Описание тьюторской практики в ДОУ с применением инновационной технологии картирования
проект (младшая группа) на тему
Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить объем информации, обрушивающийся на них, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Мы должны не просто научить их думать, но еще и творить. Принято считать, что информация хранится в памяти в нескольких видах, в том числе в вербальном (речевом, визуальном (наглядном) и кинетическом (двигательном). Думая, мы, строим свой образ объекта; запоминая, его воображаем, проговариваем, представляем его четырехмерным (как он будет выглядеть в пространстве, сколько времени займет его изготовление, использование и т. п.). Мысль человека отделяется от первоначального образа, мгновенно расходится по различным связям, возвращается к исходному пункту, но при этом меняет точку отсчета, преобразует предмет, от которого отталкивалась. Проще всего, как считают многие педагоги, изобразить такой процесс в виде ментальной карты. По своей структуре она похожа на рисунок клетки с отростками, дерево с кроной и корневой системой, переплетение трещин, пучок водорослей, прожилки на листе или обломок коралла, иными словами, на естественный процесс роста и развития, запечатленный в плоском двухмерном виде.
Творческий педагог стремится сам проектировать образовательный процесс, учитывая и уровень развития детей группы, и собственные интересы, и возможности ДОУ, и тенденции образовательной системы города, страны.
Преимущества составленной интеллект-карты:
Первое, её наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Второе, она привлекательна для ребёнка. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Третье, интеллект карта легко запоминается. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета она легко запоминается дошкольниками.
Интеллект-карта помогает наглядно запомнить всю информацию. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
Таким образом, ребёнок является активным участником процесса осмысления и создания интеллект-карты, усваивает новый метод познания, который он может перенести на любые другие жизненные ситуации. Необходимо учитывать, что создание интеллект-карт процесс совместного творчества, и для ребенка существенными представлениями являются те, которые зачастую взрослыми не принимаются всерьёз, но они необходимы для эмоционального восприятия изучаемого материала и могут быть добавлены в созданную интеллект-карту. То, что ребенок проделывает самостоятельно, запоминается лучше готового материала. По картам легко запоминать лексику, придумывать предложения и рассказы, мысля радиантно, на основании законов мышления. Метод интеллектуальных карт даёт возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию и обогащению словаря и развитию связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Методологические основы данного проекта.
1.1. Теоретико-методологические основы обучения картированию.
ФГОС дошкольного образования предполагает необходимость поиска новых средств развития ребенка, применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно любознательности, активности; овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
В связи с этим разрабатываются новые методы развития творческих способностей детей, стимулирующие развитие мышления, коммуникативных навыков. Одним из таких эффективных методов развития ребёнка является использование интеллектуальных карт. Интеллект-карты – это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде, наглядный способ представления информации, который отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области.
Умственная карта – это естественное выражение того, как работает мозг ребенка. Это в буквальном смысле, карта ума, при составлении которой работают оба полушария мозга, задействованы:
- непосредственная память,
- ассоциативное мышление,
- творческое мышление.
Ребенок младшего дошкольного возраста затрудняется в построении собственных суждений об объекте, часто опираясь не на собственный опыт, а на рассуждения взрослых. Так если окружающие его взрослые задают ребенку вопрос, то он неосмысленно копирует их же ответы. Что не является его личным субъективным мнением об интересующем объекте.
Отличительным свойством методики является задействование в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов усиливается глубина впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала (принцип эмоциогенности). При построении интеллект-карт идеи становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются связи между ними; метод позволяет охватить материал «единым взором», воспринять как единое целое. Карты легко поддаются расширению и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям. Кроме того, их можно легко и быстро повторять, что способствует прочному закреплению материала в памяти. Этот метод был предложен для обучения дошкольников кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института Валентиной Михайловной Акименко.
Разработан метод интеллект-карт английскими психологами Тони и Барри Бьюзен. Эффективность использования данного метода в учебном процессе связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие - за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.
1.2. Правила составления интеллект карт.
Составление интеллект-карты предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов). Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит его расширять и модернизировать. В центре страницы помещается и графически акцентируется главная идея (например, цель, предмет, название новой темы). С помощью разноцветного выделения из «главной идеи» выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определённому фрагменту рассматриваемой темы. Каждая ветвь подписывается. Для названия ветви подбирается ключевое слово, наиболее полно соответствующее теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются ключевые слова. Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы. Для этого нужно просто добавлять всё более мелкие веточки к общему «дереву» карты. Именно в этом и заключается движение от общего к частному: в центре находится общее – тема (её сразу видно), а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности. Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а в основном на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между понятиями. Метод интеллектуальных карт полезен в любой сфере жизни, где требуется развивать и совершенствовать интеллектуальные способности личности и решать разнообразные задачи и проблемы, которые ставит перед нами жизнь. Однако его применение особенно эффективно в процессе обучения. Разумеется, педагог сам предварительно составляет интеллектуальные карты по теме занятия, затем в ходе исследования-беседы ребенок открывает или зарисовывает соответствующую картинку или символ для обозначения понятия или представления. В интеллект - карте ключевой идеей является тема проекта, а ветки – его содержание, которое наполняется в процессе работы с моделью трех вопросов. (Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать?) Модель трех вопросов обозначается разными цветами.
Например: Интеллект - карта с ключевой идеей «Фрукты». Это и есть тема проекта. Главные ветки, т. е. ключевые слова: «Яблоко», «Апельсин», «Банан», «Груша», соединены с центральной идеей. Рассмотрим ключевое слово «Яблоко». От главной ветки нарисованные синим цветом, ветки обозначают, что дети знают; красным, что хотят узнать, зеленым, как узнать.
Синим цветом дети отметили, что яблоко круглое, бывает красным, зеленым, из него готовят сок, сок готовят на заводе, красная ветка обозначает, что дети хотят узнать, например: «Как приготовить яблочный пирог?». Как узнать? зафиксировано на зеленых ветках т. е. спросить у мамы рецепт, следующая ветка заполняется ответами детей, которые они спросили у мамы.
В ходе реализации проекта Интеллект-карта находится на тематической стене, ребята имеют возможность постоянно возвращаться к тому, что им нужно еще узнать и отметить на карте звездочками, то, что они уже узнали.
Ребята отмечают свои имена на карте, что свидетельствует о том, кто из детей был самым активным, инициативным. По завершению проекта используем интеллект карту на итоговом сборе. На этапе рефлексии интеллект-карта помогает определить детям, смогли ли они ответить на те вопросы, которые были при разработке проекта.
1.3.Интеллект карты как средство развития речи и мышления детей.
Интеллектуальные карты помогают структурировать информацию, которую ребёнку предстоит усвоить, разбить её на конкретные образные единицы с последующей организацией их в целостные системы по законам, соответствующим наиболее эффективной работе человеческого мозга. Единицей информации является целостный самостоятельный «чувственный образ», который понятен ребёнку, может быть им осмыслен и легко включён в систему его личного опыта. Важно также отметить роль интеллектуальных карт в соотнесении слова и образа, которое характеризует качественную сторону словарного запаса ребёнка. Процесс усвоения значения слов начинается с соотнесения звучания слова с чувственно воспринятыми свойствами объекта, а овладение их обобщённым значением опирается на обобщение чувственных данных. Только на этой основе впоследствии становится возможным овладение обобщённым значением слов независимо от конкретных ситуаций. Следовательно, чем богаче чувственный опыт, чем многообразнее отражается в восприятии и представлении окружающий мир, тем шире возможность овладения обобщённым значением слов и выше его уровень. Возможность с помощью интеллектуальных карт чувственно познать значительное количество объектов и явлений и их свойств, а также возможность произвести сопоставление усвоенных слов с обозначаемыми объектами расширяет значения и понимание слов. В.М. Акименко указывает, что последовательность лексико-грамматических занятий должна быть выстроена в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свёртыванием» плана высказывания (по теории поэтапного формирования умственных действий, разработанной психологом П.Я. Гальпериным). В результате В.М. Акименко предлагает такой порядок работы с применением интеллектуальных карт:
1. Выделение основных (ключевых) понятий по теме.
2. Называние картинок, изображённых на карте для уточнения и закрепления словарного запаса.
3. Составление и распространение предложений по каждой «ветке» дерева.
4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте. Наглядность при данном виде работы максимально представлена в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемыми детьми на карте.
План рассказывания соответствует порядку картинок, последовательно выстроенных на каждой ветке дерева справа налево сверху вниз. Наличие модели высказывания помогает успешно составить связное высказывание, а также создаёт предпосылки для работы над творческим рассказыванием. Таким образом наглядность и план высказывания, а также образец рассказа, данный педагогом, обеспечивают полноценное составление рассказа детьми.
Но метод интеллект-карт позволяет развивать не только речь, но и различные процессы мышления. Моделирование при помощи интеллект-карт формируют такие универсальные логические действия, как:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
− синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;
−выбор оснований и критериев для сериации и классификации объектов;
−выведение следствий;
−установление причинно-следственных связей;
−построение логической цепи рассуждений;
−доказательство;
−выдвижение гипотез и их обоснование.
Мы считаем, что использование данного метода не только повышает мотивацию детей к познавательной деятельности, но и повышает уровень развития детей, в результате воспитанники предлагают свои идеи, высказывают свое мнение, а самое главное учатся добывать самостоятельно знания разными способами.
II Опыт работы
Цель: внедрить в ДОУ технологию картирования в познавательной деятельности дошкольников.
Задачи:
1. Изучить технологию составления ментальных карт.
