Взаимодействие специалистов ДОУ, направленное на развитие индивидуальных особенностей, способностей и талантов.
учебно-методический материал
Выступление на педагогическом совете по теме «Модель управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми в ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_pedagogov_na_razvitie_individualnyh_sposobnostey_detey.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие специалистов ДОУ, направленное на развитие индивидуальных особенностей, способностей и талантов.
Сухарева Наталья Владимировна, музыкальный руководитель
МБДОУ ЦРР-ДС «Сказка»
Для развития детей в ДОУ необходимо своевременно выявлять их индивидуальные особенности, способности (в том числе предпосылки одаренности), проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему их развитию. Раннее выявление и развитие индивидуальных особенностей, способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного потенциала каждого ребенка.
Педагогическая диагностика позволяет определить уровень знаний и умений, подобрать индивидуальные программы развития, дифференцировать планирование образовательного процесса и проследить динамику развития детей.
Успех совместной педагогической работы с детьми во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и медицинских работников. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, принимает участие в формировании и закреплении навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Организатором профессионального взаимодействия музыкального руководителя и специалистов ДОУ становится методист, который оказывает помощь воспитателям, специалистам с целью повышения профессиональной компетентности, обеспечения непрерывного образования и творческого роста.
Музыка сопровождает ребенка в детском саду в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
- Музыкальный руководитель на занятиях проводит работу по активизации внимания, ориентировки в пространстве, воспитанию и развитию музыкальных и творческих способностей. Педагог осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь детей музыко-терапевтических произведений, прослушивание которых способствует нормализации процессов развития. Использование музыкального фона в процессе игровой, трудовой и учебной деятельности повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мыслительные процессы, сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы.
Музыкальный руководитель совместно с воспитателями подбирает музыкальный репертуар, работает над пластикой, артистичностью, сценической культурой и выразительностью образов: помогает найти и выбрать выразительные средства (мимику, жесты, движения), работает над музыкальной и речевой интонацией.
- Взаимодействие психолога с музыкальным руководителем осуществляется следующим образом:
- Психолог оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
- Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса.
- Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
- Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
- Осуществляет психологическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях, а также на праздниках, во время развлечений и досуга.
- Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
1.Разрабатывается план взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем на учебный год.
2.Осуществляется совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара; составление картотеки речевых игр, логопедических распевок, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок, песен и т.д.
3.Учитель-логопед принимает участие в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
4.Организуются совместные выступления музыкального руководителя и логопеда на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
IV. В ДОУ уделяется серьезное внимание физической культуре.
Инструктор по физической культуре работает над оздоровлением детского организма, постановкой диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованием координации основных видов движений, мелкой моторики рук, над формированием положительных личностных качеств в поведении ребенка: общительности, умении рассчитывать свои силы, над воспитанием самоконтроля, смелости, решительности, отзывчивости и др.
Учитывая специфику нашего дошкольного учреждения наряду с основной программой «От рождения до школы» всеми специалистами частично используется порциальная программа «Здравствуй» М. Лазарева, направленная на оздоровление и развитие способностей детей средствами музыки.
Результатами взаимодействия специалистов ДОУ в системе музыкально-оздоровительной работы являются:
- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
- повышение уровня речевого развития;
- снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями);
- стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.
Одной из эффективных форм взаимодействия взрослых и детей является участие в коллективной театрализованной деятельности. Она рассчитана на сотворчество детей и взрослых, которые не разучились играть, сочинять и фантазировать.
Такой подход даёт широкие возможности педагогам для создания благоприятных педагогических условий, позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать его наиболее эффективным в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами и требованиями образовательной программы.
В то же время, плодотворное взаимодействие и сотрудничество с коллегами позволяют воспитателям и специалистам ДОУ повысить свою квалификацию и профессиональное сознание, стимулируют социальную и профессиональную активность, стремление к профессиональному развитию, творчеству и самореализации в профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллаж как средство развития индивидуальных творческих способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраса через коллективные формы работы
В презентации раскрыты цели и задачи , этапы работы с коллажом, приведены результаты диагностики....
: «Выявление и создание условий для развития и становления способностей и талантов детей дошкольного возраста с учетом современных стандартов дошкольного образования »
Детский сад – это первая ступень в государственной системе работы с одаренными детьми....
статья "Взаимодействие специалистов ДОУ в процессе развития коммуникативных умений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
Формирование коммуникативной потребности у детей с общим недоразвитием речи является особенно актуальным, так как у данной категории детей самостоятельно она не формируется....
Тема проекта «Одаренные дети: выявление и создание условий для развития и становления способностей и талантов детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.»
Сегодня организация системы образования направлена на создание условий для выявления и развития способностей и таланта дошкольников. Проблема детской одарённости, развития творчества дошкольника с его...
Одаренные дети: выявление и создание условий для развития и становления способностей и талантов детей дошкольного возраста
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности....
Организация взаимодействия специалистов и педагогов в реализации Индивидуальной Программы Реабилитации ребенка-инвалида в МБДОУ.
Успешное преодоление различных отклонений у ребенка-инвалида ,посещающего МБДОУ,реализация Индивидуальной Программы Реабилитации ребенка-инвалида в МБДОУвозможно при создании эффективного взаимо...
Взаимодействие специалистов ДОУ, направленное на развитие индивидуальных особенностей, способностей и талантов.
Необходимость профессионального взаимодействия музыкального руководителя и специалистов ДОУ....