Парциальная программа по организации театрализованной деятельности во 2 младшей группе.
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) на тему
Программа оформлена в связи с требованиями ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_skazki_moya.docx | 55.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 п.Новоорск» Новоорского района Оренбургской области
«ПРИНЯТО» на педагогическом совете МДОУ «Детский сад №4 п.Новоорск» Протокол № ___________________ «____» ________________ 2015 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Зав. МДОУ«Детский сад №4 п.Новоорск» _______________ А.В.Калякина «___» _______________ 2015 г. |
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
(организация театрализованной деятельности)
для детей 3 - 4 лет
на 2015 – 2016 учебный год
Образовательная область:
Художественно-эстетическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие
Воспитатель: Кишкина Надежда Александровна, I квалификационная категория
п.Новоорск, 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I | Целевой раздел парциальной программы организации детской театрализованной деятельности «В гостях у сказки». | 3 |
1.1. Пояснительная записка. | 3 | |
1.1.1. Актуальность программы. | 3 | |
1.1.2. Цель и задачи реализации программы. | 3 | |
1.1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы. | 4 | |
1.1.4. Возрастные особенности развития детей. | 5 | |
1.1.5. Планируемые результаты освоения детьми младшего дошкольного возраста парциальной программы. | 6 | |
1.1.6. Обоснование выбора содержания парциальной программы. | 7 | |
1.1.7. Формы подведения итогов реализации парциальной программы. | 7 | |
II | Содержательный раздел парциальной программы организации театрализованной деятельности «В гостях у сказки». | 8 |
2.1. Тематическое планирование деятельности по программе. | 8 | |
2.2. Содержание парциальной программы. | 13 | |
III | Организационный раздел. | 17 |
3.1. Кадровое обеспечение парциальной программы. | 17 | |
3.2. Материально-техническое обеспечение парциальной программы. | 17 | |
3.3. Методическое обеспечение парциальной программы. | 17 | |
3.4. Время и сроки реализации парциальной программы. | 17 | |
3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды. | 18 | |
Приложение. |
I. Целевой раздел парциальной программы организации детской театрализованной деятельности «В гостях у сказки».
1.1. Пояснительная записка.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные:
- с формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- воспитанием воли, памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- художественным образованием и воспитанием детей.
1.1.1. Актуальность программы.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.)
Благодаря театру, ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
1.1.2. Цель и задачи реализации программы.
Основная цель:
Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к театральной деятельности.
2. Способствовать развитию детской фантазии, воображения, памяти, детского творчества.
3. Способствовать выражению эмоций с помощью мимики, жеста.
4. Формировать навыки общения и коллективное творчество.
5. Развивать речь и обогащать словарный запас детей.
6. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги и т. д.)
7. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников).
1.1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы.
В основу программы заложены следующие принципы:
1. Обогащения детского развития средствами различных видов театрального искусства: драматический, кукольный, теневой, пальчиковый.
2. Индивидуального подхода к каждому ребенку, при котором он сам становится активным участником в выборе роли, персонажа, музыкальной партии.
3. Содействия сотрудничеству детей и взрослых путем признания ребенка полноценным субъектом отношений.
4. Сотрудничество МБДОУ с семьёй, путем совместного участия в постановках.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:
1. Системно-деятельностный подход, обеспечивающий возможности детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике, формирующий умение рефлексировать. Данный подход нацелен на формирование развитой личности, помогает раскрепостить детей, развивать у них самостоятельность, творческое мышление.
2. Гуманитарный подход предполагает обращенность к личности ребенка через неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов; удовлетворение его потребностей, т. е. становление в каждом ребенке субъективности.
3. Культурологический подход рассматривается нами в рамках программы как интегративный метод системной организации целостного образовательного процесса, обеспечивающего формирование личности ребенка как субъекта культуры, как целостной личности, базирующейся на истинных ценностях мировой и национальной культуры.
1.1.4. Возрастные особенности развития детей.
Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. - В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования пред эталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.
Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
Воображение особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.
1.1.5. Планируемые результаты освоения детьми младшего дошкольного возраста парциальной программы.
1. Активизация речи детей, пополнение словаря, развитие предпосылок диалоговой речи.
2. Развитие психических процессов (мышление, память, внимание, воображение, фантазии).
3. Совершенствование личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения, коммуникативные навыки).
1.1.6. Обоснование выбора содержания парциальной программы.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ.
1.1.7. Формы подведения итогов реализации парциальной программы.
Результативность, эффективность программы можно выявить путем наблюдений, исследования проводимого 2 раза в год. Анализ результатов включает в себя следующие моменты:
- Диагностическая карта педагога;
- Анкетирование – родителей;
- Театрализованные представления;
- Досуги.
II. Содержательный раздел парциальной программы организации театрализованной деятельности «В гостях у сказки».
2.1. Тематическое планирование деятельности по программе.
№ | Тема | Кол-во часов | Сроки | Содержание |
1 | Игра-имитация «Солнышко проснулось». | 2 | 1 - 2 неделя сентября | Воспроизведение отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись, потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (солнышко выглянуло – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). Цель: Установление с детьми эмоционально положительного контакта, интереса к совместной со взрослым деятельности, желание участвовать в общей импровизации. |
2 | Игра-имитация «Веселые матрешки». | 1 | 3 неделя сентября | Воспроизведение цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и спрятался). Цель: Продолжать вызывать у детей положительное эмоциональное состояние, удовольствие от действия в шапочках, платочках, совместной деятельности с другими детьми. |
3 | Игра-имитация «Трусливый зайка». | 1 | 4 неделя сентября | Воспроизведение цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и спрятался). Цель: Продолжать вызывать у детей положительное эмоциональное состояние, удовольствие от действия в шапочках, платочках, совместной деятельности с другими детьми. |
4 | Игра-импровизация под музыку «Веселый дождик». | 1 | 1 неделя октября | Цель: Побуждать детей к действиям под музыку, развивать память физических ощущений, учить выполнять движения, используя средства выразительности (жесты, позы) для передачи образов, настроений, развивать пантомимические способности. |
5 | Игра-импровизация под музыку «Листочки по ветру летят и подают на дорожку». | 1 | 2 неделя октября | Цель: Побуждать детей к действиям под музыку, развивать память физических ощущений, учить выполнять движения, используя средства выразительности (жесты, позы) для передачи образов, настроений, развивать пантомимические способности. |
6 | Игра-развлечение «В гости к сказке». | 2 | 3 - 4 неделя октября | Имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке и т.п.). Цель: Продолжать формировать у детей интерес к театрализованной деятельности, вызывать удовольствие от совместной деятельности с другими детьми. Способствовать реализации потребности детей в положительной оценке взрослого. |
7 | Показ сказки «Теремок» воспитателем. Театр «Би-ба-бо». | 1 | 1 неделя ноября | Цель: Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять словарь лексикой, отражающее эмоциональное состояние героя сказки, учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях, стимулировать детей, их инициативу. |
8 | Показ сказки «Теремок» воспитателем вместе с детьми. Театр «Би-ба-бо». | 1 | 2 неделя ноября | Цель: Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять словарь лексикой, отражающее эмоциональное состояние героя сказки, учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях, стимулировать детей, их инициативу. |
9 | Игровая викторина по стихам А. Барто «Игрушки».Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. – С. 12 – 13. | 2 | 3 – 4 неделя ноября | Цель: Развивать имитационные навыки, умение выполнять действия с игрушкой в соответствии с содержанием стихотворения. Вызывать эмоциональный отклик на театрализацию знакомых произведений, продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умением имитировать движения персонажей театрализованного действия. |