2. Обучить педагогов тьюторскому сопровождению детей.
3. Разработать цикл НОД по познавательному развитию с применением картирования для 2 младшей группы.
Продукт проекта оформляется в виде ментальной карты, при этом используются картинки – аппликации или рисунки для творческого и самостоятельного развития дошкольников. Форма ментальных карт будет зависеть от возраста дошкольников, их способностей и интересов, интересующей темы. По теме в зависимости от цели НОД подбираются как прилагательные (жёлтый, спелый, гладкий и т.д.), так и глаголы (растёт, летает, катится и т.д.), подбираются предметы по аналогии, развиваются процессы анализа и синтеза, умение находить общие признаки (Что еще круглое как мячик? - тарелка, колесо, монета – Яблоко круглое, как мяч. Что еще красное? Шарик, огонь, цветок– Шарик красный, как яблоко), проводится сравнение объектов с нахождением общих и различных признаков с составлением сложно сочиненных и сложно подчиненных предложений (Заяц умеет прыгать, и кошка умеет прыгать. Кошка умеет мяукать, а заяц бегать. Кошка домашнее животное, потому что живёт рядом с человеком.), определение признаков предметов и составление описательного рассказа о предмете на основе интеллект карты по лексической теме.
Темы ОО «Познавательное развитие»:
№/п | тема | цель | срок проведения | примечание |
1 | Все любят цирк | Познакомить детей цирковой с атрибутикой, артистами цирка. Обогащать словарный запас по теме, учить детей рассуждать. | февраль | |
2 | Мамы разные важны | Систематизировать знания детей по теме: «Профессии». Учить детей последовательно излагать свои мысли, комментировать, сопровождать свои действия речью. | март | |
3 | Какие краски у весны | Конкретизировать представления детей по теме: «Весна» (погодные условия, природа: лес, животные, птицы). Формировать умение отвечать на вопросы распространенно. | апрель | |
4 | Безопасность на природе | Обобщить знания о безопасных способах поведения на природе: в лесу и на воде. Развитие связной речи | май |
Конспект проведения НОД на основе использования технологии картирования по теме «Мамы разные важны»:
Подготовительный этап | ||
1. | Анонсирование событий |
- красный цвет – с/р игра «Салон красоты», с\р «Семья» - зеленый цвет – оставление карты - жёлтый цвет – пока не определился |
2 | Подготовка среды |
|
Основной этап | ||
3 | Общий круг | Дети заявляют о своем интересе «Я взял зеленый кружочек, потому что хочу составлять карту, так как…) Примечание: в кругу о своем интересе заявляют и педагоги с тьюторскими компетенциями. |
4 | Индуктор | Индуктором может быть, например, картинка, видео ролик, фрагмент из мультфильма «Зима в Простоквашино», музыкальное произведение и т.д. Рефлексия: беседа по индуктору: мысли, чувства, предположения, вопросы, открытия… |
5 | Выдвижение идей |
Примечание: этап обсуждения важен, он способствует появлению новых смыслов; зачастую у некоторых участников происходит полная трансформация первоначальных представлений о будущем событии. |
7 | Работа в группах | Участники образовательной деятельности работают в группах. Примечание: ребенок может воплощать идею самостоятельно или становится членом другой группы. |
8 | Афиширование результатов работы групп | Карты вывешиваются, каждый ребёнок рассказывает о продукте своей деятельности Тьютор задает вопросы на уточнение, работает со смыслами. |
Заключительный этап | ||
11 | Рефлексия | В общем кругу каждый участник должен отозваться о собственном участии в образовательной деятельности, а для этого - закончить предполагаемые фразы: «Я узнал новое ….», «Я нашел ответ на мой вопрос…», « Мне было интересно делать…», «Я почувствовал, что могу…» |
- Алгоритм организации познавательной деятельности на примере НОД на тему: «Мамы разные важны»
Предварительно ребятам было дано задание: узнать, кем работают их мамы. Многие дети принесли фотографии «Мама на работе». Дети просмотрев отрывок из мультфильма «Зима в Простоквашино», обращают внимание на альбом с фотографиями своих мам. В процессе диалога со сверстниками и воспитателем приходим к решению составить интеллект-карту по теме: «Профессии». На столе подготовлены листы ватмана, маркеры, картинки, клей-карандаш. Собралась группа участников - 7 ребят, которые захотели работать коллективно вместе, а Саша П. захотел сам составить карту про свою маму. Детям даётся время для выполнения творческого задания. После чего итоговая коллективная работа презентуется. Каждый участник группы рассказывает о продукте своей деятельности. Доминика У.: «Я выбрала компьютер, моя мама работает экономистом». Малика С.: «Моя мама работает в Пицца Ник», я приклеила плиту». Саша П.: «Мама лечит людей, делает уколы, даёт лекарства. Она работает медсестрой в больнице». Составленные карты вывешиваются в групповом помещении на время работы над закреплением и уточнением пройденного материала. Впоследствии предлагается вниманию родителей группы. Такая мыслительная карта позволяет распределить известную информацию в детском представлении. Педагогам и взрослым понять, чего не хватает, обнаружить сильные и слабые стороны детских представлений о предмете, увидеть, как встраивается новое содержание в старые рамки, какие компоненты модели связаны, а между какими связь еще не установлена.
Подготовка среды
1. Организация пространства (2 младшая группа № 1 «Муха-Цокотуха», количество детей - 15 человек, столы соединены.)
2. Подготовка материалов (листы ватмана, маркеры, картинки, клей, цветные карандаши и т.п.)
Этапы события
1. Преамбула
- Воспитатель предлагает узнать, кем работают ваши мамы. На ватмане в середине листа картинка-образ «МАМА».
- Начало
- Вопросы детей: «Это кто, мама?», «Чья это мама?», «Что будем делать?»
- Диалог воспитателя с детьми «Что такое профессия».
3. Работа группы
- Творческое задание: рассказать о профессии своей мамы. Группа детей, выбравших зелёные кружочки собирается за столом и в течение определенного времени выполняет творческое задание, используя картинки, цветные карандаши, маркеры, и т.д.).
4.«Афиширование» результата коллективной работы группы
- Выступления детей.
Малика С.: «Моя мама работает в «Пицца Ник», я приклеила пиццу. Я ходила к маме на работу в кафе, мы ели вкусную пиццу с грибами. Пицца очень вкусная, а грибы нет. Моя мама повар».
- Данная работа выставляется для родителей.
5. Рефлексия
- Карты вывешиваются, дети рассказывают о продукте своей деятельности
- Тьютор задает вопросы на уточнение, работает со смыслами.
- Элементы технологии картирования в познавательной деятельности дошкольников наиболее существенные для формирования знаний, навыков и умений в составлении личностно-ресурсных карт.
Начало:
- Участники – дошкольники включаются в активную позицию. Задают вопросы: «Что я буду делать?», «А я буду рисовать?», «Я тоже хочу?».
- Само творческое задание – составление карты – становится для участников пробой новых видов деятельности с высокой степенью неопределенности (формат составление карты, ограниченное время, работа в команде).
Работа групп:
- Картирование предполагает: созерцание (слушание), активное включение (вопросы, диалог, высказывания своего мнения входе выполнения задания), выполнение творческого задания, презентация творческого задания.
Работа проектных команд:
- Каждый член проектной команды становится участником познавательной деятельности. Он получает новый опыт и обретает новые смыслы своей деятельности: первое свое собственное выступление и непредсказуемая реакция слушателей (сверстников);
Завершение:
- Формально познавательная деятельность завершается афишированием. Но более глубокий смысл и большее значение на завершающем этапе придается рефлексии. Именно здесь участники отвечают на вопросы: «Какие настроения, чувства, эмоции испытали, составляя карту?»
- Важно, что познавательная деятельность завершается не в назначенный час, карта выставляется для родителей. Ребенок рассказывая о своем участии в познавательной деятельности опять рефлексирует свою деятельность. Задание на дом: Чем бы я хотел дополнить карту.
Заключение.
В заключение можно сделать вывод о том, что применение интеллектуальных карт в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребёнка. В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Методика является очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Тем и ценен этот метод, что является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему Применение инновационных технологий в работе с детьми старшей группы
Применение инновационных технологий...
Практико-значимый проект эффективного применения фитнес-технологий на физкультурных занятиях в ДОУ
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, на срок 2 года....
ООД "Познавательное развитие" в средней группе с применением инновационных технологий и здоровьесберегающих технологий «Поможем бедной тучке».
ООД "Познавательное развитие" в средней группе с применением инновационных технологий и здоровьесберегающих технологий «Поможем бедной тучке».Описание материала: предлагаю вам ко...
ООД "Познавательное развитие" в средней группе с применением инновационных технологий и здоровьесберегающих технологий «Поможем бедной тучке».
ООД "Познавательное развитие" в средней группе с применением инновационных технологий и здоровьесберегающих технологий «Поможем бедной тучке».Описание материала: предлагаю вам ко...
Тема: «Практическое применение инновационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. Внедрениекейс-методов в практику работы музыкального руководителя».
МБОУ –Питлярская СОШ «Образовательный центр» Подготовила: Садкова Е.Г, ...
Конспект ОД по обучению грамоте с применением инновационных технологий к педсовету «Интеграция детских видов деятельности по развитию речи в ОД с применением современных технологий»
Обучение грамоте с инновационными технологиями...
Описание опыта применения инновационных технологий в работе музыкального руководителя. Коммуникативные танцы и игры.
Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Дошкольное детство представля...