Педагогический проект на тему: "Русский народный фольклор - одно из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников"
проект (старшая группа) на тему
Реализованный педагогический проект в старшей группе ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад «Светлячок»
Педагогический проект
на тему:
«Русский народный фольклор – одно из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Воспитатель: О.В.Кузьменко
Тамбов 2013
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Жизнь рождает много нового, и порой в неудержимом потоке этого нового теряется старое, доброе. Очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора.
Приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития.
Детскому саду в решении этой проблемы отводится большая роль. Поставив задачу знакомить детей с устным народным творчеством, некоторыми видами народно-прикладного искусства, я понимала, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.
Цель моего проекта:
Приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры через знакомство с малыми фольклорными жанрами
Поставили перед собой следующие задачи:
- Создать необходимую предметно–развивающую среду
- Пробудить у детей интерес к истории и культуре России
- Познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества, с народными традициями, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности
- Сформировать чувство национального достоинства, любви к Родине
- Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.
Работу по приобщению детей к русской народной культуре разделила на три этапа:
Подготовительный
(октябрь – ноябрь 2012)
- Создание творческой группы
- Доведение до участников проекта важности данной проблемы
- Составление перспективного плана работы
- Подбор методической литературы
- Подбор произведений русского народного фольклора
- Диагностика детей
Практический
(декабрь 2012 – апрель 2013)
- Создание предметно-развивающей среды в группе
- Проведение мероприятий по ознакомлению детей с русским фольклором, крестьянской культурой и бытом, некоторыми видами народно-прикладного искусства в соответствии с перспективным планом
- Работа с родителями по данному вопросу, привлечение их к участию в мероприятиях
Формы работы с детьми
- Организованная образовательная деятельность
- Экскурсии в музей, библиотеку, клуб
- Чтение художественной литературы
- Использование фольклора в режимных моментах
- Праздники и развлечения
- Просмотр видеофильмов, слушание музыки
- Игровая деятельность: подвижные игры, игры-хороводы, пальчиковые игры, игры с пением, театрализация
Фольклор в работе с детьми
- Потешки
- Загадки
- Сказки
- Колыбельные песни
- Пестушки
- Песенки
- Пословицы, поговорки
- Считалки
- Дразнилки
- Заклички
«Цикл занятий по ознакомлению детей с устным народным творчеством
- «Русские потешки»
- «Баю, баю, бай! Поскорее засыпай!»
- «В гости в терем расписной»
- «Живая связь времен»
- «В гости в сказочное царство»
Для изучения истоков жанров русского фольклора подобрала серию потешек, пестушек, прибауток и использовала их в работе с детьми. В этих незамысловатых стишках много нежности, такта, рациональности, они удовлетворяют рано возникающую у ребенка потребность в художественном слове, в ритмичных движениях. Далее я знакомила детей с колыбельными песнями. Малыши не только слушали песенки, но и сами пели куклам – и про кота-воркота, и про гулей, приучая ухо к интонационному строю родной речи. Очень интересно было знакомиться с малыми жанрами русского фольклора – пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности. Особое место занимали занятия по составлению и разгадыванию загадок о предметах старинного русского быта. Я старалась раскрыть смысл загадок. Составить загадку – это значит, обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И, наоборот, разгадать загадку – ее метафорические образы заменить образами реальными. Это развивает сообразительность, логическое мышление. Изучение календарного детского фольклора осуществляли совместно с музыкальным руководителем через участие детей в календарных праздниках. На музыкальных занятиях дети знакомились с русской песней, хороводом, частушкой, игрой на народных музыкальных инструментах. Русская песня, русское поэтическое слово, стали близкими детям, любимыми ими, пробудили интерес к национальному искусству, истории народа, его быту.
Цикл занятий по ознакомлению с предметами быта «русской избы»
- «В гости к хозяюшке»
- Посещение музея
- «О чем могут рассказать вещи, которые окружали наших бабушек»
- «Знакомство с русским самоваром»
. Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес детей к народной культуре. Воссоздав обстановку русской избы, я знакомила детей с русской печкой, прялкой, зыбкой, предметами русского старинного быта, с русскими мужским и женским национальным костюмами. Особую радость доставляет детям знакомство с русской печкой, особенно, когда «хозяйка» достает из нее испеченные пироги. Здесь же произошло знакомство с самоваром, которое закончилось чаепитием. В «избе» совсем по-другому звучат русские песни, сказки.
Цикл занятий по ознакомлению с русской народной сказкой
Действенным методом в воспитании моральных качеств личности является сказка. Русская педагогика еще много лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Она учит любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сложная картина действительности представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности. Работу со сказкой я вела в различных формах:
- Чтение русских народных сказок,
- беседы по их содержанию
- Занятие: «Знакомство со сказочным
- царством – небывалым государством»
- Занятие: «Колобок живет в комнате
- сказок»
- Прослушивание сказок в грамзаписи
- Просмотр видеофильмов
- Драматизация сказок
Знакомство с русскими народными промыслами
Большой интерес вызывают у детей и предметы декоративно-прикладного искусства:
- Золотая хохлома
- Русская матрешка
- Дымковская игрушка
- Гжель
- Жостовская роспись
- Городецкая роспись
Мы помогли детям получить представление о данных видах народного искусства, пережить отношение к ним. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
Знакомство с народными играми
Народные игры как жанр устного народного творчества – своеобразная школа ребенка. Они развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. В детских народных играх сохранились отголоски старины, реалии давно ушедшего быта. Игры с луком и стрелами, разнообразные игры в прятки – отголоски старинных приемов воспитания детей, когда существовали своеобразные школы подготовки их к боям, охоте. В своей работе мы познакомили детей со следующими народными играми:
- «Репка-репонька»
- «Гуси-гуси»
- «У медведя во бору»
- «Краски»
- «Горелки»
- «Заря-зарница»
- «Стадо»
- «Молчанка»
Разученные с детьми считалки, прибаутки, скороговорки сделали игру более интересной, обогатили ее содержание.
