Кружок для подготовительной к школе группы "Город мастеров"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме
Художественный труд
Формирование общей культуры личности детей. Систематизация знаний о культуре и традициях Родного Края и Страны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_hudozhestvennyy_trud.docx | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Талаканский детский сад №3 «Радуга»
ПРИНЯТА: УТВЕРЖДАЮ:
На педагогическом совете Заведующий МДОБУ
Протокол №____________ Талаканский д/с №3 «Радуга»
«____»____________2017г. __________ Ситишкина О. Ю
«____»_______2017 г.
Рабочая программа кружка по художественному труду
«Город мастеров»
(для детей старшего дошкольного возраста)
на 2017 – 2018 учебный год
Часть образовательной программы, формируемой
участниками образовательных отношений
Воспитатели: Чернышова Оксана Сергеевна
1 квалификационная категория
п. Талакан
1.Целевой раздел
Пояснительная записка
Гармоничное развитие детей, привитие им духовных ценностей – это не просто механизм воспитания, а большая и ответственная педагогическая деятельность по выявлению и конструктивному использованию наилучшего опыта в создании новых форм работы с ребятами, начиная с раннего возраста их развития.
Настоящая Программа предназначена на решение задач ФГОС в области формирования общей культуры личности детей. Она пополняет и систематизирует их знания о культуре и традициях своего Родного края и Страны, закладывает навыки патриотизма, формирует нравственные качества личности и предпосылки для их дальнейшей успешной учебной деятельности.
Актуальность
В настоящее время особую актуальность приобретают такие важные направления деятельности образовательных организаций, как:
- формирование у ребят ценностей сотрудничества и сотворчества; самореализации своего творческого потенциала в системе взаимодействии с другими людьми;
- создание системы и механизмов сотрудничества образовательной организации и семьи в области формирования духовных ценностей детей, их родителей и педагогов.
Цель
Создание модели образовательного процесса по формированию у детей самостоятельности и ответственности в освоении культуры, мотивации к художественному труду, к активной созидательной деятельности на основе индивидуальных и универсальных способностей.
Задачи
- знакомить с историей и традициями родной культуры;
- содействовать развитию ассоциативного восприятия, способностями распредмечивать форму и наделять ее реальными смыслами;
- воспитывать интерес к художественному экспериментированию, уверенность, инициативность, креативность;-воспитывать желание сохранять природу, ее хрупкую красоту;
Принципы
- учет возрастных особенностей детей;
- системный подход;
- развитие у детей навыков поисковой деятельности;
- практическое экспериментирование;
- учет индивидуальных особенностей;
- использование формата диалога (ребенка с взрослым, дети между собой, педагогов друг с другом и родителями)
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
- Освоение сложных взаимодействий между людьми
- Продолжает развиваться воображение
- Развивается образное мышление
- В конструировании дети владеют обобщенным способом анализа - изображения и постройки
- Продолжает развиваться речь, формируется позиция школьника
-Развивается внимание, оно становится произвольным
Целевые ориентиры
- ребенок: осваивает обобщенные способы и базовые умения в конструировании, соблюдает элементарные правила безопасности, имеет представление о ценности ручного труда.
- соблюдает нормы и правила поведения
- приобретает навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми
- активен в познавательной области, способен исследовать, экспериментировать и вести поиск решения поставленной задачи.
2.Содержательный раздел
2.1. Содержание содержательного раздела
Основными участниками образовательного процесса являются: ребенок, педагог, родители.
Содержание кружковой деятельности основано на учебно-методическом пособии «Художественный труд в детском саду» Ирина Александровна Лыкова.
МЕТОДЫ И ТЕНОЛОГИИ
- Использование иллюстраций
- Практические
- Репродуктивные
- Проговаривание последовательности работы
- Образец
- Беседа
- Художественное слово
- Указание, пояснение, разъяснение
- Вопросы
2.3. Перспективный план кружка
Месяц | Название занятия | Задачи занятия |
Сентябрь | Игрушки-погремушки (художественное конструирование) | Знакомство с историей и традициями игрушечного ремесла. Развивать восприятие формы и звука. Воспитывать интерес к художественному экспериментированию. |
Сентябрь | Разноцветные волчки (худож. Экспериментирование) | Расширять и обогощать знания о народных игрушках. Инициировать поиск способов конструирования в форме шара, диска. Воспитывать креативность. |
Сентябрь | Бычок. (конструирование из ниток и ткани) | Продолжать знакомить с культурой народов мира. Развивать универсальную способность «видеть часть и целое». Воспитывать интерес к истории и традициям народной культуры. |
Сентябрь | Лошадки-быстроножки (декоративная лепка) | Продолжать знакомить с искусством дымковской игрушки. Учить лепить и расписывать объемные игрушки подбирая характерные элементы и цветосочетание. Развивать чувство пропорции, цвета. |
Октябрь | Берестяные туеса | Расширить представление детей о видах традиционных народных ремесел. Познакомить с тех ноологией художественной обработки березовой коры. Воспитывать бережное отношение к материалу, уважение к мастерам декоративно-прикладного искусства. |
Октябрь | Портреты и сюжеты (декоративно – оформительская деятельность в технике «коллаж» | Знакомить с жанрами пластических искусств. Совершенствовать технику «коллажирования». Содействовать развитию ассоциативного восприятия. Развивать художественный вкус. |
Октябрь | Подносы из Жостова (листья и лепестки) | Продолжать учить создавать композиции из природного материала- лепестки, листья. Вызвать интерес к использованию мотивов декоративной росписи и аппликации. Вызвать желание сохранять красоту природы в аранжировках и флористических композициях. |
Октябрь | Бусы от дедушки Лукони | Вызвать интерес к созданию украшений из природного материала. Уточнить представление об орнаменте. Создать условия для свободного переноса алгоритма в разные смысловые контексты. |
Ноябрь | Румяные заплетушки от тетушки Ладушки (тестопластика) | Расширить опыт работы с тестом. Познакомить с изготовлением оригинальных хлебобулочных изделий. Воспитывать любовь к своей семье и желание сохранить семейные традиции. |
Ноябрь | …продолжение Румяные заплетушки от тетушки Ладушки (тестопластика) | Расширить опыт работы с тестом. |
Ноябрь | Щи хлебать и плясовую играть (хохлома) | Продолжать знакомить с традиционными народными промыслами. Познакомить с историей появления ложки, традициями ее изготовления и оформления. Воспитывать желание «открывать» секреты обыденных предметов. |
Ноябрь | Доски не простые- веселые, расписные! (городецкая роспись) | Знакомить со спецификой изготовления и оформления расписных досок. Развивать художественный вкус. Воспитывать желание обустраивать игровое пространство с помощью изделий декоративно-прикладного искусства. |
Декабрь | Наша кузница (худож. Экспериментирование с металлом и фольгой) | Расширить представление детей о видах традиционных народных ремесел. Дать представление о профессии кузнеца. Воспитывать любознательность, интерес к народной культуре. |
Декабрь | Праздничная наковальня (елочные игрушки) | Углубить интерес к экспериментированию с фольгой. Развивать творческое мышление и воображение. Воспитывать уважение к мастерам декоративно-прикладного искусства. |
Декабрь | Игрушки и украшения из проволоки | Инициировать поиск способов художественного моделирования из мягкой проволоки. Продолжать знакомить с народным искусством. Воспитывать уверенность, смелость, открытость. |
Январь | Пряничные человечки (тестопластика) | Расширить опыт работы с тестом. Познакомить со старинной технологией изготовления пряничных человечков. Продолжать учить работать с тестом. Воспитывать любовь к своей семье. |
