Современные подходы и принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.
статья на тему
Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpps.docx | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы и принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Развивающая предметно-пространственная среда в группах детского сада – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде (п. 3.3.) «… среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, возможности для уединения…. Насыщенность среды должна соответствовать возрасту детей и содержанию Программы. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала ДО»
Письмо Минобрнауки России от 28.02.14 № 08-240 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования
«Развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой программы Организации (группы) образовательное оборудование, мебель и др., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы).
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства всех помещений детского сада, а также территории, прилегающей или находящейся на небольшом удалении, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной:
- трансформируемой
- полифункциональной
- вариативной
- содержательно-насыщеной
- доступной
- безопасной.
• трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
Соблюдению этого принципа в современном дошкольном образовании отводится главная роль.Важно, чтобы сами дети, проявляя свою субъектность, выступали инициаторами организации РППС, для этого материалы должны быть легкими и удобными для того, чтобы создать свой мир игры в нужном месте и с нужными материалами.
• полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
Хочется выделить такой принцип, как многофункциональность, именно многофункциональные материалы позволяют развивать воображение ребенка, которое так необходимо на этапе начального обучения.
• содержательно - насыщенной – включать средства обучения и воспитания, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование. Насыщенность среды способно обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
Обеспечивая реализацию этого требования, необходимо соблюдать баланс, избегая перенасыщенности и, не забывая о замене материала. Здесь важно, чтобы элементы среды обладали развивающим потенциалом.
• доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
• безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, такими как санитарно - эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
При организации развивающей предметно-пространственной среды необходимо учитывать следующие принципы:
• Принцип дистанции, позиции при взаимодействии – ориентирует организацию пространства для общения с ребёнком «глаза в глаза», способствует установлению оптимального контакта с детьми.
• Принцип активности, самостоятельности, творчества – позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.
• Принцип стабильности-динамичности - позволяет трансформировать пространство, предусматривает создание условий для изменений и созидания окружающей среды с большим разнообразием предметного наполнения.
• Принцип комплексирования и гибкого зонирования - даёт возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
• Принцип учета половых и возрастных различий детей - позволяет осуществлять гендерный подход, даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности, удовлетворять потребности всех возрастных категорий.
• Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов – визуальное оформление предметной среды.
• Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.
• Принцип открытости – закрытости – предполагает персонализацию среды каждой группы, готовность к изменению, корректировке, развитию, позволяет ребёнку открыть себя, осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
• Принцип безопасности и гигиеничности среды – обеспечивает безопасность для жизни и здоровья детей, соответствие ростовым и возрастным особенностям детей.
Организованная таким образом развивающая предметно-пространственная среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, оказывает влияние на развитие таких интегративных качеств, как инициативность, самостоятельность, любознательность, общительность, творчество. Развивающая образовательная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательных отношений: педагогов, детей и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольных организаций.
Материал поможет правильно организовать развивающую предметно-пространственную среду в группах детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольных организа...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной...
Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)
Полноценное функционирование РППС позволит создать целостную системообразующую развивающую среду в ДОО с учётом принципов взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса - ...
Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды.
Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды....
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...
Консультация для родителей: "Реализация гендерного подхода в условиях организации развивающей предметно-пространственной среды."
Мальчишек и девчонок обязательно нужно воспитывать по-разному,Мальчикам нужно больше доверия, девочкам же – больше заботы.Для успеха мальчику нужны одобрение и мотивация. Девочке нужна помощь и ...