«Моя педагогическая технология»
статья (старшая группа) на тему

«Развитие творческого мышления и воображения детей посредством использования элементов технологии ТРИЗ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_tehnologiya.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

Старостенко Наталья Николаевна

«Моя педагогическая технология»

«Развитие творческого мышления и воображения детей посредством использования элементов технологии ТРИЗ»

Автор разработки:

воспитатель МАДОУ

"Детский сад комбинированного вида №10

г.Шебекино Белгородской области"

Старостенко Наталья Николаевна

2017г.

Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно.

 Альберт Эйнштейн

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. 

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология». Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Лихачёв). Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного развития личности ребенка. Педагогическая технология - это такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.  

В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия.Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.

В ходе реализации ФГОС в своей профессиональной деятельности педагог использует технологию ТРИЗ, направленную на развитие творческих способностей дошкольников.

Новизна работы состоит в  развитии творческого мышления и воображения  через включение методов и приемов ТРИЗ в различные виды детской деятельности, в том числе в образовательную и самостоятельную.

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы. ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Методы технического творчества появились, как потребность повысить производительность интеллектуального труда, прежде всего, в сфере производства. В их развитии прослеживаются две концепции. В соответствии с первой развитие технических систем является следствием процессов, происходящих в мышлении изобретателей, новые сильные идеи возникают как "озарения" у выдающихся личностей с особым складом ума, и процесс этот не поддается никакому изучению и тиражированию. В результате появились методы психологической активизации творчества и перебора вариантов. По второй концепции изменение искусственных систем происходит не по субъективной воле человека, а подчиняется объективным законам и происходит в направлении повышения уровня их идеальности. Теоретическую основу педагогического проекта составили  методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964 г.), алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных к работе с дошкольниками (Лелюх С.В., Хоменко Н.Н., Сидорчук Т.А. «Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников»), А.В. Корзун «Весёлая дидактика». Выявленные Г.С. Альтшуллером закономерности легли в основу системы законов развития технических систем и новой науки о творчестве - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: «Есть задача — реши ее сам», но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению. Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

К методам ТРИЗа относятся:
1. Метод мозгового штурма.
2.Метод каталога.
3.Метод фокальных объектов.
4. Метод системный анализ.
5. Метод морфологического анализа.
6. Метод золотой рыбки.
9. Моделирование маленькими человечками.
10. Метод проб и ошибок.
11. Мышление по аналогии.
19.Типовые приемы фантазирования.

В своей практике мы используем  метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором дошкольникам предлагаем высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбираем наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Его цель - развитие быстроты мыслительных процессов. Сущность метода заключается в хоровых ответах детей, в ходе использования этого метода не нужно устанавливать авторство т он запрещает критику. Воспитатель задает вопрос всем детям сразу. Все услышанные ответы записывает на доске, а затем разбирает с детьми. Метод штурма позволяет активизировать мыслительную деятельность, дает каждому ребенку возможность высказать любое свое мнение или предположение без оценивания ответа. 

С детьми в группе мозговой штурм возникает незапланированно, при решении какой-либо бытовой или сказочной задачи, во время образовательной деятельности, самостоятеьной деятельности, при обсуждении какого-либо поступка, случая.

Хорошим стимулом активности является погружение детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать. Только этот «кто-то» должен быть «хорошим героем». «Давайте поможем птенчику, Красной Шапочке, Аленушке».

Научите детей задавать себе вопросы: какие части участвуют в задаче? Какие у этих частей есть свойства, могущие помочь решить задачу?

Например, задача: надо быстро  охладить стакан с кипятком. Как быть?

Работу начинаем с вопроса:

Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне, - это ресурс для решения задачи.

Используем приемы: посредник + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу).

Решения:

  • Добавить холодную воду, заварку или молоко.
  • Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.
  • Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.
  • Добавить много варенья или сахара.
  • Переливать через воронку.
  • Погружать холодные ложки.
  • Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег.

В качестве тем мозгового штурма нами используются такие вопросы:

как не промокнуть под дождем;

как выгнать лису из заячьей избушки;

как сделать разноцветную льдинку;

как достать сосульку и т. д.

Метод мозгового штурма представляет собой двухэтапную процедуру решения задачи: на первом этапе генерируются идеи, а на втором - анализируются, развиваются.

