Предметно-пространственная среда для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольника
материал на тему
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razmestit.docx | 22.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад №56 «Гусельки»
Маслова Н.С.
Предметно-пространственная среда для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольника
ДОКЛАД
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Предметный мир должен обеспечивать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, поддерживать познавательную активность и ее дальнейший рост, создавать условия для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Именно грамотно организованная предметно – пространственная среда, поможет решить поставленные перед педагогическим работником задачи.
Исследование — универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности в динамично изменяющемся мире. Познавательно – исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка.
Предметно-развивающая среда обеспечивает реализацию основной общеобразовательной программы в нашем дошкольном учреждении, но хочется обратить особое внимание на создание развивающей предметно-пространственной среды для познавательно-исследовательской деятельности детей.
Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, а также территории, прилегающей к ней или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета возрастных особенностей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей,
учет гендерного развития ребенка.
Дети любят что-то делать своими руками, демонстрировать конечный результат окружающим, в том числе и членам семьи, невольно вовлекая их в эту деятельность.
Вместе с тем на протяжении дошкольного возраста познавательно-исследовательская деятельность детей претерпевает изменения в плане структуры и средств осуществления, поэтому необходимо учитывать этот факт при создании предметной среды во всех возрастных группах детского сада.
Познавательно – исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в предметно – манипуляторной деятельности, представляя собой простое, «бесцельное» экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, появляется способность к простейшей категории предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, а так же орудийные действия. В дошкольный период «островки» познавательно – исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, «вплетаясь» в виды ориентировочных действий, опробования возможностей нового пути, чем старше становится ребенок, тем в большей степени познавательно- исследовательская деятельность включает все средства ее осуществления.
Предметно-игровая среда по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду служит зоной опережающего развития детей. В группах детского сада созданы центры: центр «Науки и природы», где дети проводят наблюдения за комнатными растениями и экспериментируют с огородом на окне, «Я - исследователь», где проводят плановые опыты и опыты из серии «Открытие дня» с использованием оборудования: лупы, компасы, глобус, микроскоп и др. При оборудовании центра учитывались следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей; доступность расположения соблюдение правил при проведении опыта и эксперимента. Игровой центр содержит развивающие игры и упражнения. Литературный центр «Хочу все знать!» содержит энциклопедии, картины, иллюстрации, альбомы.
Во всех возрастных группах, начиная с первой младшей группы, есть специально созданные уголки, которые способствуют расширению перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия, в виде экспериментальных лабораторий, типа «Почемучка», «Уголок Знайки», «Уголок моделирования», «Музыкальная лаборатория» и т.п., где дети могут повторить опыты, показанные воспитателем или сверстниками, или заниматься самостоятельным творчеством.
В качестве центров развития могут выступать:
• уголок для сюжетно-ролевых игр;
• уголок ряжения (для театрализованных игр);
• книжный уголок;
• зона для настольно-печатных игр;
• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных
мастеров и т. д.);
• уголок природы (наблюдений за природой);
• спортивный уголок;
• уголок для игр с песком;
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики,
тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т.п.).
Цель организующей функции- предложить ребёнку всевозможный материал для его активного участия в исследовательской деятельности. В определённом смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.
В соответствии с воспитательной функцией среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимодействий, организованного поведения, бережного отношения.
Развивающая функция среды соответствует "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребёнка. Создание предметно-развивающей среды по поисковой деятельности детей строится с учетом личностного, содержательного, материального и организационного компонента. Педагоги, планируя поисково-исследовательскую деятельность детей, учитывают тип реализации и характер взаимодействия субъектов, содержание деятельности, продумывают все возможные специальные специфические аспекты, такие как объявления, о поисковой деятельности, необходимый инструментарий для исследований, в которых отражается работа с родителями.
В нашем детском саду традиционно присутствуют занятия по ознакомлению с окружающим. Они строятся в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Образовательная деятельность с детьми по познавательно-исследовательской работе планируется еженедельно во всех возрастных группах в режиме дня.
В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.
Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).
Педагоги, используя все виды поисково-исследовательской деятельности детей в дошкольном возрасте, включающие поисковую деятельность, моделирование и преобразование предметов, высказывание Сухомлинского В.А.: « Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал" – сделали девизом в своей работе. Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Мы считаем, что необходимо создавать и обогащать развивающую среду для познавательно-исследовательской деятельности, начиная с младшего возраста.
В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Актуальностью нашей работы является развитие личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач данного возраста. Стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на “зону ближай...
Проект оформления развивающей среды для развития познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности детей дошкольного возраста по экологии на тему: "Клумбы в детском саду"
Зона природы на территории дошкольного учреждения. Большое влияние на развитие личности ребёнка, семьи....
Организация предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей раннего возраста.
С сентября 2018г мы реализуем программу «Теремок» - Ориентирована на создание в образовательной организации оптимальных условий для амплификации развития ребёнка с учётом его индивид...
Методическая разработка: «Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей»
Предметно – пространственная развивающая среда должна быть организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: социально-коммуникативная,...
Методическая разработка "Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей"
Методическая разработка "Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей"...
Значение организации предметно-пространственной развивающей среды для развития речи детей дошкольного возраста с ММД
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира...
Презентация "Предметно – пространственная развивающая среда на развитие нравственно – патриотических чувств у детей раннего дошкольного возраста"
Патриотизм включает в себя много понятий, связанных с любовью к родным местам, гордостью за свой народ и его историю, ощущением причастности к окружающему миру, желанием сохранять и приумножать богатс...