План работы по самообразованию по теме: «Эмоциональное развитие дошкольников посредством театральной деятельности»
материал на тему

План по самообразованию на 2015-2018 гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_samoobrazovanie.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида  № 30 города Ейска

 муниципального образования Ейский район

План работы

по самообразованию по теме:

«Эмоциональное  развитие дошкольников посредством театральной деятельности»

на 2015-2018 гг.

Воспитатель: Квандаль Т.А.

2015год


Тема : 

«Эмоциональное  развитие дошкольников посредством театральной деятельности»

Условие возникновения опыта:

Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Поэтому система работы с дошкольниками в основном строится на играх, игровых упражнениях, которые повышают умственную активность, совершенствуют речь, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Однако, работая с детьми, я пришла к выводу, что необходимо строить занятия таким образом, чтобы дети жили в них естественной, радостной жизнью. Для этого я обратилась к театральной деятельности, одному из самых эффективных методов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип развития: развивай играя.

Цель :

Рассмотреть театральную деятельность с позиции универсального средства в развитии творческих способностей дошкольников

Задачи:

- систематизировать имеющиеся в педагогической науке знания о театральной деятельности в дошкольном детстве;

- разработать тематическое планирование театрально-игровой деятельности у младших дошкольников;

- формировать первоначальные представления о средствах  актерской выразительности и базовые знания о театральном искусстве;

- последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный театр);

- поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам;

- гармонично развивать природные способности детей средствами театральной деятельности;

- активизировать мыслительные процессы и познавательный интерес;

- совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях;

- пробуждать интерес к театральному искусству;

- обобщить опыт работы «Эмоциональное  развитие дошкольников посредством театральной деятельности»


Актуальность :

В настоящее время методическая литература, посвященная театрально-игровой деятельности, обогатилась рядом работ, охватывающих самые разнообразные стороны театрализованной игры. Достаточно сослаться на исследования Л. В. Артемовой, А.Н. Брызгаловой. Глубокий анализ театрально-игровой деятельности осуществлен как с точки зрения «преодоление коммуникативной дезадаптации у дошкольников», так и с позиции «развитие мотивации к развитию творчества». Значительные исследования посвящены театрализованной игре «в развитие интеллекта дошкольника», в «своем творчестве ребенок открывает новое для себя». Несмотря на столь многочисленную литературу, посвященную театральной деятельности остается открытым и очень актуальным вопрос использование театра в развитии творческих способностей дошкольников.


Перспективный план работы по самообразованию

на 2015-2016 учебный год

сроки

Содержание работы

Практический выход

В течение года

- чтение методической, педагогической и предметной литературы;

- обзор в интернете информации по образовательным областям;

-обмен опытом с коллегами;

- изучение и внедрение новых технологий;

- общение с коллегами  в детских садах, районе, городе и в Интернете и изучение их опыта работы; обмен собственным опытом с воспитателями;

- работа с родителями;

- информация для родителей о театральной деятельности в детском саду;

-совместная работа со специалистами (музыкальным руководителем; по ИЗО; психологом)

Совместные показы ООД; праздников; выставки рисунков и т.д.

Сентябрь

Подбор и приобретение необходимого материала и оборудования для реализации проекта

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картинок.

Беседы, просмотр картинок и видео - роликов.

Знакомство с театральными профессиями. Знакомство с устройством театра изнутри.

Инсценировка сказки «Теремок» на новый лад.

Консультация для родителей по теме «Театр - наш друг и помощник»

(анкетирование, памятки).

Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса

Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.

Показ сказки «Теремок» детям младших и средних групп.

Октябрь

Работа над темами:

-варежковый театр;

-мимика;

-сила голоса;

-пальчиковый театр.

Подготовка к осеннему утреннику совместно с родителями инсценировка музыкальной сказки «Репка».

Освоение навыков владения варежковым и пальчиковым театрами.

Развитие мимики;  

раскрепощение через игровую деятельность;

Развитие силы голоса;

работа над активизацией мышц губ.

Показ музыкальной сказки «Репка».

Ноябрь

Работа над темами:

-плоскостной пальчиковый шагающий театр;

-пантомима;

-сила голоса и речевое дыхание;

-конусный настольный  театр;

-мимика и жесты

Подготовка к празднику «Осенины» (совместно с родителями и музыкальным руководителем).

Освоение навыков владения шагающим пальчиковым театром  (инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка»).

Освоение навыков владения конусным настольным театром (инсценировка сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах»).

Развитие умения концентрироваться на предмете и копировать его через движения ; развитие сценической раскрепощённости ; силы голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ; развитие воображения.

Обучение с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние.

