КОНСУЛЬТАЦИЯ из опыта работ «Мои нравственные понятия и принципы работы с детьми. Деликатность, доброта, внимание к окружающим – одно из средств нравственного воспитания»
статья (подготовительная группа) на тему

Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему – сложный педагогический процесс. В основе него лежит правильное гармоническое развитие чувств и принципов. Чувства и принципы представляют собой самые глубокие, интимные образования, характеризующие его отношение к разным сторонам действительности, что выявляется в характере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

ДОУ №8 «ГНЕЗДЫШКО»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

из опыта работ

«Мои нравственные понятия и принципы работы с детьми. Деликатность, доброта, внимание к окружающим – одно из средств нравственного воспитания»

Арсланова Гулюса Талиповна

г.Азнакаево

                                                                                                             

«Чтобы быть достойным лучшей доли в                                                              будущем – человек добрыми делами и праведной жизнью должен искупить кармический долг прежних существований»

                                                                  (Корнеги)

        Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему – сложный педагогический процесс. В основе него лежит правильное гармоническое развитие чувств и принципов. Чувства и принципы представляют собой самые глубокие, интимные образования, характеризующие его отношение к разным сторонам действительности, что выявляется в характере.

        Дети очень рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и очень чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним. А следует начинать с предварительной работы над собой. Каждый год, переходя из группы в группу, я анализирую и сравниваю программные задачи для данных детей. Потом продумываю что можно изменить в группе, чтобы создать определенные условия в которых мы будем жить с нашими детьми.

         Я считаю, что следует все расставить так, чтобы детям было уютно, чтобы могли рассредоточиваться в группе по интересам, надо создать такие условия, чтобы ребенок мог проявить себя с лучшей стороны. Я стараюсь прежде всего научить их понимать правила поведения, применять их сознательно, а не потому что его хвалят и требуют воспитатели.

        С I младшей группы я стараюсь научить детей быть чистыми – это для малышей целая наука. Учить следует весело, непринужденно, а главное – быть терпеливым и постоянно быть примером для малышей.

          Помните что говорил Макаренко: «…. Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом.». Но как бы я не учила и не показывала, у  меня бы нечего не получилось без помощи родителей. Я всегда повторяла при встрече с ними: «Дети учатся тому, что видят у себя в дому».

           Воспитывая у мальчиков уважение к девочкам, часто прибегаем к авторитету родителей. Ведь девочка – это будущая мама. А зачем нужна мама? Действительно, зачем? Каждый человек должен знать, что есть существо любящее его и принимающее его таким, какой он есть. Вот это принятие таким, какой он есть – самое главное в матери. Мать говорящая: «Я не хочу с тобой говорить», - отталкивающая свое дитя, убивает в нем сына или дочь, в себе –мать! Самое главное в матери – понимание. Мать, не понимающая своего ребенка – это трагедия. Мать для ребенка – спасение, защитник, мама - утешение. В более старшем возрасте: мать – советник, наставник, друг. Должен быть человек, у которого на груди можно плакать и в пять и в пятьдесят лет…

           Отрицательное тоже нужно видеть, только это нужно делать мягче. Такими доводами, как «Ты меня обидел…», «Я сердита на тебя…»

           Дети младшего возраста очень любят жаловаться, я же стараюсь не отмахиваться. Спрашиваю: «Что нужно сделать», «Как можно успокоить?», «Пожалей, пожалуйста, видишь как ему плохо». Во время беседы спрашиваю у детей: «Кто такой добрый человек», «А у нас в группе кого можно назвать добрым?»….

         Игра помогает воспитывать чувство самостоятельности, внимание друг к другу, справедливость. Наблюдая за играми детей, стараюсь заметить их поступки, взаимоотношения, анализирую их отношения друг к другу, стараюсь отвести их от конфликтов, при этом не вмешиваюсь в их игру, а незаметно направляю ее в нужное русло.

        Немаловажную роль в воспитании у детей доброго отношения имеет взаимоотношение в семье. Дети должны слышать только грамотную речь. Постоянно напоминаем родителям, чтобы они всегда прислушивались к себе, к разговору между собой. Нельзя в присутствии детей говорить о ком-либо неуважительно, тем более обсуждать друг друга, воспитателей, бабушек и дедушек. На одном из собраний бабушка одного мальчика спрашивала, как поступать когда ребенок не подчиняется требованиям взрослого: «Учу его постель заправлять, а у него одни шалости на уме: все разбросает и убежит. Велю сложить игрушки, а он: «Не буду»……». Оказалось, что родители не уделяют должного внимания ребенку, воспитание переложили на бабушку, но вместе с тем с ее мнением не считаются, не поддерживают ее. Родители то все разрешают мальчику, то начинают ругать, читать нотации. Понятно, что в этой семье не соблюдались основные педагогические требования – не было единого подхода всех членов семьи.

          Самые лучшие упражнения в воспитании доброты, внимание и сочувствие друг к другу, это сочинения совместно с детьми сказок и рассказов. Дети очень доверчивы и впечатлительны, все чаще и чаще просят рассказать про мальчика, который всех обижал или про микроб, который проглотил  Марат…

       Часто в своей работе мы практикуем такие игры на логическое мышление, развитие правильной речи «Угадай, что делает?», «Угадай какой (какое, какая)?», «Что же это хорошо – Как же это плохо».

        На развитие у ребенка представления о морали оказывает влияние и детский сад, и семья. Причем, влияние бывает как положительное, так и отрицательное. Например: ребенок принес в детский сад красивую игрушку, никому не дает. На вопрос: «Почему?» слышим: «- Мама так сказала, сломают». А мы учим быть добрыми, делиться игрушками… Как же поступить малышу?  Такие рода противоречия вызывают хитрость, приспособленчество. Подсказывая ребенку, что нужно делиться друг с другом, играть вместе дружно – мы формируем у него ценную привычку, которая является залогом того, что из него не вырастет стяжатель. А кого ему будет в школе, когда дети откажутся принимать его в свой коллектив?

          Дети более эмоциональны, отзывчивы, что позволяет успешно решить задачу воспитания у детей добрых чувств. Очень важно, чтобы мы, взрослые, поддерживали это состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания. Например: Обращаем внимание на Тимура, который стоит в стороне и плачет, подхожу обращаясь ни к кому говорю: «Бедный Тимур, мне тебя очень жалко, тебе больно, дай я подую..», так приговаривая настраиваю детей на чувство сопереживания.  Дети очень внимательны к словам взрослых, особенно, если они сказаны убедительно, не допускающих никаких сомнений.

         Родителям нужно усвоить, что ребенок не рождается злым, жестоким или добрым. Нравственные качества ему нужно приобрести. Они формируются у детей с самого раннего возраста, а мы взрослые должны направлять все лучшие, добрые, качества в нужное русло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ СОБЛЮДЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ, ОСВОЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ И ПРИНЦИПОВ

В развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе это...

Этическая беседа, как одно из средств нравственного воспитания дощкольников.

Социально-личностное развитие детей дошкольноговозраста.Этическая беседа, как одно из средств нравственного воспитания дощкольников.Эффективным методом уточения и систематизации нравственных пре...

Устное народное творчество как одно из средств нравственного воспитания дошкольников

Описание педагогического опыта посвящено теме нравственного воспитания в течение всего периода дошкольного возраста....

«Сказка и народный фольклор - одно из средств нравственного воспитания».

Проект в младшей группе "Сказки и народный фольклор - одно из средств нравственного воспитания"....

Конспект НОД по окружающему миру "Знакомство с этическими нормами, нравственными понятиями и принципами "

Цель:Знакомство с этическими нормами, нравственными понятиями и принципами.Задачи:Создать положительное, доброжелательное  эмоциональное состояние и атмосферу взаимопонимания друг друга.Формирова...

Воспитание любви к природе родного края как одно из средств нравственного воспитания дошкольников

Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто славбее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствовует формированию у ребенка уверенности в себе....

Обмен опытом работы по реализации проекта на тему: «Театрализованная деятельность – одно из средств экологического воспитания дошкольников»

Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину ...