практикум с педагогами ДОУ
методическая разработка на тему

"Нетрадиционная техника рисования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnaya_tehnika_risovaniya.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 села Успенского муниципального образования Успенский район

                      Практикум с педагогами ДОУ

 на тему:

« Нетрадиционная техника рисования»

  Выполнила: старший воспитатель

Кускова Л.В.

   "Это правда! Ну чего же тут скрывать?
                                                               Дети любят, очень любят рисовать!
                                                               На бумаге, на асфальте, на стене- 
                                                               И в трамвае на окне!»

                                                                                                 Э.Успенский

Цель: расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования, как средстве формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным способам рисования;

- научить сочетать на практике несколько нетрадиционных способов в рисовании;

- повысить уровень мастерства педагогов.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, подносы для материалов, материал для практической деятельности – бумага, гуашь разного цвета, баночки, тарелочки, одноразовые ложки, трубочка для коктейля, трубочка от шариковой ручки, шариковые ручки, фломастеры, кисть №2 и №5, свеча, листы альбомные, картон, зубочистки, подставка для кистей, стаканы с водой, выставка работ, экран для презентации.

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; создание компьютерной презентации.

        Содержание.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема сегодняшнего практикума: «Нетрадиционные способы рисования»

Многие хотят в жизни творческой, делать  что-то новое, небывалое, не только для детей, но и для себя. Не только для себя, но и для окружающих. Но что значит: быть творцом в детском саду? Придумывать новые методики обучения? Наверное. Давать детям советы и знания? Тоже может быть. Радоваться их самостоятельным находкам? Обязательно.  Все это относится к профессиональной деятельности воспитателя детского сада. Детей мы учим воспринимать многогранный окружающий мир посредством изображения цвета нетрадиционными способами рисования. Эти способы демонстрируют

необычные сочетания материалов и инструментов. Техника их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и детям.

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятельность нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживались других взглядов, и утверждали, что детское творчество совершенно. Н.П. Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой и т.д, ).

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.Нетрадиционные способы изображения просты по технологии, увлекательны и напоминают игру.Использование необычных материалов и инструментов помогает детям открыть многообразие изобразительных приемов, с помощью которых они могут придумывать свои композиции и создавать необычные рисунки.Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.). Координациимелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений.

Одним словом рисование с использованием нетрадиционной техники – это рисование направленное на умение отходить от стандарта.Главное условие: самостоятельно мыслить и получение неограниченных возможностей, выразить в рисунке свои чувства и мысли, погрузиться в удивительный мир творчества.

Я предлагаю познакомиться Вам с некоторыми способами нетрадиционного рисования, которые  предлагаются детям  дошкольного возраста (способы нетрадиционного рисования по группам).

 Для выполнения практической работы предлагаю создать творческую группу из трех человек на три стола. Пожалуйста, желающие!  (ВЫХОДЯТ)

( педагоги рассаживаются за столы, на каждом столе по три участника)

- Спасибо, что Вы приняли мое приглашение. Я хочу вас познакомить с тремя видами техники нетрадиционного рисования.

- Работу предлагаю начать с рефлексии. Уважаемые коллеги на столе перед Вами лежат карточки, поделенный на три столбика. Прошу вас ответить на вопросы первых двух столбиков (ПИШУТ)

К АУДИТОРИИ:

- Уважаемые коллеги,  пока творческая группа «…» пишет, прошу Вас ответить на вопрос:

- Используете ли Вы в своей практике нетрадиционные способы рисования с детьми? С какой целью? Нравится ли Вам эта работа? Спасибо за ваши ответы.

- Сегодня мы познакомимся с некоторыми способами нетрадиционного рисования и попробуем сочетать их в одной работе. (КО ВСЕМ)

Первый способ рисования –кляксография ( выдувание с трубочкой)(образцы рисунков).

 Для  того нам необходимы следующие материалы: гуашь, трубочка от шариковой ручки или сока, пластмассовая ложка, альбомный лист

.Способ получения изображения: ставим каплю краски на бумагу и раздуваем её. Можно использовать два способа выдувания: сверху и снизу. (ПОКАЗ ВЫПОЛНЕНИЯ – комментарии о результатах:

- Если выдувание сверху, то капля  разбрызгивается в стороны, получается клякса. Если же выдувание идёт снизу, как будто толкаете каплю вперёд, то получаются разводы). Полученное изображение дорисовывается кистью.

- Вид выдувания будет зависеть от того, что Вы хотите изобразить.

Практическая работа педагогов.

При  рисовании  этим способом необходимо использовать трубочку с тонким концом, что усилит воздушную струю. Иначе  могут возникнуть трудности при выдувании.

о   Возраст: от 5 лет

о   Средства выразительности: пятно.

о   Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)

о   Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

2.  Следующий способ нетрадиционного рисования-монотипия предметная

Для этого нам понадобиться: альбомный лист, кисть, гуашь или акварельные краски, баночка с водой, салфетка.

 Сначала  нужно сложить лист бумаги пополам. Затем, раскрыв его, нарисовать гуашевыми или акварельными красками какое-либо изображение на половине листа. Пока краски не высохли , надо вновь сложить лист пополам,  плотно прижать обе части и разгладить их руками. Затем нужно внимательно рассмотреть изображение и при необходимости дополнить его деталями.

