Перспективное планирование экологического воспитания детей в средней группе
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему

Цикунова Лариса Сергеевна

Перспективное планирование экологического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_1.docx42.73 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное  планирование  по  экологическому воспитанию в средней группе

Тема занятий

 

Цель и задачи наблюдений

Формы работы

  
СЕНТЯБРЬ

1.Во саду ли, в огороде

 

 

 

 

 

 

 

 2. В хороводе деревьев

 

 

 

 

 

 3. "Зелёная аптека"

 

 

 

.Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение).Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.

 

 

 

  Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию.

 

 Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям.

 

 

-Наблюдения
-Сбор урожая
-Дидактические игры:
"Чего не стало"
"Угадай на ощупь"
"Узнай по описанию"
-Беседа "Что нам осень принесла"
-Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты"
-Н. Егоров "Тыква", "Морковка", "Горох", "Лук".
-Ю. Тувим "Овощи"
-Игра "Дорисуй овощ"


-Рассматривание картины "В поле осенью"
-Аппликация "Поспели яблоки в саду"
-Лепка "Овощи для магазина"
-Опыт "Тепло - холодно"
-Посадка чеснока на зиму

-Наблюдения
-Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев
-Отгадывание загадок
-Игра "Дорисуй листочек", "Соедини листья с плодами"
-Дидактическое лото "С какого дерева листочек"
-Рисование "Разноцветные листочки"
-Чтение стих-я А. Майков "Кроет уж лист золотой"
-И. Токмакова "Сосны"

-Беседа о лекарственных травах
-Загадки
-Рассматривание иллюстраций с растениями
-Доктор лечит от простуды: "Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя"

 

ОКТЯБРЬ

1.Путешествие в страну Осень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Тайны грибного  царства

 

 

 

3.Чудо - ягодка

 

 4. Воздух

 

 

 

 

 

 

.Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

 

 

 

 

 

 

 

 Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.

 

 Расширять знания детей о ягодах: лесных,  садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах)

    Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

 

 

-Наблюдения за состоянием погоды на участке
-Наблюдения за трудом взрослых
-Чтение стих-я Ерихеева "Осень"
-Рассматривание  картины "Времена года"
-Дидактические игры:
"Найди такой листок, как на дереве"
"Кто скорее соберёт"
"Так бывает или нет"
"Детки на ветке"
-Игра "Какая сегодня погода"
-Развлечение "Осень разноцветная"
-Чтение Э. Мошковская "Чужая морковка"
-И.Бунин "Листопад"(отрывок)
-И, Токмакова "Ветрено"
-Песенка "Во поле рябинушка"
-Рисование "Грустная осень", "Радостная осень"
-Лепка "Как ёж готовится к зиме"
-П/и "Перелёт птиц"


-Кукольный театр "Лесная история"

-Загадки Лесовичка о грибах
-Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций
-Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении
-Аппликация "Поможем белочке заготовить грибы"

-Рассматривание иллюстраций, муляжей
-Отгадывание загадок
-Дидактическая игра "Лесные и садовые ягоды"

-Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет)
-Надувание мыльных пузырей
-Пузырьки-спасатели
-Надувание шаров
-Поиск воздуха
-Загадочные пузырьки
-Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения)
-Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей

 
НОЯБРЬ

1. Мир растений

 

 

 

 

 

 

 

2.Подводное царство

 

 

 

 

 

3.Волшебница вода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ДЕКАБРЬ

  1. На бабушкином дворе

 

 

 

 

 

 

 

2.Лесные жители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Белый снег, пушистый

 

 

 

 

 

Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.

 

 

 

 

 

 Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), лягушкой. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к  жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.

 

 Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным  его состоянием. Расширять знания детей о значении воды  в нашей жизни.

 

 

 

 

  Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.

 

 

 

 Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.

 

 

 

 

 

 

 

 Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и  зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).

 

 

-Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений
-Чтение рассказа "Зелёные страницы"
-Беседа "Мой любимый цветок"
-Дидактические игры:
"Собери букет"
"Узнай растение"
-Рисование "Поляна цветов"
-Опыт "Что любят растения",
"Как развивается растение"

 

 Наблюдения за аквариумными рыбками
-Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей.
-Игра "Мы весёлые рыбки"
-Опыт "Кто живёт в воде"
-"Зачем лягушке такие лапки"
-Лепка "Рыбка"
-Аппликация "Аквариум" (коллективная)
-Рассказ Л. Берг "Рыбка"

 

-Беседа
-Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить"
-Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"
-Игра "Как сосулька превратилась в воду"
-Изготовление цветных льдинок
-Взаимодействие воды и снега
-Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)
-Дидактическая игра "Вода"
-Опыт с водой
- Чтение рассказа Николаевой "Путешествие капельки"

 

 