Проведение праздника «Осенины»

Декабрь

Работа над темами:

-теневой театр

-куклы

 би-ба-бо;

-слух и чувство ритма.

Изготовление театра из ложек.

Подготовка к новогоднему празднику.

Освоение навыков владения теневым театром (инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Гуси- Лебеди»).

 Освоение навыков владения  театром би-ба-бо (инсценировка сказки «Волк и лиса»).

Развитие мелкой моторики рук в сочетании с речью.

Развитие слуха и чувства ритма у детей.

Январь

Работа над темами:

-театральные игры;

- куклы - говорунчики

-сценическая пластика

Игра - викторина с куклами «Знаете ли вы ПДД?»;

сочиняем сказку сами;

Развитие игрового поведения, готовность к творчеству; развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, уверенности в себе.

Повторение с детьми основных ПДД

Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

Развитие умения передавать через движения тела характер животных.

Февраль

Работа над темами:

-расслабление мышц;

-театр кукол-оригами;

-чувства и эмоции.

Подготовка и проведение праздника «Новый год у ворот».

Развитие умений владеть собственным телом; управлять собственными мышцами.

Дать детям возможность ощутить себя «творцами» кукол.

Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»

Знакомство с миром чувств и эмоций;

развитие умений передавать чувства и эмоции.

Март

Сочиняем сказку сами;

артикуляционная гимнастика;

игра «Птицелов»;

пальчиковые игры;

 Работа над темами:

-театром масок;

-театр на фланели;

-инсценировка шуток-малюток;

-культура и техника речи.

Освоение навыков владения театром масок (инсценировки сказок «Мужик и Медведь», «Волк и Семеро козлят».

Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением.

Формирование правильного четкого произношения (дыхание, артикуляция, дикция); развитие воображения; расширение словарного запаса.

Консультация для родителей на тему «Роль эмоций в жизни ребенка» (анкетирование, памятки).

Апрель

Артикуляционная гимнастика;

разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

 

Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей через театральную деятельность

Май

Театрализованное представление.

Оформление проекта по театрализованной деятельности.

Анализ работы по самообразованию за текущий год

Показ спектакля родителям на родительском собрании.

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи

детей, эмоциональной направленности; раскрытие творческих способностей детей.


Литература:

  1. Акулова О. Театрализованные игры.// Дошкольное воспитание.-№4 -2005г.-с.24.
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.:ТЦ Сфера, 2006.- с. 128.
  3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М:. Просвещение, 1991 г. – с. 127.
  4. Бодраченко И., Наперстак Л.О. Ребенок, музыка, театр.//Обруч.-№3-2006 с. 18-22.
  5. Брызгалова А.Н. Театрально-игровая деятельность дошкольников. – Мн.: Юнипресс, 2006 – с. 176.
  6. Буренина А.И. Развитие детского творчества в театрализованных играх.//Музыкальная палитра. - №1 – 2000. – с.6-9.
  7. Губанова Н.Ф. Театральная деятельность дошкольников. Методические рекомендации. Москва. 2007 с. -14-17.
  8. Доронова Т. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности.// Ребенок в детском саду. - №3.-2001 – с.66.
  9. Нищева Н.В. Развивающие сказки. – Спб.:»ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2002.- с. 48.
  10. Петрова Е. Театрализованные игры.// Дошкольное воспитание.-№4.- 2001- с.32
  11. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду.-М.: Школьная пресса, 2004.-с. 128.
  12. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Программа «Театр-Творчество-Дети» Москва 2004 с.- 51.
  13. Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей».
  14.  Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г
  15. И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
  1. И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
  2. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.
  3. О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
  4. А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений»
  5. Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
  6. И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.
  7.  Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
  8. А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
  9. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
  10. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
  11. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.
  12. Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие дошкольника посредством театральной деятельности

Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическо...

План самообразования воспитателя в старшей группе на тему "воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"

Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»Актуальность темы: Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном го...

План самообразования воспитателя Старшей группы №2 «Цветик-семицветик» на 2017-2018 год на тему: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

Плансамообразования воспитателяСтаршей группы №2«Цветик-семицветик»на 2017-2018 годна тему:«Воспитание дошкольниковпосредством трудовой деятельности»...

План самообразования воспитателя старшей группы на тему: "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности".

План самообразования воспитателя старшей группы на тему: "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности".        Ливерко М...

План самообразования воспитателя средней группы Лобановой М.А. на тему: "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности".

Актуальность темыТрудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направл...

Развитие речевой деятельности дошкольников посредством театральной деятельности.

В статье развитие речевой деятельности дошкольников рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений – это театрализованная деятельность....