Кружок для подготовительной к школе группы "Город мастеров"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

чернышова оксана сергеевна

Художественный труд 

Формирование общей культуры личности детей. Систематизация знаний о культуре и традициях Родного Края и Страны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_hudozhestvennyy_trud.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Талаканский детский сад №3 «Радуга»

ПРИНЯТА:                                                                            УТВЕРЖДАЮ:

На педагогическом совете                                             Заведующий МДОБУ          

 Протокол №____________                                                   Талаканский д/с №3 «Радуга»

«____»____________2017г.                                                  __________ Ситишкина О. Ю

                                                                                                                «____»_______2017 г.

Рабочая программа кружка по художественному труду

«Город мастеров»

(для детей старшего дошкольного возраста)

на  2017 – 2018 учебный год

Часть образовательной программы, формируемой

участниками образовательных отношений

   

                                                    Воспитатели: Чернышова Оксана Сергеевна

                                                                          1 квалификационная категория

п. Талакан

1.Целевой раздел

Пояснительная записка

Гармоничное развитие детей, привитие им духовных ценностей – это не просто механизм воспитания, а большая  и ответственная педагогическая деятельность по выявлению и конструктивному использованию наилучшего опыта в создании новых форм работы с ребятами, начиная с раннего возраста их развития.

Настоящая Программа предназначена на решение задач ФГОС в области формирования общей культуры личности детей. Она пополняет и систематизирует их знания о культуре  и традициях своего  Родного края и Страны, закладывает навыки патриотизма, формирует нравственные качества личности и предпосылки для их дальнейшей успешной учебной деятельности.

Актуальность

В настоящее время особую актуальность приобретают такие важные направления деятельности образовательных организаций, как:

- формирование у ребят ценностей сотрудничества и сотворчества; самореализации своего творческого потенциала в системе взаимодействии с другими людьми;

-  создание системы и механизмов сотрудничества образовательной организации и семьи в области формирования духовных ценностей детей, их родителей и педагогов.

Цель

Создание модели образовательного процесса по формированию у детей самостоятельности и ответственности в освоении культуры, мотивации к художественному труду, к активной созидательной деятельности на основе индивидуальных и универсальных способностей.

Задачи

- знакомить с историей и традициями родной культуры;

- содействовать развитию ассоциативного восприятия, способностями распредмечивать форму и наделять ее реальными смыслами;

- воспитывать интерес к художественному экспериментированию, уверенность, инициативность, креативность;-воспитывать желание сохранять природу, ее хрупкую красоту;

             Принципы

- учет возрастных особенностей детей;

- системный подход;

- развитие у детей навыков поисковой деятельности;

- практическое экспериментирование;

- учет индивидуальных особенностей;

- использование формата диалога (ребенка с взрослым, дети между собой, педагогов друг с другом и родителями)

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

- Освоение сложных взаимодействий  между людьми

- Продолжает развиваться воображение

- Развивается образное мышление

- В конструировании дети владеют обобщенным способом анализа - изображения и постройки

- Продолжает развиваться речь, формируется позиция школьника

-Развивается внимание, оно становится произвольным

Целевые ориентиры

- ребенок: осваивает обобщенные  способы и базовые умения в конструировании, соблюдает элементарные правила безопасности, имеет представление о ценности ручного труда.

- соблюдает нормы и правила поведения

- приобретает навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми

- активен в познавательной области, способен исследовать, экспериментировать и вести поиск решения поставленной задачи.

2.Содержательный раздел

2.1. Содержание содержательного раздела

Основными участниками образовательного процесса являются: ребенок, педагог, родители.

Содержание кружковой деятельности основано на учебно-методическом пособии «Художественный труд в детском саду» Ирина Александровна Лыкова.