 -Отгадывание загадок о домашних животных
-Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением   домашних животных
-Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные
-Дидактические игры:
"Назови детёнышей"
"Какая польза от домашних животных"


"Кто где живёт"
-Игра "Угадай, это зверь или птица?" (по модели)
-Сравнение живой кошки и игрушечного котёнка
-Чтение сказки "Как собака друга искала"
-Драматизация сказки "Три поросёнка"
-Аппликация "Кисонька-мурысынька"
- Подвижная игра "Пастух и стадо"

-Рассказ Лесовичка о лесе
-Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"
-Игра- имитация "Звериная зарядка"
- Опыт "Как звери меняют шубку"

-Игровое упражнение "Придумай ласковые слова"
-Дидактические игры:
"Найди детёныша".
"Кто что ест",
-Слайды "Времена года"
-Театр на фланелеграфе "Маша и медведь"
-Настольный театр "Снегурушка и лиса"
-Рисование "животные в лесу" (трафарет)
-Сюжетно-ролевая игра "Зоопарк"
-Сказки "Лисичка-сестричка и волк", "Зимовье зверей", "Заюшкина избушка"
--Рассказ Е. Чарушина "Что за зверь?"
-Рассказ Н, Носов "Лисята"
-Лепка  "Заяц-длинные уши"

 

-Опыт со снегом
-"Нужен ли зимой растениям снег?"
-Цветные льдинки
-Рисование "Снежинки"
-Постройка горки с помощью взрослых

  ЯНВАРЬ

 1. В гостях у птиц

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Зимушка-зима

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Песок, глина, камень, почва

 

 

 

ФЕВРАЛЬ

 1. Путешествие в царство комнатных растений

 

 

 

 

 

 

 

 2. Обитатели уголка природы

 

 

3.Стекло и металл

 

 

 

МАРТ

 1. В гостях у Веснянки

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Береги живое!

 

 

 

 

 

 

3.Резина и пластмасса

 

. Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим".

 

 

 

 

 

 

 Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной.

 

 

 Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных  растений  (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать  растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

 

 

 

 

 Познакомить детей с жителями уголка природы. Развивать интерес, наблюдательность, учить детей доброте, чуткости, вниманию по отношению к обитателям уголка природы. Воспитывать ответственность за тех, кого приручили.

.Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

 

 

.Расширить знания детей о весенних  изменениях в неживой природе  и их влиянии на жизнь растений и животных , на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

 

 

 

 

 

.Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживания, умение видеть взаимосвязь в природе.. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

 

 

 

 Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

 

-Беседа о зимующих и перелётных птицах
-Отгадывание загадок 
-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц
-Наблюдения за птицами на участке
-Дидактические игры:
"Кто , где живёт",
"Нарисуй птицам дорожку в сказку"
-Рассматривание альбома "Пернатые друзья"
-Рисование "Чудо - птица" (по мотивам дымковской игрушки)
-Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц")
-Чтение стих-я "Покормите птиц зимой"
-Игра "Птички-невелички"
-Устройство птичьей столовой

 

-Беседа о зиме
-Рассматривание картины "Зимние забавы"
-Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери"
-Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу

-Рассматривание картины К. Коровин "Зима"
-Аппликация "Деревья зимой"  (коллективная, обрывание полосок)
-Рисование "Зимушка - зима"
-Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми)
-Чтение сказки "Зимовье"
-С. Козлов  "Зимняя сказка"
-А.Фет "Мама, глянь-ка из окошка:"
-И. Суриков "Зима"
-А.Барто "Ёлка"
-Детские впечатления "Я был в зимнем лесу"
-Игра "Жидкое - твёрдое"
-Чтение пословиц, поговорок
-Игры - забавы с санками 
-Подвижные игры "Берегись, заморожу"
"Снежинки и ветер"

-Опыт с песком, глиной
- Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение)
-Рассмотреть песок, глину (сравнить)

 

 

-Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями"
-Игра "Какого  растения не стало"
-Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы"
-Рассматривание растений
-Опыт по ознакомлению с потребностями растений  (свет, тепло, влага, почвенное питание)
-Игра "Цветы"
-Беседа о строении растений
-Беседа об уходе за комнатными растениями
-Дидактические игры "Живые картинки",
"Опиши, я отгадаю"
-Рассматривание картины "Цветущий кактус"
-Лепка "Кактус"
-Теневой театр "Как я ухаживаю за цветами"

- Длительное наблюдение за черепахой, хомяком.
-Беседа
-Рассказ о обитателях уголка природы
-Впечатления, высказывания детей
-Игра "Расскажи и покажи"

-Опыт со стеклом, металлом
-Сравнение предметов
-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"
-Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов

 

 

-Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна"
-А. К. Саврасов "Грачи прилетели"
-Стих-е С. Вангели "Подснежники"
-Дидактические игры : "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "Найди детёныша"
- Где будут первые проталинки?
-Где снег не тает?
-Где быстрее наступит весна?
-Рисование  "Волшебница весна"
-Театр "Заюшкина избушка"
-В. Берестов "Песенка весенних минут"
-М. Пришвин "Мать - и -мачеха", "Одуванчик", "Ребята и утята"
-Игра "Покажи птиц, которые прилетают весной"
-П/и "Зайцы и волк", "Птицы и лиса"

-Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли"
-Игра "Где живут животные"
-Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"
-Рассматривание  Красной книги, беседа

 

 

 

 

-Рассматривание предметов из этих материалов
-Сравнение резины и пластмассы
-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"
-Поделки из резины, пластмассы

 

АПРЕЛЬ

  1.Насекомые - наши помощники

 

 

 

 

 

2.Экскурсия в плодовый  сад в период  цветения

 

 

 

 

 

 

3.Земля - мой дом

 

 

 

 

 

 

 

Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
Воспитывать интерес и доброе отношение к  насекомым.

 

 

Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по цветкам.  Продолжать  устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и  цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением)..Воспитывать эстетические чувства.

 

 

 

Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. .Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. .Поощрять желания делиться своими впечатлениями с окружающими.

 

 

-Отгадывание загадок
-Наблюдения за насекомыми
-Рассматривание иллюстраций
-Дидактические игры:
"Найди насекомых, поедающих листья"
"Как спрятаться бабочкам
-Чтение стих-й М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика")
-Рисование "Божья коровка"
-Лепка "Зелёная гусеница"

-Наблюдения за цветением деревьев
-Рассматривание иллюстраций "Сравнение различных периодов весны"
-Дидактические игры 
"Раскрась предметы живой и неживой природы"
"Найди такой же"
"Подбери листок к дереву"
-Чтение художественной литературы
-Рисование "Яблоня в цвету"
-Рассказ о взаимосвязи цветущих деревьев и пчёл
-Игра "Что  где зреет"
-Стих-е М. Бородицкой "Разговор с пчелой"
-Рассматривание картины "Цветущий сад"
-Игра "Пчёлки"

-Беседа "Где я живу"
-Сравнение речки, болота, моря
-Рассматривание картины "Семья дома"
-Рассматривание семейных фотографий
-Дидактические игры:
"Рассели животных"
"Кто живёт на суше, а кто в воде"
"Наша семья"
-Беседа о звёздах
-Рисование "Звёздное небо"

 

МАЙ

1.Экологическая тропинка

 

 

 

 

 

2.Человек - живой организм

 

 

 

 

 

3. Бумага, древесина, ткань

 

 

 

 

 

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся  знания  детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке). Упражнять в практической помощи  природе (уборка мусора, лечение деревьев)

 

 

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности.  Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека.  Развивать  сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

 

 

.Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов  в поделки.

 

 

-Чтение стих-я Р. Рождественского "Береги природу"
-Целевая прогулка по экологической тропинке
-Беседа
"Что ты сделал доброе для природы?"
-Игра "Что будет, если?"
-Дидактическая игра "Кто больше?"
-Подвижная игра "Раз, два, три - к дереву беги!"
-Прослушивание аудиозаписи "Голоса природы"
-Игра "Опиши, а мы отгадаем"

-Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека
-Дидактическая игра "Валеология"
"Понюхай и отгадай"
-Беседа о потребностях человека
-Рассказ о вредных привычках

-Язычок - помощник
-Игра "Угадай на вкус"
-Гимнастика  для  глаз

-Изготовление поделок, построек
-Оригами из бумаги
-Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов
-Беседа
-Опыт с бумагой, древесиной
-Аппликация из ткани "Полянка цветов"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание детей в средней группе» -проект

В  проекте  представлена модель экологического проекта, разработанного в соответствии с ФГОС. Этот проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной исследовательской ...

«Экологическое воспитание детей в средней группе»

В своем проекте я представила модель экологического проекта, разработанного в соответствии с ФГОС. Этот проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельност...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей в средней группе на тему: «Донской огород».

Изучаем овощи, учимся употреблять в речи прилагательные: «кислый», «сладкий», «горький», «соленый»....

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию детей в средней группе «Зимнее путешествие»

Цель: выявление уровня сформированности экологических знаний и представлений детей.Задачи:- Закрепить знания о правилах поведения в природе, приёмов бережного отношения к ней.- Формировать навыки элем...

«Экологическое воспитание детей в средней группе» Экологический проект «Огород на подоконнике»

Содержание1.Актуальность проблемы.2.Цель3.Задачи4.Ожидаемые результаты5.Этапы работы6.Этапы реализации7. Полученные результаты8. Выводы.9. Литература.Проект: краткосрочный.Вид проекта:...