Программа "Юные строители"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Маслакова Ирина Анатольевна

Настоящая программа описывает курс подготовки по конструктивной деятельности детей 5 - 7 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по данному разделу для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunye_stroiteli.docx39.92 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Целевой раздел
  1. Паспорт программы

Наименование программы

Программа дополнительного образования

кружок «Юные строители»

Разработчик программы

Воспитатель Маслакова И.А.

Цель программы

Интеллектуальное развитие детей в процессе овладения приемами конструирования

Нормативно-правовые основы

1. Конституция РФ, ст.43, 72.

2. Закон РФ от 29.12.2012

3. «ФГОС дошкольного образования» (утвержденная Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»)

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

5. Приказ Министерства образования и науки России от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»

6. Закон ХМАО-Югры от 1.07.2013г. №68-оз «Об образовании в ХМАО-Югре»

      7. Устав учреждения.

Срок реализации

1 год

Основные направления программы

1. Сооружение по показу всех приёмов конструирования и пояснением всех действий.

2Сооружение по представлению (на тему, заданную воспитателем), но с предложенными условиями: мост с двойным движением, учёт прохождения под мостом водного транспорта и т.п.

3Сооружение по чертежам, схемам, фотографиям.

4. Сооружение по замыслу.

Планируемый результат

Овладение детьми различными приемами конструирования, формирование устойчивого интереса к конструктивной деятельности

1.2. Пояснительная записка

       Для строительных игр дети используют разнообразный материал: песок, глину, камни, ветки деревьев, чурки и даже мебель (стулья, столы, тумбы). Однако игры со строительным материалом являются одним из любимых игр детей всех возрастов дошкольного детства.

Детали строительных материалов – правильные геометрические тела с математически точными размерами сторон. Это даёт ребёнку возможность с наименьшей затратой энергии получить конструкцию предмета, без особого труда передавать пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Ни один вид детской изобразительной деятельности не даёт такой чёткости образа, как стройка. Изображение предмета достигается с меньшими трудностями, чем в других видах изобразительной деятельности.

Детское строительство является органической частью сюжетно-ролевых игр. Стройка может предшествовать игре, как часто бывает в младшем дошкольном возрасте. Иногда процесс стройки является собственно игрой: дети выполняют роль строителей и т.п.

Часто строительство в старшем дошкольном возрасте затягивается на несколько дней. При умелом руководстве со стороны взрослых такое строительство будет иметь много положительных моментов для развития навыков совместного творчества детей.

Знакомство детей с некоторыми сооружениями, постройками нашей эпохи (дома, детское сады, вокзалы, мосты…), с некоторыми архитектурными памятниками отечественной культуры, в том числе своего города, говорит о широкой возможности привития детям патриотических чувств, художественно-эстетического вкуса.

У детей рано появляются стремления сделать свои постройки внешне привлекательными, красивыми. Но без соответствующего внимания воспитателя они своеобразно решают эту задачу: украшают их, не считаясь с назначением сооружения. З.Лиштван: «Создаѐтся впечатление, что дети просто испытывают удовлетворение от возможности обладать деталями привлекательной формы. Не найдя им применения, они ставят их там, где есть место. Иногда дети увлекаются расстановкой деталей настолько, что забывают о том, что строили, и стремление к украшению превращается в самоцель». Особенности архитектурного оформления ими не улавливаются. Дети мало заботятся о симметричном расположении постройки. Такие детали, как колонны, портик, арки, лестницы используются мало. Важно донести до сознания ребѐнка, что красота постройки состоит  с одной стороны, в максимальном удовлетворении практической потребности, а с другой стороны – в эстетичности украшения.

В детском саду ребята играют со строительным материалом часто группами. В этом случае их деятельность направлена на достижение общей цели. Развиваются навыки совместного творчества. При этом воспитатель должен видеть, как выстраиваются взаимоотношения детей во время строительства. В противном случае в группе при организации строительных игр будут лидировать только определѐнные дети, что может повлиять на нежелание малоактивных детей заниматься этой деятельностью. Важно развить у ребят старшего дошкольного возраста умения договариваться о теме постройки, рассуждать о замысле, договариваться о выборе материала, о том, кто какую работу будет выполнять. Для воспитания эстетических чувств важен не только результат стройки, но и организация самой работы. Воспитатель учит ребят создавать и поддерживать определёный порядок в процессе работы, учит видеть красоту самого процесса стройки.

Руководство воспитателем конструктивными играми должно быть систематическим. Заключается оно в развитии представлений детей о различных архитектурных сооружениях, обсуждении и показе приёмов стройки, качестве и свойствах строительных материалов, способах соединения, крепления, украшения, руководстве взаимоотношениями в играх.

Рабочая программа по конструированию для детей 5 – 7 лет «Юные строители» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Конституция РФ, ст.43, 72.

2. Закон РФ от 29.12.2012

3. «ФГОС дошкольного образования» (утвержденная Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»)

4. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

5. Приказом Министерства образования и науки России от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»

6. Законом ХМАО-Югры от 1.07.2013г. №68-оз «Об образовании в ХМАО-Югре»

7. Уставом учреждения.

Настоящая программа описывает курс подготовки по конструктивной деятельности детей 5 - 7 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по данному разделу для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

1.3. Цель программы – Интеллектуальное развитие детей в процессе овладения приемами конструирования.

Задачи:

Образовательные

- создать условия для развития конструктивной деятельности детей, а также поэтапного освоения детьми различных видов конструирования;

- обучать детей приемам конструирования по схемам, моделям;

- формировать умения сопоставлять план действий и применять его для решения практических задач

Развивающие

- развивать технические способности детей;

- развивать способности к конструированию и моделированию;

- развивать пространственную и плоскостную ориентацию.

Воспитательные

- воспитывать трудолюбие, активность, самостоятельность

- содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль).

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Основная форма работы с детьми – специально организованная деятельность длительностью до 30 минут. Проводится один раз в неделю с оптимальным количеством детей – 10-14 человек.  

1.4. Возрастные особенности.

Конструирование можно рассматривать как универсальный способ активного взаимодействия человека с окружающим миром в целях его познания и преобразования, это познавательная деятельность человека (в т.ч. ребенка дошкольного возраста).

Ребенок старшего дошкольного возраста понимает, что конструирование – это универсальная деятельность человека, продукты которой функциональны и эстетичны, которая имеет определенную структуру (цель, мотив, содержание, условия, результат). Конструирование становится целенаправленной деятельностью ребенка, связанной с определением замысла и получением оригинального продукта – игровой постройки, самодельной игрушки, конструкции для интерьера.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки  в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте ребенок

- целенаправленно, мотивированно, увлеченно, самостоятельно, творчески создает оригинальные конструкции с учетом их свойств (форма, цвет, фактура, пластичность), масштаба и места в пространстве;

- конструирует по своему замыслу, предложенной теме, заданному условию (или ряду условий), словесной задаче, схеме, алгоритму, фотографии, рисунку, частичному образцу (в т.ч. с изменением ракурса);

- осмысленно видоизменяет (трансформирует) постройки по ситуации, изменяя их высоту, площадь, конфигурацию, устойчивость, способ размещения в пространстве, декор и другие характеристики;

- умеет действовать индивидуально,  в парах и в «команде», активно включается в сотрудничество с другими детьми и взрослыми, охотно участвует в коллективной деятельности, связанной с совместным конструированием и обыгрыванием построек;

- самостоятельно планирует и организует деятельность (индивидуальную и коллективную), обдумывает и разрабатывает замысел, выбирает материалы, определяет оптимальные способы конструирования, критично оценивает достигнутый результат на соответствие поставленной цели;

 - адекватно относится к затруднениям и ошибкам – выявляет причины, апробирут новые способы для достижения качественного результата;

- умеет презентовать созданную конструкцию другим людям – детям и взрослым (показать, рассказать о ней, создать словесный «портрет», объяснить замысел, прокомментировать способ конструирования).

