Программа по самообразованию Тема: «Устное народное творчество как одно из средств нравственного воспитания детей 2 младшей группы»
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивает нравственное развитие, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 137»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей
Программа по самообразованию
Тема:
«Устное народное творчество как одно из средств нравственного воспитания детей 2 младшей группы»
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 137»
первой квалификационной категории
Наталья Валерьевна Пущиенко
г. Дзержинск
Нижегородская область
2015-2016 год
Пояснительная записка
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивает нравственное развитие, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Цель: повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по формированию влияния устного народного творчества на нравственное развитие детей 3-4 лет.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогические основы развития речи детей 3-4 лет через устное народное творчество.
- Подобрать и апробировать методики исследования.
- Создание условий для формирования у детей 3-4 лет основ нравственного развития через устное народное творчество.
- Ознакомление детей 3-4 лет с устным народным творчеством.
- Разработать практические рекомендации для родителей и педагогов.
- Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей соответствующего возраста с помощью произведений русского фольклора.
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- Повысить уровень развития речи у детей 3-4 лет через устное народное творчество;
- систематизировать работу по формированию влияния устного народного творчества на нравственное развитие детей 3-4 лет.
- обеспечить развитие умения пересказывать устное народное творчество;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить выразительность речи, творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
Сроки | Этапы работы | Содержание работы |
Сентябрь -октябрь | Подготовительный этап (теоретический) | Формулировка темы, выделение актуальности проблемы и целевой установки с учётом возрастных особенностей детей. Чтение методической, педагогической литературы, обзор в интернете информации по теме. Разработка программно-методического обеспечения процесса. Составление перспективного плана работы на год. Разработка конспектов занятий. Разработка дидактических материалов Мониторинг освоения детьми содержания работы после овладения детьми навыками рассказывания с помощью моделей. |
На протяжении всего года | Основной этап (практический) | Образовательная работа детьми в разных видах деятельности. Игровой. В индивидуальной беседе узнаём об ознакомлении детей 3-4 лет с устным народным творчеством в семье. Формировать представления детей об устном народном творчестве (сказки, потешки, прибаутки, песенки, загадки и т.д.) Образовательная деятельность в режимных моментах. Активирующая наглядность: рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах. Создание предметно –развивающей среды, пособия , дидактические игры. Взаимодействие с родителями: консультации, памятки, совместная продуктивная деятельность родителей и детей по темам перспективного плана. |
Май | Заключительный этап (результативно- итоговый) | Мониторинг освоения детьми содержания работы основ нравственного развития детей 3-4 лет через устное народное творчество. Анализ проделанной работы. |
В течение года | Внедренческий | Использование своего опыта в дальнейшем процессе работы. |
План работы на год с детьми
Месяц | Тема | Задачи |
Ноябрь | Театрализованная постановка. Инсценирование русской народной сказки «Курочка Ряба» |
|
Декабрь | Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». |
|
Январь | Отгадывание детьми загадок |
|
Февраль | Кукольный театр по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры. Развлечение «Широкая Масленица» |
|
Март | Инсценировка сказки С.Я. Маршака «Курочка ряба и десять утят» |
|
Апрель | Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись! » |
|
Май | Диагностика уровня освоения детьми знаний, умений и навыков. | Формирование у детей знаний. Умений и навыков по данной теме. |
Работа с родителями
Месяц | Тема |
Сентябрь | Папка – передвижка: «Роль фольклора в нравственном развитии детей 3-4 лет» |
Октябрь | Беседа «Справиться с детским непослушанием помогут потешки» |
Ноябрь | Оформление альбома с участием родителей «Стихи, потешки – помощники в воспитании детей». |
Декабрь | Консультация: «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками» |
Январь | Отгадывание детьми загадок. Досуг «Вечер загадок» |
Февраль | Просмотр кукольного театра совместно с родителями по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры. Развлечение «Широкая Масленица» |
Март | Совместное творчество детей и родителей. Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» |
Апрель | Досуг совместно с родителями «Солнышко, нарядись, красное, покажись! » |
Май | Анкетирование родителей по теме |
Самореализация
Месяц | Тема |
Сентябрь-октябрь | Изучение методической литературы. 1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995. 2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009. 3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998. 4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008. 5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. 6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985. |
Ноябрь | Театрализованная постановка. Инсценирование русской народной сказки «Курочка Ряба». |
Январь | Открытый показ НОД во второй младшей группе. Открытое занятие по развитию речи ( нравственное развитие) в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки» |
Февраль | Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на нравственное развитие детей 3-4 лет». |
Март | Конкурс «Крепка семья - сильна Россия» |
Апрель | Развлечение «Весна – красна» |
Май | Областной фестиваль семейного художественного творчества |
Литература
- Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
- Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
- . Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.
- Е.С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ»; -М. 2006
- Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
- Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
- Маршак С.Я. « Курочка ряба и десять утят».
- Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009.
- Петрова Т. И. , Сергеева Е. Л Театрализованная деятельность в детском саду.Москва,2000
- Русская народная сказка «Курочка ряба»
- Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
- Сомкова О.Н. Образовательная область «Коммуникация» Детство-пресс,2012
- Сомкова О.Н. Образовательная область «Социализация» Детство-пресс,2012
- Щёткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» Мозаика - Синтез, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устное народное творчество как одно из средств нравственного воспитания дошкольников
Описание педагогического опыта посвящено теме нравственного воспитания в течение всего периода дошкольного возраста....
План работы по самообразованию на тему: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"...
Рабочая программа кружка детей разновозрастной группы «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Рабочая программа кружкадетей разновозрастной группы«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...
Самообразование. «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
План самообразования....
Индивидуальный План работы по самообразованию на тему "Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В нас...
План самообразования на 2022-2023 учебный год Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...