Кружок «Почемучки». Подготовительная к школе группа.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Яхина Гузель Тагировна

В настоящее время возросли требования образовательной системы к речевому, познавательному развитию детей. К моменту выпуска из дошкольного учреждения дети должны достигнуть определённого уровня речевого и познавательного развития, поскольку восприятие и воспроизведение учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои мысли – все эти и другие действия требуют достаточного уровня развития речи и знаний об окружающем мире.

Способность творчески, целесообразно, правильно использовать язык и знания об окружающем мире в различных ситуациях бытия  имеет большое значение для ребенка.  Анализ литературы по данной проблеме показал, что, несмотря на многообразие методических разработок по развитию речи и познавательной области образования  дошкольников, все же практического материала недостаточно.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_pochemuchki.doc33 КБ
Microsoft Office document icon kruzhok_pochemuchki.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

В настоящее время возросли требования образовательной системы к речевому, познавательному развитию детей. К моменту выпуска из дошкольного учреждения дети должны достигнуть определённого уровня речевого и познавательного развития, поскольку восприятие и воспроизведение учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои мысли – все эти и другие действия требуют достаточного уровня развития речи и знаний об окружающем мире.

Способность творчески, целесообразно, правильно использовать язык и знания об окружающем мире в различных ситуациях бытия  имеет большое значение для ребенка.  Анализ литературы по данной проблеме показал, что, несмотря на многообразие методических разработок по развитию речи и познавательной области образования  дошкольников, все же практического материала недостаточно.  

 Цель: Развивать творческие и словесные способности детей, корректировать речь и эмоциональное развитие отдельных детей, развивать познавательные интересы, любознательность и формировать познавательные действия. Развивать фантазию, воображение. Учить элементам творческого рассказывания, формировать представления о социокультурных ценностях человека, об окружающем мире в целом.

Задачи:

  1. Научить способам творческого рассказывания и мышления.
  2. Развивать логическое мышление, память, воображение.
  3. Расширять кругозор, ввести в словарь новые понятия и обороты речи.
  4. Развивать монологическую и диалогическую речь, интонационную выразительность.
  5. Воспитывать уверенность в своих силах, веру в силу добра.
  6. Развивать способность к оценке и самооценке.

Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия:   30 минут – подготовительная группа.

Время проведения занятий: 30 минут.

Ожидаемый результат:

Дети знают и проявляют интерес к произведениям художественной литературы, к окружающему миру, к родной земле и изобразительному творчеству.

Дети используют образные средства языка в повседневной жизни для решения различных коммуникативных задач, используют знания об окружающем мире в самостоятельной деятельности.

Умеют создавать короткие творческие монологи с использованием выразительных средств языка;

Используют полученные навыки в самостоятельной деятельности.



Предварительный просмотр:

Перспективный план кружковой работы «Почемучки».

число

месяц

тема

Цели и задачи

материалы

примечания

1-4

6.09-15.09

Сентябрь

Осенью много бывает чудес!

Диагностика

Диагностика по образовательным областям  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Закреплять знания об осенних месяцах, о Празднике знаний. Развивать умение составлять рассказ по сюжетным картинкам, воспринимать текст на слух, пересказывать услышанное. Закреплять навык штриховки, наносить клей на бумагу, располагать гербарий на бумаге, развивать воображение, умение оценивать свою работу, воспитывать любовь к природе, к малой родине, уважение к одногруппникам, развивать мышление, устную речь.

- Материалы для проведения

диагностики.

 -Наглядный материал, детские песни по теме «Осень», листы, клей, гербарий, восковые мелки, ножницы.

-http://pochemu4ka.

ru/

- Новая энциклопедия для любознательных. Андреева М.А., Гальперштейн Л.Я.

5.

20.09

Почему дети идут в школу 1 сентября?

Осенние месяцы.

6.

22.09

Составление рассказа по сюжетным картинам «Осень»

7.

27.09

Почему осенью листья желтеют? Почему ель и сосна не сбрасывают листву?

8.

29.09

Аппликация «Осенний лес»

число

месяц

тема

Цели и задачи

материалы

примечания

1.

4.10

Октябрь

На лугу веселый бал.

Насекомые: друзья и враги.

Познакомить с  разными насекомыми, с их особенностями, полезной и вредной  деятельностью для человека насекомых.

Продолжать закреплять умение составлять рассказы по картинам и сюжетным иллюстрациям, слушать и воспринимать текст и музыкальные произведения на слух, отвечать вопросы по тексту произведений. Закреплять навык правильно держать карандаш, закрашивать нарисованное не выходя за контур, умение оценивать свою работу и работу других, высказывать свое мнение, воспитывать любовь к всему живому, восхищаться красотой природы. Развивать логическое мышление, устную речь.

 -Наглядный материал, песни про насекомых, восковые мелки, простой карандаш, ластик, листы, пластилин, доска для лепки, гуашь, кисти разной величины, цветная бумага, клей, ножницы.

-http://pochemu4ka.

ru/

- Новая энциклопедия для любознательных. Андреева М.А., Гальперштейн Л.Я.

-сказка «Как червяк дождевым стал» Ирина Романовская.

- сказка «Муравей красная точка» Наталья Романова.

2.

6.10

Чтение «Муравей красная точка» Наталья Романова.

3.

11.10

Почему гусеница не может найти маму? Разновидности бабочек.

4.

13.10

Рисование на тему: «На лугу».

5.

18.10

Почему земляной червяк называется земляным?

Чтение сказки «Как червяк дождевым стал» Ирина Романовская. Изготовление игрушки «Веселый червячок».

6.

20.10

Составление рассказа по картине «Девочка и пейзаж».

7.

25.10

Как паук плетет паутину?

8.

27.10

Почему жужжат жуки?

число

месяц

тема

Цели и задачи

материалы

примечания

1.

1.11

Ноябрь

Братья наши меньшие.

Животный мир родного края. Волк из бумаги.

Расширить знания о животных родного края и мира. Расширить знания об особенностях домашних и диких животных. Продолжать работу с нетрадиционными способами рисования. Продолжать закреплять умение составлять рассказы по картинам и сюжетным иллюстрациям, слушать и воспринимать текст на слух, отвечать вопросы по тексту произведений. Оценивать свою работу и работу других, высказывать свое мнение, воспитывать любовь к всему живому, восхищаться красотой природы. Развивать логическое мышление, устную речь и память.

-Наглядный материал, детские песни по теме,  акварель, кисти, непроливайка, листы бумаги, цветная бумага, клей-карандаш.

-http://pochemu4ka.

ru/

-Новая энциклопедия для любознательных. Андреева М.А., Гальперштейн Л.Я.

- текст сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок».

-иллюстрация к сказке «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсена.

2.

3.11

Как летают птицы? Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». Пересказ сказки.

3.

8.11

Описание иллюстрации из сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» «Птичий двор». Аппликация

 « Домашние птицы»

4.

10.11

 Домашние животные. Почему у кошки светятся глаза? Изготовление игрушки «Кошка»

5.

15.11

Дикие животные. Зачем зебре черно-белые полоски?

6.

17.11

Рисование на тему «Лебедь».

7.

22.11

Обитатели воды. Почему рыбы не тонут?

8.

24.11

Для чего нужны зоопарки? Рисование «Зоопарк»

число

месяц

тема

Цели и задачи

материалы

примечания

1.

29.11

Декабрь

В ледяной карете мчится Зимушка-зима!

Почему идет снег? Зимние месяцы.

Учить составлять план пересказа об увиденном произведении.

Расширить знания о природных явлениях, повторить зимние месяцы. Продолжать закреплять умение составлять рассказы по картинам и сюжетным иллюстрациям, слушать и воспринимать текст на слух, отвечать вопросы по тексту произведений. Развивать навыки рисования акварелью. Оценивать свою работу и работу других, высказывать свое мнение, воспитывать любовь к всему живому, восхищаться красотой природы. Развивать логическое мышление, устную речь, память, воображение.

-Наглядный материал, детские песни по теме «Зима», акварель, простой карандаш, ластик, непроливайка, кисти, листы, цветная бумага, ножницы, клей-карандаш.

-запись мультфильма «Ежевичная поляна. Зимняя история».

-http://pochemu4ka.

ru/

- Новая энциклопедия для любознательных. Андреева М.А., Гальперштейн Л.Я.

- Джоан Пейшенс «Зима в лесном городе».

- Сюжетные картинки «Птичка»

2.

1.12

Рисование на тему «Зимний город»

3.

6.12

Кто такой Дед Мороз? Где он живет? Изготовление гирлянды.

4.

8.12

Просмотр мультфильма «Ежевичная поляна. Зимняя история»

5.

13.12

Пересказ просмотренного мультфильма «Ежевичная поляна. Зимняя история»

6.

15.12

Чтение сказки Джоан Пейшенс «Зима в лесном городе»

7.

20.12

Составление рассказа по сюжетным картинкам «Птичка»

8.

22.12

Викторина: «Животные зимой»

число

месяц

тема

Цели и задачи

материалы

примечания

1.

10.01

Январь

Загадки нашего тела.

Как ты растешь?

Расширить знания о человеке и его организме, об органах чувств. Закреплять знания о  правилах здорового питания, спорта и гигиены. Продолжать закреплять умение составлять рассказы по картинам и сюжетным иллюстрациям, слушать и воспринимать текст на слух, отвечать вопросы по тексту произведений. Развивать навыки рисования карандашами и восковыми мелками. Оценивать свою работу и работу других, высказывать свое мнение, воспитывать любовь к здоровому образу жизни, восхищаться красотой природы. Развивать логическое мышление, устную речь, память, воображение.

-Наглядный материал, детские песни по теме, листы, цветные карандаши, восковые мелки, ластик, клей карандаш, цветная бумага, ножницы.

- Сергей Хватов «Сказка о пяти органах чувств»

-http://pochemu4ka.

ru/

- Новая энциклопедия для любознательных. Андреева М.А., Гальперштейн Л.Я.

2.

12.01

Рисование на тему «Мой друг».

3.

17.01

Почему мы видим, слышим и чувствуем?

4.

19.01

Чтение сказки «Сказка о пяти органах чувств» Сергей Хватов.

5.

24.01

Для чего и как мы спим? Что такое здоровый сон?

6.

27.01

Съедобный конструктор. Зачем мы едим? Аппликация «Фрукты и овощи»

7.

31.01

Почему у людей болят зубы?

8.

2.02

Коллективный коллаж «Что полезно, а что вредно?»

число

месяц

тема

Цели и задачи

материалы

примечания

1.

7.02

Февраль

Нашей армии любимой.

День рождения в феврале!

Прослушивание и заучивание песни «Моя армия».

Расширить знания о празднике « День Защитника Отечества», о воинских специальностях и званиях.

Продолжать обучать пересказу услышанного текста, называть главных и второстепенных героев, основные события в произведении, составлять план пересказа. Развивать устную речь, память. Закреплять ранее изученные приемы рисования, развивать умение определять сюжет будущего рисунка по заданной теме, умение оценивать свою работу и работу других, высказывать свое мнение. Воспитывать гордость за свою страну, чувство благодарности к близким людям. Развивать мышление, устную речь, память и музыкальность.

-Наглядный материал, детские песни по теме, гуашь, цветные мелки, кисти, непроливайка, цветная бумага, клей-карандаш, ножницы.

 -«Моя армия» музыка Э.Ханок, стихи И.Резник

-http://pochemu4ka.

ru/

- Новая энциклопедия для любознательных. Андреева М.А., Гальперштейн Л.Я.

2.

9.02

Какие бывают воинские звания и погоны.

3.

14.02

Рисование на тему «Пограничник»

4.

16.02

Почему День Защитника Отечества отмечают 23 февраля?

5.

21.02

На службе человека. Почему собака вытаскивает язык?

6.

23.02

Военный транспорт. Почему корабли не тонут?

7.

28.02

Аппликация «Военный самолет»

8.

2.03

Военные специальности. Почему наша армия самая сильная?

число

месяц

тема

Цели и задачи

материалы

примечания

1.

 

7.03

Март

Ах, весна спешит, идет,

Чудный праздник нам несет!

Почему сменяются времена года? Весенние месяцы.

Расширить знания о растениях и особенностях их размножения, о празднике 8 Марта. Повторить весенние месяцы. Продолжать развивать навыки использовать в рисунке разные техники наносить краску, умение определять сюжет будущего рисунка по заданной теме, держать ножницы, вырезать фигуры. Воспитывать любовь к близким людям, быть благодарным за заботу и любовь, уважение к друзьям, развивать мышление, устную речь.

-Наглядный материал, детские песни,  аварель, цветные мелки, кисти, непроливайка, цветная бумага, клей, ножницы.

-http://pochemu4ka.

ru/

- Новая энциклопедия для любознательных. Андреева М.А., Гальперштейн Л.Я.

- сюжетные  картинки «Подарок маме»

- раскраска «Времена года»

2.

9.03

Аромат весны. Почему Международный женский день празднуется 8 марта? Раскраска «Времена года»

3.

14.03

Рисование на тему: «Птицы прилетели»

4.

16.03

Какие бывают растения? Как растут растения?

5.

21.03

Составление рассказа по картине «Подарок для мамы»

6.

23.03

Какой цветок самый большой на свете? Рисование «Цветы»

7.

28.03

Почему семена растений такие хитрые?

8.

