Программа по организации театрализованной деятельности с воспитанниками стационарного отделения для детей 3-7 лет
рабочая программа (младшая группа) по теме
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театрально- игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно- эстетическому воспитанию каждого ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rabochaya.docx | 57.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое учреждение социального обслуживания
Владимирской области
«Гороховецкий социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья»
«Утверждаю»
Директор ГКУСО ВО «Гороховецкий
социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних «Семья»
____________________О.Г.Рябовол
«___»_________________20___года
Программа
по организации театрализованной деятельности
с воспитанниками стационарного отделения
для детей 3-7 лет
Сроки реализации программы:
2017 год
Разработчик программы:
Е.Ф. Сисейкина
воспитатель стационарного отделения
г. Гороховец
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театрально- игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно- эстетическому воспитанию каждого ребёнка.
Программа описывает подготовку по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 3—7 лет.
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс:
Актуальность программы :
Одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди молодежи — это равнодушие, отсутствие интересов. Они не отходят от компьютера, занимаясь компьютерными играми и днем, и ночью, остальное их не интересует. Кроме того, у молодых людей много комплексов. Они безынициативны, несамостоятельны, малообщительны, скованны, стеснительны вне виртуального мира. Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно еще в дошкольном возрасте пробудить в детях какой-то интерес, развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть стеснительность, скованность. А самой благодатной почвой для этого является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него есть.
Направленность программы:
Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной.
Новизна программы:
В дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми рассказ, рисунок, образ. Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Я хочу научить детей не копировать чужое, а самим создавать, фантазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства. Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную.
Программа развития детей дошкольного возраста составлена на основе авторской программы «Театр – творчество - дети» Сорокиной Т.Ф. Программы «Театрализованная деятельность дошкольников» Губановой Н.Ф., 2012
«Театр кукол и игрушек в ДОУ». (Сост. О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель 2009.)
Разработан учебно-тематический план занятий по театрализованной деятельности.
Цель программы. Развитие творческих способностей и речевого развития детей посредством театрализованной деятельности.
Общие программные задачи:
1. Образовательные:
Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей ).
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.
Учить импровизировать игры - драматизации на темы знакомых сказок
2.Развивающие:
Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях;
Развивать память, внимание, воображение, фантазию;
Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;
Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;
Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.
3. Воспитательные:
Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.
Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала;
Воспитание аккуратности, старательности.
Воспитание коммуникативных способностей детей
Программа предполагает проведение двух занятий в месяц. Продолжительность занятия: 20 мин, общее количество учебных занятий в год- 20.
Театрализованная деятельность интегрирует в себе следующие образовательные области:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ». Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывается организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развиваются волевые качества. Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения.
2.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, расширяется кругозор, что служит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
3.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Происходит развитие всех сторон речи. Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги. Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи.
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, различных видов кукольных театров, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказке у детей происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству.
Занятия проводятся по следующей схеме:
- введение в тему;
- создание эмоционального настроения;
-театрализованная деятельность (используются методы и приемы: чтение, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказ детей, показ воспитателем способа действия, театрализованные игры, игры - импровизации, индивидуальные творческие задания, сочинение сказок, придумывание историй для постановки, подготовка этюдов и мини-сказок, драматизаций, с дальнейшим показом зрителям);
-изготовление разных театральных кукол, ремонт атрибутов и пособий к сценкам, драматизациям.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в январе, итоговый — в декабре.
Возраст детей и срок реализации программы
Данный вариант программы рассчитан на детей, начиная с трёхлетнего возраста.
Срок реализации программы – 1 год.
1 год обучения – 20 часов в год.
Режим занятий
Занятия кружка проводятся 2 раза в месяц.
Длительность занятий составляет не более 20 мин.
Ожидаемый результат
Психологическая комфортность, раскрепощенность, стимулирующие развитие духовного потенциала и творческой активности.
Сформированность умений находить средства выразительности и эмоциональности состояния.
Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика.
Развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность).
Развитие всех сторон речи, четкой, ясной дикции.
К концу реализации программы предполагается овладение детьми следующими знаниями, умениями и навыками:
Ребенок должен знать:
- назначение театра;
- деятельность работников театра;
- виды театров;
- виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада.
- знать 5—8 артикуляционных упражнений.
Ребенок должен уметь:
- передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
- воплощать свои замыслы собственными силами и организовывать деятельность других детей;
- контролировать внимание;
- понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;
- выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
- принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;
-изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием.
- уметь составлять предложения с заданными словами.
- уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.
- уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Ребенок должен иметь представление:
-о сценическом движении;
-о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;
- об оформлении спектакля (декорации, костюмы).
Ребенок должен владеть навыками:
- культурного поведения в театре;
-определения состояния персонажа по схематическим рисункам;
- подбора собственных выразительных жестов;
- психологического настроя на выполнение предстоящего действия;
- произнесения небольших монологов.
Необходимое оборудование.
Зеркальный уголок для работы над мимикой и артикуляционным аппаратом, костюмы маски; декорации; театральный уголок в группе; куклы для разных видов театров.
ФОРМЫ РАБОТЫ
- Занятия.
- Игры- занятия.
- Игры- загадки.
- Занятия- путешествия.
- Игры- драматизации.
- Совместная деятельность педагога и воспитанников.
- Самостоятельная деятельность воспитанников.
- Игры, упражнения, этюды.
Работа с детьми:
индивидуальная,
парная,
подгрупповая.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
При подведении итогов реализации программы могут быть использованы различные формы:
• Занятия,
• участие в концертах,
• открытое занятие,
• показ драматизаций для детей,
• выставка театральных кукол.
Тематический план по кружковой программе «Золотой ключик».
Месяц | Тема занятия | Теория | Практика | Всего |
Январь | На машине. Мишка-отгадчик. Качели. Настольный театр игрушек. Игра в прятки. Матрёшка и Катя. Лошадка. Грузовик. Настольный театр игрушек. | 0,5 0,25 | 0,5 0,75 | 1 1 |
Февраль | Дуют ветры в феврале. Игра-инсценировка. Знакомые сказки. Настольно-плоскостной театр. | 0,25 0,25 | 0.75 0,75 | 1 1 |
Март | Театр двух актёров. Настольный театр конусной игрушки. Маша и медведь. Настольный театр конусной игрушки. | 0,5 0,25 | 0,5 0,75 | 1 1 |
Апрель | Встреча кошки с собакой. Пляска с Машей. Настольный театр картинок Ёж и лиса. Настольный театр картинок | 0,25 0,25 | 0,75 0,75 | 1 1 |
Июнь | Театр двух актёров. Мама гуляет. Две мышки. Игра-драматизация с куклами бибабо. Сказка про утят. Настольный театр игрушек | 0,5 0,10 | 0,5 0,90 |
1 |
Июль | Путешествие в страну Игралию. Театрализованное развлечение с куклами бибабо. Кошка и её котята. Игра-инсценировка. | 0,25 0,10 | 0,75 0,90 | 1 1 |
Август | Волшебный цветок. Развлечение с куклами бибабо. Выходи на зелёный лужок. Театрализованная игра | 0,25 0,25 | 0,75 0,75 | 1 1 |
Октябрь | Мимика Страна воображения. | 0,5 0,5 | 0,5 0,75 | 1 1 |
Ноябрь | Наше настроение. Играем в театр. | 0,5 0,5 | 0,5 0,5 | 1 1 |
Декабрь | Лесная сказка Три медведя. | 0,5 0,5 | 0,5 0,75 | 1 1 |
Всего занятий | 20 |
Перспективно – календарное планирование по театрализованной деятельности.
Месяц | Занятие Тема | Цели и задачи | Методические рекомендации | Материал и оборудование |
Январь | 1 Сценки: На машине. Мишка-отгадчик. Качели. | Формировать навыки кукловождения резиновой и пластмассовой игрушки. | Игры на знакомство. Игра «Кто это?» Упражнение «Ласковое имя», «Лифт», «Глубокое дыхание». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. | Резиновые и пластмассовые игрушки. |
Январь | 2 Сценки: «Игра в прятки», «Лошадка», «Грузовик» | Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию; Использовать разнообразные игрушки – фабричные и самодельные. | Беседа, отгадывание загадок. Этюды: «Медведь и лиса», «Встреча зайца и медведя» | Фабричные и самодельные игрушки. |
Февраль | 1 Игра-инсценировка «Дуют ветры в феврале» | Рассказать об армии; вовлекать в ролевую игру, побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимики, эмоциях, учить координации движений. | Беседа, инсценировка, пальчиковая гимнастика | Музыкальные записи, игрушки-солдатики; костюмы (моряка, танкиста, лётчика). |
Февраль | 2 Игра - инсценировка «Знакомая сказка» | Обучать детей приёмам кукловождения настольно – плоскостного театра | Знакомство с содержанием сказки. Показ настольного театра. Вопросы по содержанию. Рассматривание иллюстраций к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей. | Настольный театр, иллюстрации к сказке. |
Март | 1 Игра «Театр двух актёров» | Вызвать положительный эмоциональный отклик на предложенную деятельность; обучать приёмам вождения кукол конусного театра, побуждать детей к активному участию в театрализованной игре; развивать диалогическую форму речи, интонационную выразительность речи, мелкую моторику рук; воспитывать доброжелательные партнёрские отношения. | Дыхательное упражнение «Аромат леса». Речевая разминка. (произнести чистоговорки медленно, тихо, громко, быстро Отгадывание загадок «Весеннее дерево». Пальчиковая гимнастика «Болото».
| Фигуры настольного театра конусной игрушки. |
Март | 2 Игра – драматизация «Маша и медведь» | Совершенствовать импровизационные особенности детей; формировать положительное отношение к играм – драматизациям; поощрять желание детей участвовать в играх по собственному желанию. | Создание игровой мотивации. Ведения диалога детьми во время показа и рассказывания сказки «Маша и медведь». Ряженье в костюмы. Отгадывание загадок. | Маски героев по сказке, костюмы. |
Апрель | 1 Этюды: «Встреча кошки с собакой», «Пляска с Машей» | Обучать приёмам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых, знакомых сказок (стендовый театр на фланелеграфе) | Игра «Угадай, кто потерял». Речевая минутка: «Скороговорки», «Чистоговорки». Упражнение на релаксацию «Разговор через стекло». Импровизация «Продолжи сказку». Изготовление кукол для театрального этюда. Упражнение в ведении куклы (темп, ритм движений, плавность, резкость). | Фланелеграф, картинки различных сказочных персонажей. |
Апрель | 2 Сценка «Ёж и лиса» | Разыгрывать несложные сценки по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест) | Драматизация сказки «Ёж и лиса» | Декорация к сказке, музыкальное сопровождение. |
Июнь | 1 Этюды: «Мама гуляет», «Две мышки». Игра «Театр двух актёров». | Познакомить с техникой управления куклы бибабо. Учить разыгрывать мини-этюды. | Знакомство с театральной ширмой, с устройством куклы бибабо. Речевая минутка: «Речевые интонации персонажей». Пальчиковая гимнастика: «Пальчик-мальчик», «Чики-чики-чикалочки». | Театральная ширма, куклы бибабо. |
Июнь | 2 Театр игрушек «Сказка про утят» | Приобщить детей к драматизации; учить партнерскому взаимодействию. | Имитирование движения: бег, ходьба. Упражнение: «Порхание бабочки», «Путешествие в волшебный лес». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Чтение «Сказки про утят». Распределение ролей с помощью загадок. | Резиновые игрушки настольного театра. |
Июль | 1 Театрализо -ванное развлечение «Путешествие в страну Игралию» | Порадовать детей, вовлечь в игру; учить действовать в игре группой и по одному; учить выразительно двигаться под музыку в соответствии с текстом. | Игры, чтение потешек, стихов, рассматривание иллюстраций, дыхательная гимнастика. | Маски зверей, музыкальное сопровождение. |
Июль | 2 Игра-инсценировка «Кошка и её котята». | Формировать умение показывать сказку на фланелеграфе; учить пересказывать содержание знакомой сказки; дать заряд положительных эмоций; побуждать к воплощению в игровой образ. | Подготовка и драматизация сказки «Кошка и её котята». | Театр картинок, музыкальное сопровождение. |
Август | 1 Развлечение с использованием театра кукол «Волшебный цветок» | Порадовать детей просмотром кукольного театра; закрепить представление о кукольном театре; учить внимательно смотреть сказку. | Рассматривание атрибутов кукольного театра. Просмотр сказки «Волшебный цветок» | Театральная ширма, куклы бибабо. |
Август | 2 Театрализован-ная игра «Выходи на зелёный лужок» | Побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; учить импровизации под музыку. | «Язык жестов». Игра «Где мы были, мы не скажем». Песня-игра «По лугу». Песня-этюд «Ручейки» | Музыкальное сопровождение, корзинки, султанчики, накидки для ручейков. |
Октябрь | 1 Мимика | Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной эмитации, учить импровизировать в рамках заданной ситуации. | Игра «Что я умею». Чтение стихотворения Б. Заходера «Вот как я умею» Упражнения на выразительность движений и мимики. Мимические этюды у зеркала. | Мяч, мягкие игрушки щенок и козлёнок. |
Октябрь | 2 Играем в театр. | Развивать способности детей; дать заряд положительных эмоций. | Игровое занятие построенное на театрализованных играх, способствующих развитию памяти, внимания, воображения. «Изобрази жестом», «Глухая бабушка», «Ласка», «Вкусная конфета», «Тише». | Музыкальное сопровождение зеркало, цветик - семицветик. |
Ноябрь | 1 Лесная сказка. | Побуждать к активному восприятию сказки; учить слушать внимательно сказку до конца и следить за развитием сюжета | Знакомство с содержанием музыкальной сказки «Три медведя». Рассматривание иллюстраций к сказке. Обсуждение характерных особенностей героев. | Фланелеграф, иллюстрации к сказке. |
Ноябрь | 2 Лесные жители. | Учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по её сюжету; характеризовать героев; вместе с педагогом пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации. | Игровые упражнения, передающие образы героев сказки (зайчики, лисички, медведи, подружки). Выбор костюмов к сказке. | Маски зверей, костюмы. |
Декабрь | 1 Музыка в сказке. | Побуждать детей к выражению образов героев в движении; учить импровизировать под музыку; учить координации движения. | Разучивание музыкальных номеров (хоровод подружек, песня Машеньки, общий танец). | Музыкальное сопровождение |
Декабрь | 2 Три медведя | Учить эмоционально и выразительно выступать перед зрителями, развивать творческие способности. | Подготовка и драматизация сказки «Три медведя». | Декорация к сказке, костюмы героев, музыкальное сопровождение |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ
Должен уметь:
— заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью;
— разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);
— использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно изготовленные игрушки из разных материалов Должен знать:
— некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
— некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольный настольноплоскостной , конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске..
Должен иметь представление:
— о театре, театральной культуре;
— роли артистов, кукол;
— имеющихся правилах поведения в театре;
— азбуке театра (название отдельных видов театров, театральных персонажей, предметов, декораций)
Уровни эмоционального и артистического развития детей.
Я считаю, что работа по театрализованной деятельности не была бы полной без учета, который свидетельствует о достижениях и недостатках педагогической работы. При этом речь идет об объективной уровневой оценке музыкального и артистического развития каждого ребенка в динамике. Важно сравнить первоначальные умения и навыки ребенка в начале учебного года (конец сентября – начало октября) с его достижениями к концу учебного года (май). С этой целью я провожу обследование развития артистических и речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе наблюдения и совместной деятельности с ребенком обращаю внимание на следующее:
- желание ребенка участвовать в игре, активность и инициативность;
- отношение к выбранной или порученной роли;
- развитие нравственно-коммуникативных и волевых качеств личности (общительности, вежливости, чуткости, доброты, умения довести дело или роль до конца);
- эмоциональность и выразительность исполнения (в движении, речи);
- развитие произвольных познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, любознательности;
- умение выразить свое понимание сюжета и характера персонажа (в движении и речи);
- способность придумать и рассказать сказку, историю, сочинить танец и т.д. (отметить оригинальность, логичность, законченность сюжета, выразительность речи, пластики).
Обращая внимание на проявления в театрализованной деятельности, обращаю внимание на те позитивные изменения, которые можно отметить в развитии ребенка.
Для того чтобы проверить уровень развития детей, я использую следующие задания.
1.Цель – развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии.
Задание: С закрытыми глазами внимательно послушать звуки окружающего мира.
Вопросы: Чьи голоса слышны на улице, в соседнем помещении? Какая машина проехала, легковая или грузовая? Кто прошел по коридору – ребенок, женщина на высоких каблуках, группа детей, пожилой человек т т.д.? какие настроения у людей, которые разговаривают за стеной (слов не разобрать): они спокойно беседуют, либо один что-то возбужденно рассказывает?
2.Цель – развитие выразительности речи и дикции.
Задание: а)Произнести скороговорку – сначала медленно, потом с ускорением:
Над овражком у дорожки
Страшный стражник строит рожки.
Стражник в крепости сидит,
Стражник грозен и сердит.
б) Произнести одно слово с разной интонацией:
- Киска, как тебя зовут?
- Мяу! (нежно)
- Сторожишь ты мышек тут?
- Мяу! (утвердительно)
- Киска, хочешь молока?
- Мяу! (с большим удовольствием)
- А в товарищи щенка?
- Мяу! Фф-ррр! (изобразить по-разному: испуганно, трусливо, возмущенно)
3.Цель – развитие выразительности и пластики движений.
Задание: а)Взять со стола карандаш так, как будто это:
Червяк,
Горячая печеная картошка,
Маленькая бусинка.
б) Показать, как Баба Яга (Красная Шапочка, Буратино, любопытная сорока) смотрится в зеркало.
4.Цель – адекватное выражение эмоций.
Задание: Рассказать и показать движениями стихотворение «Мальчики и девочки» Н.Сорокиной:
Девочки и мальчики (кланяются)
Хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики,
Прыг, прыг, прыг!
Ножками топочут:
Топ, топ, топ!
Весело хохочут:
Ха, ха, ха!
5.Цель – развитие умения отыскать способ оригинальных действий для передачи игрового образа.
Задание: показать, как хитрая Лиса подкрадывается к Колобку;
как Винни-Пух нашел большой горшок с медом.
Условия реализации
Техническое оснащение занятий
• Магнитофон, подборка сказок, песен, мелодий;
• Куклы:
• театр на фланелеграфе:
• куклы-картинки;
• фланелеграф;
• рисунки для мини – декораций.
• театр верховых кукол (куклы-Петрушки,):
• куклы;
• театральная ширма;
• декорации к спектаклям.
• Настольный театр:
• куклы;
• декорации к спектаклям.
• Пальчиковый театр:
• - куклы;
• - декорации.
• Театр масок:
• специальные костюмы для детей;
• декорации, бутафории к спектаклям;
• маски;
• Костюмы;
• Материалы необходимые для изготовления кукол, декораций и т.д.
• Подборка игр;
• Разработки занятий;
• Сказки и т.п.
Список литературы
• Акулова Т. А. Театрализованные игры.
• Григорьева Т.С. Программа « Театр Маленького актёра» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ «Сфера», 2012
• Ковалец «Азбука Эмоций».
• Власенко О.П. Театр кукол и игрушек в ДОУ. Кукольные спектакли. Эстрадные миниатюры. Волгоград:Учитель,2009. – 266 с.
• Губанова Н.Ф. Программа «Театрализованная деятельность дошкольников» для детей 2-5 лет. Москва, «ВАКО» 2011
• Крамаренко Т.И., Крамаренко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам.
М, 1982.
• Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная Пресса», 2000. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
• Сорокина Н.Д. Программа "Театр - Творчество - Дети": Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов, АРКТИ, 2004г.
• Захарова Т.Н. «Ролевые игры в детском саду». Конспекты занятий
с детьми от 4 до 7 лет. Ярославль: ООО «Академия развития», 2012 – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения) на тему «Знаем мы все части тела»
Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения)на тему «Знаем мы все части тела». Цель: создать условия для развити...
Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения) на тему «Мои любимые игрушки»
Конспект организации игровой деятельности воспитанников старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (1-й год обучения)на тему «Мои любимые игрушки». Цель: создать условия для развития ум...
Парциальная программа по организации театрализованной деятельности во 2 младшей группе.
Программа оформлена в связи с требованиями ФГОС ДО....
программа по организации театрализованной деятельности
развитие сценического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр и игр-представлений....
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Организация театрализованной деятельности воспитанников в дошкольной образовательной организации.
Актуальность данного проекта заключается в том, что театрализованная деятельность помогает решить одну из важнейших задач - развитие речи так, как в процессе театрализованной игры незаметно активизиру...
Программа по организации театрализованных игр "В гостях у сказки"
Вариативная часть рабочей программы на 2020 -2021 учебный год....
1.6 Наличие КПК по организации работы с воспитанниками разных категорий (одарённые дети, дети-инвалиды с ОВЗ), по организации работы с применением различных инновационных технологий в ДОО, ИКтехнологий
Наличие КПК по организации работы с воспитанниками разных категорий (одарённые дети, дети-инвалиды с ОВЗ), по организации работы с применением различных инновационных технологий в ДОО, ИКтехнологий...