Доклад на тему: "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста."
статья (средняя группа) на тему
Со своим докладом на тему: "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста" я выступила на педагогическом совете в своём детском саду. Представила работу из своего опыта. Большая проблема - речь ребёнка в средней группе, где я работаю. В своём выступлении я отразила какую работу я провожу с детьми по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akt._problemy_rech_raz.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное СП МБОУ «СОШ №2 г. Калининска Саратовской области – Детский сад «Почемучка»
Доклад на тему:
«Актуальность проблемы речевого
развития детей дошкольного возраста».
(из опыта работы)
Подготовил воспитатель: Сестренская И.Ф.
Февраль 2015.
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.
Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализовывает себя как личность.
Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных .
Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.
Желание ребенка вступать в диалог, уметь высказывать свое мнение, поддерживать эмоциональный тон- всему этому ребенок должен научиться в дошкольном возрасте. Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. С помощью речи дети приобретают сведения об окружающей действительности, понимают друг друга, обмениваются накопленным опытом и знаниями, своими впечатлениями, интересами. Неполноценная речевая активность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. Даже у детей с нормальным интеллектом, часто наблюдается простая конструкция предложений, односложность ответов, нежелание отвечать, т. е. снижена его речевая активность.
Развитие речевой активности может проходить не только на специально- подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Утром, когда ребенок приходит в группу, можно побеседовать с ним на разные бытовые темы. Дети охотнее сообщают о тех событиях, в которых сами участвовали. Они часто рассказывают о том, какой новый фильм смотрели вместе с мамой или папой, удачным будет вопрос, о чем этот фильм, кто главные герои, чем закончился фильм.
Беседуя с ребенком, можно не только спросить с кем он живет, как зовут, где работают, но и уточнить степень родства его к другим членам семьи: сын, дочь, внук, брат, сестра, племянник, дядя.
Непринужденный разговор поможет закрепить знание ребенка и о своем домашнем адресе. Ведь очень часто дети запоминают домашний адрес механически, не понимая, что конкретно обозначают слова, что обозначают цифры в его адресе. Многие дети из моей группы знают свой адрес.
После выходных дней интересуюсь у ребенка, чем их родные и близкие занимались в выходные дни, кто приходил к ним в гости, как отдыхали; прошу рассказать о своих играх, занятиях и развлечениях. Такие индивидуальные беседы хорошо использовать для развития произносительных и грамматических навыков (склонение существительных, согласование прилагательных с существительными, употребление глаголов, причастий, наречий, деепричастий).
Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, включаю игры, способствующие расширению словарного запаса детей, их умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка. Например: «Какое дерево я загадала? Название этого дерева начинается со звука «к», а заканчивается на звук «н», «Подбери «родные» слова к слову «снег» (снежинки, снеговик, снегурочка).
Дети любят задания соревновательного характера: «Найди на участке предметы на определенный звук», «Кто больше назовет прилагательных к слову «горка» (трава, березка, дом, небо); «На что похожа тучка?», «Кто самый внимательный?»; «Напечатай палочкой на снегу, песке, букву или фигуру», « Кто первым назовет слово на данный звук, или составит предложение». На прогулке дети с удовольствием играют, сопровождая игру речью.
На занятиях по аппликации, рисованию, эффективно использование приема комментирования, который заключается в речевом сопровождении ребенком своих действий. Детям, которые затрудняются, я задаю наводящие вопросы: «Что сейчас делаешь?», «Что будешь делать потом?», «Что тебе для этого необходимо взять?», «Зачем?», «Как можно исправить?»; а также учит грамотно формулировать свой вопрос к товарищу, взрослому, словесно оформить просьбу.
Речевую активность у дошкольников также развивает и занятие по конструированию, которое не только развивает мелкую моторику, но и способствует развитию планирующей функции речи, дает возможность познавать цвет, форму, величину предметов, усваивать многие правильные названия, совершенствовать восприятие пространственных отношений.
Особое место в речевом развитии ребёнка занимает использование пословиц и поговорок, которые являются жанрами устного народного творчества. Именно пословицы и поговорки точно отражают все стороны жизни и быта людей, как в настоящее время, так и в прошлом. Устное народное творчество расширяет кругозор детей, учит познавать народное творчество своей страны, развивает интерес к слову. В свободной игровой деятельности полезно использовать инсценировки пословиц, такие игры, как «Закончи пословицу», «Повтори за мной» и др. Эти и игры можно использовать и на прогулке. Особенно дети любят малые фольклорные формы, которые доступны в любом возрасте: народные сказки, заклички, дразнилки, загадки; в старшем дошкольном возрасте можно познакомить с небылицами, частушками, былинами.
Работая над данной проблемой, целесообразно использовать и детское дежурство (по столовой, в уголке природы, при подготовке к занятиям). Мы со второго полугодия начали дежурство. Во время сервировки стола можно уточнить названия столовых приборов, для чего они нужны, из чего сделаны. Дети называют обобщающее слово «посуда», вспомнить с ними профессии «повар», «кондитер».
Активность детских высказываний возрастет, если задавать им вопросы, требующие рассуждений, развернутых предложений: «Что произойдет, если не поливать растения? Почему?», «Можно ли поливать растения чаем, молоком?», «Что произойдет, если все растения исчезнут?», «Чем одно растение отличается от другого?» и т.д.
Взаимодействие ребенка с другими людьми требует от него особых социально-речевых умений: правильное понимание мысли собеседника, грамотно сформулированное собственное суждение, уместное употребление слов, выражений, умение быть доброжелательным собеседником, всё это, в свою очередь, послужит хорошей базой для его успешного развития.
Для речевого развития надо так же приобщать детей к культуре чтения художественной литературы. Дети с удовольствием слушают сказки и разбирают ее по вопросам.
Не последняя роль в речевом развитии отводится и родителям. Можно составить для родителей памятку.
Факторы успешного речевого развития
(памятка для родителей)
*Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.
*Создавать условия для общения с другими детьми.
*Речь взрослого – пример для подражания.
*Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.
*Совместные игры взрослого и ребёнка.
*Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его «почему».
*Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.
Список литературы.
1.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2002 Ушакова О.С.
2.Теория и практика развития речи дошкольников. – М., ТЦ «Сфера».2008 Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. М., 1995
3. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
4. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004. Малетина Н.С.,
5. Пономарева Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание.2004.№6. С.64-68.
6. Интернет – ресурсы: nsportal.ru
Maam/ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».
В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников - важнейшей стороне воспитания ребёнка....
Доклад по теме: «Актуальность проблемы интеграции дошкольного образования» в рамках семинара: «Теория и практика интегрированного обучения в дошкольном образовательном учреждении»
Дошкольный возраст – это сензивный период для формирования фонематического восприятия детей, развитие всех сторон речи, расширение и обогащение детских представлений о разнообразии окружающего мира....
Семинар на тему: Актуальные проблемы музыкального воспитания детей.
Музыкальное воспитание – это развитие и формирование личности ребёнка различными средствами музыки, имеющее важное значение в его эстетическом и нравственном становлении....
Презентация для родителей на тему: "Особенности речевого развитиядетей старшего дошкольного возраста"
Материал подойдет для использования на первом родительском собрании в группе для детей с ОНР....
Педагогическая поддержка речевого развитиядетей младшего дошкольного возраста с описанием педагогических ситуаций и действий педагога.
Данная статья о том, как необходимо поддерживать детей младшего дошкольного возраста в речевом развитии. Представлены описания педагогических ситуаций и действий педагога....
Доклад на тему: «Актуальность проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста».
Речь – бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслям...