конспект занятия "Чудо картошка"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Хатиашвили Ольга Борисовна

Информация и опыты, используемые на занятии, позволят детям с интересом провести время и узнать много нового о таком обычном овоще как картофель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«ЧУДО КАРТОШКА»

ЦЕЛЬ: углублять знания детей о картофеле.

ЗАДАЧИ:

- познакомить с историей появления картофеля на Руси;

- расширять представления о значении картофеля в жизни человека: уточнить и дополнить знания  о картофеле как продукте питания, познакомить с его полезными свойствами;

- обобщить знания о строении растения и особенностях его произрастания;

- развивать интерес к экспериментированию, способность действовать по словесной инструкции.

МАТЕРИАЛЫ: компьютерная презентация, мешочек с картофелем, кукла, картинки с изображением картофеля на каждого ребенка, карандаши, пророщенный в прозрачной емкости картофель, нож, йод, терка, марля, мука, крахмал, 3 стакана с водой, пипетка, простая и накрахмаленная салфетки на каждого ребенка, картофельные печатки, леденцы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Под музыку входит Нафаня с мешком за спиной. На мешке сидит Антошка (кукла).

Н. (охает) Надоть передохнуть. Куды ж  это мы с тобой, Антошка, попали? Изба незнакомая, детворы полон дом. Печка! Печки нет! Да куды ж мы спрячемся, где жить-то будем? (обращается к ребенку) Ну-кась, малой, скажи, где это мы?

Д. ответы

Н. Что такое детский сад, не скумекаю я что-то?

Д. ответы

Н. Так это что, дом для детворы что ли? Ну, тогда здесь не боязно, здесь не обидят. А то ведь как бывает: с некоторыми водиться – лучше в крапиву садиться. Коли мы к вам в гости зашли,  давайте знакомиться. Ты кто?.. А тебя как кличут?..

А я Нафаня – домовой, а это мой помощник Антошка. Он еще маленький домовой, но очень шустрый и смышленый.

Ох, как же мы Антошка с тобой заблудились? Надо было нам помочь перенести хозяину вот этот мешок с добром. Шли мы проселочными дорогами да окольными путями. Да видать с дороги сбились.

Да что горе горевать! Отдохнем немного да опять в путь-дорогу. Только не любят домовые без дела сидеть. Чем бы мне заняться да вас потешить? Да хоть бы вот этот мешок спростать. Хотите знать, что в нем? Отгадайте:

Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко.

Ведь, правда, вкусная…(картошка)

Открывает мешок.

Н. Вот она картошечка-кормилица, чистенькая, клубень к клубню. В нашей стороне ее называют вторым хлебом. Как вы думаете, почему? (ответы) А я вам ответ дам. Мы-то домовые живем долго, многое повидали. Всякая жизнь была на Руси. Хлеб, бывало, не уродится – голодно. А картошка  неприхотливая, и в холодное лето вырастет да семью прокормит. Я страсть как люблю картошку! А вы любите картошечку? Какие блюда можно приготовить из картофеля? (ответы) Давайте присядем и посмотрим.  (1 слайд)

Нафаня поет под фонограмму:

Всем известно, без картошки

Не получится окрошки.

Коль картошку позабудешь –

Это верно сыт не будешь.

А вы знаете, что картофель – это иноземный продукт. К нам в Россию его завезли почти 250 лет назад. Знатные люди цветами картофеля в те времена украшали свою одежду, прически, делали бусы, браслеты (2 слайд). Однако долго не мог картофель прижиться в России. Простые люди устраивали картофельные бунты,  отказывались  не только есть, но даже сажать картофель, считая его ядовитым. А вызвать отравление картофель действительно может, но только позеленевший (3 слайд). Однажды, во время одного такого бунта рассерженные люди бросили в костёр растения картофеля. А когда огонь погас, они увидели в золе румяные клубни (4 слайд). Это была печёная картошка. Она была такая вкусная! С тех пор в России все едят картошку и называют её вторым хлебом. Однако картошку любят не только люди, но и вредоносные насекомые. Вы их знаете? (5 слайд) Посмотрите-ка, на нашем картофельном поле завелись колорадские жуки. Помогите от них избавиться, да только не перепутайте с божьей коровкой. Она полезное насекомое (упражнение на внимание: предложить детям найти на картинке всех колорадских жуков).

Н.  А что же такое картофель? (овощ) Где же растет картошка? (в огороде, в поле) А вы знаете, как растет картофель? А я вам даже показать могу (демонстрация выращенного в прозрачной емкости  картофеля)(6 слайд – обсудить строение растения).

Н. Давайте поближе рассмотрим клубни. Какой формы картофель? Какого цвета и почему? (разный сорт) Какой он на ощупь? Что есть у картофеля? Да, маленькие выемки. Их называют «глазки». Как вы думаете, для чего они нужны? (сравнить с картофелем, у которого есть ростки) Да, из этих «глазков» появляются новые побеги растения. Если у клубня 7 глазков, то сколько будет побегов? Да, вырастет 7 новых растений из одного клубня. А можно клубень разделить на части так, чтобы в каждой был один глазок (разрезать клубень), и посадить их в землю. Даже в этом случае вырастет новое растение.

Пусть грязны мои ладошки,

Я привык уже к труду…

И вкуснее нет картошки,

Что посадишь сам в гряду!

Н. Эх, Антошка, Антошка, зови ребят копать картошку (предложить детям спеть песню под  фонограмму, дети выполняют движения в соответствии с песней, игровые движения куклой)

Н. Ай да молодцы! Картошку копать – не руками махать. А давайте-ка почистим картошку, посмотрим какая она внутри. Ой! Вот беда, беда, огорчение, палец порезал! (испуганно) У меня будет инфекция, нужна дезинфекция. Чем палец помазать? (йодом)

Мажет палец йодом, капает на картофель.

Н. Что за чудо, чудеса! Изменил картофель цвет, почему, кто даст ответ? Знаю, в картошке есть крахмал, хоть картофель очень мал (7 слайд). Если натертый картофель положить в воду, то она окрасится в белый цвет из-за крахмала (натереть картофель, положить в марлю, опустить в воду). Высушенный крахмал похож на муку.

Сравнение пшеничной муки и крахмала зрительно и на ощупь. 

Н. Заметили разницу? (крахмал хрустит, а мука мягкая, пушистая, не скрипит)

Окрашивание йодом раствора крахмала  в банке, чистой воды и сока картофеля в воде)

 Н. Там, где есть крахмал, йод меняет цвет. А вот перед вами две салфетки, сравните их на ощупь и скажите, в чем разница (одна – мягкая, легко мнется, другая – жесткая, как картон). А теперь капнем на них йодом. Что вы видите?

Н.  Знаете ли вы, для чего нам нужен крахмал? Заваривать кисель, варить соусы и подливы, крахмалить белье.

Н. Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство. В нем много витамина С, особенно в печеном и сваренном в кожуре картофеле. Сок сырого картофеля хорошо очищает весь организм. Даже кожура у картошки полезна, особенно чай или отвар из нее.

 А зимой тут было, я простудился, так Антошка наварил мне картошки и дал подышать над паром – и сразу мне полегчало. А за это я ему намастерил вот таких игрушек (показывает печатки из картофеля;  пригласить ребенка порисовать печатками). Оставьте их себе, а Антошке я еще сделаю.

РЕФЛЕКСИЯ

Н. Ну вот, ребятушки, сколько вы теперь знаете о картошке. Что вам больше всего запомнилось? Можете рассказать об этом своим родным и друзьям. А за то, что вы нас приютили – вот вам угощение… (раздает леденцы на палочке) Ух ты, солнце уже в три дерева, а у меня еще дела не деланы. Антошка, давай собираться, надо к дому пробираться. А вам – счастливо оставаться (кланяется, уходит).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ах, картошка, ты картошка.

Программное содержание:Цель: Уточнить и пополнить знания детей о картофеле как продукте питания, а так же средстве лечения некоторых заболеваний. ...

Познавательно-исследовательский проект "Раз картошка, два картошка!"

Данная работа содержит подробный план организации работы с детьми в период посадки картофеля, описание опытов и экспериментов по теме. Представлен дополнительный дидактический материал, который будет ...

" Ах, картошка,картошка" - конспект занятия

Закреплять у детей  исторические сведения о картофеле. Развивать творческую активность детей.ия о картофеле. Воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям....

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ») «Ах, картошка, ты картошка!» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

- формировать у детей представления о растениях, выращиваемых человеком для употребления в пищу;- закреплять представления детей о потребности растения в свете, тепле, воде;- формировать умение понима...

конспект познавательного развития "Ах, картошка, картошка"

Уточнить и дополнить знания детей о картофеле как о продукте питания, а так же продукте, необходимом для лечения некоторых заболеваний....

Конспект занятия "Картошка и свекла"

Для младших дошкольников занятия рисованием составляют основу учебно-воспитательного процесса. В возрасте 3–4 лет (вторая младшая группа) у детей благодаря урокам по изобразительному искусству п...