«Сказка и народный фольклор - одно из средств нравственного воспитания».
проект (младшая группа) на тему
Проект в младшей группе "Сказки и народный фольклор - одно из средств нравственного воспитания".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_proekta.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в младшей группе № 6.
«Сказка и народный фольклор - одно из средств нравственного воспитания».
Актуальность темы.
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбия, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Вид проекта – ролево-игровой.
Тип проекта - детско – взрослый.
Длительность проекта - краткосрочный.
Охватываемые области:
-Познавательное развитие.
-Речевое развитие.
-Социально-коммуникативное развитие.
-Художественно-эстетическое развитие.
-Физическое развитие.
Цель проекта.
Создание условий для всестороннего развития ребенка-дошкольника, его нравственное воспитание, через народное творчество.
Задача проекта:
- Учить детей слушать произведения устного народного творчества и понимать их смысл.
- Формировать интерес к произведениям русского национального фольклора.
- Воспитывать доброе отношения, отзывчивость, любовь и уважение к ближнему.
- Формировать начальное представление поисковой деятельности.
Целевые группы проекта:
Целевые группы | Их интересы |
Дети 3 – 4 лет | Развитие познавательного интереса к окружающему миру. |
Родители | Участие в жизни группы |
Педагоги Лазоренко Л. В. Ларионова О. А. | Реализация творческого потенциала. Привлечение общественного внимания к проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Повышение рейтинга дошкольного учреждения. |
Механизм реализации проекта:
Этапы проекта | Сроки этапов проекта | Задачи этапов проекта |
1 этап (подготовительный) Младшая группа. | 0.5-14 ноября | - Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата; -Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта; -Поиск различных средств достижения цели. |
2 этап (основной) | 17 ноября – 18 декабря. | - Разучивание стихов, песен, потешек, загадок, пословиц, поговорок; -Чтение русских народных сказок; -Слушание аудиосказок; - Рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам; -Кукольный театр по сказкам; - Развлечение (обыгрывание потешек, песен) - Консультация для родителей (ширма в информационном уголке) «Воспитание сказкой»; -Проведение ООД по рисованию «Колобок», «Сказочный герой», «Заюшкина избушка», «Три медведя». - Проведение ООД по аппликации «Сказочный герой». - Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой» (дети рисуют вместе с родителями); - совместная работа с родителями – варежковый театр, пополнение книжного уголка новыми книгами со сказками. |
3 этап (заключительный) | 22 – 24 декабря. | -Анализ и классификация собранного материала; -Напечатание продукции - Выставка наглядного материала, -- Отрытые мероприятие - инсценировка народной сказки «Рукавичка». |
Паспорт проекта.
Наименование проекта | «Сказки бабушки Агафьи». |
Цели и задачи проекта | Цель проекта: Создание условий для всестороннего развития ребенка-дошкольника, его нравственное воспитание, через народное творчество. Задача проекта:
|
Сроки реализации проекта | 1 этап (подготовительный) - 05-14 ноября 2 этап (основной) - 17 ноября – 18 декабря 3 этап (заключительный) - 22 – 24 декабря. |
Перечень основных мероприятий реализации проекта | 1. Разучивание стихов, песен, потешек, загадок, пословиц, поговорок; 2. Чтение русских народных сказок; 3. Слушание аудиосказок; 4. Рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам; 5. Кукольный театр по сказкам; 6. Развлечение (обыгрывание потешек, песен) 7. Консультация для родителей (ширма в информационном уголке) «Воспитание сказкой»; 8. Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой» (дети рисуют вместе с родителями); 9. Настольно-печатные игры по сказкам. 9. Открытое мероприятие – постановка с детьми украинской народной сказки «Рукавичка». |
Исполнители проекта |
|
Ожидаемые конечные результаты |
|
Осуществление проекта.
1 этап. Подготовительный.
Диагностика и определение уровня развития детей (характеристика речевых способностей, наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий, оценка эмоциональной сферы каждого ребенка).
Чтение сказок, прослушивание аудиосказок, просмотр сказок, изучение иллюстраций.
2 этап. Основной.
Организационные формы работы.
Разделы проекта | Виды деятельности воспитателя | Виды деятельности детей |
Художественно – речевая деятельность. | Занятие по ФЭМП, развитию речи и художественной литературы, по окружающему миру. | Рассказывают сказки, придумывают сказку по картинкам, делают выводы: чему учит сказка; развивают воображение, формируют знания. |
Картотека потешек, загадок, песен. | Чтение и обыгрывание потешек, загадывание загадок, пение и обыгрывание песенок | Отгадывают загадки, слушают и заучивают потешки и песенки. |
Настольный кукольный театр. | Показывает сказки:
| Обыгрывание ролей, распределение ролей, вывод: какой урок извлекли, каким моральными качествами наделены герои. |
Куклы бибабо. | 1.Показ кукольного спектакля «Теремок» 2. С детьми обыгрывание песни «Два веселых гуся» | Озвучивают героев песни. |
Сказка на фланелеграфе. | Показ сказок:
| Обыгрывание ролей, распределение ролей, вывод: какой урок извлекли, каким моральными качествами наделены герои. |
Варежковый театр. | Показ сказок:
4. Кот петух и лиса. | Озвучивают действия героев. |
Игровая деятельность. | Дидактические игры «Собери сказку» «Разрезные картинки» «Кто лишний» «Герои русских сказок» | Размышляют, думают над вопросами, развивают память, развивают мелкую моторику. |
Изобразительная деятельность | Проводит ООД по рисованию и аппликации. Организует выставку рисунков. | Выражают свое собственное отношение к героям сказок в виде рисунков и аппликации. |
Инсценировка сказки «Рукавичка». | Помогает детям в распределении ролей, нацеливает на выводы. | |
Работа с родителями. | Помогает в организации выставки. Консультирует родителей по теме «Воспитание сказкой». | Совместная изобразительная деятельность – рисунки «Мой любимый сказочный герой». |
Рефлексивно-оценочный этап:
В конце проекта организовали:
В конце проекта организовали открытое мероприятие - инсценировку сказки «Рукавичка».
Результативность проекта:
- Дети научились понимать смысл сказок;
- Отличать добро от зла, хорошо и плохо, можно и нельзя;
- Проект помог привить детям чувство собственного достоинства, чувство ответственности за младших братьев и сестер;
- Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль;
- Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;
- Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок.
Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволяет реализовывать процесс воспитания патриотизма у детей в старшем возрасте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ из опыта работ «Мои нравственные понятия и принципы работы с детьми. Деликатность, доброта, внимание к окружающим – одно из средств нравственного воспитания»
Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему – сложный педагогический процесс. В основе него лежит правильное гармоническое развитие чувств и принципов. Чувст...
Этическая беседа, как одно из средств нравственного воспитания дощкольников.
Социально-личностное развитие детей дошкольноговозраста.Этическая беседа, как одно из средств нравственного воспитания дощкольников.Эффективным методом уточения и систематизации нравственных пре...
Педагогический проект на тему: "Русский народный фольклор - одно из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Реализованный педагогический проект в старшей группе ДОУ...
Устное народное творчество как одно из средств нравственного воспитания дошкольников
Описание педагогического опыта посвящено теме нравственного воспитания в течение всего периода дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей "Народная культура - одно из средств нравственного и эстетического развития детей"
консультация для воспитателей...
Программа по самообразованию Тема: «Устное народное творчество как одно из средств нравственного воспитания детей 2 младшей группы»
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное на...
Воспитание любви к природе родного края как одно из средств нравственного воспитания дошкольников
Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто славбее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствовует формированию у ребенка уверенности в себе....