10 | Показ воспитателем театра на фланелеграфе «Репка». | 1 | 1 неделя декабря | Цель: Формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений, вызывать эмоциональный отклик на театрализацию литературных произведений, формировать произвольное внимание, воспитывать дружеские отношения, умение прийти на помощь. |
11 | Показ воспитателем театра на фланелеграфе «Репка» вместе с детьми. | 1 | 2 неделя декабря | Цель: Формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений, вызывать эмоциональный отклик на театрализацию литературных произведений, формировать произвольное внимание, воспитывать дружеские отношения, умение прийти на помощь. |
12 | Игра-импровизация под музыку «Снежинки кружатся, падают, летят». | 1 | 3 неделя декабря | Цель: Побуждать детей к действиям под музыку, развивать память физических ощущений, учить выполнять движения, используя средства выразительности (жесты, позы) для передачи образов, настроений, развивать пантомимические способности. |
13 | Театрализованная игра «Прогулка по лесу». Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. – С. 9– 10. | 1 | 4 неделя декабря | Цель: Учить детей эмоционально проговаривать фразы, упражнять детей в звукоподражании, имитационных действий, развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление, воспитывать коммуникативные качества детей, бережное отношение к природе. |
14 | Игра-импровизация. Воспроизведение действий одного персонажа по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», «Заинька, попляши…» и т.д.). | 1 | 2 неделя января | Цель: Продолжать работу по развитию эмоционально-образного восприятия содержания небольших стихотворений, учить детей свободно двигаться в соответствии с литературным текстом, используя окружающее пространство, помогать детям найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах, интонациях. |
15 | Показ воспитателем настольного театра «Девочка чумазая» (по А.Барто, П.Барто). Л.В.Артемова Театрализованные игры дошкольников. – С. 25 – 27. | 1 | 3 неделя января | Цель: Учить детей из несложных действий создавать сюжет, привлекать детей к активному участию в театрализованной игре, воспитывать желание быть чистыми, опрятными. |
16 | Показ воспитателем настольного театра «Девочка чумазая» вместе с детьми (по А.Барто, П.Барто). Л.В.Артемова Театрализованные игры дошкольников. – С. 25 – 27. | 1 | 4 неделя января | Цель: Учить детей из несложных действий создавать сюжет, привлекать детей к активному участию в театрализованной игре, воспитывать желание быть чистыми, опрятными. |
17 | Игра-драматизация «В гостях у Бабушки-Загадушки». Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. – С. 16 – 17. | 1 | 1 неделя февраля | Цель: Учить детей отгадывать загадки, развивать ассоциативное мышление, развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных, их движениям и голосу, воспитывать любовь к животным. |
18 | Разыгрывание стихотворного текста «Жили у бабуси…».Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. – С. 24 – 25. | 1 | 2 неделя февраля | Цель: Продолжать учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами, формировать умение сочетать напевную речь с пластическими движениями, воспитывать коммуникативные навыки общения. |
19 | Речевая игра «Как у бабушки Наташи». И. Бодраченко Театр детских рук // Обруч. – 2006. – №3. – С. 18 – 20. | 1 | 3 неделя февраля | Цель: Развивать исполнительские умения, учить выражать свои эмоции, развивать навыки имитации, фантазию и умение ориентироваться по ходу литературного текста. |
20 | Театр игрушек. Картинки на фланелеграфе «Маша обедает» (по С.Капутекян) Л.В.Артемова Театрализованные игры дошкольников. – С. 25 – 27. | 1 | 4 неделя февраля | Цель. Учить детей внимательно слушать стихотворение, включаться в игру, подражать голосам животных. Воспитывать любовь, бережное отношение ко всему живому, желание ухаживать за животными. |
21 | Театр игрушек вместе с детьми. Картинки на фланелеграфе «Маша обедает» (по С.Капутекян) Л.В.Артемова Театрализованные игры дошкольников. – С. 25 – 27. | 1 | 1 неделя марта | Цель. Учить детей внимательно слушать стихотворение, включаться в игру, подражать голосам животных. Воспитывать любовь, бережное отношение ко всему живому, желание ухаживать за животными. |
22 | Театрализованная игра «Поездка в поезде». Л.В.Артемова Театрализованные игры дошкольников. | 1 | 2 неделя марта | Цель. Расширять представления ребят о пассажирском транспорте: в поездах люди путешествуют, ездят из одного города в другой, поездом управляет машинист. Воспитывать уважение к людям, которые работают на железнодорожном транспорте. Передавать игровые действия в соответствии со стихами, песней, музыкой. |
23 | Аудиоспектакль «Кошка, которая гуляла сама по себе» | 1 | 3 неделя марта | Цель: Формирование навыков интонационной выразительности. |
24 | Театрализованная игра «Ясочкин садик». Л.В.Артемова Театрализованные игры дошкольников. | 1 | 4 неделя марта | Цель игры. Поощрять стремление детей создавать игровую обстановку, учить выполнять игровые действия, связанные в простом, близком их жизненному опыту сюжете. Вовлекать детей в исполнение смешных и поучительных эпизодов. |
25 | Интонационная выразительность. Зан. 13 Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. | 1 | 1 неделя апреля | Цели: Учить детей с помощью средств интонационной выразительности передавать эмоции, развивать пантомимические навыки, побуждать детей к активному участию в игре. |
26 | Разыгрывание стихотворного текста «Уронила белка шишку». Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. – С. 18 – 19. | 1 | 2 неделя апреля | Цель: Учить детей с помощью средств интонационной выразительности передавать различные эмоции, развивать пантомимические навыки, побуждать детей к активному участию в театрализованной игре, развивать инициативу. |
27 | Импровизация «Весна в лесу». Слушание классической музыки. | 1 | 3 неделя апреля | Цель: Формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений, вызывать эмоциональный отклик. |
28 | Игра с пальчиками с использованием театра ложек. Воспроизведение песенок, потешек, скороговорок («Сорока-белобока», «Кисонька-мурысенька», «Привяжу я козлика»). Р.Сигуткина Рекомендации к организации театрализованных игр //Дошкольное воспитание. – 1988. – № 8. – С. 55 – 58. | 1 | 4 неделя апреля | Цель: Продолжать учить детей сочетать слова и движения, выполнять заданный ритмический рисунок, развивать мелкую моторику пальцев рук. |
29 | Прослушивание аудиосказки «Кошкин дом» | 1 | 1 неделя мая | Цель: Формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений, вызывать эмоциональный отклик. |
30 | Показ русской народной сказки «Зимовье» или «Рукавичка». Л.В.Артемова Театрализованные игры дошкольников. – С. 34 – 40. | 1 | 2 неделя мая | Цель: Формировать произвольное внимание, активизировать интерес к театральному искусству, воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки. |
31 | Итоговое занятие: Показ русской народной сказки «Зимовье» или «Рукавичка» вместе с детьми. Л.В.Артемова Театрализованные игры дошкольников. – С. 34 – 40. | 2 | 3 - 4 неделя мая | Цель: Формировать произвольное внимание, активизировать интерес к театральному искусству, воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки. |
2.2. Содержание парциальной программы.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности младших дошкольников являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Вначале воспитатель самостоятельно показывает детям спектакль, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Читая стихотворные тексты, необходимо подключать по возможности детей к игре, чтобы они активно участвовали в диалоге с педагогом, подыгрывали основной сюжетной линии, имитировали движения, голоса, интонации персонажей игры.
Далее - небольшие упражнения с детьми. Проводятся сразу же после окончания театрализованной игры. Ребенок ещё в восторге от того, как воспитатель говорил, действовал за него. Самое время предложить малышу поиграть так же. Для упражнений используются высказывания только что выступавших персонажей. (Например, в сказке "Рукавичка" надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Предлагаем ребенку сказать от имени мышки или волка. Подключаются все дети.
Затем предлагаем ребенку игры-имитации: "Покажи, как прыгает зайка"; "Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка", "Покажи, как ходит петушок".
Следующий этап - отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг).
Только после такой тщательной подготовки можно приступать к совместным инсценировкам.
Традиционно выделяется несколько видов театрализованной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты (это инсценировки и драматизации); каждый ребенок играет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.
Для младших школьников 3-4 лет самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время широкое распространение получил метод куклотерапии, т.е. метод лечения с помощью кукол. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.
Настольный театр, пожалуй, самый доступный вид театра для младших дошкольников. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек. Куклы, предназначенные для настольного театра должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Управление настольными куклами не представляет сложности для детей. Ребенок берет игрушку со спины так, чтобы его пальцы были спрятаны под ее руками, и ведет "актрису" по столу в соответствии с сюжетом инсценировки. Важно обращать внимание на то, чтобы речь ребенка совпадала с движениями куклы.
Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, стимулирующий желания ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.
У детей младшего возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок («Этот пальчик-дедушка...», «Тили-бом»).
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.
Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).
Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист» (умение использовать некоторые средства выразительности (мимики, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре).
Третья группа - умение взаимодействовать с другими участниками игры; играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.
Деятельность воспитателя направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно они включаются и процесс игрового общения с театральными куклами, затем в совместные с взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детенышем» и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы.
Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят.
Педагог постепенно расширяет игровой опыт за счет освоения разновидностей игры драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок:
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать).
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик»).
• Бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши...»).
• Игра-импровизация пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель.
• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»).
• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»).
• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка»).
Формы организации театрализованной деятельности:
- игра;
- игра-имитация;
- инсценировка и драматизация;
- объяснение;
- показ;
- личный пример;
- беседы;
- обсуждения;
- просмотр видеофильмов;
- разучивание произведений устного народного творчества.
Формы работы:
- индивидуальная,
- групповая.
III. Организационный раздел.
3.1. Кадровое обеспечение парциальной программы.
Воспитатель – основной руководитель программы;
Подменный воспитатель – соруководитель;
Музыкальный руководитель МДОУ – аккомпаниатор.
3.2. Материально-техническое обеспечение парциальной программы.
- режиссёрские игры с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках;
- различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и др.;
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
- музыкальный центр, ИКТ.
3.3. Методическое обеспечение парциальной программы.
Л.В.Артемова Театрализованные игры дошкольников.
Р.Сигуткина Рекомендации к организации театрализованных игр //Дошкольное воспитание. – 1988. – № 8. – С. 55 – 58.
Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду.
И. Бодраченко Театр детских рук // Обруч. – 2006. – №3.
Аудиоспектакли «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Кошкин дом».
Аудиозаписи классической музыки для детей.
3.4. Время и сроки реализации парциальной программы.
Программа реализуется в 2015 – 2016 учебном году, 1 раз в неделю, во второй половине дня.
3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Центр | Содержание | Способы использования |
Центр театрализованной деятельности. | Разные виды театра: Настольный, на ширме, на фланелеграфе, бибабо, «живая рука», пальчиковый, перчаточный. Атрибутика: Фланелеграф; Маски, шапочки; Ширма; Герои сказок. Дидактические игры: Пальчиковый театр по сказкам «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка»; «Три поросенка». Зона ряжения. | В ходе организованной и самостоятельной деятельности по программе. |
2 младшая группа №1 МДОУ №4 п.Новоорск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации театрализованной деятельности в младшей группе
В возрасте 2 -3 лет малыши живо интересуются играми с куклами, именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей....
программа по организации театрализованной деятельности
развитие сценического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр и игр-представлений....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности вторая младшая группа
Для младших дошкольников характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых....
Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности (2 младшая группа)
В качестве одного из средств, помогающих сохранить эмоциональное благополучие ребенка в детском саду, может служить интересная и доступная для него театрально-игровая деятельность. В...
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе Автор ...
Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности второй младшей группы
Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности второй младшей группы...