музыкальная познавательно-исследовательская совместная деятельность с детьми "Волшебный мир звуков"
статья по музыке (старшая группа) на тему
Познакомить детей с принципами образования звука, воспитывать интерес к звучащему миру, расширение музыкального кругозора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir_zvukov.docx | 256.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Волшебный мир звуков»
Цель: Познакомить детей с принципами образования и улавливания звука, развивать наблюдательность, воспитывать интерес к звучащему миру.
Интеграция: от понимания детьми причины возникновения звуков перейти в мир звуков,
преломляя и используя их знания и опыт в новых условиях.
Задачи музыкального развития:
- воспитание любви и интереса к музыке, расширение музыкального кругозора.
- создавать ситуации, в которых дети сами слушают и корректируют собственное исполнение и исполнение других детей: унисон в пении, точное вступление в оркестре.
- побуждать детей в играх с инструментами, создавая образы самостоятельно выбирать для этого инструменты с соответствующим звучанием.
- совершенствование музыкально-слуховых представлений, навыка внутреннего слухового контроля в исполнении музыки (в пении, ритмике, музицировании)
Ход:
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети. Меня зовут Роза Халимовна, я пришла из другого детского сада, чтобы познакомиться с вами. Предлагаю поиграть с именами.
( Каждый друг за другом называет своё имя и мы все вместе его прохлопываем, затем ребёнок проговаривает и прохлопывает его в ласкательной форме. Например: Да-ня, Да-неч-ка. Ма-ша, Ма-шень-ка). Вот и познакомились, мы озвучили имена, проговорили их, каждый слог, отмечая хлопками.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебный мир звуков.
Давайте сейчас посидим в тишине,
Так тихо как будто бы это во сне.
Услышим тогда, как звучит тишина,
Хоть кажется нам, что она не слышна.
… Удивительный мир звуков окружает нас: вот мяукает кот, весело журчит ручеёк, таинственно шуршат под ногами листья и радостно смеются малыши, визжит тормозами машина и тихо шелестит книжка.
Звук живёт в любом предмете,
Сколько их – посмотри!
Звук – шутник, играя с нами,
Любит прятаться внутри.
- Про человека, который внимательно к чему-то прислушивается, говорят, что у него «ушки на макушке». Мы сейчас проверим, можно ли это выражение применить ко всем вам. У меня есть «волшебный» сундучок. Я попрошу закрыть глаза и отгадать, что звучит: (стеклянный стакан, крышки от кастрюли, деревянные ложки, шуршание бумаги, погремушка).
Ответы детей. Сравнивают звучания предметов.
- Молодцы! Откройте глаза, но на этом загадки не заканчиваются. Звук – такой шутник, что может прятаться повсюду. Отгадайте, где живут звуки, которые я вам сейчас назову:
Самолет, салют, карусель, машина (Улица)
Часы, телефон, пылесос, чайник (Дом)
Дождь, ветер, метель, гроза (Природа)
- Замечательно! Теперь другое задание – продолжите ряд звукоподражаний:
а) мяу, ку-ка-ре-ку,…
б) шлёп, щёлк, хлоп,…
М. Р. Подберите звукоподражания применительно к:
а) часам (тик-так)
б) шагам (топ- топ)
в) дождю (кап-кап)
г) молотку (тук-тук)
д) мячу (прыг-скок)
е) кукушке (ку-ку)
ж) лягушке (ква-ква)
М. Р. Раз, два, три, четыре, пять.
Приглашаю поиграть!
Развитие интонационности
Ранним утром на рассвете таинственно
Шур-шур-шур шепотом, потирая
То ли аист, то ли ветер,
Шур-шур-шур
Пролетел среди берёз от низкого голоса к высокому
А- А-
Новость свежую принёс от высокого к низкому
А- А-
И по лесу слухи, слухи хитрым голосом
Дз-з- Дз-з- высоким голосом
Полетели словно мухи
Дз-з- Дз-з-
Покатился лесом гул низким голосом
Гу-гу-гу Гу-гу-гу
То спросонок лес вздохнул
Фу-у- Фу-у- глубокие выдохи
И посыпалась роса светлым, радостным голосом
Динь, динь, динь!
Динь, динь, динь!
Зазвучали голоса
А-а-а-а! все дети тянут на одном выдохе любой звук.
М. Р. Живя в предметах окружающего нас мира, таясь в природе, звуки говорят, открывают свои тайны. Но это ещё не музыкальные звуки. Настоящие музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах. Музыкальными звуками можно выразить и какой-либо характер, и даже чей-то образ. Давайте попробуем озвучить стихотворение.
Разучивание стихотворения с музыкальными инструментами
Ранним утром на рассвете речь
Шур-шур-шур маракасы
То ли аист, то ли ветер,
Шур-шур-шур маракасы
Пролетел среди берёз
А- А- металлофон
«глиссандо» снизу вверх
новость свежую принёс
А- А- металлофон
«глиссандо» сверху вниз
И по лесу слухи, слухи
Дз-з- Дз-з- бубен
удар с потряхиванием
Полетели словно мухи
Дз-з- Дз-з-
Покатился лесом гул
Гу-гу-гу Гу-гу-гу барабаны
То спросонок лес вздохнул
Фу-у Фу-у- тарелки
И посыпалась роса
Динь, динь, динь! Треугольники
Динь, динь, динь!
Зазвучали голоса
А-а-а-а!