 ( педагог сопровождает рассказ показом приемов рисования)

о   Возраст: от 5 лет

о   Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет.

о   Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь.

о   Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

3. Другим из интереснейших, доступных ребёнку способов исполнения рисунка является цветной граттаж (образцы рисунков).   Вначале взрослые должны помочь ребёнку изготовить основу (последовательность выполнения основы на заранее приготовленных заготовках.)Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки»!Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья.
Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных 
восковых мелков. Можно взять цветастый картон с готовым

пёстрым рисунком, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной). Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Можно, конечно, и гуашь использовать, но она пачкается после высыхания. Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Когда она высохнет, острым предметом — скребком, ножом, вязальной спицей, пластиковой вилкой, зубочисткой — процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.

о   Возраст: от 6 лет

о   Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Учитывая значимость данного вида работы, рекомендуется организовать в группе художественную мастерскую, где есть все необходимое для самостоятельного творчества.

  • Бумага разного цвета, фактуры и формата, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь, акварель); инструменты для рисования (кисти тонкие и толстые), кусочки картона, различные по толщине нитки и веревочки, печатки и шаблоны, кусочки поролона, зубные щетки, трубочки, разноцветный скотч, вата и ватные палочки, салфетки разной фактуры.
  • В уголке для рисования есть папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, иллюстрации к сказкам, рассказам.
  • Оформляется отдельная палка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения.

На занятиях по рисованию рекомендуется использовать и музыкальные произведения, поэтому в уголке должен быть магнитофон, магнитофонные записи с музыкой.

Новый изобразительный материал надо вводить постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях.

Хотелось бы поделиться с коллегами опытом работы по данной теме и познакомить с некоторыми нетрадиционными техниками рисования.

Рисование пальчиками

о   Возраст: от 2 лет

о   Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет,

о   Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы,

о   Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наноситточки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается

Рисование ладошкой

о   Возраст: от 2 лет

о   Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

о   Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета,

листы большого формата, салфетки.

 о   Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или

окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге.

Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы

руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск пробкой

о   Возраст: от 3 лет

о   Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

о   Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена

штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная

бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельнойподушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для получения другого цветаменяются и мисочка и пробка.

Оттиск печатками из картофеля(то же поролоном и пенопластом, возраст от 4 лет)

о   Возраст: от 3 лет

о   Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

о   Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена

штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотнаябумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

о   Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельнойподушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета

меняются и мисочка и печатка.

Оттиск смятой бумагой

о   Возраст: от 4 лет

о   Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

о   Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена

штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью    

бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

о   Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной

подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет,

меняются и блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

о   Возраст: от 4 лет

о   Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, линия.

о   Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

о   Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой

бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок

мелками остаётся незакрашенным.

Свеча + акварель

о   Возраст: от 4 лет

о   Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

о   Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

о   Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затемзакрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечойостаётся белым.

Печать по трафарету

о   Возраст: от 5 лет

о   Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

о   Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена

штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают квадраты угла ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной плёнки.

о   Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит

Монотипия предметная

о   Возраст: от 5 лет

о   Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет.

о   Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

о   Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Чёрно-белый граттаж (грунтованный лист)

о   Возраст: от 5 лет

о   Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

о   Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

о   Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография обычная

о   Возраст: от 5 лет

о   Средства выразительности: пятно.

о   Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая

о   Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и

выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке.

Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой

о   Возраст: от 5 лет

о   Средства выразительности: пятно.

о   Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)

о   Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с ниточкой

о   Возраст: от 5 лет

о   Средства выразительности: пятно.

о   Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, ниточка средней толщины.

о   Способ получения изображения: ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг

о   Возраст: от 5 лет

о   Средства выразительности: точка, фактура.

о   Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика(5x5 см)

о   Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет

кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Акварельные мелки

о   Возраст: от 5 лет

о   Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

о   Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

о   Способ получения изображения: ребёнок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приёмы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается

Тычкование

о   Возраст: от 5 лет

о   Средства выразительности: фактура, объём.

о   Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером 2x2 см,журнальная и газетная бумага, карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

о   Способ получения изображения: ребёнок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребёнок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свёрнутый

квадратик остаётся на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свёрнутыми квадратиками не заполнится желаемый объект пространства листа.

Цветной граттаж

о   Возраст: от 6 лет

о   Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

о   Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

о   Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашиваются гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная

о   Возраст: от 6 лет

о   Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

о   Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

о   Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. Обучение детей нетрадиционным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия. –

 Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов! Я думаю что сегодняшний практикум внесет отпечаток в вашу трудовую деятельность!

Итог обыденной работы -

Восторг волшебного полёта!

Всё это дивное явленье -

Занятие, рождённое вдохновеньем ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация работы ПМПк ДОУ. Функциональные обязанности социального педагога в ПМПк ДОУ»

Во всемирно признанной цепочке - семья, общество, государство, все начинается с семьи. Невозможно представить себе дальнейшее поступательное развитие республики без укрепления семьи, ее традиционных ц...

Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов"

Семинар-практикум  на тему: "Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости  педагогов" был разработан с целью  расширения у педагогов круга методов и приемов в...

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...

Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...