опыт работы по воспитанию культуры поведения
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) по теме

Юн Галина Александровна

Документ представляет собой перспективный план по воспитанию культуры поведения средствами развития речи у детей подготовительной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование работы по освоению культуры поведения  детьми подготовительной группы средствами развития речи.

Задачи : 

1. Формирование этического поведения.

2. Овладение детьми правилами хорошего тона, для построения межличностных отношений.

3. Отбор и внедрение в практику педагогических методов, способов, приёмов, способствующих формированию культуры общения у детей.

4. Создание предметно – развивающей среды, способствующей формированию и развитию коммуникативных навыков детей.

5. Воспитывать любовь, уважительное отношение к близким и окружающим людям.

6. Формировать умение свободно общаться в повседневных ситуациях.

7. формирование связной речи, обогащение словарного запаса.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Продукт проекта:

- изготовление совместно с родителями альбома  « Наши добрые дела»,

- проведение « Уроков вежливости»,

- изготовление памяток  для родителей « Правила поведения дошкольника»

- изготовление совместно с родителями коллажа  о культуре поведения « Что такое хорошо, что такое плохо»,

Предполагаемый результат.

1. Укрепление дружеских взаимоотношений детей в коллективе.

3. Появление способности разрешать конфликтные ситуации с помощью языковых (фонетических , лексических, грамматических) и неречевых средств( мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).

4. Повысить уровень культуры детей и педагогический уровень родителей.

        Для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое нравственное воспитание и формирование культуры поведения  дошкольников  необходимо тщательно планировать работу. Планирование осуществляется в соответствии с возрастными и психическими особенностями детей. Содержание, методы, приёмы и формы организации детской жизни отбираются в соответствии с задачами нравственного воспитания. Так же в плане необходимо предусмотреть постепенное усложнение содержания и методов с учётом их достижений. К тому же план должен быть конкретен и реален. То есть с учётом тех условий, материальной базы которые существуют в детском саду. Традиционно формирование культуры поведения осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми: на занятии, в повседневном общении, в играх, труде и.т.д.

Воспитание культуры поведения у детей  должно идти по нескольким направлениям: работа с детьми, работа с педагогами и специалистами, работа с родителями.

Первое направление: работа с детьми. У детей подготовительной группы с необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения, в своих поступках следовать примеру хороших людей. В воспитательно-образовательный процесс были включены занятия, беседы, игры-драматизации, педагогические ситуации, сюжетно-ролевые игры. Со всеми детьми, уровень знаний и умений, которых по данным констатирующего эксперимента не отвечал высокому уровню, проводилась соответствующая педагогическая работа. Такое положение побудило подобрать и разработать игры под условным названием «Уроки вежливости», которые могли бы стать начальным этапом в формировании этических представлений. План представлен в таблице  

Таблица  - План работы  по воспитанию культуры поведения у  детей

 

месяцы

Содержание работы

Формы

организации

сентябрь

Беседа «Зачем нужны правила»

Цель: Знакомить с тем, что жизнь по правилам делает жизнь человека понятной

(презентация)

Фронтальная/ подгрупповая

Занятие «Волшебные слова»

Цель: закреплять знание детей о правилах этикета, формах и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилах употребления слов приветствии и благодарности.

Фронтальная

Уроки вежливости. Урок первый

Цель: закрепление и проигрывание положительных поступков в специально подготовительной обстановке.

Фронтальная

октябрь

Д/и «Встреча»

Цель: закрепить умение говорить слова приветствия, прощания

Подгрупповая

Игра-драматизация «Мы едем в транспорте»

Цель: закрепить правила поведения в транспорте.

Подгрупповая

Просмотр мультфильма «Маша и медведь»

Учить замечать несоответствие поведения нормам и правилам

Фронтальная

Уроки вежливости. Урок второй.

Цель: закрепление и проигрывание положительных поступков в специально подготовительной обстановке.

Подгрупповая

Ноябрь

Занятие «Будь всегда вежливым»

Цель: воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам. Систематизировать правила вежливого поведения.

Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: формировать представления о нормах и правилах поведения.

Фронтальная

Беседа «Что хорошо, что плохо и почему?»

Цель: упражнять детей в анализе своих поступков, желании всегда поступать правильно, в соответствии с принятыми в обществе правилами.

Подгрупповая

Педагогическая ситуация: «Воспитанность»

Цель: закрепить с детьми понятие, что значит воспитанный человек, уметь поступать правильно в различных ситуациях (в общественном транспорте)

Подгрупповая/индивидуальная

 Решение ситуаций «Что будет, если…»

Цель: закрепление правил поведения в общественных местах.

Просмотр презентации «Правила поведения в природе»

Учить замечать несоответствие поведения нормам и правилам

Индивидуальная

Фронтальная

Декабрь

Уроки вежливости. Урок третий.

Цель: закрепление и проигрывание положительных поступков в специально подготовительной обстановке.

подгрупповая

Беседа «Мои товарищи»

Цель: помочь детям увидеть, какие интересные сверстники их окружают, вызвать положительно-эмоциональные переживания общения.

Подгрупповая/индивидуальная

Сюжетно-ролевая игра «День рождение друга»

Цель: учить красиво сервировать стол, принимать гостей, пользоваться словами «спасибо», «пожалуйста», «благодарю».

подгрупповая

Педагогическая ситуация: «Случай в автобусе»

Цель: закрепить с детьми правила поведения в общественных местах (в общественном транспорте), воспитывать уважение к старшим по возрасту.

Индивидуальная

Чтение стихотворений «Вежливый поступок», «Любочка».

Цель: закрепление правил поведения.

Подгрупповая

Январь

Уроки вежливости. Урок четвертый.

Цель: закрепление и проигрывание положительных поступков в специально подготовительной обстановке.

Просмотр мультфильма «Фиксики»

Учить замечать несоответствие поведения нормам и правилам

Фронтальная

Занятие «Кого называют скромным?»

Цель: довести до понимания детей содержание понятий «скромность», «стеснительность», научить оценке и самооценке поведения.

Фронтальная

Игра-драматизация по стихотворению «Вежливое слово» З.Мошковская (отрывок)

Цель: приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе.

Подгрупповая

Февраль

Чтение литературы « Вежливые сказки  »

Цель: продолжать формировать представления о культуре поведения.

Фронтальная

Занятие: «Каким я хочу быть»

Цель: Развивать у детей умение       самосовершенствоваться.

Фронтальная

Игра: «Добрые эльфы»            

Цель: воспитывать у детей отзывчивость.

Подгрупповая

Занятие: «Культура и мы».

Цель: Дать представление о культурных ценностях.

Просмотр мультфильма «Маша и медведь»

Учить замечать несоответствие поведения нормам и правилам

Фронтальная

Март

«Театр теней»

Цель: Продолжать учить детей работать совместно.

Беседа «Что значит быть вежливым»

Цель: закреплять знания о нормах и правилах поведения

Фронтальная

Подгрупповая

Педагогическая ситуация:

Беседа на тему: Как надо называть родных.

 Цель: Воспитывать любовь к близким людям.

Подгрупповая

Занятие: « Культурная среда»

Цель: Дать представление о предметах материальной культуры.

Фронтальная

Игра: «Муравьи»

Цель: Учить детей без слов понимать друг друга. Воспитывать коллективизм.

Подгрупповая

Апрель

Чтение стихов о дружбе

Цель: С помощью стихов дать детям представление о правилах поведения с друзьями.

Индивидуальная

Занятие: « В мире вежливых слов».

Цель: Учить детей вежливым словам.

Заучивание стихотворения «Любочка»

Цель: закрепление правил поведения.

Фронтальная

Индивидуальная

Беседа на тему: «Правила этики»

Цель: Рассказать детям о правилах этики.

Подгрупповая/индивидуальная

Занятие: «Будь вежливым и добрым»

Цель: Формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что называется культурой общения.

Фронтальная

Май

Игра: «Птенцы»

Цель: Учить с помощью мимики и жестов обращаться с просьбой, благодарить.

Подгрупповая

Занятие: « Скоро в школу»

Цель: Дать представление об общих правилах поведения в школе.

Фронтальная

Игра: «Ожившие игрушки»

Цель: зареплять умение вести себя в соответствии с нормами и правилами поведения.

Подгрупповая

Таким образом, планирование является важнейшим условием формирования культуры поведения и нравственного воспитания, без которого не возможна целенаправленная, последовательная и систематическая работа.  Сложность процесса воспитания культуры поведения состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.

Второе направление – работа с педагогами. Самое главное, это творчество педагогов, создание для детей нравственной среды, которая влияет на развитие навыков культуры поведения в обществе.

Рекомендации воспитателям по формированию культуры поведения у детей с общим недоразвитием речи

«Основные способы педагогического воздействия на детей»

1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.

З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.

4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

5. Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.

6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

8. Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

9. Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5-6 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.

Консультация для воспитателей

«Воспитание культуры поведения детей  режимных процессах с помощью развития речи»

        С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное, активное отношение к порученному делу, чувство товарищества, нужно начинать с раннего возраста. В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно оценивают возможности бытовой повседневной деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения.

        В силу того, что дети годами посещают детский сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработки привычек. Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь и т.д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников. Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует утренний приход в детский сад, а также здороваться с заведующей, врачом, музыкальным руководителем, поваром при встрече в течение дня.

        Многократные упражнения помогают ребенку  осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку.

        Любой из моментов режима дня в детском саду содержит огромные воспитательные возможности. Взять хотя бы промежуток времени, когда дети находятся в раздевальной комнате. Здесь они находятся довольно долго, постоянно вступают во взаимоотношения со сверстниками. В этих взаимоотношениях складывается свой микроклимат, происходит «автоматизация» норм поведения. Поэтому пребывание детей в раздевальной комнате воспитатель может использовать, чтобы поупражнять детей в доброжелательном отношении детей друг к другу, в умении уступать, приходить на помощь товарищам, вежливо к ним обращаться. Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность прийти на помощь друг к другу. «Если товарищу трудно, помоги ему». «Если тебе трудно – обратись за помощью» - вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни. Перед воспитателями детского сада стоит задача: воспитать у детей бережное отношение к вещам. Решение этой задачи требует от педагога большого терпения. Воспитатель может ввести правило: «Каждой вещи – свое место» - и строго контролировать его выполнение.

        С ранних лет воспитывайте у детей любовь и привычку к труду. Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не делай за ребенка того, что он может сделать сам». Делая что-либо за ребенка, взрослые думают, что они помогают ребенку. А на самом деле они лишь мешают выработки у него полезных навыков, лишают его самостоятельности и той радости, которую доставляют детям проявление самостоятельности. Умение жить в коллективе сверстников, имеет большое значение для будущего школьника. Вот и надо ежедневно, используя каждое пребывание ребенка в детском саду, дать ему возможность овладеть, необходимыми нормами морального поведения в коллективе сверстников.

Третье направление – работа с родителями.

Консультация для родителей на тему:

«Ваш ребенок воспитан?»

Воспитанность человека – в его духовности и гармонии нравственных качеств, душевной тонкости и способности к самоконтролю, а также в его ответственности и чувстве долга перед обществом. Все родители хотят видеть своего ребенка хорошо воспитанным. Но воспитанность не формируется сама по себе, как полагают иные родители.  Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой  и упорной шлифовки человека, результат его воспитания в самом широком смысле слова.

Как бы ни был ребенок развит, смышлен и внешне привлекателен, но если он вмешивается в разговор взрослых, не умеет вежливо обратиться с вопросом, не знает, как приветствовать старших, не в меру многоречив, то такой  ребенок производит неприятное впечатление. О нем говорят: не воспитан. Нельзя забывать о примере взрослых, ибо формы поведения маленький ребенок начинает усваивать, подражая близким людям. Не зря говорят: дети  –  зеркало родителей.

Мы  хотим видеть следующие проявления воспитанности в наших детях:

1. Вежливость. Это качество украшает, делает привлекательным растущего человека, вызывает к нему симпатии окружающих.

2. Деликатность. Тот, кто деликатен, никогда не даст повода ощущать свое превосходство, не станет навязывать человеку свое общество вопреки его желанию, задавать неуместные вопросы или проявлять излишнее любопытство.

3. Чуткость. Это моральное качество проявляется в заботе о людях, умении сопереживать, помочь, утешить.

4. Чувство такта. Оно является регулятором поступков человека, его отношений с людьми.

5. Предупредительность. Добиваясь от детей предупредительности, мы  хотим, чтобы она проявлялась у них из добрых побуждений оказать внимание, помочь близким и окружающим людям.

6. Скромность. Эта нравственная черта характеризует подлинную воспитанность. Скромный человек не старается казаться оригинальным, не выпячивает свое «я», ведет себя просто, естественно, с достоинством. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и в то же  время высокая требовательность к  самому себе.

7. Трудолюбие. Эта черта характера, которая имеет огромную  социальную ценность. Она проявляется в активности, добросовестности, бережливости, уважении к вашему труду и общественному достоянию, а также стремлении самому делать то, что посильно.

8.  Дисциплинированность. Дисциплинированность проявляется в культуре чувств, поступков, потребностей.

Воспитание у детей навыков и  привычек, способствующих формированию нравственного поведения, должна осуществляться непрерывно на  протяжении всего дошкольного детства и в единстве со всеми  другими  задачами воспитания, предусмотренными специальными программами. Только тогда поведение ребенка становится выражением его воспитанности.


 

СПИСОК ОСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Специальная литература

1. Алимовская, В. Г. Беседы о поведении ребенка за столом. [Текст] - М., 2008.

2. Алябьева, Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет. [Текст] - М., 2009.

3. Баркан, А. Плохие привычки хороших детей. [Текст] –  М, - 2007

5. Гордин, Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. [Текст] – М., 2009.

10. Как научить ребенка быть внимательным и терпеливым к людям: Пособие для воспитателей ДОУ и детских психологов. . [Текст] /Авт.-сост. В. Г. Моралов, - М., 2009.

12. Козлова, С. А.  Методика социального развития детей дошкольного возраста. [Текст] - М., 2003.

19. Островская, Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. [Текст] – М., 1998.

20. Островская, Л. Ф. Почему ребенок не слушается. [Текст] – М., 1992.

21. От рождения до школы. Примерная основная  общеобразовательная  программа дошкольного образования [Текст]  /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.– М., 2005.



 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкетирование родителей

 «Тест на выявление уровня коммуникативных навыков детей»

Цель: Изучение  уровня сформированности культуры поведения у детей дома

  1. Как часто ваш ребёнок применяет слова вежливости в общении с друзьями?

А) Всегда

Б) Никогда

В) В зависимости от настроения

  1. Как ваш ребёнок устанавливает контакт со сверстниками?

А) Легко, ему нравится заводить новых друзей

Б) Ему необходимо время, чтобы привыкнуть к новому коллективу

В) Он не любит общение со сверстниками, потому что сам никогда не выходит на контакт

  1. Как ваш ребёнок ведёт себя в разговоре со сверстниками?

А) Может внимательно выслушать собеседника, но не высказать своей точки зрения

Б) Старается быстрее закончить разговор

В) Много говорит, постоянно перебивает, своего собеседника

  1. Как ребёнок ведёт себя по отношению к сверстнику, когда тот чем-то расстроен?

А) Старается помочь, успокоить, развеселить

Б) Не обращает на него внимание

В) Раздражает, когда кто-то расстроен

  1. Как ведёт себя ваш ребёнок, когда друг делится с ним чем-то радостным?

А) Искренне радуется вместе с ним

Б) Ему безразлична радость другого ребёнка

В) Вызывает зависть, раздражает

  1. Когда ваш вас ребёнок чем-то опечален, или наоборот чему-то рад, делится ли он своими переживаниями с другом?

А) Да, всегда

Б) Иногда

В) Никогда

  1. Может ли ваш ребёнок выражать своё настроение словами «Мне грустно», «мне весело» и т.д.

А) Да

Б) не всегда

В) нет

  1. Как чаще ведёт себя ваш ребёнок в конфликтной ситуации?

А) Пытается разрешить проблему по взрослому, спокойно без криков и упрёков

Б) начинает плакать, обижается, капризничает

В)  резко обрывает сверстника, категорически показывая, что тот не прав

  1. Опишите реакцию вашего ребенка, если он слышит, что в адрес кого-то произносятся не этичные слова, дразнят?

А) Заступится за обиженного

Б) не обратит никакого внимания

В) сам начнёт дразниться

  1. Как чаще всего ведёт себя ваш ребёнок, когда кто-то из детей оскорбляет, обзывает его?

А) достойно ответит

Б) промолчит и пойдёт жаловаться взрослым

В) оскорбляет в ответ

  1. Как ребёнок реагирует на наказания?

А) соглашается с тем, что заслужил его

Б) Начинает плакать

В) спорит, не соглашается с наказанием

Большинство ответов «А» Высокий уровень

У вашего ребёнка хорошие, доброжелательные взаимоотношения со сверстниками. Он общителен, легко налаживает контакт с новыми детьми. Всегда готов выслушать, помочь (в силу своих возможностей), успокоить того, кто расстроен, искренне порадоваться с тем, кто рад. Ребёнок адекватно ведёт себя в конфликтных ситуациях.

Большинство ответов «Б» Средний уровень

У ребёнка возникают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, в силу его застенчивости, замкнутости. Он всячески избегает общения с новыми людьми (детьми), любого контакта со сверстниками, не радуется вместе с ними, не сочувствует, не участвует в спорах, боится конфликтных ситуаций и наказаний, постоянно плачет.

Большинство ответов «В» Низкий уровень

На первый взгляд можно сказать, что ребёнок общителен, активен, но на самом деле он зациклен на своих переживаниях. Он не идёт первым на контакт, его раздражает чужое горе или радость. При общении много говорит и требует, чтобы слушали только его. Такой ребёнок часто попадает в конфликтные ситуации, дерзит детям, оскорбляет их. Скорее всего, это наигранно, таким образом, он скрывает эмоциональные переживания, показывая, будто у него всё хорошо, он лучше всех, но в глубине души он может думать совершенно иначе.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Результаты анкетирования родителей

«Тест на выявление уровня коммуникативных навыков детей»

Цель: Изучение  уровня сформированности культуры поведения у детей  дома

Протокол №

Дата проведения:

Количество человек 12

ФИО

Количество вариантов ответов

Уровень

А

Б

В

1

А. М. А.

5

3

3

Высокий

2

Б. Ю. П.

6

3

2

Высокий

3

Г. Т. Р.

4

5

2

Средний

4

Ж. Ю. Т.

4

3

5

Низкий

5

И. П. Л.

3

6

2

Средний

6

К. С. П.

4

5

2

Средний

7

К. В. Н.

3

5

3

Средний

8

Л. М. Г.

3

3

5

Низкий

9

М. А. Р.

3

2

6

Низкий

10

О. А. Д.

3

4

5

Низкий

11

П. Ж. Е.

2

7

2

Средний

12

Ф. В. Ф.

2

3

6

Низкий

ПРИЛОЖЕНИЕ

Результаты анкетирования родителей

«Тест на выявление уровня коммуникативных навыков детей»

Цель: Изучение  уровня сформированности культуры поведения у детей  дома

Протокол №

Дата проведения:

Количество человек :

Ф.И.О.

Количество вариантов ответов

Уровень

Также была использована методика «Закончи историю» Р. Калининой. Целью исследования  является изучение представлений детей о нормах поведения. Детям предлагалось прослушать и закончить четыре ситуации (приложение Д). Исследование проводилось индивидуально.

По сумме баллов оценивался уровень сформированности представлений детей  о нормах поведения:

Высокий уровень - 15-16 баллов;

Средний уровень - 10-14 баллов;

Низкий уровень - 5- 9 баллов;

Очень низкий уровень - 4  балла.

Количество баллов зафиксировано в протоколе

Методика «Закончи историю» Р. М. Калининой

Цель: изучение осознания нравственных норм

1. У девочки из корзины на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал…Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?

 2. Кате на день рожденья мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой. Тогда Катя ответила… Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

 3. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие дети. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?». Тогда Петя ответил… Что сказал Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Критерии оценивания:

1 балл - ребенок не может оценить поступки детей.

2 балла – ребенок оценивает поведение детей как отрицательное или положительное, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку

4 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение и мотивирует свою оценку.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Результаты  диагностики «Закончи историю» Р. М. Калининой

Цель: изучение осознания нравственных норм

Протокол  №

Дата:

Количество детей:

ФИ

Количество баллов

Уровень развития моральных представлений

1

Абалкин Рома

7

         Низкий

2

Бердник Саша

10

Средний

3

Грибулина Люда

8

         Низкий

4

Журавлев Максим

7

         Низкий

5

Ильин Влад

5

       Очень низкий

6

Кондратюк Соня

6

         Низкий

7

Кура Ильяс

7

         Низкий

8

Лепа Поля

10

Средний

9

Максимов Олег

10

Средний

10

Осик Яна

5

       Очень низкий

11

Прошкина Оля

11

Средний

12

Фоменко Валя

10

Средний


Фамилия

Имя

Количество баллов

Уровень развития моральных представлений

Практический материал для работы с детьми по формированию культуры поведения

Правила поведения дошкольника

Правила культуры общения

  • Пользуйся словами вежливого обращения: «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Извините», «Спасибо», «Благодарю», «Разрешите войти» и др.
  • Будь приветлив и вежлив со всеми взрослыми.
  • Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.
  • На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе особого внимания. Не ешь во время спектакля, демонстрации кинофильма.
  • Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседнику.
  • Умей выслушать товарища, не перебивая.
  • С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай взрослым, не шуми, не капризничай.
  • Уступай в транспорте место взрослым и малышам.
  • Подай стул или уступи место вошедшему взрослому.
  • Подними и вежливо подай оброненный кем-то предмет (карандаш, варежку и т.д.)
  • Мальчикам: пропускай вперед девочек в транспорт. В помещение.
  • Помоги малышу или сверстнику надеть пальто, застегнуться, повязать шарф.
  • Делись с товарищами игрушками, книгами, играй дружно.
  • Умей признать, что был неправ.
  • Старайся уступить товарищу в споре, игре, помочь ему договориться с ним.


Беседа «Зачем нужны правила»

Цель: развивать у детей понимание необходимости законов (правил) общения, желание их узнавать и выполнять.

Словарь: самооценка, правила.

Воспитатель: Вы все помните игру «Хитрая лиса?» Какие в ней правила? Зачем они нужны? А если играть без правил?

        Зачем нужны правила за столом? Если человек не знает правил, он сможет есть? А выглядеть, как при этом будет?

        Где еще люди соблюдают правила? (В транспорте) Зачем? (При знакомстве) Зачем? (На улице)

        Давайте посмотрим, что происходит, если нарушается правило. (Показываю макет: дорогу, тротуар, машины, человечков. Проигрывает ситуацию порядка, затем нарушение правила поведения на дороге.)

        Кто придумал правила? Люди.

        Например, когда людей собирается много, они разговаривают по очереди, чтобы было слышно каждого. Послушайте, я сейчас произнесу слова: «правильно», «правило», «править». Чем они похожи?

        Когда мы говорим «правильно», что имеем в виду?

        Готов к школе, если знаешь много правил – легче привыкнуть, легче с учениками и учителями.

        Люди по-разному поступают и действуют. Мы должны уметь оценить поступки других, но можем оценить и себя. Например, «я поступил хорошо, когда уступил место» - это и будет самооценка (сам себя оценил). «Я сделал правильно» (т.е. по правилам).

        Вспомните случаи, когда вы сами понимали, что так делать нельзя. Когда и что нельзя? Почему?

        Очень важно на вопрос «почему я так делаю» отвечать: «Я это делаю потому, что…» или «Я не делаю, потому что…»

        Вы бы что выбрали: жить по правилам? Жить без правил? Почему?

                                

Беседа на тему «Умнее тот, кто уступает»

Цель: учить детей связно рассказывать из опыта, учить  правильно вести себя во всех случаях жизни. Воспитывать чувство уважения у своим товарищам, умение уступать друг другу, поступиться со своим желанием в пользу товарища.

Предварительная работа: проведение беседы: «Кто твой друг и  почему», знакомство со смыслом поговорки «Умение тот, кто уступает», чтение произведений о дружбе.

Словарная работа: объяснить слово «обоюдно».

Ход беседы: в начале занятия предложить детям послушать рассказ  «Однажды поссорились Вова с Андрюшей». Лица у них раскраснелись, стали некрасивыми. Вова тянул к себе стул, Андрюша к себе. Они громко кричали «Отдай, это я первый взял»,  «Это мой стул».

Напрасно воспитательница пыталась помирить их и успокоить. Они так

рассердились, что ничего не слышали. Еще бы немного и стул разломился на части. Но вдруг Вова что-то вспомнил. Лицо его посветлело, засияло от улыбки. «Бери этот стул, - сказал он, - а я принесу себе  другой» И стало его лицо таким добрым, таким красивым, что все дети замолчали и посмотрели на него.

Вопросы к детям: Как вы думаете, что вспомнил Вова?

Все ли в нашей группе умеют уступать друг другу?

Рассказать случаи, когда дети не уступали друг другу.

В заключении сказать, что уступать нужно обоюдно, т.е. каждому, а не всегда  одному. Нужно считаться с желанием своего товарища, особенно когда ему  хочется что-то очень, а он уступит тебе в следующий раз.

Занятие «Волшебные слова»

Цель: Занятие учит детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствии и благодарности, способствует преодолению застенчивости и скованности детей.

Дидактический материал – шапочки – маски животных и их детенышей, большой плюшевый медведь.

        Ход занятия. Перед входом в комнату стоит педагог с большим плюшевым медведем. Чтобы войти в комнату, каждый должен поздороваться с мишкой по – своему: кто-то говорит одну фразу, с жестами, кто-то с поклонами, с разной интонацией, по-разному обращаясь к игрушке.

        После всех приветствий педагог спрашивает:

- Как вы думаете, как чувствует себя мишка? Почему? (Ему хорошо. Он радуется и улыбается всем, потому что он увидел, как мы внимательны к нему, любим его, он у нас не чужой.)

        Педагог. Давайте и мы все улыбнемся мишке и друг другу. (Дети встают в два круга, лицом друг к другу.)

Педагог. Что вы чувствуете сейчас? А почему? Потому что мы все сейчас стали маленькими волшебниками и сказали свои волшебные слова. Какие это слова?

        Дети. Здравствуйте, доброе утро…

        Педагог. А сейчас мы их еще поищем.

Разыгрываются две сценки:

  1. Сидит девочка, к ней подходит мальчик и говорит: «Здравствуй».
  2. К девочке подходит второй мальчик и говорит: «Здравствуй, Таня».

- Какое приветствие вам больше понравилось? Улучшает настроение?

- Оказывается, наши имена - тоже настоящие волшебные слова. А почему? (Обращаются именно к тебе, тебя помнят.)

        Игра. Все встают в круг. В центр круга просят выйти ребенка (застенчивого, с заниженной самооценкой.)

- Давайте все поздороваемся с ним, улыбнемся ему, назовем его по имени.

- Что ты чувствуешь сейчас?

- Но здороваются не только люди. А как же здороваются животные?

        Педагог разбивает детей на пары, дает им маски-шапочки животных. Дети изображают перед всеми, как здороваются животные. Обращает внимание на интонацию, мимику, жесты.

– При приветствии можно сказать не только «Здравствуйте» и назвать человека по имени. Вы шли в детский сад утром, и увидели тетю Машу, которая вам расчистила дорожку от снега.

        Разыгрывается сценка «Тетя Маша» (кто-то из детей по желанию, имитирует чистку снега.)

- Что можно сказать? Подвести детей к варианту приветствия «Здравствуйте, тетя маша!» Как хорошо вы расчистили дорожку. Спасибо Вам!

- Что чувствует тетя Маша?

- Но ведь вы и друг с другом можете поздороваться так же. Давайте попробуем.

        Все встают в круг. По очереди каждый встает в центр, и дети говорят друг другу приветствия типа: «Здравствуй, Вова! Как аккуратно ты сегодня причесан». Необходимо найти у каждого ребенка что-нибудь хорошее.

Беседа «Что значит быть вежливым»

Психолог: Все мамы хотят, чтобы их дети были вежливыми. Кто из вас может объяснить, что значит быть вежливым? (Слушают ответы детей). Как вы думаете можно ли считать вежливым мальчика, о котором это стихотворение? Психолог с выражением читает стихотворение С. Погорельского:

Вот кто вежливость у нас

Проявлял на деле

Он в полночный тихий час

Поднял мать с постели.

-Что с тобой? - вскочила мать.

-Заболел, сыночек?..

- Я забыл тебе сказать:

Мама, доброй ночи!

Психолог: Почему вежливость мальчика оказалась неуместной? (Заслушивают и анализируют ответы детей). Сейчас я вас познакомлю с другим мальчиком. Хотели бы вы с ним дружить? Психолог читает детям другое стихотворение С. Маршака:

Знал одного ребенка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребенку воспитание.

Был вежлив мальчик,

Но право, очень мил.

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил:

«Спасибо!» - говорил.

Психолог: Хотите, вы, ребята, дружить с этим малышом? Почему же никто не хочет дружить с ним? Выслушав ответы детей, психолог подводит итог строками из стихотворения:

Нет ежели вы вежливы,

То вы благодарите.

Но мячика у мальчика

Без спросу не берите!

Психолог: Говорить вежливые слова, конечно  нужно всегда, но для воспитанного человека этого мало. Я знаю одного ослика, который знал много вежливых слов. Вот послушайте стихотворение И. Пивоваровой:

Был ослик очень вежливый,

Воспитанный он был,

Всем улыбался, кланялся

И «здравствуй» говорил.

Потом он отходил на шаг

И говорил:

Тюлень — тюфяк,

А заяц-трус,

А лев-дурак.

А слон - обжора и толстяк...

Психолог: Как вы думаете, ребята, можно ли назвать ослика вежливым? Правильно дети, ослик поступал плохо:

Ни разу доброго словца

Он не сказал не про кого.

-И я прошу тебя, дружок,

Не будь похожим на него!

Психолог: Вежливый, воспитанный ребенок всегда старается сделать приятное другим людям, помочь им, умеет вести себя культурно в присутствии взрослых. Дети слушают стихотворение С. Маршака:

Ежели вы вежливы                                    И помощь ей предложите

И к совести не глухи.                                 Без просьбы — то есть сами.

Вы место без протеста                              И ежели вы вежливы.

Уступите старухе.                                      То в разговоре с тетей

Ежели вы вежливы                                    И с дедушкой и с бабушкой

В душе, а не для виду.                               Вы их не перебьете.

В троллейбус вы поможете                       И ежели вы вежливы, тому,

Взобраться инвалиду.                                Кто послабее,

А ежели вы вежливы.                                Вы будете защитником.

Поможете вы маме                                    Пред       сильным       не       робея,

3, Заключительная часть. О чем говорили на занятии? Что понравилось больше всего? Подводится итог занятия.

Уроки вежливости

        Основной прием уроков вежливости – проигрывание положительных поступков в специально подготовительной обстановке.

Урок первый

        Для уроков я использовала куклу и назвала ее фея вежливости. Первый раз дети любовались сказочной куклой. С помощью феи выяснили, кого называют вежливыми, вспомнили такие слова, как спасибо, пожалуйста, до свидания. Фея играла с детьми, проверяла, как они в общении друг с другом или с ней используют эти слова.

        Затем фея раздавала некоторым детям игрушки. И если ребенок не говорил спасибо, выясняла, хочет ли он с ней дружить и играть, и учила благодарить за предложенную игрушку.

        Другим детям кукла предлагала попросить у нее понравившуюся игрушку, упражняя и закрепляя выражение «Дай, пожалуйста».

Урок второй

        У детей не воспитана привычка, смотреть на собеседника во время разговора. Это особенно заметно, когда ребенок обращается к воспитателю с просьбой об игрушке или с жалобой на товарища. Причем первую часть фразы дети, как правило, произносят, смотря в глаза воспитателю, а затем отворачиваются и показывают на нужную игрушку или на обидчика.

        Я снова использовала на этом уроке фею вежливости.

Фея: Сегодня я видела, как мальчик спросил у Н. В. Машину. Хотите, покажу, как он это сделал?

        На ширме появляются две пальчиковые куклы, которые разыгрывают сценку обращения ребенка к взрослому. Кукла пальчик говорит торопливо, и дети успевают понять конец фразы.

        Фея обсуждает с детьми эпизод.

Фея: Не понравился мне этот мальчик. А вам? Что же невежливого было в его разговоре? Кто из вас научил мальчика красиво, правильно, вежливо общаться с просьбой? Почему нужно смотреть на этого человека, с которым разговариваешь? Почему нельзя поворачиваться спиной во время разговора? Правильно, не слышно, не понятно о чем говоришь.

        Фея предлагает двум детям разыграть аналогичную ситуацию (без кукол).

        В дальнейшем, если дети забывают это правило, я вношу фею вежливости и напоминаю ее слова, или сама так повторяю вопрос ребенка, чтобы он понял свою ошибку и обратился вежливо.

Урок третий

        Некоторые дети, обращаясь к товарищам и даже к воспитателю, не называют имени того, к кому обращаются. Чтобы показать эту ошибку, я собрала детей в кружок и, смотря сразу на троих ребят, сказала: «Дай мне твой платок». Свои платочки протянули Сережа, Оля, Саша.

        «Сережа, удивляюсь я, зачем ты даешь мне платок, я ведь тебя не просила? И тебя, Оля, не просила». Таким образом, я напомнила детям о правиле вежливости, подчеркнула: если обращаешься без имени, то не только не понятно, кому предназначены твои слова, но и не вежливо.

        Дети хорошо усвоили: надо всегда обращаться ко всем знакомым по имени. Я постоянно контролировала поведение детей. В дальнейшем они сами напоминали товарищу, забывшему правило вежливости, как надо обращаться друг к другу.

Урок четвертый

        Поводом к этому уроку послужило неумение детей уступить дорогу встречному. Я предложила ребятам разыграть следующую ситуацию. Один из детей изображает бабушку, другой – ее внука. В узкую дверь, сделанную из кубиков, навстречу друг другу идут бабушка с внуком и двое ребят. Дети торопятся, стараясь скорее протиснуться в дверь. Остальные наблюдают за игрой и отвечают на мои вопросы о культуре поведения в данной ситуации. Все ребята делают правильный вывод: пожилым и больным людям, маленьким детям, людям с тяжелыми и большими сумками нужно уступать дорогу.

        Когда эту же ситуацию обыгрывала другая группа детей, они пропустили бабушку и внука, но сделали это молча, а сами остановились в проходе. Создавая неудобства для проходящих. Снова возник разговор о вежливости. В итоге следующая группа играющих действовала правильно.

        Эту ситуацию мы проигрывали несколько раз в течение месяца, но вместо роли бабушки вводили роль нашей нянечки с ведром, или женщины с тяжелыми сумками, или просто чей-то мамы.

Урок пятый

        В группе часто возникают неожиданные случайности из-за невнимания, неловкости. Например, один ребенок нечаянно толкнул другого, наступит на ногу и, как правило, происходит, ссора начинаются жалобы. Совет воспитателя не ссориться, извиниться перед товарищем часто не воспринимается ребенком. А созданная игровая ситуация помогает задуматься над происшедшим, учит сознательно употреблять слова: извините, пожалуйста.

        Я использовала разнообразные ситуации, например, идя к столу, нечаянно задевала кого-либо из детей, или предлагала ребенку принести сачок, а когда он направлялся в мою сторону, просила его повернуть обратно. Ребенок задевал сачком кого-то из детей, сам того не желая. Я рассказала, что извиниться в таком случае не значит просить прощения за плохой поступок, а наоборот, показать себя вежливым и объяснить, что так произошло случайно, не со зла.

Урок шестой

        Между детьми часто возникает ссора из-за неумения, нежелания уступить друг другу игрушку. Начинается возня, борьба, побеждает тот, кто сильнее, а обиженный ребенок либо жалуется воспитателю, либо начинает плакать, либо отходит в сторону, затаив обиду.

        Однажды, я повторила подобную ситуацию с помощью кукол.

        «Это мой мяч, я его первая увидела», - кричала одна кукла.

        «Нет, мой, я его первая взяла», - Кричала другая. И они начали вырывать мяч драг у друга.

        Тогда я стала стыдить кукол:

        «Как нехорошо ссориться. Так воспитанные, вежливые куклы не поступают. Вы не знаете, как нужно поступить? Так поучитесь, посмотрите, как вежливо поступают наши дети, когда одновременно берутся за одну игрушку. Кто, ребята, научит наших кукол?»

        Аня и Света, одновременно взявшись за мяч, стали уступать его друг другу.

        Слава и Леня нашли другой способ применения. «Давай играть вместе», - сказал Слава, и мальчики начали бросать мяч друг другу.

        Зачем я предложила двум детям продолжить разыгранную мной ситуацию с куклами, предварительно спросив у кукол, поняли они, как нужно поступать.

        Через несколько дней эту же ситуацию дети повторяли с другими игрушками.

        Последующие уроки с данной тематикой шли условным названием «Оживление картинки». Для этого я использовала парные карточки из настольно-печатной игры «Так и не так».

        Игру проводила по группам в 2-4 человека и со всей группой одновременно.

        Вот примерное содержание пары картинок. На одной из них нарисован мальчик, идущий по улице и бросающий на землю фантики от конфет. На втором – этот же мальчик бросает фантик в урну.

        Я предложила оживить картинки двум мальчикам, внимательно рассмотрев их, они должны были точно повторить изображенные действия. Сначала «оживили» картинку, где мальчик разбрасывает картинки. Дети – зрители сразу определили, что так поступать нельзя. Затем «оживили» вторую картинку. В заключение дети еще раз рассмотрели картинки и проанализировали их.

        Игра имела несколько вариантов.

        Первый вариант. Каждая пара играющих детей получает две картинки, и договаривается, кто какую будет обыгрывать.

        Дети – зрители тоже рассматривают парные картинки, чтобы иметь возможность сравнить изображено с драматизацией и, охарактеризовать действия исполнителей.

        На первых уроках дети односложно характеризовали «ожившие» картинки: «плохо-хорошо», «правильно-неправильно». Но постепенно они научились объяснять, чем или иной поступок им неприятен, пользовались словами «вежливый», «внимательный», «заботливый» и др.

        Второй вариант. Я показывала детям только ту картину, где был изображен отрицательный поступок, предлагала желающим «оживить» противоположный, положительный поступок. И только после этого показывают вторую картинку.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной группе
Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо»

Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие.

Цель: Разобрать с детьми понятия «плохие» и «хорошие» поступки, закрепить знания о своих, чужих вещах.

Задачи.

Обучающая:

  • закреплять с детьми положительные и отрицательные поступки, а также анализировать их;
  • правильно оценивать собственное поведение и поведение других;
  • вызвать желание совершать добрые поступки.

Развивающая:

  • развивать способность анализировать поступки героев из прочитанного материала, коммуникативные навыки, познавательный интерес.

Воспитывающая:

  • воспитывать дружеское, толерантное отношение друг к другу;
  • научить использовать честность в повседневной жизни.

Материалы и пособия:

  • демонстрационный материал – картинки с изображением хороших и плохих поступков;
  • книга "Что такое хорошо, что такое плохо" – В. Маяковский; отрывок из рассказа Л.Т. Толстого «Косточка»;
  • фланелеграф (2 шт.);
  • материал для игры: «Береги предмет».

Методы и приемы: чтение стихотворения, рассказа, вопросы к детям, игра, указание, поощрение, наблюдение за деятельностью детей, помощь, совместная деятельность и сотворчество.

 

Содержание деятельности:

1. Организационные моменты.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Вы все уже стали большими скоро пойдете в школу, наверное, очень много знаете. Пришла к вам в гости, чтоб вы мне помогли разобраться какие могут быть поступки.

2. Основная часть.

Продолжает беседу. Я очень люблю читать книги и мне тут попалась вот такая книжка - "Что такое хорошо, что такое плохо" (прочитать стихотворение). Давайте ребята разберём с вами, что такое – хорошо и плохо?

(Дети высказывают свое мнение.)

Я вам принесла различные картинки, определите, где хорошие поступки, а где плохие. На двух мольбертах будем выкладывать картинки. На первый мольберт – прикрепим изображения хороших поступков, которыми можно гордиться, на втором – картинки с плохими поступками, которые мы не одобряем.

Дети садятся в круг, перед ними раскладываются картинки с изображением хороших и плохих поступков. По очереди, показывая картинки – дети с педагогом обсуждают, почему, та или иная картинка, относиться к хорошей или плохой. После обсуждения картинки прикрепляются к мольберту.

Какие вы все молодцы!

Физкультминутка: А теперь мы с вами немного отдохнём и поиграем.

ИГРА - Угадай, чей голосок?

Водящий стоит в кругу с завязанными глазами. Дети движутся по кругу и поют: «Вот построили мы круг, повернёмся рядом вдруг, а как скажем: «скок, скок, скок! Угадай, чей голосок?»

Слова «Скок, скок, скок!» произносит один из играющих, назначенный ведущим. Водящий должен угадать, кто произнёс слова. Если он угадает, становится в общий круг, а в центре круга становится тот, чей голосок угадали. Если нет – продолжает водить.

Хорошо, молодцы! Дети садятся на стулья. Давайте посмотрим на наши картинки. Здесь есть картинки не такие как все (на мольберте с плохими поступками присутствуют 3 картинки с изображением детского воровства).

Что на них изображено? (Дети отвечают.)

Как вы думаете: Что значит воровать?

Подводя итог с детьми проговариваем, что брать чужие вещи без разрешения нельзя, это плохо.

Вот у меня еще одна интересная, послушайте я вам прочитаю из нее отрывок: Чтение отрывка из рассказа Л.Н. Толстого «Косточка».

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось их съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать посчитала сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, нехорошо; не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Задаем вопросы детям для анализа:

1. Что сделал Ваня?

2. Это хороший поступок или нет?

Как вы думаете, какое настроение бывает у человека, если он видит плохой поступок? А когда совершает доброе, правильное дело? На хорошие картинки - прикрепляется радостный смайлик, а на плохие - грустный смайлик.

А теперь давайте с вами поиграем.

ИГРА – «Береги предмет».

Дети (охранники) становятся в круг. У ног каждого ребенка лежит игрушка. Ведущий ребенок (вор) находится в кругу. Объясняя детям правила игры, проговариваем, что в центре стоит ведущий, так как слово «вор» не красивое и поступки, которые совершает вор - плохие, поэтому подразумеваем под словом вор – «ведущий». Педагог включает музыку. В это время дети двигаются по кругу друг за другом, а ведущий в противоположную сторону. Педагог останавливает звучание музыки, в это время дети забирают лежащую рядом с ними игрушку, а ведущий (вор) старается опередить детей и забрать предмет. Ведущие меняются.

Хорошо, молодцы! Дети садятся на стулья.

Давайте разберем с Вами, если вдруг все - таки Вы взяли без разрешения чужую вещь. Что необходимо сделать.

Дети высказывают свои версии ответов на вопрос педагога. Воспитатель обобщает ответы. Необходимо подвести детей, что если взяли чужую вещь без разрешения, необходимо вернуть владельцу, извиниться.

1. Чужие вещи без разрешения брать нельзя.

2. Если понравилась какая-либо вещь (игрушка, книга и др.), то необходимо попросить разрешение у хозяина посмотреть ее или поиграть с нею.

3. Взял без разрешения — честно сознайся в этом, попроси прощения.

 

3. Заключительная часть.

Педагог подводит с детьми итог:

Дети отвечают на следующие вопросы педагога:

— О чем мы говорили сегодня?

— Что вы запомнили? Почему нельзя воровать?

— А что делать, если случайно взял чужое?

 Конспект занятия по теме: «Зачем нужны правила!» (воспитание навыков общения и взаимодействия)

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Здоровье».

Цель: Закреплять представление детей о правилах культурного поведения и общения.

Задачи:

Образовательные: формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость, отзывчивость.

Закрепление знаний дошкольников о правилах культуры поведения и культуры общения.

Развивающие: развитие адекватной оценочной деятельности дошкольников, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, умение оценивать положительные и отрицательные поступки.

Речевые: развитие связной речи, обогащение словаря детей: эмоции, комплимент.

Воспитательные: воспитание взаимоуважения, вежливого обращения, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.

Воспитание положительных черт характера: доброта, забота, внимание, вежливость.

Демонстрационный материал: мультфильм Смешарики «Подвиг».

Иллюстрации солнышко с лучиками, чум, карточки с изображением эмоций, полянка с тучкой, полянка со снежинками.

Раздаточный материал: картинки с хорошими и плохими поступками, альбомный лист, краски, цветные карандаши для рисования, клубочек, смайлики.

Методические приёмы: Игра-приветствие, стихи про вежливые слова, рассказывание ненецкой народной сказки «Кукушка», беседа по сказке, физкультминутка, игровая ситуация, инсценировка, продуктивная деятельность детей, игровая ситуация, анализ, подведение итогов.

Ход НОД

Воспитатель: Доброе утро, ребята!

Все скорее встаньте в круг,

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята, я для вас приготовила мультфильм, хотите посмотреть? Да, тогда присаживайтесь.

Дети вместе с воспитателем смотрят мультфильм Смешарики «Подвиг».

Воспитатель: Ребята, о чём этот мультфильм? (о хорошем, добром поступке, который совершил Крош).

Воспитатель: Что такое хорошие поступки? (это когда помогаешь другим в какой-либо сложной ситуации, помогаешь друзьям и окружающим).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что такое вежливые слова? (это добрые, хорошие слова, которые люди говорят друг другу).

Воспитатель: А для чего они нужны? (для общения друг с другом).

Воспитатель: Хотите отправиться в путешествие в страну вежливых слов и хороших поступков? Да.

(На мольберте появляется желтый круг - солнышко без лучиков).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это такое на небе?

Дети: Это солнышко.

Воспитатель: Чего не хватает нашему солнышку?

Дети: Лучиков.

Воспитатель: А чтобы они появились, давайте с вами вспомним стихи о вежливых словах и расскажем их для нашего солнышка.

Дети:

Вот проснулись утром зайки,

Чистят зубы на лужайке,

Увидали двух котят:

"С добрым утром"- говорят  (появляется первый лучик)

Мишка тихо просит пчёлку:

"Убери свою иголку,

Дай, пожалуйста, мне мёду.

Но чуть-чуть, не всю колоду!"   (появляется второй лучик)

"Простите, пожалуйста,-

Просит котёнок,-

Я сегодня измазался, 

Как поросёнок.   (появляется третий лучик)

Мишка в гости к нам пришёл,

Вытер лапы, в дом зашёл,

Громко "здравствуйте" сказал,

Всем здоровья пожелал       (появляется четвёртый лучик)

Ел я кашу, пил компот,

Стал огромным мой живот.

Говорю я поварам:

"За обед спасибо вам!"        (появляется пятый лучик)

Тихий вечер наступает.

Надо лечь в кровать и спать.

Не забыл зайчишка умный

"Доброй ночи" всем сказать    (появляется шестой лучик)

Воспитатель:

Слова чудеснейшие эти,

Услышать каждый очень рад. 

Добреют взрослые и дети,

И улыбнуться вам спешат.

Воспитатель (вывешивает иллюстрацию с изображением чума): Ребята, посмотрите, а что это такое?

Дети: Это чум.

Воспитатель: Кто живет в чуме?

Дети: Ханты, ненцы.

Воспитатель: Хотите, я вам расскажу ненецкую народную сказку «Кукушка»?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда слушайте.

(Воспитатель рассказывает сказку «Кукушка»).

Жила на земле бедная женщина, и было у неё четверо детей, не слушались они  маму, только и знали, что гуляли и играли целыми днями, а мама всё делала сама, и рыбу ловила, и одежду сушила и за детьми прибирала, детки ей не помогали, и она тяжело заболела. Лежит мама в чуме, захотелось ей водички, не раз она просила деток принести воды, но не слышали её. Наконец старшему сыну захотелось поесть, заглянул он в чум, видит, мама малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась, вместо рук крылья выросли, обернулась мама птицей и улетела из чума. Тут побежали дети за матерью, и кричат ей - мама, мы тебе водички принесли! Ку-ку, ку-ку! Поздно сынок, я не вернусь. Так дети бежали за мамой много дней и ночей, по камням и болотам, все ноги себе в кровь изранили, где бегут, там красный след остаётся.

Навсегда бросила детей мать-кукушка, и с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.

Воспитатель: Ребята, почему мама оставила своих детей?

Дети: Потому что они не заботились о маме, когда она болела.

Воспитатель: Как вы думаете, что чувствовала мама, когда болела? Какое у нее было настроение?

Дети: Мама грустила, огорчалась, ей было обидно.

Воспитатель: Ребята, а как себя нужно вести, чтобы наши родные не огорчались и всегда оставались бы с вами?

Дети: Нужно слушаться, заботиться, помогать родным и близким.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие чувства могут вызывать наши поступки?

(Воспитатель показывает детям карточки с изображениями эмоций, а дети называют их).

Дети: Радость, огорчение, удивление, злость, гнев, страх.

Все эти схемы изображают эмоции человека.

Воспитатель: Ребята, что у вас может вызвать радость?

Дети: Когда меня похвалили, получил подарок, встретился с другом, сыграл в интересную игру и выиграл.

Воспитатель: А что у вас вызывает огорчение?

Дети: Когда поругали, поссорился с другом, подрался.

Воспитатель:  А вы любить танцевать? Да.

Воспитатель:  Когда люди танцуют, какое у них настроение?

Дети: Радостное, весёлое, игривое.

Воспитатель: Давайте с вами потанцуем, вставайте в круг.

Физкультминутка «Добрый день!»

Встало солнце рано-рано, добрый день, добрый день!

Пляшут волны океана, добрый день, добрый день!

Поднимается пшеница, добрый день, добрый день!

И поют задорно птицы, добрый день, добрый день!

Улыбаются озёра, добрый день, добрый день!

С высоты кивают горы, добрый день, добрый день!

Просыпайся, поднимайся, добрый день, добрый день!

Всему свету улыбайся, добрый день, добрый день!

Воспитатель удивляется: Посмотрите, какой чудесный сундучок. Интересно, что же в этом сундучке? Давайте, посмотрим? (В сундучке картинки).

Воспитатель: Перед нами две полянки: одна – со снежинками, другая – с тучкой. Сейчас я каждому раздам картинку, вы посмотрите и подумаете, хороший это поступок или плохой. Хорошие поступки мы поместим на полянку со снежинками, а плохие - на тучку. Договорились? (Да)

(Дети получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков, помещают их на полянки и объясняют свой выбор).

Воспитатель: Что изображено на этой картинке?

Дети: На картинке мальчик дразнит девочку.

Воспитатель: Это хороший или плохой поступок? Почему?

Дети: Это плохой поступок, так как дразнить и обзывать ребят плохо.

Воспитатель: Что чувствует девочка в этот момент?

Дети: Девочка расстроилась, она огорчена, обижена.

Воспитатель: А на этой картинке что изображено?

Дети: На этой картинке мальчик уступает место дедушке.

Воспитатель: Это хороший или плохой поступок? Почему?

Дети: Это хороший поступок, так как старшим нужно уступать место и во всём помогать.

Воспитатель: Что чувствует дедушка в этот момент?

Дети: В этот момент дедушка радуется, восхищается мальчиком.

Воспитатель: Наши поступки могут испортить или наоборот улучшить настроение окружающих нас людей.

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в театр и посмотрим спектакль.

(Дети показывают сценку встречи двух подруг).

- Привет, Даша.

- Привет, Лизка.

- Даша, почему ты меня так называешь?

- Что такого? Я ещё про тебя стишок сочинила. Лизка – миска, вышла на лужок.

- Мне не нравится такое стихотворение.

- Почему это оно тебе не нравится? Очень даже смешное.

- Вот поэтому и не нравится. Это не стих, а какая – то дразнилка. Я не хочу слушать тебя.

- Ну и не надо, подумаешь, стихи ей мои не понравились.

- Я ухожу, до свидания.

- Пока, пока. Лизка-миска.

Воспитатель: Ребята, почему между девочками произошла ссора?

Дети: Ссора произошла, потому что одна девочка обозвала другую, грубо называла её.

Воспитатель: Можно ли давать другим обидные прозвища? (нет)

Воспитатель: Почему?

Дети: Это может расстроить, обидеть нас.

Воспитатель: Можно ли исправить эту ситуацию? Да.

Воспитатель:  Как?  

Дети: Нужно называть друзей и товарищей по имени.

Воспитатель: К человеку нужно всегда обращаться по имени, называть грубыми словами, дразнить – это очень некрасиво и может обидеть любого из ваших друзей.

Воспитатель: Ребята, поднимите руку у кого есть друзья.

Как много у вас друзей, давайте их порадуем, и приготовим для них подарки – нарисуем рисунки.

Воспитатель: Как вы думаете, что можно нарисовать для друга?

Дети: Цветы, шарики, солнышко, радугу, бабочку, куколку, машину.

Воспитатель: Подходите к столу, присаживайтесь и начинайте рисовать.

(Дети рисуют подарки для друзей).

Воспитатель: Дарите подарки своим друзьям и говорите им комплименты.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете пословицы о дружбе? Да.

Воспитатель: Давайте с вами вспомним и назовём эти пословицы.

(Дети называют пословицы о дружбе).

Человек без друзей, что дерево без корней.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Не бросай друга в беде.

Добрые слова – дороже богатства.

Старый друг лучше новых двух.

Помогай другу везде, не оставляй его в беде.

Доброе слово и кошке приятно.

Друг за друга держаться – ничего не бояться.

Друзья познаются в беде.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Воспитатель: Ребята, а что означает пословица «Без друга в жизни туго»?

Дети: Это значит, что должны быть друзья, с которыми ты будешь дружить, общаться.

Воспитатель: Ребята, а какими качествами, чертами характера должен обладать настоящий друг?

Дети: Он должен быть верным, честным, добрым; чтобы мог прийти на помощь в любую минуту; должен быть рядом и в радости и в горе.

Воспитатель: Ребята, а вы любите играть со своими друзьями? Да.

Воспитатель: Тогда давайте с вами поиграем, вставайте в круг.

Игра «Клубочек!»

У меня в руках волшебный клубочек, мы его будем передавать из рук в руки по кругу, обращаясь, друг к другу ласковым именем (дети передают клубочек, называют соседа ласковым именем).

Воспитатель: Эта ниточка нас объединяет, потому что все мы вежливые и доброжелательные.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые бусинки. Возьмите по одной бусинке, и нанизывая их на ниточку, скажите, о чём мы сегодня говорили?

(Дети нанизывают бусины на ниточку).

Дети:  Вспомнили стихи о вежливых словах, поговорили об эмоциях, повторили пословицы о дружбе, говорили о вежливости, доброте, хороших поступках и хорошем поведении. 

Воспитатель: Какие чудесные бусы получились у нас. Посмотрите, как плотно прилегают бусинки друг к другу, как будто они дружны между собой. Я хочу, чтобы вы в группе были сплочённые и дружные, и соблюдали правила хорошего поведения.

Воспитатель: Я приготовила вам сюрприз - смайлики. Если вам было что-то непонятно или трудно, выберете грустинку. Ну, а если вам сегодня понравилось, и было интересно - выберете улыбку.

(Если ребенок выбрал грустное лицо, то…)

Воспитатель: А почему ты выбрал грустинку?

Ответ ребенка.

Воспитатель: Не расстраивайся, немного позже я помогу тебе…

Воспитатель: Смайлики с улыбочкой заберите домой, и расскажите родителям, о чём мы сегодня говорили в детском саду.

Воспитатель: Спасибо вам за общение. Всего доброго и пусть эти смайлики подарят вам радость и хорошее настроение.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Будь вежливым и добрым»

Цель: Формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что называется культурой общения.

Задачи:

  • Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
  • Закрепить у воспитанников полученные знания о культуре поведения, общения друг с другом; воспитывать доброту, отзывчивость, вежливость.
  • Способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей в группе, сплочению детского коллектива.
  • Способствовать развитию у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, сопереживание;
  • Развивать связную речь, фантазию, творческие способности, внимание и координацию движений.
  • Воспитывать положительное отношение к выполнению правил и норм культуры поведения, умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.

Предварительная работа:

Беседы о правилах поведения в детском саду, за столом, на участке; чтение стихов, рассказов о культуре поведения и общения детей Константина Дмитриевича Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно»; рассматривание иллюстраций, слушание песен о дружбе; организация и проведение с детьми подвижных игр, игр имитаций. Карточки с загадками. Выставка книг Б.Заходер «Очень вежливый индюк». В. Осеевой «Волшебные слова». С.Я. Маршак «Урок вежливости».

Материалы и оборудование: Мультимедийное оборудование, диск, мольберт, фишки четырех цветов, загадки, бумага белая, картинки правил поведения, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры, краски, кисть, цветная бумага, салфетки.

Примерный ход:

Воспитатель с детьми входят в музыкальный зал, звучит музыка песенка о дружбе, на столике лежит диск. Дети останавливаются, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята посмотрите, что у меня в руках?

Ответы детей

Воспитатель: Верно, это диск для детей подготовительной группы «Аленький цветочек» Давайте посмотрим, что там на диске.

Просмотр видео, обращение ребят младшей группы к ребятам постарше с просьбой научить их быть дружными, вежливыми, культурными и внимательными.

Воспитатель: Что ребята поможем?

Дети: Ответы.

Составляем на мольберте план-схему

Воспитатель: Чтобы стать дружным нужно, что соблюдать?

Дети: Ответы (правила поведения в детском саду).

Воспитатель: Какие это правила?

Дети: Ответы

Воспитатель: А вы - дружные ребята? (да) А почему вы так думаете? (потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга) А с чего начинается дружба? (с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов и т.д.) С чем можно сравнить крепкую дружбу? (с железом, камнем, цепью, канатом, замком, солнышком, песней и т.д.) А знаете пословицы о дружбе

Дети: Ответы.

Воспитатель: Как много вы знаете о дружбе, молодцы. А сейчас покажем, какие мы дружные. Подвижная игра «Друг к дружке».

В этой игре нужно делать всё очень быстро, внимательно слушать музыку.

Как только музыка закончиться я скажу «друг к дружке», вы должны найти себе партнёра и пожать ему руку, а дальше здороваться разными частями тела, например ухо к уху; нос к носу; лоб ко лбу; колено к колену; локоть к локтю; пятка к пятке; правая рука к правой руке; спина к спине; плечо к плечу.

(проиграть 3-4 раза, сесть на ковровые дорожки).

После игры подойти к мольберту и схематично отразить следующий момент

Воспитатель: Быть культурным, что необходимо соблюдать?

Дети: Ответы (правила поведения за столом)

Воспитатель: Какие правила?

Просмотр эпизода из мультфильма Лунтик и его друзья «Хорошие манеры»

Давайте поиграем в игру «Где мы были, не скажем, а что делали – покажем»

Цель игры: формировать умения выделять характерные черты какого-либо действия и изображать само действие через пантомиму.

Дети имитируют правила поведения за столом.

Воспитатель: А чтобы быть внимательным необходимо соблюдать правила безопасности на участке. Какие правила?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Ребята подумайте, в какую вы бы хотели игру сейчас поиграть?

Дети: Ответы.

П/и «Затейники». Цель: Развивать фантазию, ловкость, умение держать равновесие.

Ход игры: Выбирается водящий – затейник, который встает в центр круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо и влево, произнося:

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте! Дружно вместе

Сделаем вот так………..

Дети останавливаются, опускают руки; затейник показывает какие-нибудь движения, и все игроки должны его повторить.

Воспитатель: Что нужно знать, чтоб быть вежливым?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Молодцы! Поиграем в игру «Отгадай загадку». Послушайте правила игры. Каждый сейчас придумает загадку о вежливых словах, выходит и загадывает другим ребятам.

1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого …(Спасибо).

2.Зазеленеет старый пень, когда услышит…(Добрый день).

3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).

4.И во Франции, и в Дании на прощание говорят…(До свидания).

5.Говорить друзьям не лень, улыбаясь…(добрый день)

6.Друг другу на прощание мы скажем…(до свидания)

7.Друг друга не стоит винить, лучше скорее…(извинить).

8.До чего ж оно красиво слово доброе…(спасибо).

9.Когда виноваты, сказать спешите, прошу вас, пожалуйста…( извините).

10.Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(здравствуйте).

11.Когда нас бранят за шалости, говорим…(простите, пожалуйста)

Воспитатель: Ребята мы сейчас с вами вспомнили правила поведения, которые помогут ребятам младшей группы стать дружными, культурными, внимательными и вежливыми. Получите фишки. А как нам им об этом рассказать, сообщить?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Давайте оформим памятки правил поведения для ребят младшей группы. Как стать дружными, культурными, внимательными и вежливыми,

Объединитесь в компании по цвету ваших фишек, обсудите, друг с другом над какими вы бы хотели поработать правилами и садитесь за столы.

Дети самостоятельно оформляют памятки для ребят младшей группы. Звучит музыка о дружбе. Как только закончат работу по оформлению памяток предложить пальчиковую игру о дружбе «Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять (идут по столу указательными и средними пальчиками)

Бабу снежную лепили, («лепят» комочек двумя ладонями).

Птичек крошками кормили, («крошат» хлеб всеми пальчиками)

С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем по ладони)

А ещё в снегу валялись (ладошки кладут на стол то одной, то другой стороной).

Все в снегу домой пришли (отряхивают ладошки).

Пальчиковая игра «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(Пальцы рук соединяются ритмично в замок).

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук).

Раз, два, три, четыре, пять.

(Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев).

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

(Руки вниз, встряхнуть кистями).

Воспитатель: Каждая компания представляет свою памятку правил поведения.

Вместе читают стихотворение о дружбе

ПРО ДРУЖБУ

Юрий Энтин

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

Эти правила не сложны.

Их легко запомнить можно.

И для вас сейчас, ребята,

Мы раскроем их секрет.

Пусть девчонкам и мальчишкам

Помогает эта книжка

Научиться быть приятным,

Соблюдая ЭТИКЕТ!

Что ж такое этикет?

Кто-то знает, кто-то - нет.

Это ПРАВИЛА такие

ПОВЕДЕНИЯ.

Четыре волшебные слова –

ЭТИКЕТА основа.

Вы часто их говорите,

Звучат они очень красиво:

ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИЗВИНИТЕ,

ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО.

Известно с детства это всем:

«Когда я ем, я глух и нем».

А хоть словечко ЭТИКЕТ

Разрешит сказать иль нет?

Жуёшь – закрытым рот держи.

Проглоти – потом скажи.

Добрый день! — тебе сказали,

— Добрый день! — ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Воспитатель: Что вам понравилось, запомнилось на занятии? Почему? Что было интересным для вас? Испытывали ли вы трудности? В чем именно?

Предложить смайлики красного и синего цвета.

Пословицы и поговорки о добре и доброте

http://www.zanimatika.narod.ru/Ornament_list.gif

http://www.zanimatika.narod.ru/Sun_mini.gifВ добре жить хорошо.

http://www.zanimatika.narod.ru/Sun_mini.gifДобро творить – себя веселить.

http://www.zanimatika.narod.ru/Sun_mini.gifДелать добро спеши.

http://www.zanimatika.narod.ru/Sun_mini.gifДобро худо переможет.

http://www.zanimatika.narod.ru/Sun_mini.gifДоброе дело и в воде не тонет.

http://www.zanimatika.narod.ru/Sun_mini.gifДобра, что клада, ищут, а худо под рукой.

http://www.zanimatika.narod.ru/Sun_mini.gifДобро не умрёт, а зло пропадёт.

http://www.zanimatika.narod.ru/Sun_mini.gifДоброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

http://www.zanimatika.narod.ru/Sun_mini.gifДобрым делом не кори.

http://www.zanimatika.narod.ru/Sun_mini.gifДобрый скорее дело сделает, чем сердитый.

http://www.zanimatika.narod.ru/Sun_mini.gifДоброго чти, а злого не жалей.

http://www.zanimatika.narod.ru/Sun_mini.gifДобрые дела и после смерти живут.

http://www.zanimatika.narod.ru/Sun_mini.gifДоброе дело два века живёт.

http://www.zanimatika.narod.ru/Sun_mini.gifДобра желаешь – добро и делай.

http://www.zanimatika.narod.ru/Sun_mini.gifДобро поощряй, а зло порицай.

http://www.zanimatika.narod.ru/Sun_mini.gifДоброе дело без награды не остаётся.

http://www.zanimatika.narod.ru/Sun_mini.gifДоброе семя – добрый и восход.

http://www.zanimatika.narod.ru/Sun_mini.gifДобрые слова дороже богатств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения

Данное планирование помогает воспитателю развивать культуру поведения детей подготовительной группы....

Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения

В предлагаемом примерном планировании учтены те вопросы, которые вызывают наибольшие трудности в ходе воспитательно-образовательного процесса....

Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения у детей подготовительной к школе группы.

Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения у детей подготовительной к школе группы...

Перспективный план работы по воспитанию культуры поведения в подготовительной группе

     В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Главным в целенаправленной воспитательной дея...

Перспективный план работы по воспитанию культуры поведения (старшая группа)

Целью учебно-воспитательного процесса является: всестороннее развитие ребенка как личности,   что полностью соответствует Конвенции о правах ребенка: воспитание должно быть направл...

Перспективный план работы по воспитанию культуры поведения и общения (старшая группа)

План направлен на развитие у детей знаний, умений и навыков культуры поведения и общения в процессе занятий, повседневной жизни, игровой и трудовой деятельности....