Неврозы в жизни человека
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Неврозы (от греч. néuron — нерв) - группа заболеваний, обусловленных психотравмирующими воздействиями; характеризуются функциональными, как правило, обратимыми, нервно-психическими расстройствами, при которых больной сохраняет критическое отношение к болезни и способность управлять своим поведением. ( Большая советская энциклопедия )
Невро́з — в клинике: собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Клиническая картина: астенические, навязчивые и/или истерические проявления, а также временное снижение умственной и физической работоспособности. Психогенным фактором являются конфликты, вызывающих психологическую травму, либо длительное перенапряжение эмоциональной и/или интеллектуальной сфер психики.
Изучение неврозов занимались ученые: Зигмунд Фрейд, Карл Гусиав Юнг, Альфред Адлер, Жак Лакан , Карен Хорни ,, Карвасарский Б.Д. Карен Хорни считала, что невроз возникает как защита от таких неблагоприятных социальных факторов, как унижения, социальная изоляция, тотальная контролирующая любовь родителей в детстве, пренебрежительное и агрессивное отношение родителей к ребёнку. Чтобы защититься, ребенок формирует три основных способа защиты: «движение к людям», «против людей» и «от людей».
Причины развития невроза Психологические факторы (особенности личности, условия ее созревания и воспитания, становления взаимоотношений с социумом, уровень притязаний) Биологические факторы (функциональная недостаточность определенных нейромедиаторных или нейрофизиологических систем, делающая больных уязвимыми к определенным психогенным воздействиям).
Симптомы неврозов Общепсихологическая симптоматика Плаксивость Нерешительность Низкая самооценка Неудовлетворённость собой Обидчивость, ранимость Тревожность, страхи Зацикленность на психотравмирующей ситуации При попытке работать быстро утомляются – снижается память, внимание, мыслительные способности Чувствительность к громким звукам, яркому свету, перепадам температуры
Общеневротическая симптоматика Состояние нервно-психической слабости (астения) Тревога, беспокойство Нарушения сна Постоянная головная боль Сердечные боли, психалгии (психологическое переживание боли) Общее снижение работоспособности Эмоциональная лабильность Нетерпеливость Различные вегетативные нарушения: лабильность пульса, артериального давления, повышенная потливость, дисфункции желудочно-кишечного тракта (медвежья болезнь).
Основные виды неврозов. Классификация. 1. Неврастения. 2. Невроз навязчивых состояний. 3. Истерия. 4. Невроз страха. 5. Ипохондрический невроз. 6. Депрессивный невроз.
Неврастения - "нервная слабость", нервное истощение, переутомление. Развивается под влиянием продолжительной психической травматизации , которая ведет к эмоциональному напряжению, недосыпанию. Симптомы: повышенная раздражительность и быстрая утомляемость. головная боль, ощущение тяжести в голове, кажется, что на нее одет обруч или каска (" каска неврастеника"). Нарушение функций вегетативной нервной системы, (потливость, учащенное сердцебиение, снижение аппетита, нарушение функции кишечника, учащенные позывы на мочеиспускание, плохой сон (затруднено засыпание, частые пробуждения)).
Невроз навящевых состояний характеризуется нарушениями в области эмоций и воли -- нерешительностью, мнительностью, боязливостью, разного рода сомнениями, страхами и опасениями. Выражается в навязчивом счёте (шагов, ступеней, этажей, проезжающих машин и т.д.), навязчивом воспроизведении в памяти забытых имён, терминов, определений, разделении слов на слоги, звучании в голове навязчивых мелодий и т.д. К навязчивым состояниям относятся сомнения, воспоминания, представления с тягостным содержанием, страхи.
Истерия - это сложный невроз, проявляющийся в специфических эмоционально-аффективных и соматовегетативных клинических феноменах. Выражается в стремление быть предметом внимания окружающих, вызывать восхищение, удивление, зависть. Это достигается крикливой манерой одеваться, рассказами о своих якобы трагических или необычных событиях в прошлом. Отмечается неустойчивость настроения (" псевдоорганические " симптомы с расстройствами чувствительности, движений, координации и пр ). Обнаруживаются "функциональные" парезы и параличи, неуверенная шаткая походка, невозможность передвигаться без посторонней помощи. Нередко имеется дрожание головы, при отвлечении внимания оно уменьшается, при волнении - усиливается. Иногда развиваются нарушения речи (заикание, немота, глухонемота), икота, рвота, спазм мышц глотки и пищевода, нелепое, ребячливое поведение, не соответствующее возрасту больного, проявляющееся детскими манерами, жестами, шалостями. Одним из вариантов истерических проявлений является истерический припадок - внезапный приступ сложных выразительных движений: больные стучат ногами, рвут на себе одежду, волосы, катаются по полу, выгибаются всем телом, опираясь на затылок и пятки, плачут, рыдают и т.п. В отличие от эпилептического припадка, больные не падают, а медленно опускаются на виду у всех. Припадок затягивается, если вокруг много народа, но может резко прекратиться под влиянием внешнего раздражения (боль, холодная вода и т.д.). Припадок сопровождается помрачением сознания и воспоминания о нем отрывочны.
При НЕВРОЗЕ СТРАХА основным симптомом является чувство тревоги или страха. Страх не зависит от какой либо ситуации или каких либо представлений, является немотивированным, бессодержательным -- "свободно витающий страх". Большую роль в возникновении невроза страха играет наследственная предрасположенность. Особым вариантом невроза страха является аффективно-шоковый невроз или невроз испуга , который подразделяется на следующие формы: 1. Простая форма , которая характеризуется замедленным течением психических процессов и рядом соматовегетативных расстройств. ( бледность лица, тахикардия, колебания АД, учащение актов мочеиспускания и дефекации, сухость во рту, потеря аппетита, похудание, дрожание рук, коленей, чувство слабости в ногах). 2. Анситированная форма характеризуется развитием тревоги и двигательного беспокойства с замедлением словесно-речевых реакций, мыслительных процессов с вегетативными нарушениями, свойственными простой форме. 3. Ступорозная форма в сочетании с мутизмом , т.е. оцепенение и онемение. 4. Сумеречная форма (появляется сумеречное состояние сознания, неосознание бормотания, непонимание местонахождения).
ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ Под ипохондрией понимается болезненная сосредоточенность внимания на своем здоровье, склонность приписывать себе заболевания по незначительному поводу. При этом легко возникают болевые или тягостные ощущения в тех или иных частях тела ( сепистопатии ). Опасение по поводу своего здоровья чаще всего возникает у лиц тревожно-мнительных или астеничных . Возникновению болезни может способствовать воспитание, при котором ребенку прививается чрезмерная забота о своем здоровье.
ДЕПРЕССИВНЫЙ НЕВРОЗ Депрессивные фазы могут протекать в виде соматических эквивалентов -- головной боли, нарушений сна, экземы, ночного недержания мочи, радикулита, астматических приступов и симптомов " сердечно-сосудистого невроза" и т.д. Различают депрессии невротические, психогенные или реактивные и эндогенные. Невротическая депрессия или депрессивный невроз возникает у лиц, неуверенных в себе, нерешительных, несамостоятельных, которые трудно приспосабливаются к новым жизненным условиям. Психогенная депрессия является психозом сверхценных идей. Эндогенная депрессия (вызывается знанием больного о наличии у него тяжелого заболевания, что приводит к появлению непомерного чувства тоски) протекает в виде стертой формы. При этом жалобы на тоску отсутствуют, часто отмечается лишь снижение работоспособности. Больные могут стать тревожными, мнительными, неуверенными в себе, чувствительными к малейшим психотравмирующим воздействиям.
Лечение Существует множество методов и теорий лечения неврозов. В лечении неврозов используют психотерапию и, в достаточно тяжелых случаях, медикаментозное лечение. По мнению большинства психоаналитических школ, необходимо, чтобы пациент осознал свои противоречия, построил более точную картину своей личности. Главная задача психотерапии состоит в том, чтобы помочь самому больному осознать все взаимосвязи, совокупность которых определила развитие невроза. Результат психотерапии состоит в уяснении больным реальных соотношений между его жизненным опытом, сформированной в этом опыте системой его отношений с окружающими людьми, ситуацией, с которой они пришли в противоречие, и проявлениями болезни. Весьма важным является при этом привлечение внимания больного не только к его субъективным переживаниям и оценкам, но также и к внешним условиям его социальной среды, к ее особенностям. Карен Хорни считала, что осознания своих противоречий категорически недостаточно, необходимо создать психотерапевтические условия для изменения личности, которые позволят ей уйти от невротических способов защиты от мира.
Прогноз в отношении жизни благоприятный. Для восстановления работоспособности и социальной адаптации требуется длительное время, но при правильной организации комплексного лечения может наступить полное выздоровление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вода в жизни человека
конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе...
Чувства и эмоции в жизни человека
Чувства и эмоции Понятие о чувствах, эмоциях и их ...
Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни «Витамины в жизни человека»
Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни...
Эссе "Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя"
Физическая культура – это основа большого спорта, наука о радости, познания себя, своего организма и фундамент для дальнейшего развития крепкого и здорового ребенка....
Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни «Витамины в жизни человека»
Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни «Витамины в жизни человека» (в старшей и подготовительной группе) . ...
Экологический проект" Жизнь деревьев и их значение в жизни человека"
Суть нашего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей....