конспект занятия "Чудо картошка"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Информация и опыты, используемые на занятии, позволят детям с интересом провести время и узнать много нового о таком обычном овоще как картофель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«ЧУДО КАРТОШКА»
ЦЕЛЬ: углублять знания детей о картофеле.
ЗАДАЧИ:
- познакомить с историей появления картофеля на Руси;
- расширять представления о значении картофеля в жизни человека: уточнить и дополнить знания о картофеле как продукте питания, познакомить с его полезными свойствами;
- обобщить знания о строении растения и особенностях его произрастания;
- развивать интерес к экспериментированию, способность действовать по словесной инструкции.
МАТЕРИАЛЫ: компьютерная презентация, мешочек с картофелем, кукла, картинки с изображением картофеля на каждого ребенка, карандаши, пророщенный в прозрачной емкости картофель, нож, йод, терка, марля, мука, крахмал, 3 стакана с водой, пипетка, простая и накрахмаленная салфетки на каждого ребенка, картофельные печатки, леденцы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Под музыку входит Нафаня с мешком за спиной. На мешке сидит Антошка (кукла).
Н. (охает) Надоть передохнуть. Куды ж это мы с тобой, Антошка, попали? Изба незнакомая, детворы полон дом. Печка! Печки нет! Да куды ж мы спрячемся, где жить-то будем? (обращается к ребенку) Ну-кась, малой, скажи, где это мы?
Д. ответы
Н. Что такое детский сад, не скумекаю я что-то?
Д. ответы
Н. Так это что, дом для детворы что ли? Ну, тогда здесь не боязно, здесь не обидят. А то ведь как бывает: с некоторыми водиться – лучше в крапиву садиться. Коли мы к вам в гости зашли, давайте знакомиться. Ты кто?.. А тебя как кличут?..
А я Нафаня – домовой, а это мой помощник Антошка. Он еще маленький домовой, но очень шустрый и смышленый.
Ох, как же мы Антошка с тобой заблудились? Надо было нам помочь перенести хозяину вот этот мешок с добром. Шли мы проселочными дорогами да окольными путями. Да видать с дороги сбились.
Да что горе горевать! Отдохнем немного да опять в путь-дорогу. Только не любят домовые без дела сидеть. Чем бы мне заняться да вас потешить? Да хоть бы вот этот мешок спростать. Хотите знать, что в нем? Отгадайте:
Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко.
Ведь, правда, вкусная…(картошка)
Открывает мешок.
Н. Вот она картошечка-кормилица, чистенькая, клубень к клубню. В нашей стороне ее называют вторым хлебом. Как вы думаете, почему? (ответы) А я вам ответ дам. Мы-то домовые живем долго, многое повидали. Всякая жизнь была на Руси. Хлеб, бывало, не уродится – голодно. А картошка неприхотливая, и в холодное лето вырастет да семью прокормит. Я страсть как люблю картошку! А вы любите картошечку? Какие блюда можно приготовить из картофеля? (ответы) Давайте присядем и посмотрим. (1 слайд)
Нафаня поет под фонограмму:
Всем известно, без картошки
Не получится окрошки.
Коль картошку позабудешь –
Это верно сыт не будешь.
А вы знаете, что картофель – это иноземный продукт. К нам в Россию его завезли почти 250 лет назад. Знатные люди цветами картофеля в те времена украшали свою одежду, прически, делали бусы, браслеты (2 слайд). Однако долго не мог картофель прижиться в России. Простые люди устраивали картофельные бунты, отказывались не только есть, но даже сажать картофель, считая его ядовитым. А вызвать отравление картофель действительно может, но только позеленевший (3 слайд). Однажды, во время одного такого бунта рассерженные люди бросили в костёр растения картофеля. А когда огонь погас, они увидели в золе румяные клубни (4 слайд). Это была печёная картошка. Она была такая вкусная! С тех пор в России все едят картошку и называют её вторым хлебом. Однако картошку любят не только люди, но и вредоносные насекомые. Вы их знаете? (5 слайд) Посмотрите-ка, на нашем картофельном поле завелись колорадские жуки. Помогите от них избавиться, да только не перепутайте с божьей коровкой. Она полезное насекомое (упражнение на внимание: предложить детям найти на картинке всех колорадских жуков).
Н. А что же такое картофель? (овощ) Где же растет картошка? (в огороде, в поле) А вы знаете, как растет картофель? А я вам даже показать могу (демонстрация выращенного в прозрачной емкости картофеля)(6 слайд – обсудить строение растения).
Н. Давайте поближе рассмотрим клубни. Какой формы картофель? Какого цвета и почему? (разный сорт) Какой он на ощупь? Что есть у картофеля? Да, маленькие выемки. Их называют «глазки». Как вы думаете, для чего они нужны? (сравнить с картофелем, у которого есть ростки) Да, из этих «глазков» появляются новые побеги растения. Если у клубня 7 глазков, то сколько будет побегов? Да, вырастет 7 новых растений из одного клубня. А можно клубень разделить на части так, чтобы в каждой был один глазок (разрезать клубень), и посадить их в землю. Даже в этом случае вырастет новое растение.
Пусть грязны мои ладошки,
Я привык уже к труду…
И вкуснее нет картошки,
Что посадишь сам в гряду!
Н. Эх, Антошка, Антошка, зови ребят копать картошку (предложить детям спеть песню под фонограмму, дети выполняют движения в соответствии с песней, игровые движения куклой)
Н. Ай да молодцы! Картошку копать – не руками махать. А давайте-ка почистим картошку, посмотрим какая она внутри. Ой! Вот беда, беда, огорчение, палец порезал! (испуганно) У меня будет инфекция, нужна дезинфекция. Чем палец помазать? (йодом)
Мажет палец йодом, капает на картофель.
Н. Что за чудо, чудеса! Изменил картофель цвет, почему, кто даст ответ? Знаю, в картошке есть крахмал, хоть картофель очень мал (7 слайд). Если натертый картофель положить в воду, то она окрасится в белый цвет из-за крахмала (натереть картофель, положить в марлю, опустить в воду). Высушенный крахмал похож на муку.
Сравнение пшеничной муки и крахмала зрительно и на ощупь.
Н. Заметили разницу? (крахмал хрустит, а мука мягкая, пушистая, не скрипит)
Окрашивание йодом раствора крахмала в банке, чистой воды и сока картофеля в воде)
Н. Там, где есть крахмал, йод меняет цвет. А вот перед вами две салфетки, сравните их на ощупь и скажите, в чем разница (одна – мягкая, легко мнется, другая – жесткая, как картон). А теперь капнем на них йодом. Что вы видите?
Н. Знаете ли вы, для чего нам нужен крахмал? Заваривать кисель, варить соусы и подливы, крахмалить белье.
Н. Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство. В нем много витамина С, особенно в печеном и сваренном в кожуре картофеле. Сок сырого картофеля хорошо очищает весь организм. Даже кожура у картошки полезна, особенно чай или отвар из нее.
А зимой тут было, я простудился, так Антошка наварил мне картошки и дал подышать над паром – и сразу мне полегчало. А за это я ему намастерил вот таких игрушек (показывает печатки из картофеля; пригласить ребенка порисовать печатками). Оставьте их себе, а Антошке я еще сделаю.
РЕФЛЕКСИЯ
Н. Ну вот, ребятушки, сколько вы теперь знаете о картошке. Что вам больше всего запомнилось? Можете рассказать об этом своим родным и друзьям. А за то, что вы нас приютили – вот вам угощение… (раздает леденцы на палочке) Ух ты, солнце уже в три дерева, а у меня еще дела не деланы. Антошка, давай собираться, надо к дому пробираться. А вам – счастливо оставаться (кланяется, уходит).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ах, картошка, ты картошка.
Программное содержание:Цель: Уточнить и пополнить знания детей о картофеле как продукте питания, а так же средстве лечения некоторых заболеваний. ...
Познавательно-исследовательский проект "Раз картошка, два картошка!"
Данная работа содержит подробный план организации работы с детьми в период посадки картофеля, описание опытов и экспериментов по теме. Представлен дополнительный дидактический материал, который будет ...
" Ах, картошка,картошка" - конспект занятия
Закреплять у детей исторические сведения о картофеле. Развивать творческую активность детей.ия о картофеле. Воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям....
Конспект экспериментально – исследовательской деятельности «Раз картошка, два картошка» в подготовительной группе для работы на стажёрской площадке
для работы на стажёрской площадке ...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ») «Ах, картошка, ты картошка!» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
- формировать у детей представления о растениях, выращиваемых человеком для употребления в пищу;- закреплять представления детей о потребности растения в свете, тепле, воде;- формировать умение понима...
конспект познавательного развития "Ах, картошка, картошка"
Уточнить и дополнить знания детей о картофеле как о продукте питания, а так же продукте, необходимом для лечения некоторых заболеваний....
Конспект занятия "Картошка и свекла"
Для младших дошкольников занятия рисованием составляют основу учебно-воспитательного процесса. В возрасте 3–4 лет (вторая младшая группа) у детей благодаря урокам по изобразительному искусству п...