1.5. Планируемые результаты освоения программы.  

Обучение конструированию в учебной деятельности обеспечивает познавательное, социальное, личностное, коммуникативное развитие дошкольников, что позволяет им в будущем успешно учиться в школе.

Основным результатом развития ребенка в конструктивной деятельности выступает социокультурный опыт освоения окружающего мира и творения растущим человеком самого себя как уникальной личности, способной к преобразованию окружающего мира  и своего сознания, опыта, кругозора в процессе самоактуализации, самопознания, саморазвития, самовоспитания. В результате освоения программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире.

Результатами деятельности по данной программе являются:

- овладение основами конструктивной деятельности;

- развитие технических способностей;

- формирование сосредоточенности, наблюдательности, внимания

- развитие системы анализа и переработки знаний, которая сохранит свою эффективность и в последующих возрастах;

- развитие речи, мышления, воображения;

- развитие мелкой моторики;

- формирование взаимодействия анализаторов в процессе познания окружающего мира;

- развитие и обогащение зрительно-сенсорного опыта в процессе выполнения детьми        предметно-практических действий.

  1. Организационный раздел

Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.

2.1. Формы организации деятельности.

Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность – 10 минут).

Цель первой части – развитие элементов логического мышления.

Основными задачами являются:

  • Совершенствование навыков классификации.
  • Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
  • Активизация памяти и внимания.
  • Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
  • Развитие комбинаторных способностей.
  • Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

Вторая часть – собственно конструирование.

Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.

Основные задачи:

  • Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
  • Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
  • Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора.
  • Развитие речи и коммуникативных способностей.

Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.

2.2. Методы и приемы занятий

Для обучения детей конструированию используются разнообразные методы и приемы

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный

Обследование  деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

2.3. Механизмы реализации программы.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы «Юные строители» - 1 год  в объеме 16 часов. Целевая аудитория – дети старшего дошкольного возраста. Основная форма работы  – занятия во второй половине дня в рамках совместной деятельности взрослого с детьми длительностью до 30 минут. Проводится один раз в неделю с оптимальным количеством детей – 10-14 человек.  

Средства, необходимые для реализации программы

Технические средства обучения:

 - музыкальный центр,

 - многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир),

 - устройство для ламинирования,

 - фотоаппарат,

 - видеокамера.

Учебно-наглядные пособия:

-  схемы построек,

 - модели,

 - технологические таблицы,

 - альбомы с фотографиями объектов архитектуры,

 - альбомы с фотографиями построек,

 - картотека строительных игр.

Оборудование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов.

Диагностика уровня знаний и умений по конструированию

у детей старшего дошкольного возраста

Уровень развития ребенка

Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме        

Умение правильно

конструировать поделку по замыслу        

Высокий

Ребенок действует самостоятельно, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого.

Ребенок самостоятельно создает  развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования.

Средний

Ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании  по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их.

Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.

Низкий

Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого.

Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может.

Ожидаемый результат реализации программы:

  • Появляется интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций. Развивается воображение, фантазия и творческая инициатива.
  • Формируются конструкторские умения и навыки, вырабатывается умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
  • Формируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Профессия - строитель"

Занятие по теме "Профессия - строитель" направлено на обогащение и уточнение представления детей о профессии строителя. Конспект содержит перечень оборудования и ход занятия....

Конспект по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Профессия - строитель"

Цель: развивать интерес к профессиям; воспитывать уважение к людям труда....

«Будем как родители мы с тобой строители»

Технологические карты по методу проекта....

Технологическая карта проекта "Будем как родители мы с тобой строителями"

Технологическая карта проекта "Будем как родители мы с тобой строителями"...

Занятие познавательно - речевое с элементами конструирования "Юные строители" страший возраст

Представлен материал для проведения познавательно - речевого занятия по теме " Профессии на стройке" с элементами конструирования: конспект, презентация части занятия, схемы построек....