Познавательно-исследовательская деятельность с детьми
консультация на тему
«Любознайка», «Почемучка» - так можно назвать любого современного ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya5.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательская деятельность
Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К. Е. Тимирязев
«Любознайка», «Почемучка» - так можно назвать любого современного ребенка. Детство – это именно то самое замечательное время, та самая радостная пора, когда происходят новые, интересные и необъяснимые открытия.
Познавательно-исследовательская деятельность-форма активности ребёнка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира.
Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.
Основные виды деятельности: экспериментирование, исследование, моделирование: замещение, составление моделей, действие с использованием моделей, по характеру моделей.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми используют следующие методы:
Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения.
– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
– за изменением и преобразованием объектов;
Практические методы:
Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.
Элементарный метод – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
Словесные методы обучения
Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями
Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.
Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
Метод наглядного моделирования.
Одним из оптимальных методов, считают метод проектов. Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление
Формы работы с детьми:
– фронтальные;
– групповые;
– индивидуальные.
Задачи исследовательской деятельности и экспериментирования специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
У детей 4-5 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает.
В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»
Очень важным моментом является позиция взрослого при организации познавательного развития. Он должен быть партнёром, поддерживающим детскую инициативу, знающим, умеющим и авторитетным, которому хочется подражать, умеющим вовлечь в познавательный процесс родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
музыкальная познавательно-исследовательская совместная деятельность с детьми "Волшебный мир звуков"
Познакомить детей с принципами образования звука, воспитывать интерес к звучащему миру, расширение музыкального кругозора....
Сценарий НОД на конкурс "Воспитатель года 2018" познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми 5-6 лет «Подарок для Слоненка»
Сценарий НОД на конкурс "Воспитатель года 2018"...
Интегрированная познавательно - исследовательская образовательная деятельность с детьми 6 - 7 лет "Спасатели спешат на помощь"
В занятии представлены варианты использования в образовательной деятельности здоровьесберегающей технологии и нетрадиционного методического пособия – палочек Кюизенера....
Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет "Собаки-спасатели"
Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет Собаки-спасатели...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....
Проект по познавательно – исследовательской (экспериментальной) деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Средняя группа с 4-5 лет.
laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,не ведая, что ты такое. Нельзя сказать что тынеобходима для жизни, ты – сама жизнь…Ты сам...