Статья на тему: «Социальные проблемы семей с детьми дошкольного возраста»
статья на тему
Главная социально-педагогическая функция в деятельности дошкольного образовательного учреждения – выступать звеном, координирующим и интегрирующим всю совокупность социальных сред, составляющих жизненное пространство ребенка на протяжении дошкольных лет жизни и с началом обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Социальные проблемы семей с детьми дошкольного возраста»
Увеличение количества семей группы риска, дефицит воспитательных и других социально-адаптивных возможностей семей выдвигают на первый план необходимость квалифицированной помощи семье со стороны специалистов дошкольного образовательного учреждения.
Главная социально-педагогическая функция в деятельности дошкольного образовательного учреждения – выступать звеном, координирующим и интегрирующим всю совокупность социальных сред, составляющих жизненное пространство ребенка на протяжении дошкольных лет жизни и с началом обучения в школе.
По мнению специалистов, в настоящее время наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций и утрата ею ведущий позиций в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Семья перестает в полном объеме выполнять возложенные на нее функции.
Опираясь на результаты анкетного опроса родителей детей, посещающих ДОУ, в числе основных проблем, с которыми сталкиваются семьи в своей повседневной жизнедеятельности, лидирующие позиции занимают дефицит свободного времени, отсутствие собственного жилья, материальные затруднения, а также проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребенка.
В настоящее время семья, в большей степени выполняет хозяйственно-бытовую функцию, но значительный перевес хозяйственно-бытовой сферы семьи, материальные проблемы ослабляют ее воспитательную функцию, индивидуальную потребность супругов в отцовстве, материнстве, в контактах с детьми и их воспитании. Обучение детей социальным нормам во многом совершается не в семье, а очень часто происходит под влиянием средствам массовой информации и Интернет.
Современная российская семья значительно отличается от традиционной своей структурой: возросло число неполных семей, сократилось количество многопоколенных семей, увеличилась доля однодетных семей. Обыденными явлениями стали взаимоотчуждение супругов и рост числа разводов, сожительство без регистрации брака и рост рождений детей вне брака, масштабы социального сиротства.
Среди трудностей, встречающихся в воспитании детей, актуальными являются повышенная активность, подвижность, неусидчивость ребенка, непослушание ребенка, а также недостаток педагогических знаний у родителей.
Следует отметить также высокую нуждаемость семей с детьми в жилье. По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проведенного Росстатом в 2014 году, размер общей площади жилья, который приходится на одного члена семьи, в семьях с несовершеннолетними детьми почти на 1/3 меньше, чем в семьях без детей. Более половины семей с несовершеннолетними детьми оценивают свои жилищные условия как удовлетворительные, то есть «жить можно», но качество жилья оставляет желать лучшего. Каждый 5-й ребенок живет в семье, имеющей плохие жилищные условия, в том числе каждый 3-й из них – в возрасте до 1 года. [1, С. 10]
Подавляющему большинству российских семей с детьми не доступны меры поддержки семей с детьми, ибо они ориентированы в основном на поддержку беременности и родов (60% расходов, предусмотренных в федеральном бюджете 2013 года на семейно-детские пособия), либо на поддержку семей с детьми до достижения ими возраста 1,5 лет (93% расходов федерального бюджета на выплату пособий по уходу за детьми). Фактически отсутствуют меры поддержки полных семей с кровными детьми старше полутора лет. [1, С. 12]
Серьезным испытанием для семей с детьми стала проблема устройства ребенка в дошкольное образовательное учреждение. Дошкольное образование оказалось недоступным для 26% семей с детьми дошкольного возраста, причем около 70% из них – семьи с детьми в возрасте от полутора до 5 лет. Доступность дошкольного образования оказалась зависящей от региона проживания ребенка. Начало реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на период до 2017 года позволило модернизировать систему дошкольных образовательных учреждений, сделать ее более гибкой и приспособленной к нуждам семей с маленькими детьми. [1, С. 13]
Отсутствие комфортной, ориентированной на семьи с детьми, инфраструктуры семейного отдыха, оздоровления, досуга, напрямую с ослаблением института семьи не связано. В то же время эксперты отмечают, что за последние 20 лет (1993-2013) структура отдыха и досуга россиян изменилась. На смену народным гуляниям в парках под открытым небом приходят боулинги, клубы, театры и кинотеатры, аквапарки, торгово-развлекательные центры. Отдых через покупки становится преобладающим. 70% россиян совмещают покупки и развлечения, посещая торговые и торгово-развлекательные центры. В крупных городах аттракционы, кинотеатры, как правило, располагаются в торговых центрах. В плохую погоду (а это более 6 месяцев в году на большей части России) почти нет выбора для семей с детьми. Полностью отсутствует сеть учреждений семейного отдыха и оздоровления. Между тем совместный досуг, отдых, оздоровление родителей и детей вне дома – важная часть жизнедеятельности семьи, ее открытости, соорганизованности и взаимопонимания.
По мнению специалистов, семья для дошкольника – основное связующее звено между ним и более широкой общественной средой, в частности – детским садом. В дошкольной сфере в настоящее время заметно возрос интерес педагогов и руководителей образовательных учреждений к работе с семьей. Изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, педагогов и родителей. Все чаще педагогам приходится сталкиваться с рядом негативных тенденций. Во-первых, молодые родители не стремятся зарегистрировать свои отношения, браки через короткое время распадаются и дети растут в неполной семье. Во-вторых, мы сталкиваемся с проблемой низкого образовательного уровня родителей (независимо от наличия диплома). В-третьих, родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Для того чтобы ребенок рос всесторонне развитым, культурным, социализированным в обществе, родителям необходимо восполнить пробелы в собственном образовании и вместе с ним постигать мир. Современные родители обладают широким доступом к информации, в том числе в области педагогики и психологии. Однако высокий уровень образования, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приемов, в применении полученной из разных источников информации непосредственно на практике. Они нуждаются в получении конкретной адресной помощи. Именно специалисты дошкольных учреждений способны оказать поддержку родителям.
Список использованных источников
- Мизулина Е.Б. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект): в 2-х частях // Составитель Мизулина Е.Б. и др. ЧАСТЬ 1. – М., 2013
- Режим доступа: http://www.komitet2-6.km.duma.gov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Использование искусства оригами с детьми дошкольного возраста"
Овладение детьми оригами поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведет в комплексе с другими приемами воздействия к качественным изменениям т.е. развитию ребенка....
Доклад на тему: "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста."
Со своим докладом на тему: "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста" я выступила на педагогическом совете в своём детском саду. Представила работу из своего опыт...
Презентация к выступлению на педагогическом совете на тему: «Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста»
Педагогический совет ДОО «Особенности современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников» Тема: «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Сообщение для педагогов на тему: «Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста»
Сообщение для педагогов на тему:«Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста»...
Статья на тему: «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста и их роль в устранении проблемы заикания».
Статья об одном из важных и интересных элементов музыкального занятия - развитии певческих навыков. Из каких этапов состоит разучивание песни. Какой основной целью является развития певческого навыка....
Статья на тему: "Социально-эмоциональное личностное развитие детей младшего возраста в театрализованной деятельности."
В современном мире, мире компьюторных технологий люди потеряли самое дорогое – живое общение друг с другом. Мы с вами можем это исправить – нужно научить детей: общаться, цени...
Статья на тему: «Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста»
За последние два десятилетия статистика выявленных речевых отклонений возросла в десятки раз. Самую многочисленную группу — до 60% от всех детей дошкольного возраста — сегодня составляют д...