Взаимодействие специалистов ДОУ, направленное на развитие индивидуальных особенностей, способностей и талантов.
методическая разработка по коррекционной педагогике
Необходимость профессионального взаимодействия музыкального руководителя и специалистов ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystviepedagogovnarazvitieindividualnyhsposobnosteydetey.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4»
_______________________________________________________________________
Взаимодействие специалистов ДОУ,
направленное на развитие индивидуальных
особенностей, способностей и талантов.
Музыкальный руководитель:
Гусева Л.К.
Апрель, 2022г.
Взаимодействие специалистов ДОУ, направленное на развитие индивидуальных особенностей, способностей и талантов.
Для развития детей в ДОУ необходимо своевременно выявлять их индивидуальные особенности, способности (в том числе предпосылки одаренности), проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему их развитию. Раннее выявление и развитие индивидуальных особенностей, способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного потенциала каждого ребенка.
Педагогическая диагностика позволяет определить уровень знаний и умений, подобрать индивидуальные программы развития, дифференцировать планирование образовательного процесса и проследить динамику развития детей.
Успех совместной педагогической работы с детьми во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и медицинских работников. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, принимает участие в формировании и закреплении навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Организатором профессионального взаимодействия музыкального руководителя и специалистов ДОУ становится методист, который оказывает помощь воспитателям, специалистам с целью повышения профессиональной компетентности, обеспечения непрерывного образования и творческого роста.
Музыка сопровождает ребенка в детском саду в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
- Музыкальный руководитель на занятиях проводит работу по активизации внимания, ориентировки в пространстве, воспитанию и развитию музыкальных и творческих способностей. Педагог осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь детей музыко-терапевтических произведений, прослушивание которых способствует нормализации процессов развития. Использование музыкального фона в процессе игровой, трудовой и учебной деятельности повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мыслительные процессы, сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы.
Музыкальный руководитель совместно с воспитателями подбирает музыкальный репертуар, работает над пластикой, артистичностью, сценической культурой и выразительностью образов: помогает найти и выбрать выразительные средства (мимику, жесты, движения), работает над музыкальной и речевой интонацией.
- Взаимодействие психолога с музыкальным руководителем осуществляется следующим образом:
- Психолог оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
- Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса.
- Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
- Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
- Осуществляет психологическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях, а также на праздниках, во время развлечений и досуга.
- Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
1.Разрабатывается план взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем на учебный год.
2.Осуществляется совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара; составление картотеки речевых игр, логопедических распевок, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, поговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок, песен и т.д.
3.Учитель-логопед принимает участие в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
4.Организуются совместные выступления музыкального руководителя и логопеда на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
IV. В ДОУ уделяется серьезное внимание физической культуре.
Инструктор по физической культуре работает над оздоровлением детского организма, постановкой диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованием координации основных видов движений, мелкой моторики рук, над формированием положительных личностных качеств в поведении ребенка: общительности, умении рассчитывать свои силы, над воспитанием самоконтроля, смелости, решительности, отзывчивости и др.
Учитывая специфику нашего дошкольного учреждения наряду с основной программой «От рождения до школы» всеми специалистами частично используется программа «Здравствуй» М. Лазарева, направленная на оздоровление и развитие способностей детей средствами музыки.
Результатами взаимодействия специалистов ДОУ в системе музыкально-оздоровительной работы являются:
- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
- повышение уровня речевого развития;
- снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями);
- стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.
Одной из эффективных форм взаимодействия взрослых и детей является участие в коллективной театрализованной деятельности. Она рассчитана на сотворчество детей и взрослых, которые не разучились играть, сочинять и фантазировать.
Такой подход даёт широкие возможности педагогам для создания благоприятных педагогических условий, позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать его наиболее эффективным в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами и требованиями образовательной программы.
В то же время, плодотворное взаимодействие и сотрудничество с коллегами позволяют воспитателям и специалистам ДОУ повысить свою квалификацию и профессиональное сознание, стимулируют социальную и профессиональную активность, стремление к профессиональному развитию, творчеству и самореализации в профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагогов специалистов и воспитателей по развитию специальных способностей детей дошкольного возраста.
Творчество невозможно без усвоения определённых знаний и овладения навыками и умениями, которые ребёнок получает на специально организованных занятиях по изобразительной деятельности, а также на занят...
Взаимодействие специалистов ДОУ, направленное на развитие индивидуальных особенностей, способностей и талантов.
Выступление на педагогическом совете по теме «Модель управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми в ДОУ»...
статья "Взаимодействие специалистов ДОУ в процессе развития коммуникативных умений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
Формирование коммуникативной потребности у детей с общим недоразвитием речи является особенно актуальным, так как у данной категории детей самостоятельно она не формируется....
Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе естественнонаучной направленности по развитию исследовательских способностей для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет
Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе естественнонаучной направленности по развитию исследовательских способностей для детей старшего дошкольного возрас...
Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе технической направленности по развитию конструкторских способностей детей от 6 до 7 лет
Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе технической направленности по развитию у детей 6-7 лет конструкторских способностей на основе элементарного компьютерно...
Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей детей от 6 до 7 лет
Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 6-7 лет «Бум...
Развитие межполушарного взаимодействия как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей ребенка с ОВЗ
Как правила в последнее время увеличивается число детей, в развитии которых обнаруживаются различные виды нарушений. Мы педагоги в работе не раз слышим такие слова (от самых близких ребенку людей), он...