МЕТОДЫ И ТЕНОЛОГИИ

  1. Использование иллюстраций
  2. Практические
  3. Репродуктивные
  4. Проговаривание последовательности работы
  5. Образец
  6. Беседа
  7. Художественное слово
  8. Указание, пояснение, разъяснение
  9. Вопросы

2.3. Перспективный план кружка

Месяц

Название занятия

Задачи занятия

Сентябрь

Игрушки-погремушки

(художественное конструирование)

Знакомство с историей и традициями игрушечного ремесла. Развивать восприятие формы и звука. Воспитывать интерес к художественному экспериментированию.

Сентябрь

Разноцветные волчки

(худож. Экспериментирование)

Расширять и обогощать знания о народных игрушках. Инициировать поиск способов конструирования в форме шара, диска. Воспитывать креативность.

Сентябрь

Бычок.

(конструирование из ниток и ткани)

Продолжать знакомить с культурой народов мира. Развивать универсальную способность «видеть часть и целое». Воспитывать интерес к истории и традициям народной культуры.

Сентябрь

Лошадки-быстроножки

(декоративная лепка)

Продолжать знакомить с искусством дымковской игрушки. Учить лепить и расписывать объемные игрушки подбирая характерные элементы и цветосочетание. Развивать чувство пропорции, цвета.

Октябрь

Берестяные туеса

Расширить представление детей о  видах традиционных народных ремесел. Познакомить с тех ноологией художественной обработки березовой коры. Воспитывать бережное отношение к материалу, уважение к мастерам декоративно-прикладного искусства.

Октябрь

Портреты и сюжеты

(декоративно – оформительская деятельность в технике «коллаж»

Знакомить с жанрами пластических искусств. Совершенствовать технику «коллажирования». Содействовать развитию ассоциативного восприятия. Развивать художественный вкус.

Октябрь

Подносы из Жостова

(листья и лепестки)

Продолжать учить создавать композиции из природного материала- лепестки, листья. Вызвать интерес к использованию мотивов декоративной росписи и аппликации. Вызвать желание сохранять красоту природы в аранжировках  и флористических композициях.

Октябрь

Бусы от дедушки Лукони

Вызвать интерес к созданию украшений из природного материала. Уточнить представление об орнаменте. Создать условия для свободного переноса алгоритма в разные смысловые контексты.

Ноябрь

Румяные заплетушки от тетушки Ладушки

(тестопластика)

Расширить опыт работы с тестом. Познакомить с изготовлением оригинальных хлебобулочных изделий. Воспитывать любовь к своей семье и желание сохранить семейные традиции.

Ноябрь

…продолжение  Румяные заплетушки от тетушки Ладушки

(тестопластика)

Расширить опыт работы с тестом.

Ноябрь

Щи хлебать и плясовую играть

(хохлома)

Продолжать знакомить с традиционными народными промыслами. Познакомить с историей появления ложки, традициями ее изготовления и оформления. Воспитывать желание «открывать» секреты обыденных предметов.

Ноябрь

Доски не простые- веселые, расписные!

(городецкая роспись)

Знакомить со спецификой изготовления и оформления расписных досок. Развивать художественный вкус. Воспитывать желание обустраивать игровое пространство с помощью изделий декоративно-прикладного искусства.

Декабрь

Наша кузница

(худож. Экспериментирование с металлом и фольгой)

Расширить представление детей о  видах традиционных народных ремесел. Дать представление  о профессии кузнеца. Воспитывать любознательность, интерес к народной культуре.

Декабрь

Праздничная наковальня

(елочные игрушки)

Углубить интерес к экспериментированию с фольгой. Развивать творческое мышление и воображение. Воспитывать уважение к мастерам декоративно-прикладного искусства.

Декабрь

Игрушки и украшения из проволоки

Инициировать поиск способов художественного моделирования из мягкой проволоки. Продолжать знакомить с народным искусством. Воспитывать уверенность, смелость, открытость.

Январь

Пряничные человечки

(тестопластика)

Расширить опыт работы с тестом. Познакомить со старинной технологией изготовления пряничных человечков. Продолжать учить работать с тестом. Воспитывать любовь к своей семье.

Январь

Горячие картины «Мечтаем о лете»

(рельефная лепка)

Расширить представление о о виде гончарного искусства – изразец. Учить создавать декоративные композиции в технике рельефной лепки по растительным мотивам. Дать понятие о симметрии в декоре.

