План работы по самообразованию по теме: «Эмоциональное развитие дошкольников посредством театральной деятельности»
материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 30 города Ейска
муниципального образования Ейский район
План работы
по самообразованию по теме:
«Эмоциональное развитие дошкольников посредством театральной деятельности»
на 2015-2018 гг.
Воспитатель: Квандаль Т.А.
2015год
Тема :
«Эмоциональное развитие дошкольников посредством театральной деятельности»
Условие возникновения опыта:
Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Поэтому система работы с дошкольниками в основном строится на играх, игровых упражнениях, которые повышают умственную активность, совершенствуют речь, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Однако, работая с детьми, я пришла к выводу, что необходимо строить занятия таким образом, чтобы дети жили в них естественной, радостной жизнью. Для этого я обратилась к театральной деятельности, одному из самых эффективных методов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип развития: развивай играя.
Цель :
Рассмотреть театральную деятельность с позиции универсального средства в развитии творческих способностей дошкольников
Задачи:
- систематизировать имеющиеся в педагогической науке знания о театральной деятельности в дошкольном детстве;
- разработать тематическое планирование театрально-игровой деятельности у младших дошкольников;
- формировать первоначальные представления о средствах актерской выразительности и базовые знания о театральном искусстве;
- последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный театр);
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам;
- гармонично развивать природные способности детей средствами театральной деятельности;
- активизировать мыслительные процессы и познавательный интерес;
- совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях;
- пробуждать интерес к театральному искусству;
- обобщить опыт работы «Эмоциональное развитие дошкольников посредством театральной деятельности»
Актуальность :
В настоящее время методическая литература, посвященная театрально-игровой деятельности, обогатилась рядом работ, охватывающих самые разнообразные стороны театрализованной игры. Достаточно сослаться на исследования Л. В. Артемовой, А.Н. Брызгаловой. Глубокий анализ театрально-игровой деятельности осуществлен как с точки зрения «преодоление коммуникативной дезадаптации у дошкольников», так и с позиции «развитие мотивации к развитию творчества». Значительные исследования посвящены театрализованной игре «в развитие интеллекта дошкольника», в «своем творчестве ребенок открывает новое для себя». Несмотря на столь многочисленную литературу, посвященную театральной деятельности остается открытым и очень актуальным вопрос использование театра в развитии творческих способностей дошкольников.
Перспективный план работы по самообразованию
на 2015-2016 учебный год
сроки | Содержание работы | Практический выход |
В течение года | - чтение методической, педагогической и предметной литературы; - обзор в интернете информации по образовательным областям; -обмен опытом с коллегами; - изучение и внедрение новых технологий; - общение с коллегами в детских садах, районе, городе и в Интернете и изучение их опыта работы; обмен собственным опытом с воспитателями; - работа с родителями; - информация для родителей о театральной деятельности в детском саду; -совместная работа со специалистами (музыкальным руководителем; по ИЗО; психологом) | Совместные показы ООД; праздников; выставки рисунков и т.д. |
Сентябрь | Подбор и приобретение необходимого материала и оборудования для реализации проекта Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картинок. Беседы, просмотр картинок и видео - роликов. Знакомство с театральными профессиями. Знакомство с устройством театра изнутри. Инсценировка сказки «Теремок» на новый лад. | Консультация для родителей по теме «Театр - наш друг и помощник» (анкетирование, памятки). Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса. Показ сказки «Теремок» детям младших и средних групп. |
Октябрь | Работа над темами: -варежковый театр; -мимика; -сила голоса; -пальчиковый театр. Подготовка к осеннему утреннику совместно с родителями инсценировка музыкальной сказки «Репка». | Освоение навыков владения варежковым и пальчиковым театрами. Развитие мимики; раскрепощение через игровую деятельность; Развитие силы голоса; работа над активизацией мышц губ. Показ музыкальной сказки «Репка». |
Ноябрь | Работа над темами: -плоскостной пальчиковый шагающий театр; -пантомима; -сила голоса и речевое дыхание; -конусный настольный театр; -мимика и жесты Подготовка к празднику «Осенины» (совместно с родителями и музыкальным руководителем). | Освоение навыков владения шагающим пальчиковым театром (инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка»). Освоение навыков владения конусным настольным театром (инсценировка сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах»). Развитие умения концентрироваться на предмете и копировать его через движения ; развитие сценической раскрепощённости ; силы голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ; развитие воображения. Обучение с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние. Проведение праздника «Осенины» |
Декабрь | Работа над темами: -теневой театр -куклы би-ба-бо; -слух и чувство ритма. Изготовление театра из ложек. Подготовка к новогоднему празднику. | Освоение навыков владения теневым театром (инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Гуси- Лебеди»). Освоение навыков владения театром би-ба-бо (инсценировка сказки «Волк и лиса»). Развитие мелкой моторики рук в сочетании с речью. Развитие слуха и чувства ритма у детей. |