30.03

Оригами «Цветок»

число

месяц

тема

Цели и задачи

материалы

примечания

1.

4.04

Апрель

Моя родина.

Нас очень много! Почему люди говорят на разных языках?

Расширить знания о народах мира, о карте мира, о национальностях и особенностях разных народов.  Закрепить знания об авторской и народной сказках. Закреплять навыки пересказа, отвечать на вопросы по тексту, называть главных и второстепенных героев, основные события. Развивать устную речь, память. Закреплять навык самостоятельно определять сюжет работы. Воспитывать любовь к природе, восхищение ее красотой и неповторимостью, развивать мышление, устную речь.

-Наглядный и демонстрационный материал, детские песни по теме, краски, кисти, непроливайка, карта мира , России и Башкортостана.

-репродукция картины Ф.А. Кащеева «Кумысница»

-http://pochemu4ka.

ru/

- Новая энциклопедия для любознательных. Андреева М.А., Гальперштейн Л.Я.

- сказка «Охотник Юлдыбай»

2.

6.04

Твоя родина – Россия! Почему Россия такая многонациональная?

3.

11.04

Рисование на тему: «Природа родного края»

4.

13.04

Почему башкирский мед самый вкусный?

5.

18.04

Описание картины Ф.А.Кащеева «Кумысница»

6.

20.04

Чтение башкирской народной сказки «Охотник Юлдыбай». Пересказ.

7.

25.04

Викторина «Моя родина!»

8.

27.04

Коллективная работа «Дерево дружбы»

число

месяц

тема

Цели и задачи

материалы

примечания

1.

2.05

Май

Май раскрасил мир зеленым,

Белым, розовым, веселым!

Почему люди трудятся? Праздник труда.

Диагностика по образовательным областям  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Повторение навыков пересказа, закрепление умений составлять план рассказа, умение оценивать свою работу и работу других, высказывать свое мнение. Воспитывать патриотические чувства, уважение к чужому труду, к одногруппникам, развивать мышление, устную речь, память.

- Материалы для проведения

диагностики.

-Наглядный материал, детские песни по теме.

 -Текст стих-ния В. Турова «Дедушкин портрет».

-http://pochemu4ka.

ru/

- Новая энциклопедия для любознательных. Андреева М.А., Гальперштейн Л.Я.

- рассказ Ю.Яковлева «Память», «Девочка с Васильевского острова»

- репродукция картины А.И.Козловского «Неизвестный солдат»

2.

4.05

Почему День Победы отмечают  9 мая? Заучивание стихотворения В. Туров «Дедушкин портрет»

3.

9.05

Описание картины А.И. Козлова  «Неизвестный солдат».

4-7.

11.05-23.05

Диагностика

8.

25.05,

30.05

Чтение военных рассказов для детей  Ю.Яковлев «Память», «Девочка с Васильевского острова»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект спортивного досуга по ПДД в подготовительной к школе группе №6 «Почемучка в гостях у ребят» Конкурс «Дорожная Азбука 2011»

Конспект спортивного досуга по ПДД в подготовительной к школе группе №6 «Почемучка в гостях у ребят» Конкурс «Дорожная Азбука 2011»...

Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие с Почемучкой»

При разработке данного конспекта я ставила себе цель: обобщить и систематизировать знания дошкольников. И следующие задачи:Развивать познавательную активность у детей, интерес к учению, смекалку, твор...

Конспект развлечения «КВН «Почемучки-Знатоки»» для детей группы компенсирующей направленности (подготовительная к школе группа) (с участием родителей)

Конспект развлечения «КВН «Почемучки-Знатоки»» для детей группы компенсирующей направленности (подготовительная к школе группа) (с участием родителей), целью которого является:Познакомить родител...

«Фитнес для малышей». Кружок в подготовительной к школе группе «Маргаритки».

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей через развитие и совершенствование двигательных качеств....

Кружок для подготовительной к школе группы "Город мастеров"

Художественный труд Формирование общей культуры личности детей. Систематизация знаний о культуре и традициях Родного Края и Страны...

Открытый просмотр НОД (в рамках сотрудничества с начальной школой) Тема : «Путешествие в страну Знаний» Подготовительная к школе группа № 11 «Почемучки» Воспитатель высшей квалификационной категории Гордюхина Е.А.

Открытый просмотр НОД ( в рамках сотрудничесва с начальной школой) Тема: " Путешествие в страну Знаний." Подготовительная к школе группа № 11 " Почемучки"...

Рабочая программа ДООП (кружок) в подготовительной к школе группе по познавательному развитию "Весёлая Математика"

В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их об...