Январь | Горячие картины «Мечтаем о лете» (рельефная лепка) | Расширить представление о о виде гончарного искусства – изразец. Учить создавать декоративные композиции в технике рельефной лепки по растительным мотивам. Дать понятие о симметрии в декоре. |
Январь | Изразцы и пряники (зооморфные мотивы) | Создать проблемную ситуацию для углубления интереса детей к народному искусству. Продолжать учить работать с пластичным материалом. Развивать латеральное мышление, способность к формообразованию. Воспитывать любознательность. |
Февраль | Лубочные картинки (декоративно-оформительская деятельность) | Познакомить с лубком как видом народного творчества. Вызвать интерес к созданию общей книги из лубочных картинок. Воспитывать интерес к народной культуре. |
Февраль | Теплые игрушки (моделирование из носков, перчаток) | Вызвать интерес к изготовлению рукотворных игрушек. Расширить знакомство с узлом и раскрыть его символику. Развивать способность видеть форму и предвосхищать результат. Воспитывать бережливость, аккуратность. |
Февраль | Длинные ножки и язычки (брелки из соленого теста) | Продолжать учить создавать миниатюрные украшения для близких. Раскрыть функциональную связь между формой и назначением предмета. Воспитывать желание заботиться о дорогих и близких людях. |
Февраль | Мартенички и мэрцишоры (болгарская и молдовская культура) | Познакомить с технологией конструирования человечка. Дать первоначальные представления о контрасте. Развивать глазомер, чувство симметрии. Содействовать воспитанию интереса к народной культуре. |
Март | Кружевной коллаж (подарки мамам) | Расширить опыт детского творчества в стиле коллажирования. Вызвать интерес к изготовлению изящного подарка. Развивать творческое воображение. Воспитывать бережное отношение к родным людям. |
Март | Кукла Бессонница (текстильная скульптура) | Научить мастерить традиционную бесшовную куклу. Продолжать формировать трудовые навыки. Развивать тактильное восприятие. Воспитывать интерес к обыгрыванию куклы. |
Март | Сказочный батик (контурный) | Продолжать знакомить с техникой декоративного оформления ткани. Показать необычность сочетания жесткой графики и нежной акварели. Воспитывать художественный вкус. |
Март | Кружевная бабочка (вязание крючком) | Познакомить детей с крючком для вязания как художественным инструментом. Показать возможность создания контурных изображений из связанной цепочки. Развивать общую ручную умелость, координацию в системе «глаз-рука». |
Апрель | Писанки «Солнечный луг» (декоративно-оформительская деятельность) | Продолжать знакомить с искусством декоративной росписи на поверхности овоида. Учить оформлять писанку с опорой на композиционную схему. Расширить представление о солярных и их вариантах и значении. |
Апрель | Аранжировки «Разноцветные стайки» (воздушный мобиль) | Продолжать знакомить с искусством писанкарства. Расширить представление о традиционных обрядах и народных играх, связанных с воспеванием весны и включающих яйцо как символ солнца. Воспитывать интерес к народной культуре. |
Апрель | Мозаика «Весенние картинки» (яичная скорлупа» | Дать представление о мозаике как древнейшей художественной технике. Научить создавать коллажи из битой скорлупы. Развивать художественный вкус. |
Апрель | Инсталляция «Мировое дерево» | Расширить представление о символике и вариантах образа «дерево жизни». Вызвать интерес к созданию коллективной композиции. Обогащать опыт сотрудничества и сотворчества. Содействовать формированию эстетического отношения к окружающему миру . |
Май | Воздушные игрушки (конструирование из бумаги) | Расширить опыт изготовления самодельных игрушек. Учить работать по чертежам. Воспитывать желание самостоятельно оформлять игровое пространство интерес к взаимообучению и совместным играм |
Май | Купол (декоративно-оформительская деятельность) | Вызвать интерес к созданию интересной инсталляции. Формировать опыт сотворчества. Развивать творческое воображение, латеральное мышление, художественный вкус. |
3. Организационный раздел
3.1. Режим занятий
Общее количество занятий в год - 32
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня. 32 занятия, время проведения – 30 минут. В группе 15 детей от 6-7 лет.