Январь | Работа над темами: -театральные игры; - куклы - говорунчики -сценическая пластика Игра - викторина с куклами «Знаете ли вы ПДД?»; сочиняем сказку сами; | Развитие игрового поведения, готовность к творчеству; развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, уверенности в себе. Повторение с детьми основных ПДД Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. Развитие умения передавать через движения тела характер животных. |
Февраль | Работа над темами: -расслабление мышц; -театр кукол-оригами; -чувства и эмоции. Подготовка и проведение праздника «Новый год у ворот». | Развитие умений владеть собственным телом; управлять собственными мышцами. Дать детям возможность ощутить себя «творцами» кукол. Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» Знакомство с миром чувств и эмоций; развитие умений передавать чувства и эмоции. |
Март | Сочиняем сказку сами; артикуляционная гимнастика; игра «Птицелов»; пальчиковые игры; Работа над темами: -театром масок; -театр на фланели; -инсценировка шуток-малюток; -культура и техника речи. | Освоение навыков владения театром масок (инсценировки сказок «Мужик и Медведь», «Волк и Семеро козлят». Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением. Формирование правильного четкого произношения (дыхание, артикуляция, дикция); развитие воображения; расширение словарного запаса. Консультация для родителей на тему «Роль эмоций в жизни ребенка» (анкетирование, памятки). |
Апрель | Артикуляционная гимнастика; разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. |
Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей через театральную деятельность |
Май | Театрализованное представление. Оформление проекта по театрализованной деятельности. Анализ работы по самообразованию за текущий год | Показ спектакля родителям на родительском собрании. Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности; раскрытие творческих способностей детей. |
Литература:
- Акулова О. Театрализованные игры.// Дошкольное воспитание.-№4 -2005г.-с.24.
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.:ТЦ Сфера, 2006.- с. 128.
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М:. Просвещение, 1991 г. – с. 127.
- Бодраченко И., Наперстак Л.О. Ребенок, музыка, театр.//Обруч.-№3-2006 с. 18-22.
- Брызгалова А.Н. Театрально-игровая деятельность дошкольников. – Мн.: Юнипресс, 2006 – с. 176.
- Буренина А.И. Развитие детского творчества в театрализованных играх.//Музыкальная палитра. - №1 – 2000. – с.6-9.
- Губанова Н.Ф. Театральная деятельность дошкольников. Методические рекомендации. Москва. 2007 с. -14-17.
- Доронова Т. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности.// Ребенок в детском саду. - №3.-2001 – с.66.
- Нищева Н.В. Развивающие сказки. – Спб.:»ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2002.- с. 48.
- Петрова Е. Театрализованные игры.// Дошкольное воспитание.-№4.- 2001- с.32
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду.-М.: Школьная пресса, 2004.-с. 128.
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Программа «Театр-Творчество-Дети» Москва 2004 с.- 51.
- Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей».
- Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г
- И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
- И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
- Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.
- О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
- А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений»
- Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
- И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.
- Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
- А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
- Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
- Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
- Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.
- Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие дошкольника посредством театральной деятельности
Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическо...
План самообразования воспитателя в старшей группе на тему "воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"
Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»Актуальность темы: Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном го...
План самообразования воспитателя Старшей группы №2 «Цветик-семицветик» на 2017-2018 год на тему: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
Плансамообразования воспитателяСтаршей группы №2«Цветик-семицветик»на 2017-2018 годна тему:«Воспитание дошкольниковпосредством трудовой деятельности»...
План самообразования воспитателя старшей группы на тему: "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности".
План самообразования воспитателя старшей группы на тему: "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности". Ливерко М...
План самообразования воспитателя средней группы Лобановой М.А. на тему: "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности".
Актуальность темыТрудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направл...
Развитие речевой деятельности дошкольников посредством театральной деятельности.
В статье развитие речевой деятельности дошкольников рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений – это театрализованная деятельность....
Самообразование по теме: Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности (старший возраст) 2024 – 2025 учебный год
Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально ...