается создания условий организации режимных моментов, сюжетно – ролевой игры, театрализованной деятельности, продуктивных видов деятельности, которые являются прекрасным средством освоения дошкольниками образовательной области «Коммуникация».
На практике видно, что детям с речевыми нарушениями, а также застенчивым дошкольникам трудно реализовывать себя и почувствовать значимыми в какой – либо сфере деятельности. Непрерывный личностный диалог воспитателя и воспитанника, живой отклик в процессе взаимодействия, нацеленность на создание условий для индивидуального опыта ребенка, воздействие на личностные черты и качества будут способствовать повышению активности ребенка с речевыми нарушениями.
Одной из форм организации образовательного процесса с детьми, где ребенок может проявить свою речевую активность, является общение в ходе утреннего сбора, как важного режимного момента.
Ни для кого, ни секрет, что большинство детей с трудом встают утром, не хотят идти в детский сад. Ребенок замкнут и обижен на всех сразу. Между тем навязчивому общению с педагогом ребенок скорее предпочитает общение с другими детьми. С учетом этого основными задачами утреннего сбора являются:
- установление комфортного социально – психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками;
- развитие самостоятельности, самоорганизации.
В ходе свободного общения дети могут высказаться и выслушать друг друга, получая удовольствие от общения; сопереживать друг другу; выбирать собеседника по своему желанию.
Утренний сбор для дошкольников – это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думает, что чувствует.
Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых к профессиональному мастерству педагога – это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную деятельность.
С целью установления эмоционального контакта утренний сбор начинается с приветствия, в котором педагог и остальные дети выражают чувство радости от встречи или сожаления по поводу отсутствия заболевшего товарища, а также высказывают комплементы, касающиеся внешнего вида, душевных и деловых качеств. Например: «Даша, ты вчера хорошо дежурила по столовой, ты такая трудолюбивая»; «Глеб, ты очень сильный и добрый, ты защищаешь слабых»; «Настенька у тебя сегодня такая красивая прическа».
Сигналом утреннего сбора может быть колокольчик. Дети усаживаются в круг, воспитатель занимает выгодную позицию для работы и контроля ситуации, поскольку каждый ребенок находится в поле зрения. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева, и приветствует: «Доброе утро, Вика! Я рада, что ты сегодня с нами!» Вика, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким же образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю.
Обмен информацией – второй этап утреннего сбора, основной темой которого являются «Добрые дела». Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Так, например, один ребенок сообщил, что они с папой сделали кормушку для птиц, другой помог маме убраться в комнате и т. д. Затем педагог организует обсуждение. Дети задают вопросы и комментируют услышанное. Для этого используется коробочка с кружочками красного и синего цветов. Таким образом задаются три вопроса и звучит столько же комментариев.
Следующий этап утреннего сбора – групповая деятельность. На этом этапе проводится игра «Скажи по – другому». Педагог предлагает детям, например, такие словосочетания: ваза из хрусталя, шляпа из соломы, а дети соответственно отвечают: хрустальная ваза, соломенная шляпа и т.д. При этом из рук в руки передается мягкая игрушка, и каждый ребенок имеет возможность принять участие в игре. На этом этапе используется еще одна игра – «Моя тетушка приехала и привезла мне в подарок…», которая проводится аналогичным образом.
Ежедневные новости – четвертый этап утреннего сбора – настраивает детей на активное общение между собой, как вербальное, так и невербальное. В ходе этого этапа педагог сообщает воспитанникам информацию:
- о календарных событиях ( времени года, дате, дне недели, изменениях погоды);
- плане деятельности на текущий день ( чем они будут заниматься);
- особом событии – дне рождения одного из воспитанников, празднике.
Таким образом, утренний сбор – один из способов организации свободного общения и развития речи дошкольников, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, эмпатия, толерантность, формируются нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что их любят и принимают такими, какие они есть. Благодаря творческому подходу и организации данного компонента режима пребывания в ДОУ как у детей, так и у педагогов формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно – образовательном процессе в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей.
Для полноценного развития ребенка необходима соответствующая среда. В дошкольных учреждениях этим вопросом уделяется особое внимание. Так, организованная образовательная деятельность, направленная ...
Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей.
Выступление на педсовете...
«Утренний сбор» как одно из средств организации свободного речевого общения воспитанников интегрированных групп Дошкольных образовательных учреждений".
«Утренний сбор» является одним из средств организации свободного общения детей с речевыми нарушениями в интегрированной группы в дошкольном образовательном учреждении, а значит и развития их реч...
"Групповой сбор как средство свободного речевого общения детей"
Консультация для педагогов по групповому сбору в группе....
Консультация "Организация свободного речевого общения детей в утренние часы"
Организация свободного речевого общения детей в утренние часы...
«Утренний и вечерний круг» - как способ организации свободного речевого общения
Цель организации: создать ситуацию свободного речевого общения и положительно настроить детей на весь деньЗадачи:- Создать условия для межличностного и познавательно - делового общения детей и взрослы...
Утренний сбор, как способ организации свободного речевого общения детей
Утренний сбор, как способ организации свободного речевого общения детейПодготовила: воспитатель Васильева Светлана Николаевна Одной из форм организации образовательного процесса с детьми, в этой ...