Январь

Изразцы и пряники

(зооморфные мотивы)

Создать проблемную ситуацию для углубления интереса детей к народному искусству. Продолжать учить работать с пластичным материалом. Развивать латеральное мышление, способность к формообразованию. Воспитывать любознательность.

Февраль

Лубочные картинки

(декоративно-оформительская деятельность)

Познакомить с лубком как видом народного творчества. Вызвать интерес к созданию общей книги из лубочных картинок. Воспитывать интерес к народной культуре.

Февраль

Теплые игрушки

(моделирование из носков, перчаток)

Вызвать интерес к изготовлению рукотворных игрушек. Расширить знакомство с узлом и раскрыть его символику. Развивать способность видеть форму и предвосхищать результат. Воспитывать бережливость, аккуратность.

Февраль

Длинные ножки и язычки

(брелки из соленого теста)

Продолжать учить создавать миниатюрные украшения для близких. Раскрыть функциональную связь между формой и назначением предмета. Воспитывать желание заботиться о дорогих и близких людях.

Февраль

Мартенички  и мэрцишоры

(болгарская и молдовская культура)

Познакомить с технологией конструирования человечка.  Дать первоначальные представления о контрасте. Развивать глазомер, чувство симметрии. Содействовать воспитанию интереса к народной культуре.

Март

Кружевной коллаж

(подарки  мамам)

Расширить опыт детского творчества в стиле коллажирования. Вызвать интерес к изготовлению изящного подарка. Развивать творческое воображение. Воспитывать бережное отношение к родным людям.

Март

Кукла Бессонница

(текстильная скульптура)

Научить мастерить традиционную бесшовную куклу. Продолжать формировать трудовые навыки. Развивать тактильное восприятие. Воспитывать интерес к обыгрыванию куклы.

Март

Сказочный батик

(контурный)

Продолжать знакомить с техникой декоративного оформления ткани. Показать необычность сочетания жесткой графики и нежной акварели. Воспитывать художественный вкус.

Март

Кружевная бабочка

(вязание крючком)

Познакомить детей с крючком для вязания как художественным инструментом. Показать возможность создания контурных изображений из связанной цепочки. Развивать общую ручную умелость, координацию в системе «глаз-рука».

Апрель

Писанки «Солнечный луг»

(декоративно-оформительская деятельность)

Продолжать знакомить с искусством декоративной росписи на поверхности овоида. Учить оформлять писанку с опорой на композиционную схему. Расширить представление о солярных и их вариантах и значении.

Апрель

Аранжировки «Разноцветные стайки»

(воздушный мобиль)

Продолжать знакомить с искусством писанкарства. Расширить представление о традиционных обрядах и народных играх, связанных с воспеванием весны и включающих яйцо как символ солнца. Воспитывать интерес к народной культуре.

Апрель

Мозаика «Весенние картинки»

(яичная скорлупа»

Дать представление о мозаике как древнейшей художественной технике. Научить создавать коллажи из битой скорлупы. Развивать художественный вкус.

Апрель

Инсталляция «Мировое дерево»

Расширить представление о символике  и вариантах образа «дерево жизни». Вызвать интерес к созданию коллективной композиции. Обогащать опыт сотрудничества и сотворчества. Содействовать формированию эстетического отношения к окружающему миру .

Май

Воздушные игрушки

(конструирование из бумаги)

Расширить опыт изготовления самодельных игрушек. Учить работать по чертежам. Воспитывать желание самостоятельно оформлять игровое пространство интерес к взаимообучению и совместным играм

Май

Купол

(декоративно-оформительская деятельность)

Вызвать интерес к созданию интересной инсталляции. Формировать опыт сотворчества. Развивать творческое воображение, латеральное мышление, художественный вкус.

3. Организационный раздел

3.1. Режим занятий

Общее количество занятий в год -  32

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня. 32 занятия, время проведения – 30 минут. В группе 15 детей от 6-7 лет.

15

6-7

2 пол. дня

1/30 мин

32 в год

 

3.2. Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса кружка:

Столы;

Стулья;

Доска;

Мольберт;

Магнитофон;

Подборка дисков с музыкой.

Материал:

-Природный материал(солома, трава, шишки, цветы, ветки, проволока)

-Платочки, ленточные кружева, носочки, перчатки

-Клей ПВА

-Кисточки, карандаши, ножницы

-Бумага (цветная, белая, фольга, тонированная)

-Тесто (пряничное, соленое, сдобное)

-Нитки швейные, «Ирис», шерстяные

-Игла швейная, крючок для вязания, игольницы

-Краски акварельные

-Скалки

3.3. Список используемой литературы

         И. А. Лыкова. Художественный труд в детском саду, Издательский дом «Цветной мир», М – 2011

         Л. В. Пантелеева. Детское рукоделие, Детство пресс, М – 2013

         Н. П. Гусева. Трудовое воспитание дошкольников. Вентана Граф Спб- 2010

         Дошколенок.ру – сайт педагогов и родителей дошколят

         Портал «Чудо – юдо»

         Сайт «Развитие ребенка»

                                                                                                       Приложение

Целевые ориентиры на этапах освоения и реализации программы.

  1. Ребенок:  понимает ценность окружающих его предметов, знает историю происхождения 2-3 предметов, уважает труд мастеров их изготовивших.
  2. Приобретает устойчивую потребность в познании истории и традиций своего края, проявляет индивидуальный интерес к ручному труду.
  3. Ощущает свою сопричастность традициям и историческим ценностям Родины.
  4. Приобретает навыки творческого подхода к деятельности, доброжелателен.
  5. Приобретает навыки сотрудничества и сотворчества со сверстниками и взрослыми.
  6. Активен в познавательной области, способен самостоятельно исследовать, экспериментировать и вести поиск решения поставленной задачи.
  7. Владеет умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов деятельности (речевые, литературные, изобразительные, игровые, пр.).
  8. Приобретает понимание собственной области интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в форме интегрированного занятия по образовательной области «Художественное творчество» (Рисование) для детей подготовительной к школе группы + Мастер-класс по созданию «Пасхального б

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в форме интегрированного занятия по образовательной области «Художественное творчество» (Рисование)для детей подготовит...

Кружок «Почемучки». Подготовительная к школе группа.

В настоящее время возросли требования образовательной системы к речевому, познавательному развитию детей. К моменту выпуска из дошкольного учреждения дети должны достигнуть определённого уровня речево...

«Фитнес для малышей». Кружок в подготовительной к школе группе «Маргаритки».

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей через развитие и совершенствование двигательных качеств....

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Рисование по теме: «Цветущая верба» для детей старшей-подготовительной к школе групп мастер-класс с пошаговыми фото" ( 13.04- 17.04)

Рисование пасхальных яиц отпечатками крышек от дисков для детей подготовительной группы. Мастер-класс с пошаговыми фото .Цель: создание творческой работы, подарка. • Задачи: • Совершенствова...

Рекомендации для родителей Формат #Сидим дома с пользой# Пасхальное яйцо в технике пластилинография для детского сада. Подготовительная к школе группа .Мастер-класс с пошаговыми фото ( С 13.04 - 17.04)

Цель:создание творческой работы, подаркаЗадачи:- развивать мелкую моторику- воспитывать трудолюбие, усидчивость, умение доводить задуманное дело до конца- совершенствовать композиционные навыки- обуча...

Формат #Сидим дома с пользой# Презентация занятия по рисованию тема – Дикие животные «Лиса»для детей Подготовительной к школе группе. Мастер – класс с пошаговыми фото. ( с 20.04- 24.04)

Цель: рисование лисы .Задачи:- научить рисовать лису - способствовать развитию творческих способностей и художественного воображения- развивать навыки работы  простым карандашом, закрашивать...

Рабочая программа ДООП (кружок) в подготовительной к школе группе по познавательному развитию "Весёлая Математика"

В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их об...