Работа с социумом
Для осознания ребенком понятий «прошлое», «настоящее», «время», ощущения себя в потоке времени как продолжателя дела предков, приобщения к таланту и мастерству предков, бережного отношения ко всему тому, что они создали и оставили нам мы с детьми посетили музей, находящийся в школе, библиотеку, неоднократно смотрели выступления артистов областной филармонии, кукольных театров, сельского клуба. Эта работа – неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.
Работа с родителями
Все методы воспитания в русской семье основаны на тонком мудром понимании основных психологических и педагогических сторон воспитания ребенка, выработанных многовековым опытом народа. Поэтому так важно помочь современной русской семье возродить и творчески развить лучшие традиции векового народного опыта воспитания детей. Для этого мы используем следующие формы работы с родителями:
- Анкетирование
- Консультация: «Роль семьи в приобщении детей к русской народной культуре»
- Консультация: «Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»
- Участие родителей в оформлении «русской избы», пошиве костюмов к фольклорным праздникам
- Участие родителей в фольклорных праздниках, развлечениях
Все это способствует просвещению родителей в области народной педагогики, особенностей воспитания высоконравственной, духовно богатой личности дошкольников в лучших традициях русского народа.
Заключительный
(май 2013 )
- Диагностика детей
- Обобщение результатов проекта
- Презентация проекта на совете педагогов
Диагностика
детей проводилась в соответствии с рабочей Программой ДОУ и ФГОС ДО по следующим аспектам
- Проявляет интерес к изучению русского народного фольклора
- Различает жанры народного фольклора
- Знает и различает предметы крестьянского быта
- Умеет различать изделия народных промыслов
- Владеет знаниями о народных праздниках и традициях
- Знает русские народные сказки и сказочных героев
- Знает и умеет играть в русские народные игры
- Осмысленно и активно участвует в фольклорных праздниках
Методы проведения диагностики
- Наблюдение за детьми
- Индивидуальные беседы
- Тематические занятия, беседы
- Игровые тестовые задания, дидактические игры
- Вопросы поискового характера
- Игровая деятельность
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин народных праздников
- Викторины по фольклорным жанрам
Результаты проекта
- У детей появился интерес к изучению русской народной культуры
- Сформировался необходимый минимум исторических знаний
- Пополнились знания о декоративно – прикладном искусстве России
- Расширились знания о традициях русского народа
- Сформировались чувства национального достоинства
- Повысилась заинтересованность родителей к возрождению культуры своего народа
Практическая значимость проекта
- Оформлен в группе мини-музей «Русская изба»
- Созданы игровые макеты некоторых р.н.сказок
- Оформлена в книжном уголке выставка книг р.н. сказок и фольклорных жанров
- Создана картотека малых фольклорных
- жанров, р.н. игр
- Пошиты русские народные костюмы
- к фольклорным праздникам
- Пополнена и обновлена
- предметно-развивающая среда
- Создана подборка сценариев
- развлечений и народных праздников
Распространение результатов проекта
- Презентация проекта на педсовете МАДОУ
- Районный семинар - открытое занятие «Живая связь времен»
- Муниципальный конкурс педагогических проектов - участие
- Районный семинар - презентация
- проекта
- Общероссийский конкурс
- МГИА КЛИиО «Русская изба»
- Размещение на сайте
Вывод
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми огромную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения к высотам классической отечественной литературы, театра, музыки, так как именно в дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций.
Методическое обеспечение проекта:
- Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л.Князева, М.Д.Маханева, 2001г.).
- Мартынова А.Н. «Потешки. Считалки. Небылицы». «Современник». Москва. 1989
- Орлова А.В. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду». Владимир 1995
- Клюева Т.Д. «Приобщение дошкольников к национальной культуре». Тамбов 1996
- Журналы «Ребенок в детском саду» 4- 2008, 2 – 2009, 1 – 2006.
- М.Ю.Картушина «Забавы для малышей» «ТЦ Сфера» Москва 2010
- Т.Н.Доронова «Играют взрослые и дети» «ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2006
- С.И.Мерзлякова «Фольклор – музыка – театр» « ГИЦ ВЛАДОС» 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация. Фольклор, как одно из средств духовно-нравственного воспитания
Фольклор, как одно из средств духовно-нравственного воспитания...
Культура как одно из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников
Культура, это неотемлемая часть нашей жизни, она является средством воспитания духовности у детей дошкольного возраста....
«Использование календаря народных праздников мордвы, как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников»
Выступление на семинаре - практикуме "Использование календаря народных праздников мордвы"...
Народная тряпичная кукла – эффективное средство духовно-нравственного воспитания и обучения дошкольников
Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы...
Семинар – практикум для родителей: «Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Цель: преодоления трудностей в развитии духовно-нравственной культуры расширение и уточнение представлений родителей о сказках посредствам практикума. Задачи: Привлечь родителей к уча...
Семинар – практикум для родителей: «Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Семинар – практикум для родителей:«Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....
Семинар – практикум для родителей: «Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Семинар – практикум для родителей:«Русская народная сказка- одно из средств духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....