Метод синектики, как разновидность «мозгового штурма», заключается в

активизации знаний ребёнка, основанный на применении аналогий.

Мы направляем ответы детей, побуждая к поочередному прохождению аналогий. В младшем возрасте вопросы простые:  На что похоже? На ежа. Он колючий. В старшем возрасте: На что похожа лента? На хорошую ровную асфальтированную дорогу, на речку в погожий день.

С детьми  3-4 лет мы играем в такие игры, как  

«На что похоже?» (прямая аналогия по цвету, вкусу, форме, размеру).

Например, яблоко такое же круглое, как …(как мячик, как апельсин, воздушный шар).

Лук такой же горький, как…(лекарство).

Морковь такая же оранжевая, как…(апельсин, рыжие волосы, шуба у лисы).

«Кто такой же?» (прямая аналогия по свойствам, характеру).

– У кошечки шерсть, какая? (Мягкая, пушистая).

– А у кого такая же? (У зайчика, у лисички, у пуделя, у игрушечного мишки).

– Кто ещё маленький, как воробей? (цыпленок, синица).

В 4-5 лет предлагаем детям  такие игры, как:

«Найди похожих – непохожих» (по методу прямой аналогии). В данной игре можно сравнивать как живые природные объекты, так и неживые.

«Кто чем работает?» учит ребёнка устанавливать связи между человеком определённой профессии и орудиями его труда.

Педагог предлагает  вспомнить, что нужно для работы разным людям.

•        Врачу – шприц, лекарство, бинт, скальпель…

•        Продавцу – весы, совочек, калькулятор (счётная машинка)…

•        Строителю – лопата, мастерок, бетономешалка…

•        Плотнику – молоток, гвозди, дрель, рубанок…

А потом предлагает детям поиграть наоборот (педагог называет инструменты,  а дети угадывают, для человека какой профессии они необходимы?).

«Кто где работает?»  – учит устанавливать зависимость между профессией и местом работы. 

– Продавец (магазин, рынок, киоск, палатка).

– Плотник (завод, магазин, детский сад).

– Учитель (школа, институт).

Затем игровые функции меняются, ребёнок называет профессию, а взрослый – место его работы. Ребёнок должен объяснить, почему он назвал то или иное место работы.

 С детьми старшего возраста нами проводится  игра «Прямая аналогия», в ходе которой детям предлагается найти такую цепочку ассоциаций для пары слов, чтобы начиналась первым словом и заканчивалась последним. Например, север – шкаф: север-холод, холод-шуба, шуба-шкаф; пальто – велосипед: пальто-весна, весна-тепло, тепло-велосипед; очки – дерево: очки-солнце, солнце-жарко, жарко-тень, тень-дерево.

Также нами используется в работе метод контрольных (наводящих) вопросов, цель которого - формировать представления о признаках предметов, явлений, развивать воображение, познавательную активность. Сущность метода в том, что мы заранее готовит вопросы, наводящие ребенка на ответ. В процессе метода используется «память» всех анализаторов (тактильного, зрительного). Этот метод хорошо подходит при подготовке к образовательной деятельности по развитию речи, составлении рассказа по картине, описание картины и т.д. Проанализировав вопросы, которые мы задаем детям в ходе образовательной деятельности, нами были выделены главные, которые используются нами постоянно. Был составлен список таких вопросов, который всегда находится рядом и позволяет переводить русло беседы в нужное направление.

Список таких вопросов:

  • Кто (что) изображено?
  • Где находится?
  • Что делает?
  • Из чего состоит?
  • Где жил (находился) раньше?
  • Каким был раньше?
  • Каким может стать в будущем?
  • Где будет жить в будущем (находиться)?
  • Что будет делать в будущем?

В младших группах мы задаем детям простые вопросы:

  • Как называется?
  • Как играть?
  • Какого цвета?

В старших группах вопросы становятся сложнее:

  • Какие особенности?
  • Чем можно заменить?

Мы дает подсказку (загадку), просим отгадать, что это за предмет. Например: «Соленый, зеленый, хрустящий, овальный, ароматный, мокрый» (соленый огурец). При этом можно использовать модель схемы: среда обитания – части тела – характерные особенности – кто ухаживает – какая помощь и т.д.) Такая работа позволяет формировать у дошкольников представления о признаках предметов, явлений, развивает мышление, воображение, познавательную активность.

        Одним из методов активизации мышления является метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств других, случайно выбранных объектов. Слово «фокальный» означает, что объект находится в зоне, в фокусе внимания. МФО используют для преодоления шаблонов мышления при модификации устройств, создании рекламы и написании статей. Этот метод подходит для развития воображения у детей от 5 лет.

МФО, план действий:

  • Выбрать объект рукотворного мира для усовершенствования (фокальный объект)
  • Выбрать 3-4 случайных объекта, «ткнув пальцем в небо»
  • Выделить характерные, особенные свойства у случайных объектов
  • Сложив фокальный объект и особенные свойства, получить новые сочетания и  развить их путем свободных ассоциаций.
  • Чем может быть полезен усовершенствованный объект с его новыми свойствами? Для чего он будет нужен? Зафиксировать все интересные идеи.

Например, детям предлагали детям усовершенствовать предмет – стол.

Совершенствуемый объект: стол

Случайные объекты: еж, льдинка, лампа

Характерные свойства или признаки случайных объектов

Льдинка: холодная

Еж: колючий

Лампа: светящаяся

Новые сочетания

Стол холодный

Стол колючий

Стол светящийся

Новые идеи

Стул со множеством колючек-ножек для устойчивости.

Стул с холодильником.

Стул с подсветкой.

        Нами используются принципы построения образовательной деятельности  с применением ТРИЗ технологии:

  • Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
  • Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций — мозговой штурм.
  • Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
  • Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности).
  • Обязательная активизация творческого воображения.

        Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.

        При включении технологии ТРИЗ в образовательный процесс нами применяются такие формы работы с детьми, как: беседа, сюжетно-ролевая и дидактическая игры, прослушивание музыки, инсценирование и моделирование ситуаций, выполнение практических работ. Важную роль в ходе такой работы играют схемы, таблицы, условные обозначения и иные способы подачи информации. В качестве иллюстрирующего материала используем сказки, загадки, пословицы, произведения детских писателей. Большое место занимают стихотворения, подобранные таким образом, чтобы мораль, а также заключенный в них вывод не «выпячивались» на передний план, а «прятались» внутри ситуации, нередко смешанной.
В результате проводимой работы нами отмечаются следующие положительные стороны включения ТРИЗ технологии в образовательный процесс:

  • у детей обогатился круг представлений, постоянно растет словарный запас, развиваются творческие способности;
  • ТРИЗ помогает нам в формировании диалектики и логики, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; длошкольники учатся отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решении;
  • ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы детей.

Несомненным плюсом использования технологи ТРИХ является  отсутствие специально отведенного на это времени – это вопрос мышления и подхода к детям. Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя.

Что дает ТРИЗ педагогу и детскому в целом? Технология творчества позволит перестроить процесс воспитания и образования в группе, развить в себе качества творческой личности, в своих воспитанниках. «Оживит» знания, «оживит» процесс, что позволит получить удовольствие от работы, у воспитанников от пребывания в группе детского сада. Легче добиться хорошего результата. Заставит задуматься о стиле жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ Махмутова Е.А. ФГБОУ ВПО « Набережночелнинский педагогический институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г.Набережные Челны

Семья для ребёнка - это источник общественного опыта. Здесь он имеет примеры для своего будущего опыта, и  здесь же  происходит социальное рождение его как личности....

"Физкультура вдвоем" (сборник «Педагогическое мастерство и педагогические технологии» VI Международной научно- практической конференции)

В содержание физкультурного занятия «Физкультура вдвоем» построенного на основе игровых упражнений, включаются: двигательные задания для детей и родителей, медитации, релаксации, дыхательн...

Современные педагогические технологии. Использование в педагогической деятельности развивающие технологии «Палочки Кьюизенера и Блоки Дьенеша »

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, согласно которым ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взр...

Конспект занятия для детей подготовительной группы, с использованием педагогических технологий на основе активизации деятельности учащихся (активные методы обучения – игровые технологии, здоровьесберегающие технологии). Тема: «Дифференциация звуков Г – К

Цель: формировать навык сложного фонематического анализа и синтеза с использованием звуков Г – К (Кь - Гь). Задачи:Коррекционно - образовательные:1. закрепить умение дифференцировать звуки ...