Все дети играют на своём музыкальном инструменте. По сигналу педагога сразу прекращают играть. Педагог заранее договаривается с детьми, что когда его ладони широко раскрыты, дети немного играют «тремоло» на своих инструментах. Как только педагог сожмёт руки в кулаки, дети должны моментально прекратить игру. Педагог может сокращать время игры, или удлинить его по-своему усмотрению, может долго держать паузу (сжатые кулаки) и т.д. Поменяться инструментами.
М. Р. Давайте послушаем, как звучит лес, а потом вы расскажите, что вы услышали, какие голоса.
Звучит фонограмма «Ручей в лесу»
Дети: пение птиц, журчание ручейка, шум воды.
М. Р. А как звучал ручеёк? Какой он по характеру?
Дети: ласковый, нежный, журчащий…
М. Р. Ручеек течет плавно, он журчит, как будто поёт.
- Я принесла музыкальный инструмент «Rain Stick», название переводится как «дождевая флейта» или «дождевая палка». Это инструмент древних индейцев, делали они его из ствола кактуса и использовали его для привлечения дождя. Как, вы думаете, как на нём играют? Кто хочет попробовать?
Дети предлагают разные варианты извлечения звука.
- Если его потрясти, то мы услышим звук похожий на шум дождя, а если аккуратно переворачивать, то это похоже на журчание воды. Сейчас мы по очереди будем переворачивать, и у нас получится звучащий ручеёк.
Ритмическая игра «Ручеёк»
- Так звучит «дождевая флейта». Существует очень много самых разных музыкальных инструментов. Как называется этот музыкальный инструмент (играю на фортепиано)?
Дети: пианино.
М. Р. Правильно. Пианино или фортепиано. Что нужно для того, чтобы оно зазвучало?
Дети: надо нажимать на клавиши, знать ноты.
М. Р. У каждой клавиши есть своё имя. Думаю, что вы знаете названия нот, их всего семь.
Дети: до, ре, ми, фа, соль, ля, си
М. Р. Каждый человек, при рождении получает уникальный дар – голос, и если к нему бережно относиться (не кричать, петь протяжно, правильно дышать), тогда он становится музыкальным, единственным и неповторимым. А чтобы этот музыкальный инструмент зазвучал, надо начать говорить, а ещё лучше… петь! Давайте споём вместе. Садимся правильно. Первую часть буду исполнять я, а вторую (гамму) – вместе.
Второй раз исполняем всю песню вместе.
«Песенка про ноты» обр. Ж. Металлиди
М.Р. Песенка про ноты звучит в музыкальном фильме «Урок музыки». В этом фильме учитель пения придумала слова к каждой нотке для того чтобы дети их быстрей запомнили:
До – нам дорог каждый звук
Ре – решительней вперёд
Ми – «ми» не «мяу», «ми» ни «му»
Фа – фантазия зовёт
Соль – соль песенки моей
Ля – «ля-ля» поёт весь дом
Си – сильней и веселей
Мы вернулись снова в До
- А теперь давайте оживим нотки. Мы их станцуем.
Танцевальная композиция «Урок музыки»
М. Р. Музыкальная загадка:
Кто в оркестре всем поможет?
Сложный ритм стучать он может.
Ритм любой из разных стран!
Кто же это… (Барабан)
- Вы хорошо знаете этот музыкальный инструмент. Как на нём играют?
Дети: Палочками, руками.
М. Р. Правильно. Палочки бывают разные, короткие и длинные, от этого зависит звучание.
Посмотрите (показываю щетку), что это?
- Скажите, а можно щеткой играть на барабане?
Дети пробуют играть щеткой.
М. Р. На барабане играют не только палочками, но и барабанными щетками, а ещё играют ногой, наступая на специальную педаль, ведь барабаны тоже разные.
(дети знакомятся с приёмами игры на разных барабанах)
М. Р. Ребята, кто знает, что такое оркестр? (показ иллюстрации)
Оркестры бывают разные: симфонический, эстрадный, военный…
Но в любом оркестре обязательно есть барабаны.
Танцевальная композиция «Рок-н-ролл»
М. Р. Стихотворение А. Усачева «Звуки»
1. Жизнь была бы очень скучной, 2. Слышим даже тишину…
Если б жизнь была беззвучной. Как гуляет кот по крыше,
Как прекрасно слышать звук: Как шуршат за стенкой мыши,
Шум дождя и сердца стук! Волки воют на луну.
Мы кричим, смеёмся, дышим, Мир без звуков был бы грустный,
Мы слова и мысли слышим, Серый, скучный и «невкусный»!
- Всё, что создано природой и человеком, имеет свой звук, свою музыку, надо только научиться её видеть, слышать и чувствовать, и тогда раскроются все ваши таланты!
Вы мне очень понравились. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Музыкальный Блеф-клуб"-совместная деятельность детей и родителей
Совместное развлечение для старших дошкольников и их родителей...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,
Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...
Развитие музыкального творчества в совместной деятельности детей
В этом разделе говорится о воспитании и развитии у ребёнка творческого начала, творческого мышления....
Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность) во второй младшей группе «А сколько у вас?»
Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность) во второй младшей группе «А сколько у вас?» Оборудов...
Конспект совместной познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности педагога и детей "История планера" по комплексной программе "Миры детства: конструирование возможностей".
С Древних времён человек стремился познавать что-то новое необычное. Овладев передвижением по земле и воде, люди стали задумываться о покорении неба....
Познавательное развитие РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического развития, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важные психические процессы дошко...
«Проектная технология создания музыкального мультфильма в процессе слушания произведений классической музыки на музыкальных занятиях и совместной деятельности
В век информационного прогресса компьютерные технологии быстрымтемпом входят в нашу повседневную и профессиональную жизнь.Это дает огромные возможности для создания различных инно...