15 | 6-7 | 2 пол. дня | 1/30 мин | 32 в год |
3.2. Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса кружка:
Столы;
Стулья;
Доска;
Мольберт;
Магнитофон;
Подборка дисков с музыкой.
Материал:
-Природный материал(солома, трава, шишки, цветы, ветки, проволока)
-Платочки, ленточные кружева, носочки, перчатки
-Клей ПВА
-Кисточки, карандаши, ножницы
-Бумага (цветная, белая, фольга, тонированная)
-Тесто (пряничное, соленое, сдобное)
-Нитки швейные, «Ирис», шерстяные
-Игла швейная, крючок для вязания, игольницы
-Краски акварельные
-Скалки
3.3. Список используемой литературы
И. А. Лыкова. Художественный труд в детском саду, Издательский дом «Цветной мир», М – 2011
Л. В. Пантелеева. Детское рукоделие, Детство пресс, М – 2013
Н. П. Гусева. Трудовое воспитание дошкольников. Вентана Граф Спб- 2010
Дошколенок.ру – сайт педагогов и родителей дошколят
Портал «Чудо – юдо»
Сайт «Развитие ребенка»
Приложение
Целевые ориентиры на этапах освоения и реализации программы.
- Ребенок: понимает ценность окружающих его предметов, знает историю происхождения 2-3 предметов, уважает труд мастеров их изготовивших.
- Приобретает устойчивую потребность в познании истории и традиций своего края, проявляет индивидуальный интерес к ручному труду.
- Ощущает свою сопричастность традициям и историческим ценностям Родины.
- Приобретает навыки творческого подхода к деятельности, доброжелателен.
- Приобретает навыки сотрудничества и сотворчества со сверстниками и взрослыми.
- Активен в познавательной области, способен самостоятельно исследовать, экспериментировать и вести поиск решения поставленной задачи.
- Владеет умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов деятельности (речевые, литературные, изобразительные, игровые, пр.).
- Приобретает понимание собственной области интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в форме интегрированного занятия по образовательной области «Художественное творчество» (Рисование) для детей подготовительной к школе группы + Мастер-класс по созданию «Пасхального б
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в форме интегрированного занятия по образовательной области «Художественное творчество» (Рисование)для детей подготовит...
Кружок «Почемучки». Подготовительная к школе группа.
В настоящее время возросли требования образовательной системы к речевому, познавательному развитию детей. К моменту выпуска из дошкольного учреждения дети должны достигнуть определённого уровня речево...
«Фитнес для малышей». Кружок в подготовительной к школе группе «Маргаритки».
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей через развитие и совершенствование двигательных качеств....
Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Рисование по теме: «Цветущая верба» для детей старшей-подготовительной к школе групп мастер-класс с пошаговыми фото" ( 13.04- 17.04)
Рисование пасхальных яиц отпечатками крышек от дисков для детей подготовительной группы. Мастер-класс с пошаговыми фото .Цель: создание творческой работы, подарка. • Задачи: • Совершенствова...
Рекомендации для родителей Формат #Сидим дома с пользой# Пасхальное яйцо в технике пластилинография для детского сада. Подготовительная к школе группа .Мастер-класс с пошаговыми фото ( С 13.04 - 17.04)
Цель:создание творческой работы, подаркаЗадачи:- развивать мелкую моторику- воспитывать трудолюбие, усидчивость, умение доводить задуманное дело до конца- совершенствовать композиционные навыки- обуча...
Формат #Сидим дома с пользой# Презентация занятия по рисованию тема – Дикие животные «Лиса»для детей Подготовительной к школе группе. Мастер – класс с пошаговыми фото. ( с 20.04- 24.04)
Цель: рисование лисы .Задачи:- научить рисовать лису - способствовать развитию творческих способностей и художественного воображения- развивать навыки работы простым карандашом, закрашивать...
Рабочая программа ДООП (кружок) в подготовительной к школе группе по познавательному развитию "Весёлая Математика"
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их об...